«Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР МБОУ «Александровская СОШ№23»
_____________Бубнова О.Н. «____»____________2013 г.
| «Утверждено»
Директор МБОУ «Александровская СОШ№23»
_____________ Антонова Н. А Приказ № ___ от «___»____2013 г.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
«Александровская средняя общеобразовательная школа №23»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Химия
8 класс
Учитель химии
Субботина Елена Александровна Высшая квалификационная категория
2013 – 2014 Пояснительная записка
Программа рассчитана на учащихся 8 класса. Программа составлена на основе авторской программы под редакцией Н.Н.Гара. Программы Химия 8 – 9 классы Москва: «Просвещение», 2008, с учетом Стандарта основного общего образования по химии, 2004
Цели:
объяснить учащимся на современном и доступном уровне теоретические положения, изучаемые свойства веществ, химические процессы, протекающие в окружающем мире;
познакомить учащихся с атомно-молекулярным учением, с периодическим законом и периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях химических реакций.
Задачи:
освоение знаний об основных химических понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведение химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Количество учебных часов – 70
в том числе:
Контрольных работ – 4
Практических работ – 6
Лабораторных опытов – 14
Резерв - 2 Изменения, внесенные в авторскую программу
Тема «Первоначальные химические понятия» увеличена на 1 час – 19 (18) для проведения обобщающего урока, подготовке к контрольной работе по данной теме.
Тема «Растворы. Вода» увеличена на 1 час -7 (6) для проведения обобщающего урока и подготовке к контрольной работе.
Тема «Строение вещества. Химическая связь» уменьшена на 1 час – 8 (9). Уроки по теме «Ковалентная связь. Полярная и неполярная ковалентная связь» рассматриваются за 1 час.
Тема «Молярный объем газов. Закон Авогадро» увеличена на 1 час – 4 (3). Введен урок для решения расчетных задач.
Тема «Галогены» рассматривается за 5 часов – (6). Данное время используется в предыдущей теме для решения расчетных задач.
Формы контроля знаний
Индивидуальный и фронтальный устный опрос.
Контрольные работы.
Текущее наблюдение.
Проверка домашних заданий, тетрадей, отчетов по лабораторным опытам и практическим работам.
Тестирование.
Химический диктант.
Сообщения с использованием ресурсов Интернет.
Самостоятельные кратковременные работы.
Проверка умения решать задачи.
Конспектирование.
Проверка правил по технике безопасности.
Проверка практических навыков.
Рассказ по опорной схеме.
Использованный УМК
Учебник Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. Химия. 8 класс. – М.: Просвещение, 2009.
Н.Н.Гара. Химия. Программы общеобразовательных учреждений. 8 – 9 классы. М.: Просвещение, 2008.
Стандарт основного общего образования по химии, 2004.
Дополнительная литература:
М.Ю. Горковенко. Поурочные разработки по химии к учебным комплектам. 8 класс. М.: Вако, 2010.
О.Ю.Сергеева. Решение контрольных работ по химии. 8 – 9 классы. М.: Экзамен, 2004.
А.М.Радецкий, В.П.Горшкова. Дидактический материал по химии. 8 – 9 классы. М.: Просвещение, 2004.
Предметное содержание курса
№
п/п
| Тема
| Кол-во
часов
| Краткое описание
| 1.
| Первоначальные химические понятия.
| 19
| Химия как часть естествознания. Вещество как объект изучения химии. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей: отстаивание, фильтрование, выпаривание. Химическая реакция как объект изучения химии. Атом, молекула. Вещества атомно-молекулярного строения. Простые и сложные вещества. Химические элементы, символы химических элементов. Атомные и молекулярные массы. Химические формулы. Закон постоянства состава веществ. Единица количества вещества – моль. Валентность. Основные положения атомно-молекулярного учения. Химическое уравнение. Закон сохранения массы веществ. Классификация химических реакций.
Контрольных работ – 1.
Лабораторных опытов – 5.
Практических работ – 2: «Приемы обращения с лабораторным штативом, спиртовкой. Изучение строения пламени. Ознакомление с правилами работы в химической лаборатории техникой безопасности», «Очистка загрязненной поваренной соли».
Демонстрации: ознакомление с образцами простых и сложных веществ; опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ; химические соединения; количество вещества 1 моль.
Расчеты: молярной массы по химической формуле; вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его химической формуле; расчеты массы вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих или получающихся в результате реакции веществ.
| 2.
| Кислород.
| 5
| Химические элементы главных (А) подгрупп периодической системы Д.И.Менделеева.
VI-А: кислород.
Оксиды. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения.
Лабораторных опытов – 1.
Практических работ – 1: «Получение кислорода из перманганата калия».
Демонстрации: получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды.
Расчеты: по термохимическим уравнениям.
| 3.
| Водород.
|
3
| Химические элементы главных (А) подгрупп периодической системы Д.И.Менделеева.
I-А: водород.
Восстановитель.
Лабораторных опытов – 1.
Демонстрации: получение водорода; собирание методом вытеснения воздуха и воды; аппарат Киппа в сборном и разборном виде.
| 4.
| Растворы. Вода.
|
7
| Растворы. Массовая доля вещества в растворе.
Контрольных работ – 1.
Практических работ – 1: «Приготовление раствора с определенной массовой долей растворенного вещества».
Расчеты: нахождение доли растворенного вещества в растворе.; вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации.
| 5.
| Основные классы неорганических соединений.
|
9
| Классификация неорганических соединений: оксиды, кислоты, основания, соли.
Оксиды: отношение к воде, кислотам, щелочам.
Основания: взаимодействие с оксидами неметаллов, кислотами, солями.
Кислоты: отношение к индикаторам, взаимодействие с металлами, основными оксидами, основаниями, солями.
Соли: взаимодействие с металлами, основаниями, кислотами и другими солями.
Контрольных работ – 1.
Лабораторных опытов – 7.
Практических работ – 1: «Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений»».
Демонстрации: знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований, солей; нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.
| 6.
| Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.
| 8
| Классификация химических элементов. Аморфные гидроксиды (на примере гидроксидов цинка и алюминия): взаимодействие с растворами кислот и щелочей.
Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система химических элементов. Физический смысл порядкового номера химического элемента и группы.
Атом. Строение атома: ядро, электроны, облака, распределение электронов в атомах химических элементов (№ 1 – 20).
Лабораторных опытов – 1.
| 7.
| Строение вещества. Химическая связь.
| 8
| Виды химической связи: ковалентная (полярная и неполярная), ионная. Многообразие веществ. Причины многообразия веществ. Зависимость свойств веществ от состава и строения. Вещества атомного, молекулярного, ионного строения. Степень окисления химических элементов в бинарных соединениях. Окислительно-восстановительные процессы. Окислитель, восстановитель.
Контрольных работ – 1.
Демонстрации: ознакомление с моделями кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений.
| 8.
| Закон Авогадро. Молярный объем газов.
| 4
| Молярный объем газа. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов в химических реакциях.
Расчеты: объемные отношения газов при химических реакциях; по химическим уравнениям массы, объема и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.
| 9.
| Галогены. Резерв.
| 5 (2)
| Химические элементы главных (А) подгрупп периодической системы Д.И.Менделеева.
VII-А: хлор, бром, иод.
Самостоятельных работ – 1.
Практических работ – 1: «Получение соляной кислоты и опыты с ней».
Демонстрации: знакомство с образцами природных хлоридов; получение хлороводорода и растворение его в воде.
| |