Скачать 0.7 Mb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 5 города Белово» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ ХОЧУ БЫТЬ ХИМИКОМ Автор – составитель: Иванова Г.А., учитель химии МБОУ ООШ № 5 города Белово Белово, 2012 СодержаниеПояснительная записка 3 Тематический план 11 Содержание программы 13 Методические рекомендации 18 Литература 21 Приложение 25 Пояснительная записка Современное школьное образование должно соответствовать целям опережающего развития. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной Президентом Российской Федерации Д.М. Медведевым, говорится: «Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации». Для достижения этой цели необходимо развивать проектное мышление обучающихся с помощью специально организованной деятельности - исследовательской. Исследовательская деятельность направлена на формирование ключевых компетенций обучающихся: ценностно-смысловых, учебно-познавательных, общекультурных, информационных, коммуникативных. В примерной программе основного общего образования, разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения (Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373), устанавливаются планируемые результаты освоения междисциплинарной учебной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности». В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования возникла необходимость в разработке программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению, позволяющей сформировать навыки исследовательской деятельности. Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации исследовательской деятельности, повысят уровень проектно – исследовательских компетенций обучающихся, позволят успешно сдать экзамены и продолжить образование в высших учебных заведениях. Новизной данной программы является то, что в основе лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям:
Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Хочу быть химиком» предназначена для обучающихся основной школы, интересующихся проектно – исследовательской деятельностью. Цель программы: - формирование проектно – исследовательских компетенций обучающихся. Задачами программы являются следующие: 1. Развивать исследовательские и творческие способности обучающихся: - формировать умение выполнять и грамотно оформлять исследовательскую работу – формулировать цель и задачи исследования, выдвигать гипотезу, выделять проблему, объект и предмет исследования, составлять план действий и корректировать его; делать выводы и заключения, анализируя проделанную работу. 2. Формировать информационно-коммуникационную грамотность: – развивать умения самостоятельно искать, отбирать, анализировать, представлять, передавать информацию, используя современные информационные технологии; - совершенствовать технические умения и навыки работы с программами по созданию тестовых и графических объектов, документов, презентаций, фильмов, флэш – анимаций. 3. Воспитывать экологическую грамотность: -формировать умения прогнозировать возможные последствия деятельности человека для достижения безопасности, как собственной жизнедеятельности, так и безопасности окружающей среды. -формировать умения обеспечить личную экологическую безопасность, делая правильный выбор среди огромного количества новых химически синтезированных веществ, различных продуктов, полученных на основе селекции и генетической модификации, а так же оценивать рекламу, содержащую подчас ложные сведения для потребителя или противоречащую основным законам естественно - научных дисциплин. Программа включает блоки, состоящие из лекционного материала и практических занятий. Практические занятия предполагают проведение опытов и решение задач. Особенностью программы является её интегративный характер, так как она основана на материале химии, биологии, истории, географии. Это покажет обучающимся универсальный характер естественнонаучной деятельности и будет способствовать устранению психологических барьеров, мешающих видеть общее в разных областях знаний, осваивать новые сферы деятельности. Системно – деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает: - определение цели и основного результата образования как воспитание и развитие личности обучающихся, поэтому стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся не только предметным, а в первую очередь личностным и метапредметным. Метапредметные результаты представляют собой освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями. Личностные результаты представляют собой освоенные личностные УУД. Освоение программы обучающимися позволит получить следующие результаты: - В сфере развития личностных универсальных учебных действий создать условия для формирования: • основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты); • основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание); • готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно- познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования. - В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий программа способствует: • формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества; • практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения - В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется: • практическому освоению обучающимися основ проектно - исследовательской деятельности; • развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией; • практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций. - В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию. Формирование УУД выступает как цель образовательного процесса, а их сформированность определяет его эффективность. Предметными результатами освоения программы будут следующие знания и умения: Учащиеся должны знать: -практические примеры необходимости химических знаний; -свойства разнообразных современных конструкционных материалов – сплавов, полимеров, на которых основано их использование; - разнообразие продукции бытовой химии: клеи, краски, мыло и моющие средства, косметические средства; свойства, на которых использовано использование данной продукции; -состав пищи и особенности её превращения в организме; -разнообразие пищевых добавок; -сроки и правила хранения консервов, продуктов питания и блюд, приготовленных из них; - группы лекарств и основные правила их приема и использования; -примеры фитонцидов и явление адсорбции; - особенности питания растений и роль химических элементов в питании растений; - разнообразие минеральных удобрений; - этапы выполнения исследовательской работы; -требования к оформлению работы и выполнению презентации; -требования к тезисам и докладу. Учащиеся должны уметь: - планировать и выполнять учебное исследование, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; - выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме; - распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы; - использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма; - использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории; - ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; - отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания; - видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания. Прогнозируемые результаты и способы их проверки: Первый уровень результатов - приобретение школьниками социальных знаний и представлений о химических технологиях, о значение химии в современном мире, различных техниках и видах искусства, использующих достижения химии, понимания их социальной значимости в повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов - формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), уважения к духовно-нравственным ценностям в процессе комплексного освоения программы, осмысленного понимания роли и значения культуры в жизни народа, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему социальной среде. Третий уровень результатов - получение школьниками опыта самостоятельного социального действия, развитие творческого потенциала личности в процессе исследования и реализации творческих проектов – исследовательской работы. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Система отслеживания и оценивания результатов обучения школьников проходит через участие их в беседах по разным темам, участие в научно – исследовательских конференциях и конкурсах исследовательских работ, создании портофолио. Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся. Портфолио – это сборник работ и результатов обучающихся. В портфолио ученика включаются фото и видео изображения продуктов исследовательской деятельности, исследовательская работа, презентация и тезисы. Все обучающиеся в течение посещения занятий выбирают тему исследования и выполняют исследовательскую работу, которая представляется на итоговой конференции. При этом возможно выполнение творческого отчёта как индивидуально, так и в группе из 3-4 человек. Курс рассчитан на группу из 12-16 человек. Предлагаемый курс включает 68 часов учебного времени, 2 часа в неделю в течение учебного года. 40 % учебного времени отводится на освоение теоретических знаний, 60 % - выполнение практических работ и творческой работы – исследовательской. Тематический план
|
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования | Программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному... Упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности | ||
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Хочу всё знать!» для 1 класса Программа курса внеурочной деятельности «Хочу всё знать!» соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего... | Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению 5 класс Характеристика направления внеурочных занятий курса Deutsch tip top учителя иностранных языков кмоу крутинский лицей Гущенко Татьяны... | ||
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению... Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Стандарта организуется по основным направлениям развития личности: духовно-нравственное,... | Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности | ||
Хочу знать! (Программа внеурочной деятельности по общекультурному... Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования | Программа по спортивно-оздоровительному направлению. Отчетная документация... «Анализ направлений деятельности учреждений дополнительного образования по внеурочной деятельности» | ||
Календарно-тематическое планирование 9 класс 43 Содержание программы.... Программа «Юный программист» относится к общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности обучающихся 5-9 классов, срок... | Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2 класса... Реферат должен быть написан по истории науки, в соответствии со специальностью, по которой обучается аспирант или соискатель (история... | ||
Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Путь в науку» Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Путь в науку» составлена на 2013-14 учебный год. Цель ее – способствовать... | Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Риторика» Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Риторика» по социальному направлению составлена на основе программы... | ||
Программа курса по внеурочной деятельности Азбука содержания животных... Главной целью научно-познавательного направления внеурочной деятельности обучающихся является удовлетворение познавательных потребностей... | Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный лингвист» Она определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры, нравственное, патриотическое,... | ||
«Образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности».... Гос спо по специальности 080106. 51 «Финансы (по отраслям)», утвержденный Министерством образования РФ «18» марта 2002 г., протокол... | Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному... Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества... |