Скачать 1.03 Mb.
|
1. Классическое определение экологии. 2. Неклассическое современное определение экологии. 3. Объекты классической экологии и современной экологии. 4. Цель экологии в общенаучном и православном понимании. 5. Книга Бытия об отношении человека к природе. 6. Псалтирь об отношении человека к природе. 7. Системность и единство мира, краеугольные камни современной экологии. 8. Какие науки обобщает современная экология, и в каких их частях. 9. В чём реально выражается единство мира, и какое значение это имеет для объектов экологии. 10. Ядро Земли. Его строение, состав и значение для биосферы. 11. Мантия Земли. Её строение, состояние и состав. Её значение для биосферы. 12. Земная кора. Её состав. Процессы, в ней протекающие и их значение для человека и биосферы. 13. Минералы и их экологическое значение. 14. В чём уникальность планеты Земля, как дома для человечества. 15. Строение молекулы воды и его экологическое значение. 16. Межмолекулярные связи в воде и их экологическое значение. 17. Химические и физико-химические свойства воды. 18. Капиллярность и её значение для растений, почв и грунтов. 19. Теплофизические свойства воды и их экологическое значение. 20. График изменения плотности воды и льда в зависимости от температуры и его экологическое значение. 21. Вода как средство наказания людей в Библии. 22. Современные стихийные бедствия, вызванные движением воды. 23. Вода в таинствах и обрядах православной Церкви. 24. Поверхностные воды гидросферы и их экологическое значение. 25. Подземные воды на континентах и их экологическое значение. 26. Состав тропосферы и её значение для биосферы. 27. Строение атмосферы Земли и значение для биосферы её слоев, расположенных над тропосферой. 28. Круговорот воды в природе и участие в нём атмосферы. 29. Атмосферные процессы полезные для биосферы и вредные, карающие. 30. Пророк Давид назвал небо кожей, простертой над Землёй. Что общего у живой кожи с атмосферой? 31. Определение «биосфера». 32. Верхняя и нижняя границы биосферы. 33. Формальные признаки живого организма. 34. Мнение св. Луки (Войно-Ясенецкого) о наличии души у растений. На чем оно основано? 35. Классификация живых организмов и порядок их появления на земле по данным науки и по главе 1 книги Бытия. 36. Состав и строение животной и растительной клетки. 37. Два надцарства в биологической классификации, время их появления на земле и экологическое значение. 38. Царства в биологической классификации, их особенности и экологическое значение. 39. Определение экосистема и примеры. 40. Определение биом и примеры. 41. Липидная цепь и её значение для чистоты земли. 42. Экологическая пирамида. 43. Соотношение божественной и человеческой воли в управлении экосистемами. 44. Пояснить на основе священного писания права человечества в отношении биосферы и конкретных людей в отношении отдельных экосистем. 45. Назовите некоторые законы, по которым функционирует биосфера. 46. Сущность закона поддержания стабильной численности популяции в экосистеме. 47. Значение сохранения численности популяции в экосистеме для сохранения экосистемы. 48. Определение понятия «экологическая ниша». 49. Закон лимитирующего фактора. 50. Священное Писание и искусство о красоте биосферных объектов. Духовное значение красоты. 51. Два назначения видового многообразия в экосистемах. 52. Понятие интродукции и связанные с ней опасности. 53. Понятие первичной и вторичной сукцессии. 54. Агроценоз и его отличие от природного биоценоза. 55. Основные задачи экологии с общенаучной и православной точек зрения. 56. Экологический кризис современности. В чём он конкретно выражается? 57. Основные причины экологического кризиса. 58. Пути преодоления кризиса с общенаучных позиций. 59. Православный подход к преодолению экологического кризиса. 60. Русские православные традиции природопользования и сохранения природы. 61. Эстетический аспект природопользования и его значение. 62. Объект, изучаемый экологией культуры, её цели и методы. 63. Основные понятия экологии культуры. 64. Основные теоретические положения экологии культуры. 65. Связь экологии и экологии культуры. 66. Православное природопользование с примерами из национального опыта 1. Классическое определение экологии. Экология (от др.-греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука). Экология возникла вслед за учением Дарвина о происхождении видов под влиянием меняющейся среды. Впервые термин определил немецкий биолог Эрнст Геккель, в 1866 г., в книге «Общая морфология организмов». По Геккелю, Экология - сумма знаний, относящихся к экономике природы: изучает всю совокупность взаимоотношений животного с окружающей его средой, как органической, так и неорганической, и прежде всего - его дружественных и враждебных отношений с теми животными и растениями, с которыми он прямо или косвенно вступает в контакт. Такое определение не включает человека; экология здесь - биологическая наука. Ей занимались великие ученые широкого, универсального склада: Карл Линней, Ж..-Б.Ламарк и Ч.Дарвин в XVIII и XIX веке. Развиваясь в означенных рамках она просуществовала до последней четверти XX века. Была создана классическая экология – биологическая наука. Большой вклад в неё внесли наши академики В.И.Вернадский, В.Н. Сукачёв. Классическая экология разделяется на три подраздела: Аутэкология — раздел науки, изучающий взаимодействие индивидуального организма или вида с окружающей средой (жизненные циклы и поведение как способ приспособления к окружающей среде); Демэкология — раздел науки, изучающий взаимодействие популяций особей одного вида внутри популяции и с окружающей средой; Синэкология — раздел науки, изучающий функционирование сообществ и их взаимодействия с биотическими и абиотическими факторами. 2. Неклассическое современное определение экологии. Экология (от др.-греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука). В 60-х-80-х годах XX в. человечество в лице передовых ученых, писателей и государственных деятелей осознало глобальное значение для природы Земли хозяйственной и строительной деятельности. Возникла новая экология, современная неклассическая экология. Классическое определение экологии: Экология - сумма знаний, относящихся к экономике природы: изучает всю совокупность взаимоотношений животного с окружающей его средой, как органической, так и неорганической, и прежде всего - его дружественных и враждебных отношений с теми животными и растениями, с которыми он прямо или косвенно вступает в контакт. Такое определение не включает человека; экология здесь - биологическая наука. Два альтернативных определения данной науки: По акад-ку В. Е. Соколову, Новая экология — междисциплинарная отрасль знаний, наука об устройстве многоуровневых систем в природе и обществе и об их взаимодействии", эта наука имеет целью дать обществу рецепты сохранения его природной среды, познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами окружающей среды. Экология — биологическая наука, которая исследует структуру и функционирование систем надорганизменного уровня (популяции, сообщества, экосистемы) в пространстве и времени, в естественных и изменённых человеком условиях. Это определение дано на 5-м Международном экологическом конгрессе (1990) с целью противодействия размыванию понятия экологии, наблюдаемому в настоящее время. Однако это определение полностью исключает из компетенции экологии как науки аутэкологию, что в корне неверно. Классическая экология разделяется на три подраздела: Аутэкология — раздел науки, изучающий взаимодействие индивидуального организма или вида с окружающей средой (жизненные циклы и поведение как способ приспособления к окружающей среде); Демэкология — раздел науки, изучающий взаимодействие популяций особей одного вида внутри популяции и с окружающей средой; Синэкология — раздел науки, изучающий функционирование сообществ и их взаимодействия с биотическими и абиотическими факторами. Экология — междисциплинарная наука, что отражается в работах на стыке наук, в том числе на стыке с химией и биохимией. Экология является одной из основ охраны природы и сохранения биоразнообразия. А.Б. Ефимов дал православное определение: "Экология - наука о домостроительстве Божии". 3. Объекты классической экологии и современной экологии. Всякая наука отличается от других по трем признакам, которые можно назвать кратко: объект, цель и метод. То есть каждая наука имеет свой объект. Экология возникла вслед за учением Дарвина о происхождении видов под влиянием меняющейся среды. Впервые термин определил немецкий биолог Эрнст Геккель, в 1866 г., в книге «Общая морфология организмов». По Геккелю, Экология - сумма знаний, относящихся к экономике природы: изучает всю совокупность взаимоотношений животного с окружающей его средой, как органической, так и неорганической, и прежде всего - его дружественных и враждебных отношений с теми животными и растениями, с которыми он прямо или косвенно вступает в контакт. Такое определение не включает человека; классическая экология здесь - биологическая наука. Т.о. объектом классической экология является – животное. Большой вклад в неё внесли наши академики В.И.Вернадский, В.Н. Сукачёв. В 60-х-80-х годах XX века человечество в лице передовых ученых, писателей и государственных деятелей осознало глобальное значение для природы Земли хозяйственной и строительной деятельности. Возникла новая экология, современная неклассическая экология. По акад-ку В. Е. Соколову, Новая экология — междисциплинарная отрасль знаний, наука об устройстве многоуровневых систем в природе и обществе и об их взаимодействии", эта наука имеет целью дать обществу рецепты сохранения его природной среды.познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами окружающей среды. Объект современной экологии – Земля. Образно Земля – корабль в космосе с население, которое с кораблем составляет единую сложно построенную систему. Системность и единство мира - основные идеи экологии XX века. Это есть отрицание случайности и независимости объектов на земле. До этого отрицания наука развивалась в представлении независимости процессов в разных областях Земли и даже в разных частях одного природного тела. Представлением о независимости явлений порождено разветвление, специализация, наук. 4. Цель экологии в общенаучном и православном понимании. Экология (от др.-греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука). Экология — междисциплинарная отрасль знаний, наука об устройстве многоуровневых систем в природе и обществе и об их взаимодействии", эта наука имеет целью дать обществу рецепты сохранения его природной среды, познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами окружающей среды. А.Б. Ефимов дал православное определение: "Экология - наука о домостроительстве Божии". Цель экологии - обеспечить сосуществование людей на Земле. Обеспечить им необходимые физические условия для благополучного, даже комфортного проживания. Основная цель современной экологии сформулирована в рамках европейской системы ценностей, в которой жизнь человека на Земле рассматривается как величайшая ценность. В неискаженном христианском представлении, как ни высока ценность земной жизни человека, для него есть более высокие ценности. Самая очевидная из них спасение в будущем веке. Современная западная цивилизация близка к тому, чтобы рассматривать жизнь, как цепь праздников, наслаждений и удовольствий с включением, звеньев труда и болезней, без которых, по идее, лучше обойтись. При таком подходе к жизни возникает противоречие между ростом потребления в связи с ростом населения и, главное, ростом запросов и убыванием, ресурсов планеты. На Земле неуклонно сокращается главная, по Докучаеву, ценность ее – плодородный почвенный слой, уменьшаются ресурсы чистой воды, воздуха, а также топлива. Цель экологии - снять это противоречие и обеспечить устойчивое развитие общества на сотни и тысячи лет. Коротко, цель экологии охрана окружающей среды. Но было бы неверно сказать, что экология есть наука об охране среды. Охраной среды занимаются прикладные технические науки, которые входят в экологию. Православное понимание цели экологии - разумное управление даром Божиим для сохранения его целостности, приумножения его ресурсов и их красоты. Вспомним Священное Писание (Быт. 1.27-29), Бог поставил людей управлять его достоянием на Земле. Он не подарил Землю Адаму для безотчетного пользования, но дал в управление. Этим Бог наложил ограничение на пользование ресурсами Земли, которое преступили Адам и Ева. Рациональному использованию ресурсов учит современного человека наша дисциплина экология. В век науки, без науки о природной среде и её охране нам не обойтись. С оппонентами, защищая дар Божий Землю, можно говорить только языком и терминами науки. 5. Книга Бытия об отношении человека к природе. Только человек живет повсюду на земле и над всем царствует. Бог наделил его разумом и бессмертной душой. Он дал человеку особое, великое назначение: познавать Бога, уподобляться Ему, то есть становиться все лучше и добрее, и наследовать жизнь вечную. В кн. Бытия 1:27-29: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам [сие] будет в пищу…», в кн. Бытье 2:15:«И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его», а также Быт.2:19-21 «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему». Отсюда мы видим, что Бог поставил людей управлять его достоянием на Земле. Он не подарил Землю Адаму для безотчетного пользования, но дал в управление. Этим Бог наложил ограничение на пользование ресурсами Земли, которое преступили Адам и Ева. Рациональному использованию ресурсов учит современного человека наша дисциплина экология. Итак, православное понимание цели экологии - разумное управление даром Божиим для сохранения его целостности, приумножения его ресурсов и их красоты. |
1. Понятие и определение экологии, современное состояние, перспективы развития. Понятие Проблемы, связанные с антропогенным воздействием на биосферу. Экологический кризис. Связь экологии с социальными процессами. Значение... | Контрольная работа для заочников по номеру зачетки Экология как наука. Предмет и методы экологии. Определение, принципы классификации, основные разделы экологии | ||
Задачи и упражнения к школьному курсу общей экологии Часть общая... Опираясь на определение экологии, установите, какие утверждения являются грамотными | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели и задачи курса экологии человека. Предмет и современное понимание науки экологии человека. Историческая справка о становлении... | ||
Методические рекомендации по покурсу основы экологии для студентов-заочников. Москва 2008 год Программа состоит из четырех разделов, которые являются одновременно образовательными модулями. Первый раздел посвящен экологическим... | Программа дисциплины Системный анализ в области ит для направления... Современное определение ит. Организационно-технические системы. Подсистемы – участники управления предприятием. Общая схема управления.... | ||
Экология человека как научная Место экологии человека в системе экологического знания. Предмет экологии человека – антропоэкологические взаимодействия. Понятие... | Календарно-тематическое планирование. № Требования к зун тема урока Знать: определение вектора и равных векторов, законы сложения, определение разности двух векторов, противоположный вектор, произведение... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель анализа: определение уровня продуктивности научно-методической работы, объективная оценка результатов, определение проблем научно-методической... | Внедрение икт в начальной школе. Дрожжина Е. В. выступление на М. О Готовясь к сегодняшнему разговору об икт я решила найти в интернете определение, что такое икт. Я решила найти определение каждому... | ||
Темы рефератов Предмет и задачи экологии. История экологии как науки.... | Обозначения науки о взаимодействиях организма и среды. Множественность... Изучение протекающих с участием организмов процессов трансформации вещества и энергии в экосистемах и биосфере (экосистемный и подход).... | ||
Темы рефератов Возникновение социальной экологии как экологии города... Возникновение социальной экологии как экологии города в 20-х годах ХХ века (Парк и Берджесс) | Рабочая программа ординарного курса «биология с основами экологии»... «биология с основами экологии» для для студентов биологического факультета Кубанского гос университета, специализирующихся на кафедре... | ||
Программа по дисциплине «Биология с основами экологии» гоу впо «Уральский... Составители: Таршис Галина Ильинична, профессор кафедры экологии и экологического образования Ургпу | Календарно-тематическое планирование элективного курса экологии 8 класс Ы экологии человека (биологическая, социальная, прикладная). Экологические факторы: биотические, абиотические, антропогенные (социальные,... |