Мку «Управление образования Администрации города Бийска» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение





НазваниеМку «Управление образования Администрации города Бийска» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
страница1/8
Дата публикации02.10.2013
Размер0.95 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Химия > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8

МКУ «Управление образования Администрации города Бийска»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

Программа

развития логопедического пункта

"Говорим и пишем правильно"



«Организационно-педагогические условия оптимизации коррекционно-развивающей работы с учащимися, имеющими нарушения в развитии устной и письменной речи, в логопедическом пункте общеобразовательного учреждения»

Автор:


Криницкая Светлана Геннадьевна,

МБОУ «СОШ № 1»

Бийск 2012


Содержание …

Пояснительная записка……………………………………………………………………….3

Рекомендации к организации и планированию коррекционной работы……….………..6

Этапы логопедической работы………………………………………………………………8

Профилактика речевых нарушений у дошкольника……………………………………….9


Диагностика и описание результатов диагностического исследования…………..…….10

Преемственно-перспективная и пропагандистская работа……………………………….11

Коррекционно-развивающая логопедическая деятельность……………………………..12

Логопедическая работа с учащимися, имеющими речевое заключение

«Общее недоразвитие речи 4 уровня» ………………………………………………...…..13

Перспективный план работы с группой учащихся, имеющих .

речевое заключение: «Общее недоразвитие речи 4 уровня».1 класс…………………….17

Перспективный план работы с группой учащихся, имеющих

речевое заключение:«Общее недоразвитие речи. Дисграфия».2 класс………………….20

Логопедическая работа с учащимися, имеющими речевое заключение:

«Фонетико-фонематическое недоразвитие речи и фонематическое

недоразвитие речи»……………………………………………………………..…………..24

Перспективный план работы с группой учащихся, имеющих речевое заключение :

«Фонетико-фонематическое недоразвитие речи и фонематическое

недоразвитие речи».1 класс…………………………………………………………………29

Перспективный план работы с группой учащихся, имеющих речевое заключение:

«Фонетико-фонематическое недоразвитие речи и фонематическое

недоразвитие речи. Дисграфия».2 класс………………………………………………..….33

Перспективный план работы с группой учащихся, имеющих речевое заключение:

«Дисграфия».3-4 классы……………………………………………………………………37

Логопедическая работа с учащимися,имеющими речевое заключение:

«Фонетический дефект»……………………………………………………………..……..40

Перспективный план работы с группой учащихся, имеющих речевое заключение:

« «Фонетический дефект»……………………………………………………………..…….43

Приложения (Календарно- тематическое планирование)

Приложение 1………………………………………………………………………………45

Приложение 2………………………………………………………………………………49

Приложение 3………………………………………………………………………………50

Приложение 4……………………………………………………………………………….53

Приложение 5………………………………………………………………………………55

Приложение 6………………………………………………………………………………58

Приложение 7………………………………………………………………………………60

Приложение 8………………………………………………………………………………63

Приложение 9………………………………………………………………………………64

Список информационно-методического обеспечения …………………………..………65

Пояснительная записка
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменно-речевой деятельности у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии.

Обучение учащихся грамотно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме в настоящее время выходит за рамки уроков чтения и русского языка и является одной из задач всего процесса обучения в школе.

Письмо и письменная речь, являясь «базой» всего дальнейшего обучения, вызывает значительные затруднения у младших школьников с недоразвитием речи, что оказывает отрицательное воздействие на усвоение школьной программы и влияет на процесс их социальной адаптации в целом.

К настоящему времени сложилась определённая концепция толкования письменной речи как сложной формы психической деятельности человека, необходимой ему в повседневной жизни и включающей, с одной стороны, активное выражение своих мыслей средствами той или иной письменности – письмо и, с другой стороны, восприятие и понимание написанного средствами чтения.

Письменная речь в отличие от устной формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.е. механизмы письменной речи формируются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе дальнейшего обучения.

Овладение грамотой – это сложная умственная деятельность, которая требует определённой степени зрелости многих психических функций ребёнка.

Для овладения письменной речью имеет существенное значение степень сформированности фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи ребёнка. Значение формирования письменной речи возрастает по отношению к детям с особенностями в развитии.

Недостатки звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития находят более или менее отчётливое выражение в письме в виде смешения букв, искажения слоговой структуры слов, ошибок в словообразовании, согласовании и управлении, в бедности синтаксических построений в письменной речи учащихся.

В настоящее время большое количество детей к началу школьного обучения имеют различные речевые отклонения, влекущие за собой нарушения письма и чтения.

Основная задача логопеда в школе состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушения письма и чтения, а при невозможности пропедевтической работы своевременно устранить специфические ошибки с целью недопущения их перехода на дальнейшее обучение.

Основными направлениями работы учителя- логопеда в логопункте ОУ являются:

  • диагностика устной и письменной речи детей;

  • развитие звуковой стороны речи;

  • развитие лексического запаса и грамматического строя речи;

  • формирование связной речи;

  • развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению;

  • формирование полноценных учебных умений;

  • развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению;

  • формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуаций учебной деятельности;

  • разъяснение специальных знаний по логопедии среди родителей, педагогов учреждения.


Цель программы: создание организационно-педагогических условий, способствующих профилактике, своевременной диагностике, коррекции и дальнейшему развитию письменной речи младших школьников в рамках логопункта ОУ.
Задачи программы:

  • профилактика нарушений устной и письменной речи у младших школьников;

  • комплексная диагностика уровня развития устной речи, а также письма и чтения у учащихся начальной школы;

  • коррекция дефектов произношения;

  • формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия);

  • совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе;

  • обогащение словарного запаса детей;

  • развитие умения пользоваться различными способами словоизменения и словообразования;

  • совершенствование грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями разных синтаксических конструкций;

  • развитие навыков связного высказывания;

  • развитие и совершенствование мелкой моторики рук;

  • развитие зрительного восприятия;

  • расширение объёма и уточнение зрительной памяти;

  • формирование пространственных представлений;

  • развитие зрительного анализа и синтеза;

  • систематическое взаимодействие всех участников коррекционно-воспитательного процесса (учителя - логопеда, родителей, педагогов ОУ и детей);

  • консультирование учителей ОУ и родителей;

  • повышение уровня квалификации учителя - логопеда (самообразование).


Теоретической и методологической основой коррекционного обучения являются положения, разработанные Л.С. Выготским, М. Е.Хватцевым, М. В. Фомичевой, Г.А. Каше, А.В. Ястребовой, Л.Н. Ефименковой, Г.Г.Мисаренко, И.Н.Садовниковой и др.
Логопедическая работа имеет свою специфику и строится на основе общих педагогических принципов:

  • Принцип развития, который состоит в анализе объективных и

субъективных условий формирования речевой функции ребёнка.

Разностороннее и динамическое обследование ребёнка с этих позиций

позволяет выявить ведущий речевой дефект и обусловленные им

недостатки психического развития. В дальнейшем, при планировании

коррекционной работы это учитывается.

  • Принцип системного подхода, который предполагает анализ

взаимодействия различных компонентов речи и организации

преемственной работы всех участников коррекционно-развивающего

процесса. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного

формирования фонетико-фонематических и лексико-грамматических

компонентов языка. Коррекция нарушений произношения звуков и

слоговой структуры слова позволяет добиваться нужной чёткости и

внятности речи. В то же время развитие фонематического восприятия

подготавливает основу для формирования грамматической и

морфологической системы словообразования и словоизменения.

  • Принцип связи речи с другими сторонами психического развития,

который раскрывает зависимость формирования отдельных

компонентов речи от состояния других психических процессов.

Выявление этой связи лежит в основе воздействия на те

психологические, особенности детей, которые прямо или косвенно

препятствуют эффективной коррекции речевой деятельности.

  • Принцип наглядности.

  • Принцип постепенного перехода от простого к сложному.

  • Принцип сознательности усвоения материала.

  • Принцип учёта возрастных особенностей.

Методы, применяемые в практике учителя – логопеда в рамках логопункта ОУ:

  • практические (игры, упражнения);

  • наглядные (демонстрация, иллюстрации);

  • словесные (объяснения, разъяснения, рассказ, инструкция, беседа).

Формы работы учителя – логопеда в рамках логопункта ОУ:

  • логопедические занятия с детьми (групповые, подгрупповые, индивидуальные);

  • консультирование (диалог, индивидуальная консультация, беседа-лекция) для группы педагогов или родителей;

  • совместная работа родителей и детей дома по заданиям логопеда.


Рекомендации к организации и планированию коррекционной работы
В целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в ОУ организован логопедический пункт. Основные задачи логопункта – коррекция нарушений устной и письменной речи, а также своевременное предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной ими; разъяснения логопедических знаний среди педагогов, родителей обучающихся (лиц, их заменяющих).

Организационно - методическое руководство деятельностью логопункта осуществляется руководителем ОУ, зам.директора по учебно–воспитательной работе. Ответственным за работу логопункта является учитель-логопед.

В логопункт зачисляются учащиеся ОУ, имеющие различные нарушения в развитии устной и письменной речи.

Зачисление учащихся на логопедические занятия осуществляется на основе результатов обследования речи младших школьников, которое проводится с 1 по 15 сентября, а также с15 по 30 мая.

Обучающиеся с недостатками речи регистрируются в списке. На каждого обучающегося в логопункте учитель-логопед заполняет речевую карту.

В логопункте одновременно занимается не менее 20 и не более30 человек. Занятия с обучающимися проводятся как в часы свободные от уроков, так и по согласованию с администрацией ОУ во время уроков. Логопедические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи, являются основной формой коррекционного обучения.

Логопедические занятия в зависимости от конкретных задач и этапов коррекции, делятся на групповые, подгрупповые и индивидуальные. Основной формой являются групповые занятия. В группы подбираются ,по возможности ,обучающиеся с однородными нарушениями речи.

Темы групповых, индивидуальных занятий, а также регистрация обучающихся фиксируются в типовом классном журнале, который является финансовым документом.

Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.
Групповые занятия проводятся:

  • С обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушениями чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, не менее трёх раз в неделю;

  • С обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи; нарушения чтения и письма , обусловленные фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи, не менее двух-трёх раз в неделю;




  • С обучающимися, имеющими фонетический дефект, не менее одного-двух раз в неделю;

  • С заикающимися обучающимися не менее трёх раз в неделю.

Индивидуальные занятия проводятся не менее трёх раз в неделю с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи 2 уровня; дефекты речи ,обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (ринолалия, дизартрия.)

Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия- 20 минут.

Срок коррекционного обучения у детей с ФФН и ФН и обусловленными ими нарушениями чтения и письма составляет 4-9 мес.; с ОНР и нарушениями чтения и письма, обусловленными им-1,5-2 года.
Выпуск учащихся производится в течение всего учебного года после устранения у них дефектов речи.

В случае необходимости (при согласии родителей или лиц, их заменяющих) учащиеся могут быть направлены в районную поликлинику для обследования врачами- специалистами (невропатологом, психиатром, отоларингологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую консультацию для уточнения диагноза.
Ответственность за обязательное посещение учащимися ОУ занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель и администрация данного учреждения.


Материально- техническое обеспечение

и оснащение логопедического кабинета ОУ:
По целенаправленному оснащению и применению кабинет можно разделить на несколько рабочих зон:

  1. Зона коррекции звукопроизношения располагает настенным зеркалом и столом со стульями;

  2. Образовательная зона. Это пространство оборудовано магнитной доской комплектом магнитов, указкой, учебными столами со стульями.

  3. Зона свободного пользования дидактическим материалом. Здесь расположен шкаф с полками, на которых лежат дидактические игры, конструкторы, фломастеры, карандаши, некоторые игрушки, настольные игры с кубиками и фишками, домино, пазлы и детские книжки.

  4. Зона ТСО предполагает нахождение в этом месте магнитофона для прослушивания на логопедических занятиях музыкальных отрывков.

  5. Информативная зона для педагогов и родителей расположены на планшете «Советы логопеда», содержащем популярные сведения о развитии и коррекции речи детей.

  6. Зона методического, дидактического и игрового сопровождения представлена книжным шкафом и содержит следующие разделы:

Справочная литература по логопедии;

Материалы по обследованию речи детей;

Методическая литература по коррекции звукопроизношения;

Учебно-методическая литература по коррекционному обучению;

Поурочные планы работы на каждую группу учащихся;

Пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках, папках и конвертах);

Систематизированный по звукам картинный материал в коробках.

  1. Оздоровительно-развивающая зона оснащена пособиями на развитие дыхания и мелкой моторики, материалами для проведения физкультминуток.

  2. Рабочий стол учителя-логопеда. На столе располагается распечатанный вид документации учителя-логопеда логопедического пункта шк.№1:

Паспорт логопедического кабинета;

Перспективное планирование на учебный год;

Журнал обследования речи детей;

Журнал посещаемости;

Речевые карты;

План методической работы учителя-логопеда;

Тетрадь консультаций с родителями и педагогами.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мку «Управление образования Администрации города Бийска» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconУправление образования Администрации г. Екатеринбурга Отдел образования...
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №1
Мку «Управление образования Администрации города Бийска» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconУправление образования администрации города новый уренгой муниципальное...
МС(К)оу для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья С(К)ош «Гармония»
Мку «Управление образования Администрации города Бийска» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное казенное учреждение «Управление образования администрации Борисовского района» Муниципальное бюджетное общеобразовательное...
Мку «Управление образования Администрации города Бийска» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconУправление образования администрации города Пскова Муниципальное...
Учреждение Рос акад наук Гос публич науч техн б-ка Сиб отд-ния ран; Новосиб гос пед ун-т; отв сост.: Е. Б. Артемьева, Н. С. Мурашова....
Мку «Управление образования Администрации города Бийска» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconУправление образования Администрации города Дзержинска Нижегородской...
Учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «специальная (коррекционная) общеобразовательная...
Мку «Управление образования Администрации города Бийска» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconОсновная образовательная программа основного общего образования мбоу «оо обуховская школа»
Управление образования администрации Старооскольского городского округа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Мку «Управление образования Администрации города Бийска» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconУправление образованием Администрации города Юрги Муниципальное автономное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Мку «Управление образования Администрации города Бийска» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconXiii районная конференция учебно-исследовательских работ учащихся
Управление образования администрации новоселовского района муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение игрышенская средняя...
Мку «Управление образования Администрации города Бийска» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconНовая редакция Постановление Администрации города кургана от 01. 12. 2011 г. №8843
Полное наименование бюджетного учреждения: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Кургана «Средняя общеобразовательная...
Мку «Управление образования Администрации города Бийска» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconУправление образования администрации Старооскольского городского...
Городская научно-практическая конференция молодых исследователей «шаг в будущее 2010»
Мку «Управление образования Администрации города Бийска» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconМинистерство образования оренбургской области управление образования...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии(протокол от «29»марта 2012 г. №8)
Мку «Управление образования Администрации города Бийска» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconКомитет по образованию администрации города Барнаула Муниципальное...
Авторы программы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский
Мку «Управление образования Администрации города Бийска» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconДоклад о состоянии и достигнутых результатах в реализации основных...
В реализации молодежной политики на территории города Губкинского участвуют муниципальное учреждение «Управление по делам молодежи...
Мку «Управление образования Администрации города Бийска» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconДоклад о деятельности за 2013 2014 учебный год. Учредитель: Управление...
Охватывает один и тот же набор учебных курсов, но на все более высоком научном уровне, с большей долей осознанности и самостоятельности,...
Мку «Управление образования Администрации города Бийска» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Управление образования администрации Борисовского района» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Грузсчанская средняя...
Мку «Управление образования Администрации города Бийска» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconУчредитель : Комитет образования Администрации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Многопрофильная языковая гимназия №4»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск