Скачать 0.95 Mb.
|
МКУ «Управление образования Администрации города Бийска»Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 1»Программаразвития логопедического пункта"Говорим и пишем правильно"«Организационно-педагогические условия оптимизации коррекционно-развивающей работы с учащимися, имеющими нарушения в развитии устной и письменной речи, в логопедическом пункте общеобразовательного учреждения» Автор:Криницкая Светлана Геннадьевна, МБОУ «СОШ № 1» Бийск 2012 Содержание … Пояснительная записка……………………………………………………………………….3 Рекомендации к организации и планированию коррекционной работы……….………..6Этапы логопедической работы………………………………………………………………8Профилактика речевых нарушений у дошкольника……………………………………….9Диагностика и описание результатов диагностического исследования…………..…….10 Преемственно-перспективная и пропагандистская работа……………………………….11 Коррекционно-развивающая логопедическая деятельность……………………………..12 Логопедическая работа с учащимися, имеющими речевое заключение «Общее недоразвитие речи 4 уровня» ………………………………………………...…..13 Перспективный план работы с группой учащихся, имеющих . речевое заключение: «Общее недоразвитие речи 4 уровня».1 класс…………………….17 Перспективный план работы с группой учащихся, имеющих речевое заключение:«Общее недоразвитие речи. Дисграфия».2 класс………………….20 Логопедическая работа с учащимися, имеющими речевое заключение: «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи и фонематическое недоразвитие речи»……………………………………………………………..…………..24 Перспективный план работы с группой учащихся, имеющих речевое заключение : «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи и фонематическое недоразвитие речи».1 класс…………………………………………………………………29 Перспективный план работы с группой учащихся, имеющих речевое заключение: «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи и фонематическое недоразвитие речи. Дисграфия».2 класс………………………………………………..….33 Перспективный план работы с группой учащихся, имеющих речевое заключение: «Дисграфия».3-4 классы……………………………………………………………………37 Логопедическая работа с учащимися,имеющими речевое заключение: «Фонетический дефект»……………………………………………………………..……..40 Перспективный план работы с группой учащихся, имеющих речевое заключение: « «Фонетический дефект»……………………………………………………………..…….43 Приложения (Календарно- тематическое планирование) Приложение 1………………………………………………………………………………45 Приложение 2………………………………………………………………………………49 Приложение 3………………………………………………………………………………50 Приложение 4……………………………………………………………………………….53 Приложение 5………………………………………………………………………………55 Приложение 6………………………………………………………………………………58 Приложение 7………………………………………………………………………………60 Приложение 8………………………………………………………………………………63 Приложение 9………………………………………………………………………………64 Список информационно-методического обеспечения …………………………..………65 Пояснительная записка Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменно-речевой деятельности у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. Обучение учащихся грамотно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме в настоящее время выходит за рамки уроков чтения и русского языка и является одной из задач всего процесса обучения в школе. Письмо и письменная речь, являясь «базой» всего дальнейшего обучения, вызывает значительные затруднения у младших школьников с недоразвитием речи, что оказывает отрицательное воздействие на усвоение школьной программы и влияет на процесс их социальной адаптации в целом. К настоящему времени сложилась определённая концепция толкования письменной речи как сложной формы психической деятельности человека, необходимой ему в повседневной жизни и включающей, с одной стороны, активное выражение своих мыслей средствами той или иной письменности – письмо и, с другой стороны, восприятие и понимание написанного средствами чтения. Письменная речь в отличие от устной формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.е. механизмы письменной речи формируются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе дальнейшего обучения. Овладение грамотой – это сложная умственная деятельность, которая требует определённой степени зрелости многих психических функций ребёнка. Для овладения письменной речью имеет существенное значение степень сформированности фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи ребёнка. Значение формирования письменной речи возрастает по отношению к детям с особенностями в развитии. Недостатки звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития находят более или менее отчётливое выражение в письме в виде смешения букв, искажения слоговой структуры слов, ошибок в словообразовании, согласовании и управлении, в бедности синтаксических построений в письменной речи учащихся. В настоящее время большое количество детей к началу школьного обучения имеют различные речевые отклонения, влекущие за собой нарушения письма и чтения. Основная задача логопеда в школе состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушения письма и чтения, а при невозможности пропедевтической работы своевременно устранить специфические ошибки с целью недопущения их перехода на дальнейшее обучение. Основными направлениями работы учителя- логопеда в логопункте ОУ являются:
Цель программы: создание организационно-педагогических условий, способствующих профилактике, своевременной диагностике, коррекции и дальнейшему развитию письменной речи младших школьников в рамках логопункта ОУ. Задачи программы:
Теоретической и методологической основой коррекционного обучения являются положения, разработанные Л.С. Выготским, М. Е.Хватцевым, М. В. Фомичевой, Г.А. Каше, А.В. Ястребовой, Л.Н. Ефименковой, Г.Г.Мисаренко, И.Н.Садовниковой и др. Логопедическая работа имеет свою специфику и строится на основе общих педагогических принципов:
субъективных условий формирования речевой функции ребёнка. Разностороннее и динамическое обследование ребёнка с этих позиций позволяет выявить ведущий речевой дефект и обусловленные им недостатки психического развития. В дальнейшем, при планировании коррекционной работы это учитывается.
взаимодействия различных компонентов речи и организации преемственной работы всех участников коррекционно-развивающего процесса. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка. Коррекция нарушений произношения звуков и слоговой структуры слова позволяет добиваться нужной чёткости и внятности речи. В то же время развитие фонематического восприятия подготавливает основу для формирования грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения.
который раскрывает зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психических процессов. Выявление этой связи лежит в основе воздействия на те психологические, особенности детей, которые прямо или косвенно препятствуют эффективной коррекции речевой деятельности.
Методы, применяемые в практике учителя – логопеда в рамках логопункта ОУ:
Формы работы учителя – логопеда в рамках логопункта ОУ:
Рекомендации к организации и планированию коррекционной работы В целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в ОУ организован логопедический пункт. Основные задачи логопункта – коррекция нарушений устной и письменной речи, а также своевременное предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной ими; разъяснения логопедических знаний среди педагогов, родителей обучающихся (лиц, их заменяющих). Организационно - методическое руководство деятельностью логопункта осуществляется руководителем ОУ, зам.директора по учебно–воспитательной работе. Ответственным за работу логопункта является учитель-логопед. В логопункт зачисляются учащиеся ОУ, имеющие различные нарушения в развитии устной и письменной речи. Зачисление учащихся на логопедические занятия осуществляется на основе результатов обследования речи младших школьников, которое проводится с 1 по 15 сентября, а также с15 по 30 мая. Обучающиеся с недостатками речи регистрируются в списке. На каждого обучающегося в логопункте учитель-логопед заполняет речевую карту. В логопункте одновременно занимается не менее 20 и не более30 человек. Занятия с обучающимися проводятся как в часы свободные от уроков, так и по согласованию с администрацией ОУ во время уроков. Логопедические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи, являются основной формой коррекционного обучения. Логопедические занятия в зависимости от конкретных задач и этапов коррекции, делятся на групповые, подгрупповые и индивидуальные. Основной формой являются групповые занятия. В группы подбираются ,по возможности ,обучающиеся с однородными нарушениями речи. Темы групповых, индивидуальных занятий, а также регистрация обучающихся фиксируются в типовом классном журнале, который является финансовым документом. Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Групповые занятия проводятся:
Индивидуальные занятия проводятся не менее трёх раз в неделю с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи 2 уровня; дефекты речи ,обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (ринолалия, дизартрия.) Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия- 20 минут. Срок коррекционного обучения у детей с ФФН и ФН и обусловленными ими нарушениями чтения и письма составляет 4-9 мес.; с ОНР и нарушениями чтения и письма, обусловленными им-1,5-2 года. Выпуск учащихся производится в течение всего учебного года после устранения у них дефектов речи. В случае необходимости (при согласии родителей или лиц, их заменяющих) учащиеся могут быть направлены в районную поликлинику для обследования врачами- специалистами (невропатологом, психиатром, отоларингологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую консультацию для уточнения диагноза. Ответственность за обязательное посещение учащимися ОУ занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель и администрация данного учреждения. Материально- техническое обеспечение и оснащение логопедического кабинета ОУ: По целенаправленному оснащению и применению кабинет можно разделить на несколько рабочих зон:
Справочная литература по логопедии; Материалы по обследованию речи детей; Методическая литература по коррекции звукопроизношения; Учебно-методическая литература по коррекционному обучению; Поурочные планы работы на каждую группу учащихся; Пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках, папках и конвертах); Систематизированный по звукам картинный материал в коробках.
Паспорт логопедического кабинета; Перспективное планирование на учебный год; Журнал обследования речи детей; Журнал посещаемости; Речевые карты; План методической работы учителя-логопеда; Тетрадь консультаций с родителями и педагогами. |
Управление образования Администрации г. Екатеринбурга Отдел образования... Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 | Управление образования администрации города новый уренгой муниципальное... МС(К)оу для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья С(К)ош «Гармония» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное казенное учреждение «Управление образования администрации Борисовского района» Муниципальное бюджетное общеобразовательное... | Управление образования администрации города Пскова Муниципальное... Учреждение Рос акад наук Гос публич науч техн б-ка Сиб отд-ния ран; Новосиб гос пед ун-т; отв сост.: Е. Б. Артемьева, Н. С. Мурашова.... | ||
Управление образования Администрации города Дзержинска Нижегородской... Учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «специальная (коррекционная) общеобразовательная... | Основная образовательная программа основного общего образования мбоу «оо обуховская школа» Управление образования администрации Старооскольского городского округа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение | ||
Управление образованием Администрации города Юрги Муниципальное автономное... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Xiii районная конференция учебно-исследовательских работ учащихся Управление образования администрации новоселовского района муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение игрышенская средняя... | ||
Новая редакция Постановление Администрации города кургана от 01. 12. 2011 г. №8843 Полное наименование бюджетного учреждения: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Кургана «Средняя общеобразовательная... | Управление образования администрации Старооскольского городского... Городская научно-практическая конференция молодых исследователей «шаг в будущее 2010» | ||
Министерство образования оренбургской области управление образования... Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии(протокол от «29»марта 2012 г. №8) | Комитет по образованию администрации города Барнаула Муниципальное... Авторы программы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский | ||
Доклад о состоянии и достигнутых результатах в реализации основных... В реализации молодежной политики на территории города Губкинского участвуют муниципальное учреждение «Управление по делам молодежи... | Доклад о деятельности за 2013 2014 учебный год. Учредитель: Управление... Охватывает один и тот же набор учебных курсов, но на все более высоком научном уровне, с большей долей осознанности и самостоятельности,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Управление образования администрации Борисовского района» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Грузсчанская средняя... | Учредитель : Комитет образования Администрации Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Многопрофильная языковая гимназия №4» |