Использование картографического метода в школьном курсе географии Изучение незнакомого края всегда начинается с карты…





Скачать 71.01 Kb.
НазваниеИспользование картографического метода в школьном курсе географии Изучение незнакомого края всегда начинается с карты…
Дата публикации04.08.2013
Размер71.01 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
Использование картографического метода в школьном курсе географии

Изучение незнакомого края

всегда начинается с карты…

По карте можно странствовать

так же, как по земле.

К. Паустовский.

Географическая карта является языком географии. Можно считать, что карта породила географию, а так же была ею в третьем веке до нашей эры. «Географическая карта – синтез науки и искусства, многослойное явление, объединяющее живопись, графику, технический чертеж, диаграммы, разные виды письма – пиктографическое, идеографическое, буквенное», - утверждал Б. Б. Родоман.

Картографические знания представлены комплексом понятий и терминов, определенных программой. Все картографические термины и понятия разделяются на две составные части: знания об особенностях карты, отражающие географическую и математическую основы карты и знания географического содержания, заложенные в карты.

Почему так велика роль карты в географии? Это определяется характером самой географии. Изучаемая географией поверхность земного шара очень велика, что недоступна одновременному непосредственному обозрению. Нельзя одновременно охватить взором даже свой район. Посредством же карты можно охватить сразу весь мир, можно сопоставлять между собой отдельные части земной поверхности, находить между ними различия и сходства, устанавливать связи и географические закономерности. Без карты нельзя было бы сравнивать одну часть поверхности земли с другой, следовательно, без карты не могла бы существовать география, как наука о поверхности земли и её частях. Неслучайно у древних греков география оформилась как наука одновременно с изобретением географической карты.

Изучение географии в школе невозможно без карты. «Овладение навыками работы с ними, получения по ним новой информации и ее анализа – необходимые условия формирования географической и общей культуры учащихся».

Задачи решаемые по карте имеют широкий спектр.

По карте можно определять географическое положение любого пункта земли: насколько он удалён от полюсов, от экватора, в каком тепловом поясе и в какой зоне он находится, каково его отношение к морю, его связь с хозяйственными, политическими и культурными центрами. Посредством географических координат можно точно обозначить на карте то место, где на земном шаре находится какой-либо объект.

Как известно, характер той или другой местности во многом определяется её географическим положением, от которого зависит солнечная радиация, климатические и почвенные особенности, хозяйственное значение и многое другое.

Карта показывает размещение интересующих человека объектов на поверхности земли. Она даёт представление о взаимном расположении рек, морей, океанов, гор, равнин, стран, городов и т. д.

На карте не только можно охватить взором всю землю, всю страну в целом, но на ней можно разглядеть взаимосвязь и зависимость элементов отдельных географических комплексов, ландшафтов.

Изображая размещение по земной поверхности географических объектов, карта помогает понять их взаимодействие. Без карты трудно было бы осуществить комплексное рассмотрение предметов и процессов.

По карте можно изучать не только положение и взаимоотношение, но и величину, и форму географических объектов: конфигурацию частей света, океанов, морей, озёр, границ стран, форм поверхности, высоты рельефа, глубины водоёма. Карта показывает размещение полезных ископаемых, климатических поясов, почвенно-растительных зон, сосредоточение человеческих поселений, особенно крупных городов, путей сообщения, сельского хозяйства, промышленных предприятий и т. д.

Иногда карту сравнивают с телескопом и микроскопом, которые, как и карта, помогают видеть изучаемый предмет. Это так. Но карта не только инструмент и наглядное пособие; она, как и книга, при умении её читать, может быть источником географических знаний.

«Упор на карту» – это положение выдвинул известный русский географ Николай Николаевич Баранский ещё в предвоенные годы. Это положение остаётся актуальным и для современного преподавания школьной географии. Современному учителю очень трудно из огромного потока разнообразной информации выбрать самое важное, наиболее интересное и доступное для восприятия. Это относится и к умению читать карту и «снимать» с неё необходимую информацию. До сих пор карта на бумажном носителе остаётся одной из основных для школьной географии. В преподавании географии в школе карты имеют не меньшее значение, чем учебники. Это одна из отличительных черт данного школьного предмета от других дисциплин школьной программы. Карты наглядно иллюстрируют содержание учебника, создавая у учащихся пространственное представление об изучаемой территории. Изучение карты – интереснейшее занятие.

Даже если человек в дальнейшей жизни не будет связан с географией, карта поможет ему почувствовать свою причастность к огромному миру.
Проведение эксперимента в школе
Карта используется на всех стадиях урока. Объясняя новый материал, учитель увязывает его с картой. При проверке выполнения домашнего задания необходимо требовать, чтобы ученики каждый упоминаемый в задании пункт местности указывали на карте. Карта может быть нужна как при закреплении объяснённого материала, так и при задании его на дом. Когда учащиеся используют карту, то они еще и развивают свои творческие способности. Большее развитие творческих способностей, умение читать карту и усваивать новый материал помогает контурная карта.

На контурной карте печатаются контуры (очертания) географических объектов. Это — немая карта в отношении того, что на ней даётся. Контуры карты предназначены служить ориентирами, опорными пунктами в работе над картой.

Такой характер контурных карт указывает на их назначение. Учащиеся делают надписи обозначенных на них пунктов, раскрашивают их, пополняют деталями, обозначают и такие объекты, как например, формы рельефа, города и прочие, которых нет на контурной карте.

Следовательно, контурная карта предназначается главным образом для самостоятельных работ учащихся по географии, а так же для проведения практических работ и проведение контрольных работ. Она мало пригодна для использования её при объяснении на уроках нового учебного материала. Делая надписи, отыскивая то место на карте, где надо обозначать условным значком тот или иной географический объект, учащиеся закрепляют в памяти его положение. Работа с контурной картой содействует не только запоминанию расположения географических объектов, но и пониманию их взаимосвязей. Упражнения по контурной карте проводятся как в классе, так и дома. И это один из очень удобных способов углубления и за крепления знания карты.

Контурная карта может быть использована и для проверки знаний в виде проведения контрольных работ по заполнению карты. Такая форма учёта знаний отличается объективностью и определённостью. Во время работы над контурной картой учащиеся применяют на практике приобретённые знания по географии. Поэтому упражнения с контурной картой являются одним из средств для избежания формализма в деле изучения карты.

Всё это доказывает важность контурных карт в обучении географии.

При проведении эксперимента были поставлены следующие задачи: доказать значимость картографического метода в школьном курсе географии; способствовать развитию творчества учащихся на уроке географии.

Эксперимент проводился в 2005 году в СОШ №39 Бежицкого района г. Брянск, в 9а классе, а в качестве контрольного был взят 9в класс. Изучение географии в этих классах ведется в объеме двух чесов в неделю. Эксперимент проводился при изучении раздела: Центральный экономический район. Основное внимание в эксперименте, для того что бы подчеркнуть значимость картографического метода, уделим теме «Хозяйство Центрального экономического района».

Урок в 9а классе на тему «Хозяйство центрального экономического района» был проведен в виде практической работы. Этот урок – практикум направлен на развитие умений самостоятельно работать с картой, умение читать карту, развивать творческие способности при работе с контурной картой, а также продолжать развивать умение работать с текстом учебника.

Тема практической работы: Хозяйство Центрального экономического района.

Цель работы: Изучить особенности хозяйства Центрального экономического районо.

Задачи работы:

1) Образовательная. Сформировать знания у учащихся о хозяйстве Центрального экономического района.

2) Развивающая. Развивать умения и навыки работы с картами, текстом учебника.

3) Воспитывающая. Развивать кругозор учащихся, заинтересовывать в познании нового, способствовать более яркому проявлению индивидуальных способностей.

Оборудование: физическая карта России, экономическая карта Центрального экономического района, контурная карта Центрального экономического района.

Задания:

1.С помощью экономической карты атласа, стр. 35, и текста учебник, стр. 111-114, выделите основные отрасли промышленности следующих городов: Брянск, Смоленск, Тверь, Ярославль, Кострома, Иваново, Владимир, Москва, Калуга, Тула, Орел, Рязань.

2.В контурной карте, стр. 6, нанесите, с помощью цветных карандашей, отрасли промышленности данных городов, а в условных знаках расшифруйте эти цвета.

Закрепление изученного материала:

1)Выделите главные отрасли промышленности ЦЭР.

2)Выделите второстепенные отрасли промышленности ЦЭР.

3)Как вы думаете, какие отрасли хозяйства должны в ближайшем будущем стать основной специализацией Центрального экономического района и почему?

В 9в классе урок по данной теме проводился в традиционной форме, т.е. учитель объяснял новый материал.

При подведении итогов получили следующее результаты, которые представлены в виде графиков.
Рисунок 18. Результаты обучающего эксперимента в 9а классе (24 учащихся)

Рисунок 19. Результаты обучающего эксперимента 9в классе (26 учащихся)

Эксперимент был повторно проведен в 2012 году в ГБОУ ср.шк. №27 Василеостровского района города Санкт-Петербурга. Результаты повторились. Проведения эксперимента позволяет сделать вывод, что картографический метод исследования на уроках географии является эффективным в процессе изучения нового материала, а также его на этапе закрепления.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Использование картографического метода в школьном курсе географии Изучение незнакомого края всегда начинается с карты… icon«Использование метода проектов на уроках в курсе «География России....
Обобщение опыта работы Веремеевой Любови Гавриловны, учителя географии моу сош №8 г. Оренбурга по теме «Использование метода проектов...
Использование картографического метода в школьном курсе географии Изучение незнакомого края всегда начинается с карты… iconУрок по теме «Особенности органического мира Австралии». Учитель...
Путь всегда начинается с карты. С карты начнем и мы, проверим как вы усвоили географическую номенклатуру
Использование картографического метода в школьном курсе географии Изучение незнакомого края всегда начинается с карты… iconДипломная работа По методике обучения географии и краеведению На...
Е содержание определяются потребностями общества. Социальный заказ школе, учитывающий достижения географической науки и изменения...
Использование картографического метода в школьном курсе географии Изучение незнакомого края всегда начинается с карты… iconПояснительная записка в школьном курсе общей биологии раздел «Основы генетики»
В школьном курсе общей биологии раздел «Основы генетики» является одним из самых сложных, поэтому для лучшего его усвоения обучающимися...
Использование картографического метода в школьном курсе географии Изучение незнакомого края всегда начинается с карты… iconКонспект урока географии Тема
Изучение строения земной коры (эвристическая беседа на основе сравнения физической карты и карты строения земной коры). Презентация...
Использование картографического метода в школьном курсе географии Изучение незнакомого края всегда начинается с карты… iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Место урока в школьном курсе: изучается в курсе органической химии 10 класс, тема «Алкины»
Использование картографического метода в школьном курсе географии Изучение незнакомого края всегда начинается с карты… iconКонспект урока географии в 7 классе Тема: Рельеф и полезные ископаемые Африки
Изучение строения земной коры (эвристическая беседа на основе сравнения физической карты и карты строения земной коры). Презентация...
Использование картографического метода в школьном курсе географии Изучение незнакомого края всегда начинается с карты… iconИзучение вопросов информационной безопасности в школьном курсе информатики...
Цель урока: формирование знаний о строении вирусов, их многообразии и размножении. Болезни, вызываемые вирусами
Использование картографического метода в школьном курсе географии Изучение незнакомого края всегда начинается с карты… iconРабочая программа по географии класс 6
С него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии,...
Использование картографического метода в школьном курсе географии Изучение незнакомого края всегда начинается с карты… iconКалендарно тематическое планирование 7 класс. № п/п
Знать предмет изучения географии; части света; карты материков. Уметь читать и анализировать географические карты
Использование картографического метода в школьном курсе географии Изучение незнакомого края всегда начинается с карты… iconИзучение признаков равенства треугольников с помощью интерактивной доски
В каком-то смысле изучаемая в школьном курсе геометрия это геометрия треугольника. Поэтому для учителя очень важно так построить...
Использование картографического метода в школьном курсе географии Изучение незнакомого края всегда начинается с карты… icon"Взаимовлияние климата и человека"
Взаимовлияние климата и человека. К сожалению, в современном школьном курсе биологии и географии эта проблема практически не затрагивается....
Использование картографического метода в школьном курсе географии Изучение незнакомого края всегда начинается с карты… iconТопонимика родного края
Обращение к названиям создает ассоциации, необходимые для более глу­бокого понимания событий и фактов, активизирует интерес к родным...
Использование картографического метода в школьном курсе географии Изучение незнакомого края всегда начинается с карты… iconПрограмма: Школа России Тип урока: Изучение нового Оборудование
Изучение строения земной коры (эвристическая беседа на основе сравнения физической карты и карты строения земной коры). Презентация...
Использование картографического метода в школьном курсе географии Изучение незнакомого края всегда начинается с карты… iconУрок географии в 11 классе «Геоурбанистика»
Обращение к названиям создает ассоциации, необходимые для более глу­бокого понимания событий и фактов, активизирует интерес к родным...
Использование картографического метода в школьном курсе географии Изучение незнакомого края всегда начинается с карты… iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Карты России – физическая, тектоническая, климатическая, контурные карты, атласы по географии России, проектор


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск