Воспитание гражданской позиции на уроках информатики (или как не выходя за рамки урока информатики воспитывать у детей гражданственность и патриотизм)





НазваниеВоспитание гражданской позиции на уроках информатики (или как не выходя за рамки урока информатики воспитывать у детей гражданственность и патриотизм)
Дата публикации29.06.2014
Размер65 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Н.В. Ткаченко

г. Омск, МОУ «Лицей № 29»

Воспитание гражданской позиции на уроках информатики (или как не выходя за рамки урока информатики воспитывать у детей гражданственность и патриотизм)
Корень слова «образование» - «образ» даёт понимание роли образования как процесса и результата воспитания и обучения, самообразования и самовоспитания, создающего определенный образ человека. Одна из задач, которая ставится перед образованием – становление и развитие человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

К сожалению, у школьников и их родителей слово «воспитывать» чаще всего ассоциируется со словами «читать нотации». Т.е. заранее предполагается, что, воспитывая, учитель использует отведенное для урока время не по назначению. На деле это совершенно не так – воспитательный аспект должен быть органично вплетен в контекст урока. При подготовке к урокам всегда тщательно продумываю не только обучающие и развивающие цели и задачи, но и подбираю материал по воспитательному аспекту. Это может выражаться в подчёркивании достижений Российской науки в области развития компьютерной техники, в рассказах о наших известных на весь мир программистах и их деятельности (например, А.Касперский, А.Рошал(WinRAR) и т.п.). Но в моей практике есть уроки, когда я обращаюсь к личному опыту детей, к оценке их роли в общественной жизни, к оценке деятельности прошлых поколений в развитии государства.

Поиск информации в современном мире – одна из часто встречающихся практических задач. В работе с учащимися одной из проблем становится неумение детей самостоятельно отбирать необходимую для работы и анализа информацию, структурировать её в более удобной для использования форме. При рассмотрении типов организации БД в теме «Информационно-поисковые системы. СУБД и БД» (Системы управления базами данных и Базы данных) как раз и предлагается рассмотреть различные формы их организации. В теории БД рассматриваются следующие типы их организации: иерархическая, сетевая, реляционная, распределенная. Чтобы заинтересовать учащихся и показать важность правильного хранения и поиска информации учащимся был предложен проект с названием «Как хранить, чтобы помнить».

Понятие «отечество» для человека связано с конкретным краем, с памятью о его родных. Существует связь поколений, и каждому интересно знать, кем и как обустраивается его край. «Иван, не помнящий родства» - существовало в народе прозвище по отношению к человеку, который неизвестно откуда прибыл и скрывал, кто его предки. А мы, теперешнее поколение – всё ли мы знаем и помним!? Почему в русском языке существует поговорка «Иван, не помнящий родства»? Детям было предложено провести самостоятельные исследования, тематику которых они же и сформулировали:

  1. Справедлива ли поговорка «Иван, не помнящий родства»?

  2. Как стать почетным гражданином г.Омска?

  3. О ком говорят нам улицы Омска?

  4. Что говорит нам название города?

  5. Нужно ли менять названия улиц?

  6. Как отразилась история города (страны) в судьбе моих предков?


Для примера покажу, как проводилось исследование по теме «Справедлива ли поговорка «Иван, не помнящий родства»?

Гипотеза, которую выдвинула ученица, звучит так «Я думаю, что частично данная поговорка права, т.к. мы мало знаем и помним о своих предках».

Ход исследования:

  1. Провести анкетирование в классе «Что мы знаем о своей семье?»

  2. Побеседовать с родителями, бабушками о прабабушках и прадедушках, их профессии, о годах жизни и причинах смерти.

  3. Создать генеалогическое дерево своей семьи.

  4. Провести анкетирование по результатам создания семейного дерева.

  5. Сравнить анкеты. Сделать выводы.


Анкетирование проводилось в классе, где обучалась ученица, и анкета содержала следующий перечень вопросов:

  • Укажите профессии бабушки и дедушки, место рождения.

  • Назовите имена прабабушек и прадедушек, их профессии, место и год рождения, причину смерти.

  • Назовите имена, фамилии своих прапращуров, род их занятий, возможную причину смерти.

  • Укажите возможные социальные (революция, войны) или другие причины, отразившиеся в судьбе ваших предков

или более подробно:


Вопросы

до беседы с близкими

после беседы с близкими

Всего учащихся

100

100

Помнят только 3 колена

85

70

только 4 колена

15

20

5 колен и более

0

10

Знают профессии (род занятий) бабушек

90

100

прабабушек

10

20

прапрабабушек

0

5

Участвовали в гражданской

0

10

в Отечественной войнах

30

40

в локальных конфликтах

0

10

Погибли на войне (укажите какой)

20

20

при раскулачивании

0

1

от голода

0

1

др.причины

0

20

Причины появления в Омской области




 

ссылка

2

5

эвакуация во время войны

30

10

переезд в связи со сменой семейного положения

1

15

переезд в связи со сменой работы

0

10


В результате анкетирования ученица получила материал, который был обработан в среде Excel и получены следующие наглядные диаграммы:



По результатам беседы ученики:

  • построили генеалогическое древо семьи (построена иерархическая модель);

  • создали таблицу, в качестве атрибутов которой использовали вопросы, ответы на которые не были использованы при построении генеалогического дерева; (построена табличная модель)

  • сделали выводы.



Ученица повторила анкету после бесед с родственниками и выяснились следующие итоги:



На основе генеалогического древа семьи создали таблицу своих известных родственников, в которой в качестве атрибутов использовали такие понятия как фамилия, имя, отчество, степень родства, причины появления в Омской области, род занятий, годы жизни и причину смерти.


Работая над темой ребята испытывают эмоциональный подъем и интерес. В большинстве случаев узнают много интересного о своих родственниках, начинают с большим чувством гордости, уважения отзываться о них, с удовольствием рассказывают о своих родных. История страны предстаёт у них не в сухих цифрах и фактах. Всё, оказывается, было в их семьях и каким-то образом отразилось на судьбе их близких и на них самих.

Так создание различных баз данных на уроках информатики воспитывает у детей чувства гражданственности, патриотизма, гордости за своих предков, рождает ответственность и активную позицию в общественной жизни. Знания о своей семье, о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережного отношения ко всему, что досталось от предшествующих поколений.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Воспитание гражданской позиции на уроках информатики (или как не выходя за рамки урока информатики воспитывать у детей гражданственность и патриотизм) icon«использование материалов музея на уроках информатики»
В рамках реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» эта работа...
Воспитание гражданской позиции на уроках информатики (или как не выходя за рамки урока информатики воспитывать у детей гражданственность и патриотизм) iconО чем думает второклассник, когда впервые попадает в кабинет информатики?
Метод проектов как форма контроля предметных умений учащихся начальных классов на уроках информатики
Воспитание гражданской позиции на уроках информатики (или как не выходя за рамки урока информатики воспитывать у детей гражданственность и патриотизм) iconРешение проблемы гражданского патриотического воспитания в настоящее...
Патриотизм и гражданственность – важнейшие составляющие отечественной культурно педагогической традиции. Как справедливо заметил...
Воспитание гражданской позиции на уроках информатики (или как не выходя за рамки урока информатики воспитывать у детей гражданственность и патриотизм) iconНашего урока размышления: «Что такое патриотизм?». Кого можно считать...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №9»
Воспитание гражданской позиции на уроках информатики (или как не выходя за рамки урока информатики воспитывать у детей гражданственность и патриотизм) iconВопросы к государственному экзамену по информатике и методике преподавания информатики
Информатика как наука и вид практической деятельности. Структура современной информатики. Место информатики в системе наук. Сущность...
Воспитание гражданской позиции на уроках информатики (или как не выходя за рамки урока информатики воспитывать у детей гражданственность и патриотизм) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Информатика как прикладная инженерная дисциплина. Определение информатики и её предмета исследования. Разделы информатики. Основные...
Воспитание гражданской позиции на уроках информатики (или как не выходя за рамки урока информатики воспитывать у детей гражданственность и патриотизм) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Воспитывать у обучаемых патриотизм, гражданственность, любовь к родному краю, гордость за свою страну, готовность к её защите
Воспитание гражданской позиции на уроках информатики (или как не выходя за рамки урока информатики воспитывать у детей гражданственность и патриотизм) iconУроках информатики титова Юлия Ивановна kastet
Московский городской педагогический университет Институт математики и информатики (мгпу ими)
Воспитание гражданской позиции на уроках информатики (или как не выходя за рамки урока информатики воспитывать у детей гражданственность и патриотизм) iconДоклад по теме Проектная деятельность на уроках информатики и информационных технологий
И эти цели требуют современных средств обучения, разнообразных методических и педагогических систем и решений. Методе проектов занимает...
Воспитание гражданской позиции на уроках информатики (или как не выходя за рамки урока информатики воспитывать у детей гражданственность и патриотизм) iconУчитель информатики «Развитие мыслительных операций на уроках информатики»
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г п п. Чистые Боры Буйского муниципального района...
Воспитание гражданской позиции на уроках информатики (или как не выходя за рамки урока информатики воспитывать у детей гражданственность и патриотизм) iconМетодика применения умк «Информатика» в преподавании базового курса...
При этом увеличивается скорость подачи качественного материала в рамках одного урока
Воспитание гражданской позиции на уроках информатики (или как не выходя за рамки урока информатики воспитывать у детей гражданственность и патриотизм) iconЗыркина Ирина Валерьевна
Патриотизм- одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. Но, чтобы воспитывать в детях патриотизм нужно четко определить:...
Воспитание гражданской позиции на уроках информатики (или как не выходя за рамки урока информатики воспитывать у детей гражданственность и патриотизм) iconКлассный час на тему: «Здесь Родины моей начало. Мой край Мордовия моя»
Цели: Ознакомить с отдельными эпизодами истории республики Мордовии, её символами и великими людьми; раскрыть смысл понятия «патриотизм»;...
Воспитание гражданской позиции на уроках информатики (или как не выходя за рамки урока информатики воспитывать у детей гражданственность и патриотизм) iconО. В. Артюшкин Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова...
При рассмотрении информатики с позиций гуманитарной, технической, естественной и фундаментальных наук даются ее определения. В заключительной...
Воспитание гражданской позиции на уроках информатики (или как не выходя за рамки урока информатики воспитывать у детей гражданственность и патриотизм) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: знакомство с героическим прошлым России, воспитание гражданской позиции учащихся
Воспитание гражданской позиции на уроках информатики (или как не выходя за рамки урока информатики воспитывать у детей гражданственность и патриотизм) iconПовышение познавательного интереса на уроках информатики при решении творческих задач
Ки является повышение познавательного интереса. Ведь наличие познавательных интересов у школьников способствуют росту их активности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск