Скачать 65 Kb.
|
Н.В. Ткаченко г. Омск, МОУ «Лицей № 29» Воспитание гражданской позиции на уроках информатики (или как не выходя за рамки урока информатики воспитывать у детей гражданственность и патриотизм) Корень слова «образование» - «образ» даёт понимание роли образования как процесса и результата воспитания и обучения, самообразования и самовоспитания, создающего определенный образ человека. Одна из задач, которая ставится перед образованием – становление и развитие человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества. К сожалению, у школьников и их родителей слово «воспитывать» чаще всего ассоциируется со словами «читать нотации». Т.е. заранее предполагается, что, воспитывая, учитель использует отведенное для урока время не по назначению. На деле это совершенно не так – воспитательный аспект должен быть органично вплетен в контекст урока. При подготовке к урокам всегда тщательно продумываю не только обучающие и развивающие цели и задачи, но и подбираю материал по воспитательному аспекту. Это может выражаться в подчёркивании достижений Российской науки в области развития компьютерной техники, в рассказах о наших известных на весь мир программистах и их деятельности (например, А.Касперский, А.Рошал(WinRAR) и т.п.). Но в моей практике есть уроки, когда я обращаюсь к личному опыту детей, к оценке их роли в общественной жизни, к оценке деятельности прошлых поколений в развитии государства. Поиск информации в современном мире – одна из часто встречающихся практических задач. В работе с учащимися одной из проблем становится неумение детей самостоятельно отбирать необходимую для работы и анализа информацию, структурировать её в более удобной для использования форме. При рассмотрении типов организации БД в теме «Информационно-поисковые системы. СУБД и БД» (Системы управления базами данных и Базы данных) как раз и предлагается рассмотреть различные формы их организации. В теории БД рассматриваются следующие типы их организации: иерархическая, сетевая, реляционная, распределенная. Чтобы заинтересовать учащихся и показать важность правильного хранения и поиска информации учащимся был предложен проект с названием «Как хранить, чтобы помнить». Понятие «отечество» для человека связано с конкретным краем, с памятью о его родных. Существует связь поколений, и каждому интересно знать, кем и как обустраивается его край. «Иван, не помнящий родства» - существовало в народе прозвище по отношению к человеку, который неизвестно откуда прибыл и скрывал, кто его предки. А мы, теперешнее поколение – всё ли мы знаем и помним!? Почему в русском языке существует поговорка «Иван, не помнящий родства»? Детям было предложено провести самостоятельные исследования, тематику которых они же и сформулировали:
Для примера покажу, как проводилось исследование по теме «Справедлива ли поговорка «Иван, не помнящий родства»? Гипотеза, которую выдвинула ученица, звучит так «Я думаю, что частично данная поговорка права, т.к. мы мало знаем и помним о своих предках». Ход исследования:
Анкетирование проводилось в классе, где обучалась ученица, и анкета содержала следующий перечень вопросов:
или более подробно:
В результате анкетирования ученица получила материал, который был обработан в среде Excel и получены следующие наглядные диаграммы: По результатам беседы ученики:
Ученица повторила анкету после бесед с родственниками и выяснились следующие итоги: На основе генеалогического древа семьи создали таблицу своих известных родственников, в которой в качестве атрибутов использовали такие понятия как фамилия, имя, отчество, степень родства, причины появления в Омской области, род занятий, годы жизни и причину смерти. Работая над темой ребята испытывают эмоциональный подъем и интерес. В большинстве случаев узнают много интересного о своих родственниках, начинают с большим чувством гордости, уважения отзываться о них, с удовольствием рассказывают о своих родных. История страны предстаёт у них не в сухих цифрах и фактах. Всё, оказывается, было в их семьях и каким-то образом отразилось на судьбе их близких и на них самих. Так создание различных баз данных на уроках информатики воспитывает у детей чувства гражданственности, патриотизма, гордости за своих предков, рождает ответственность и активную позицию в общественной жизни. Знания о своей семье, о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережного отношения ко всему, что досталось от предшествующих поколений. |
«использование материалов музея на уроках информатики» В рамках реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» эта работа... | О чем думает второклассник, когда впервые попадает в кабинет информатики? Метод проектов как форма контроля предметных умений учащихся начальных классов на уроках информатики | ||
Решение проблемы гражданского патриотического воспитания в настоящее... Патриотизм и гражданственность – важнейшие составляющие отечественной культурно педагогической традиции. Как справедливо заметил... | Нашего урока размышления: «Что такое патриотизм?». Кого можно считать... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №9» | ||
Вопросы к государственному экзамену по информатике и методике преподавания информатики Информатика как наука и вид практической деятельности. Структура современной информатики. Место информатики в системе наук. Сущность... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Информатика как прикладная инженерная дисциплина. Определение информатики и её предмета исследования. Разделы информатики. Основные... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Воспитывать у обучаемых патриотизм, гражданственность, любовь к родному краю, гордость за свою страну, готовность к её защите | Уроках информатики титова Юлия Ивановна kastet Московский городской педагогический университет Институт математики и информатики (мгпу ими) | ||
Доклад по теме Проектная деятельность на уроках информатики и информационных технологий И эти цели требуют современных средств обучения, разнообразных методических и педагогических систем и решений. Методе проектов занимает... | Учитель информатики «Развитие мыслительных операций на уроках информатики» Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г п п. Чистые Боры Буйского муниципального района... | ||
Методика применения умк «Информатика» в преподавании базового курса... При этом увеличивается скорость подачи качественного материала в рамках одного урока | Зыркина Ирина Валерьевна Патриотизм- одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. Но, чтобы воспитывать в детях патриотизм нужно четко определить:... | ||
Классный час на тему: «Здесь Родины моей начало. Мой край Мордовия моя» Цели: Ознакомить с отдельными эпизодами истории республики Мордовии, её символами и великими людьми; раскрыть смысл понятия «патриотизм»;... | О. В. Артюшкин Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова... При рассмотрении информатики с позиций гуманитарной, технической, естественной и фундаментальных наук даются ее определения. В заключительной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: знакомство с героическим прошлым России, воспитание гражданской позиции учащихся | Повышение познавательного интереса на уроках информатики при решении творческих задач Ки является повышение познавательного интереса. Ведь наличие познавательных интересов у школьников способствуют росту их активности... |