Скачать 84.28 Kb.
|
Тема урока: «Меры длины» Цель урока:
работать в группах;
интерес к занятиям математикой;
Этапы работы над проектом Этап 1. Разработка проектного задания. Задачи этапа – определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов. Класс делится на 4 группы Группа 1 – старинные русские меры длины. Группа 2 – иностранные меры длины. Группа 3 – современные меры длины их обозначения, соотношения между единицами. Группа 4 - придумать задания, загадки, кроссворды о мерах длины. Этап 2. Разработка проекта. Задачи этапа – сбор и уточнение информации. Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах, анализируют и синтезируют идеи. Этап 3. Оценка результатов. Задачи этапа – анализ выполненных проектных заданий. Ученики готовят к представлениям материалы на уроке – презентации. Этап 4. Защита проектов. Задачи этапа – коллективная защита проекта. Ход урока Презентация проекта «Меры длины» I. Организация на работу. Нельзя представить себе жизнь человека, не производящего измерений: это и портные, и механики, и обыкновенные школьники. Что же существовало до того, как изобрели линейку, метр. Первыми измерительными приборами были части тела: пальцы рук, ладонь, ступня. - Как появились меры длины? - Как измеряли на Руси? II. Работа с информацией. Защита проектов. Выступление первой группы Старинные русские меры длины Слайды 2 – 5. На Руси издавна использовали такие меры длины: сажень – маховая, косая; верста, локоть, аршин, пядь, вершок Маховая сажень – 1,76м – расстояние между раскинутыми в стороны руками. Косая сажень – 2,48м – расстояние от каблука правой ноги до кончиков пальцев вытянутой вверх левой руки. Аршин – это слово пришло с Востока. Приезжие купцы торговали невиданными тканями: китайским шелком, индийской парчой, бархатом, которые отмеряли аршинами (с персидского – «локоть»). Аршин равен 71см. Локоть - расстояние от конца пальцев до согнутого локтя. Большие расстояния на суше раньше в России измеряли в верстах. 1 верста равна 1км 67м. Пядь – старинная мера длины, равная расстоянию между растянутыми большим и указательным пальцами. Дюйм – русская дометрическая единица длины. 1дюйм =1/12фута=10линиям-2см54мм. Фут – единица длины в системе русских мер. 1фут = 1/7сажени = 12дюймам. Старая русская миля = 7,468км Вершок – первоначально равнялась длине фаланги указательного пальца. Система единых мер в Русском государстве в основном сложилась к концу 17века. Выступление второй группы Меры длины народов мира Слайды 6 – 9. У древних египтян основной мерой длины служил локоть (расстояние от конца пальцев до согнутого локтя). Он делился на семь ладоней, а ладонь на четыре пальца. Количество локтей получалось разное. В Древнем Египте придумали образцовые меры: локоть, ладонь, палец. Теперь было уже не важно, какой длины локоть или ладонь у человека, он измерял не своим, а общим локтем, т.е. условной палочкой. Древние арабы эталоном длины считали волос из ослиной морды. В Англии также существовали единицы длины, связанные с частями тела человека: дюйм (2,5см) в переводе с голландского означает «большой палец»; фут (30см или 12дюймов) с английского «нога»; ярд – это расстояние от носа короля Генриха I до конца среднего пальца его вытянутой руки. Англичане до сих пор пользуются королевским футом, равным длине ступни короля, ярдом – длина его равна 0, 9144 м. Для измерения небольших длин употреблялась длина сустава большого пальца – дюйм. Значение дюйма в Англии узаконилось как длина трех ячменных зерен. В английском быту и теперь употребляется мера ячменное зерно. В английской практике была и такая мера, как хорошая палка пахаря. В Риме в употреблении была мера, равная тысяче двойных шагов, получившая название миля. Многие народы измеряли длину шагами, двойными шагами, тростями. Очень большие расстояния измерялись переходами, привалами и даже днями. В Японии существовала мера, называемая лошадиным башмаком. Она была равна пути, в течение которого изнашивалась соломенная подошва, привязанная к копытам лошади. У многих народов расстояние определялось длительностью полета стрелы или пушечного ядра. Выступление третьей группы. Единицы длины: км, м, дм, мм. Слайды 10 – 11. Большие расстояния обычно измеряют в километрах. В слове километр «кило» означает тысяча метров. При письме эту единицу обозначают так: км. 1 км = 1000 м. Метр – это более крупная, чем сантиметр и даже дециметр, единица длины. В метрах можно измерять длину и ширину комнаты, расстояние между домами, количество купленной ткани, длину куска обоев. При этом, например, для измерения длины комнаты используют рулетку. Метр обозначают так: м. Рулетки бывают разной длины. Продавец использует деревянную линейку, которая называется портновским метром. 1 м=10 дм 1 м=100 см Длины отрезков и расстояния между двумя точками можно измерить с помощью обычной линейки, получая результаты в дм и см. Дециметр – десятая часть метра. Сантиметр – сотая часть метра. 1 дм = 10 см 1 см = 10 мм Отрезки длиной 1 см разделены на линейке мелкими штрихами. Каждый из отрезков разделен на 10 одинаковых частей. Длина каждой такой части равна одному миллиметру. Миллиметр – это единица длины. Ее обозначают так: мм. Не только в прежние времена, но и сейчас в морском деле расстояния измеряются только в морских милях. 1 морская миля равна 1 км 852 м. Выступления четвертой группы. Слайды 12 – 18. 1. Закончите предложения: Высота дома 15… Лыжник пробежал дистанцию 10… Рост человека 1… 70… Длина муравья 12… Длина божьей коровки 9… 2. Попробуйте решить старинные задачи: Крестьянин поехал из своей деревни в город на ярмарку. Отъехав 30верст, он остановился на постоялом дворе покормить лошадь. Отсюда до города еще 19верст. Сколько всего верст должен проехать крестьянин, чтобы попасть в город на ярмарку? Возле избы растут две березы. Изба вышиной 6 аршин, одна береза выше избы на 2 аршина, а другая береза двумя аршинами выше первой. Какой вышины другая береза? 3. «Угадаем - посчитаем». 1). Появилась девочка в чашечке цветка, И была та девочка Чуть больше ноготка. В ореховой скорлупке та девочка спала. И маленькую ласточку от холода спасла. - Какого роста была Дюймовочка? (дюйм – 2см 5мм) 2). Скачет лошадь не простая, Чудо грива золотая, По горам парнишку носит, Но никак его не сбросит. Есть у лошади сынок, Удивительный конек По прозванью … Горбунок Конь ретивый, Долгогривый. Скачет полем, Скачет нивой. Конь росточком малый, Но зато удалый. Рост Конька – Горбунка? (3 вершка, вершок = 44мм) 3). Царь Салтан с женой простяся, На добра коня садяся, Ей наказывал себя Поберечь, его любя. Между тем, как он далеко Бьется долго и жестоко, Наступает срок родин; Сына Бог им дал в аршин. Какой рост новорожденного сына царя Салтана? (71см) 4). На уроке не скучали, Много нового узнали. Вот кроссворд наш разгадайте- Тему нашего проекта узнайте.
III. Подведение итогов Обобщение, выводы. Поощрить каждого ученика, участвовавшего в проекте. IV. Рефлексия. Вспомните свои впечатления на уроке. Закончите предложения:
|
Реферат по математике на тему: «Старинные меры длины и веса» В дореволюционных книгах часто встречаются такие единицы длины, как версты, сажени, аршины, футы. В торговле тогда применяли пуды,... | Реферат меры длины на руси и устное народное творчество Практическая работа «Рост моей семьи в современной и старинной мерах измерения» стр. 10 | ||
Реферат меры длины на руси и устное народное творчество Практическая работа «Рост моей семьи в современной и старинной мерах измерения» стр. 10 | Реферат по дисциплине «Математика» по теме «Старинные меры длины» Калинина Надежда Николаевна, преподаватель информатики высшей квалификационной категории Бузмакова Светлана Владимировна | ||
Старые русские меры В дореволюционных книгах часто встречаются такие единицы длины, как версты, сажени, аршины, футы. В торговле тогда применяли пуды,... | Конспект урока по математике Учитель: Е. В. Прокудина Тема: Дециметр,... Сформировать способствовать к действиям с единицами измерения длины (сложение, вычитания, перевод одних единиц измерения длины в... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: Систематизировать знания учащихся об измерениях длины, ввести понятие о единице измерения длины – сантиметр | Урок: Математика. 1 класс Цели: познакомить с единицей измерения длины – дециметром; учить измерять длины отрезков; повторить нумерацию; развивать умение решать... | ||
Учебников «Школа России» Тема Цель урока: организовать работу по знакомству с новой единицей измерения длины – дециметром на основе ранее изученной единицы измерения... | Урок математики 2 класс Тема : Знакомство с понятием «Литр» Сформировать способствовать к действиям с единицами измерения длины (сложение, вычитания, перевод одних единиц измерения длины в... | ||
Изучение старинных мер длины и объема в пословицах и поговорках Комиссаров. Вводилась эта система в жизнь постепенно. Наряду с новой системой использовались и старые меры. Только с января 1927... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: организовать работу по знакомству с новой единицей измерения длины – дециметром на основе ранее изученной единицы измерения... | ||
Решение задачи №149 стр. 36 1км =1000м Ответ: 1000шагов. Закрепление. На уроке «Окружающий мир» Сегодня на уроке мы вспомним единицы измерения длины и познакомимся с новой единицей измерения длины- расстоянием | Конспект урока Единицы измерения длины. Сантиметр. Фио: Габделова Ландыш Марсовна Место работы Цель урока: Путём наблюдения и сравнения познакомить учащихся с современной единицей измерения длины – сантиметром | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: Познакомить с величиной для измерения длины отрезков сантиметром. Учить измерять длину отрезков при помощи линейки, строить... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обучающие: Закрепить понятия, связанные с определением длины окружности и площади окружности. Повторить формулы для расчета длины... |