Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению хочу быть химиком





НазваниеРабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению хочу быть химиком
страница1/6
Дата публикации28.02.2015
Размер0.7 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Химия > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 5 города Белово»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

ХОЧУ БЫТЬ ХИМИКОМ

Автор – составитель:

Иванова Г.А., учитель химии

МБОУ ООШ № 5 города Белово

Белово, 2012

Содержание



Пояснительная записка 3

Тематический план 11

Содержание программы 13

Методические рекомендации 18

Литература 21

Приложение 25

Пояснительная записка
Современное школьное образование должно соответствовать целям опережающего развития. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной Президентом Российской Федерации Д.М. Медведевым, говорится: «Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации». Для достижения этой цели необходимо развивать проектное мышление обучающихся с помощью специально организованной деятельности - исследовательской. Исследовательская деятельность направлена на формирование ключевых компетенций обучающихся: ценностно-смысловых, учебно-познавательных, общекультурных, информационных, коммуникативных.

В примерной программе основного общего образования, разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения (Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373), устанавливаются планируемые результаты освоения междисциплинарной учебной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности».

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования возникла необходимость в разработке программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению, позволяющей сформировать навыки исследовательской деятельности.

Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации исследовательской деятельности, повысят уровень проектно – исследовательских компетенций обучающихся, позволят успешно сдать экзамены и продолжить образование в высших учебных заведениях.

Новизной данной программы является то, что в основе лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям:

  • воспитание и развитие качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества;

  • признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся.

Программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации от 04.02.2010г. № Пр-271

  • Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 № 163-р План действий по модернизации общего образования на 2011–2015 гг., утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010г. №1507-р

  • Федеральные государственные образовательные стандарты

  • План действий по модернизации общего образования, направленного на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», на период 2011-2015 годов, утв. приказом Министерства образования №800 от 28.06.10г.

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Хочу быть химиком» предназначена для обучающихся основной школы, интересующихся проектно – исследовательской деятельностью.

Цель программы:

- формирование проектно – исследовательских компетенций обучающихся.

Задачами программы являются следующие:

1. Развивать исследовательские и творческие способности обучающихся:

- формировать умение выполнять и грамотно оформлять исследовательскую работу – формулировать цель и задачи исследования, выдвигать гипотезу, выделять проблему, объект и предмет исследования, составлять план действий и корректировать его; делать выводы и заключения, анализируя проделанную работу.

2. Формировать информационно-коммуникационную грамотность:

– развивать умения самостоятельно искать, отбирать, анализировать, представлять, передавать информацию, используя современные информационные технологии;

- совершенствовать технические умения и навыки работы с программами по созданию тестовых и графических объектов, документов, презентаций, фильмов, флэш – анимаций.

3. Воспитывать экологическую грамотность:

-формировать умения прогнозировать возможные последствия деятельности человека для достижения безопасности, как собственной жизнедеятельности, так и безопасности окружающей среды.

-формировать умения обеспечить личную экологическую безопасность, делая правильный выбор среди огромного количества новых химически синтезированных веществ, различных продуктов, полученных на основе селекции и генетической модификации, а так же оценивать рекламу, содержащую подчас ложные сведения для потребителя или противоречащую основным законам естественно - научных дисциплин.

Программа включает блоки, состоящие из лекционного материала и практических занятий. Практические занятия предполагают проведение опытов и решение задач.

Особенностью программы является её интегративный характер, так как она основана на материале химии, биологии, истории, географии. Это покажет обучающимся универсальный характер естественнонаучной деятельности и будет способствовать устранению психологических барьеров, мешающих видеть общее в разных областях знаний, осваивать новые сферы деятельности.

Системно – деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает:

- определение цели и основного результата образования как воспитание и развитие личности обучающихся, поэтому стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся не только предметным, а в первую очередь личностным и метапредметным.

Метапредметные результаты представляют собой освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями. Личностные результаты представляют собой освоенные личностные УУД.

Освоение программы обучающимися позволит получить следующие результаты:

- В сфере развития личностных универсальных учебных действий создать условия для формирования:

основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный,

эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);

основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений,

правосознание);

• готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-

познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления

профильного образования.

- В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий программа способствует:

• формированию действий по организации и планированию учебного

сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и

приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;

• практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной

компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения

- В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:

• практическому освоению обучающимися основ проектно - исследовательской деятельности;

• развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;

• практическому освоению методов познания, используемых в различных

областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к

использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.

- В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий

приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания,

включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их

реализацию.

Формирование УУД выступает как цель образовательного процесса, а их сформированность определяет его эффективность.

Предметными результатами освоения программы будут следующие знания и умения:

Учащиеся должны знать:

-практические примеры необходимости химических знаний;

-свойства разнообразных современных конструкционных материалов – сплавов, полимеров, на которых основано их использование;

- разнообразие продукции бытовой химии: клеи, краски, мыло и моющие средства, косметические средства; свойства, на которых использовано использование данной продукции;

-состав пищи и особенности её превращения в организме;

-разнообразие пищевых добавок;

-сроки и правила хранения консервов, продуктов питания и блюд, приготовленных из них;

- группы лекарств и основные правила их приема и использования;

-примеры фитонцидов и явление адсорбции;

- особенности питания растений и роль химических элементов в питании растений;

- разнообразие минеральных удобрений;

- этапы выполнения исследовательской работы;

-требования к оформлению работы и выполнению презентации;

-требования к тезисам и докладу.

Учащиеся должны уметь:

- планировать и выполнять учебное исследование, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

- выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;

- распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены

путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования,

формулировать вытекающие из исследования выводы;

- использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и

идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;

- использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как

наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы»,

эксперимент, моделирование, использование математических моделей,

теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;

- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые

средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

- отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к

суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;

- видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок,

моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки:

Первый уровень результатов - приобретение школьниками социальных знаний и представлений о химических технологиях, о значение химии в современном мире, различных техниках и видах искусства, использующих достижения химии, понимания их социальной значимости в повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), уважения к духовно-нравственным ценностям в процессе комплексного освоения программы, осмысленного понимания роли и значения культуры в жизни народа, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему социальной среде.

Третий уровень результатов - получение школьниками опыта самостоятельного социального действия, развитие творческого потенциала личности в процессе исследования и реализации творческих проектов – исследовательской работы. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения школьников проходит через участие их в беседах по разным темам, участие в научно – исследовательских конференциях и конкурсах исследовательских работ, создании портофолио.

Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся. Портфолио – это сборник работ и результатов обучающихся. В портфолио ученика включаются фото и видео изображения продуктов исследовательской деятельности, исследовательская работа, презентация и тезисы.
Все обучающиеся в течение посещения занятий выбирают тему исследования и выполняют исследовательскую работу, которая представляется на итоговой конференции. При этом возможно выполнение творческого отчёта как индивидуально, так и в группе из 3-4 человек. Курс рассчитан на группу из 12-16 человек.

Предлагаемый курс включает 68 часов учебного времени, 2 часа в неделю в течение учебного года. 40 % учебного времени отводится на освоение теоретических знаний, 60 % - выполнение практических работ и творческой работы – исследовательской.
Тематический план



Разделы, темы


Количество часов

Общее

Теория

Практика




«Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие». Вводное занятие.

2

2




Химия вокруг нас 30 часов

Материалы на любой вкус 12 ч

1

Металлы и сплавы

4

3

1

2

Современные материалы - пластмассы

4

2

2

3

Химия в нашем доме: ремонт, бытовая химия

4

2

2

Химия в нашем доме 10 ч

4

Химия и питание

3

2

1

5

Ценные «мелочи» - парфюмерия, косметика

4

2

2

6

Химия в борьбе с болезнями

3

2

1

Химия и сельское хозяйство 8 ч

7

Питание растений

4

2

2

8

Средства защиты растений

4

3

1

Выполнение исследовательской работы 36 ч

9

Выбор темы исследовательской работы

3

1

2

10

Выбор объекта и предмета исследования

3

1

2

11

Формулировка гипотезы, цели и задач исследования

2




2

12

Определение актуальности выбранной работы. Выбор методов исследования

2




2

13

Выполнение информационного этапа исследования

6

1

5

14

Выполнение практической части

8

2

6

15

Оформление работы

3

1

2

16

Составление тезисов

2




2

17

Составление доклада

2




2

18

Выполнение презентации

3

1

2







Итоговая конференция

2




2







Итого

68

27

41
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению хочу быть химиком iconРабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению
Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению хочу быть химиком iconПрограмма курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному...
Упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению хочу быть химиком iconРабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Хочу всё знать!» для 1 класса
Программа курса внеурочной деятельности «Хочу всё знать!» соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению хочу быть химиком iconРабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению 5 класс
Характеристика направления внеурочных занятий курса Deutsch tip top учителя иностранных языков кмоу крутинский лицей Гущенко Татьяны...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению хочу быть химиком iconПрограмма внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению...
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Стандарта организуется по основным направлениям развития личности: духовно-нравственное,...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению хочу быть химиком iconРабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка»
Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению хочу быть химиком iconХочу знать! (Программа внеурочной деятельности по общекультурному...
Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению хочу быть химиком iconПрограмма по спортивно-оздоровительному направлению. Отчетная документация...
«Анализ направлений деятельности учреждений дополнительного образования по внеурочной деятельности»
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению хочу быть химиком iconКалендарно-тематическое планирование 9 класс 43 Содержание программы....
Программа «Юный программист» относится к общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности обучающихся 5-9 классов, срок...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению хочу быть химиком iconРабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2 класса...
Реферат должен быть написан по истории науки, в соответствии со специальностью, по которой обучается аспирант или соискатель (история...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению хочу быть химиком iconРабочая программа объединения внеурочной деятельности «Путь в науку»
Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Путь в науку» составлена на 2013-14 учебный год. Цель ее – способствовать...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению хочу быть химиком iconРабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Риторика»
Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Риторика» по социальному направлению составлена на основе программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению хочу быть химиком iconПрограмма курса по внеурочной деятельности Азбука содержания животных...
Главной целью научно-познавательного направления внеурочной деятельности обучающихся является удовлетворение познавательных потребностей...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению хочу быть химиком iconРабочая программа по внеурочной деятельности «Юный лингвист»
Она определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры, нравственное, патриотическое,...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению хочу быть химиком icon«Образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности»....
Гос спо по специальности 080106. 51 «Финансы (по отраслям)», утвержденный Министерством образования РФ «18» марта 2002 г., протокол...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению хочу быть химиком iconРабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному...
Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск