«Меры длины»





Скачать 84.28 Kb.
Название«Меры длины»
Дата публикации12.07.2014
Размер84.28 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Тема урока: «Меры длины»

Цель урока:

  • формировать способность самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников;

работать в группах;

  • формировать творческие способности, чувство ответственности;

интерес к занятиям математикой;

  • углубить знания детей о величинах и их измерениях.


Этапы работы над проектом
Этап 1. Разработка проектного задания.

Задачи этапа – определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.

Класс делится на 4 группы

Группа 1 – старинные русские меры длины.

Группа 2 – иностранные меры длины.

Группа 3 – современные меры длины их обозначения, соотношения между единицами.

Группа 4 - придумать задания, загадки, кроссворды о мерах длины.
Этап 2. Разработка проекта.

Задачи этапа – сбор и уточнение информации.

Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах, анализируют и синтезируют идеи.
Этап 3. Оценка результатов.

Задачи этапа – анализ выполненных проектных заданий.

Ученики готовят к представлениям материалы на уроке – презентации.
Этап 4. Защита проектов.

Задачи этапа – коллективная защита проекта.
Ход урока

Презентация проекта «Меры длины»

I. Организация на работу.

Нельзя представить себе жизнь человека, не производящего измерений: это и портные, и механики, и обыкновенные школьники. Что же существовало до того, как изобрели линейку, метр. Первыми измерительными приборами были части тела: пальцы рук, ладонь, ступня.

- Как появились меры длины?

- Как измеряли на Руси?

II. Работа с информацией. Защита проектов.

Выступление первой группы

Старинные русские меры длины

Слайды 2 – 5.

На Руси издавна использовали такие меры длины:

сажень – маховая, косая;

верста,

локоть,

аршин,

пядь,

вершок

Маховая сажень – 1,76м – расстояние между раскинутыми в стороны руками.

Косая сажень – 2,48м – расстояние от каблука правой ноги до кончиков пальцев вытянутой вверх левой руки.

Аршин – это слово пришло с Востока. Приезжие купцы торговали невиданными тканями: китайским шелком, индийской парчой, бархатом, которые отмеряли аршинами (с персидского – «локоть»).

Аршин равен 71см.

Локоть - расстояние от конца пальцев до согнутого локтя.

Большие расстояния на суше раньше в России измеряли в верстах.

1 верста равна 1км 67м.

Пядь – старинная мера длины, равная расстоянию между растянутыми большим и указательным пальцами.

Дюйм – русская дометрическая единица длины.

1дюйм =1/12фута=10линиям-2см54мм.

Фут – единица длины в системе русских мер.

1фут = 1/7сажени = 12дюймам.

Старая русская миля = 7,468км

Вершок – первоначально равнялась длине фаланги указательного пальца.

Система единых мер в Русском государстве в основном сложилась к концу 17века.
Выступление второй группы

Меры длины народов мира

Слайды 6 – 9.

У древних египтян основной мерой длины служил локоть (расстояние от конца пальцев до согнутого локтя). Он делился на семь ладоней, а ладонь на четыре пальца. Количество локтей получалось разное.

В Древнем Египте придумали образцовые меры: локоть, ладонь, палец. Теперь было уже не важно, какой длины локоть или ладонь у человека, он измерял не своим, а общим локтем, т.е. условной палочкой.

Древние арабы эталоном длины считали волос из ослиной морды.

В Англии также существовали единицы длины, связанные с частями тела человека:

дюйм (2,5см) в переводе с голландского означает «большой палец»; фут (30см или 12дюймов) с английского «нога»;

ярд – это расстояние от носа короля Генриха I до конца среднего

пальца его вытянутой руки.

Англичане до сих пор пользуются королевским футом, равным длине ступни короля, ярдом – длина его равна 0, 9144 м. Для измерения небольших длин употреблялась длина сустава большого пальца – дюйм. Значение дюйма в Англии узаконилось как длина трех ячменных зерен. В английском быту и теперь употребляется мера ячменное зерно. В английской практике была и такая мера, как хорошая палка пахаря.

В Риме в употреблении была мера, равная тысяче двойных шагов, получившая название миля.

Многие народы измеряли длину шагами, двойными шагами, тростями.

Очень большие расстояния измерялись переходами, привалами и даже днями.

В Японии существовала мера, называемая лошадиным башмаком. Она была равна пути, в течение которого изнашивалась соломенная подошва, привязанная к копытам лошади.

У многих народов расстояние определялось длительностью полета стрелы или пушечного ядра.
Выступление третьей группы.

Единицы длины: км, м, дм, мм.

Слайды 10 – 11.

Большие расстояния обычно измеряют в километрах. В слове километр «кило» означает тысяча метров. При письме эту единицу обозначают так: км. 1 км = 1000 м.

Метр – это более крупная, чем сантиметр и даже дециметр, единица длины. В метрах можно измерять длину и ширину комнаты, расстояние между домами, количество купленной ткани, длину куска обоев. При этом, например, для измерения длины комнаты используют рулетку. Метр обозначают так: м. Рулетки бывают разной длины. Продавец использует деревянную линейку, которая называется портновским метром.

1 м=10 дм

1 м=100 см

Длины отрезков и расстояния между двумя точками можно измерить с помощью обычной линейки, получая результаты в дм и см.

Дециметр – десятая часть метра.

Сантиметр – сотая часть метра.

1 дм = 10 см

1 см = 10 мм

Отрезки длиной 1 см разделены на линейке мелкими штрихами. Каждый из отрезков разделен на 10 одинаковых частей. Длина каждой такой части равна одному миллиметру.

Миллиметр – это единица длины. Ее обозначают так: мм.

Не только в прежние времена, но и сейчас в морском деле расстояния измеряются только в морских милях.

1 морская миля равна 1 км 852 м.
Выступления четвертой группы.

Слайды 12 – 18.

1. Закончите предложения:

Высота дома 15…

Лыжник пробежал дистанцию 10…

Рост человека 1… 70…

Длина муравья 12…

Длина божьей коровки 9…
2. Попробуйте решить старинные задачи:

Крестьянин поехал из своей деревни в город на ярмарку. Отъехав 30верст, он остановился на постоялом дворе покормить лошадь. Отсюда до города еще 19верст. Сколько всего верст должен проехать крестьянин, чтобы попасть в город на ярмарку?
Возле избы растут две березы. Изба вышиной 6 аршин, одна береза выше избы на 2 аршина, а другая береза двумя аршинами выше первой. Какой вышины другая береза?
3. «Угадаем - посчитаем».

1). Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка

Чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке та девочка спала.

И маленькую ласточку от холода спасла.
- Какого роста была Дюймовочка? (дюйм – 2см 5мм)
2). Скачет лошадь не простая,

Чудо грива золотая,

По горам парнишку носит,

Но никак его не сбросит.

Есть у лошади сынок,

Удивительный конек

По прозванью … Горбунок
Конь ретивый,

Долгогривый.

Скачет полем,

Скачет нивой.

Конь росточком малый,

Но зато удалый.
Рост Конька – Горбунка? (3 вершка, вершок = 44мм)
3). Царь Салтан с женой простяся,

На добра коня садяся,

Ей наказывал себя

Поберечь, его любя.

Между тем, как он далеко

Бьется долго и жестоко,

Наступает срок родин;

Сына Бог им дал в аршин.
Какой рост новорожденного сына царя Салтана? (71см)
4). На уроке не скучали,

Много нового узнали.

Вот кроссворд наш разгадайте-

Тему нашего проекта узнайте.





с

а

н

т

и

м

е

т

р






ч

е

т

в

е

р

т

ь

а

р

ш

и

н







я

ч

м

е

н

н

ы

е













я

р

д










л

о

к

о

т

ь







д

е

ц

и

м

е

т

р







с

а

ж

е

н

ь







л

о

ш

а

д

и

н

ы

й






  1. Сотая доля метра.

  2. Расстояние между раздвинутым большим и указательным пальцами

  3. Мера, равная 71см.

  4. Какие зерна использовали в Англии для измерения небольших длин.

  5. Английская мера длины, расстояние от кончика носа короля до конца среднего пальца его вытянутой руки.

  6. Основная мера длины у древних египтян.

  7. Десятая часть метра.

  8. Первоначально это слово обозначало расстояние, на которое можно шагнуть.

  9. Мера, существовавшая в Японии, называемая башмаком.


III. Подведение итогов

Обобщение, выводы.

Поощрить каждого ученика, участвовавшего в проекте.
IV. Рефлексия.

Вспомните свои впечатления на уроке.

Закончите предложения:

  1. Я _________работал на уроке.

  2. Я__________работой каждого участника проекта.

  3. Я испытывал затруднения, когда____________.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Меры длины» iconРеферат по математике на тему: «Старинные меры длины и веса»
В дореволюционных книгах часто встречаются такие единицы длины, как версты, сажени, аршины, футы. В торговле тогда применяли пуды,...
«Меры длины» iconРеферат меры длины на руси и устное народное творчество
Практическая работа «Рост моей семьи в современной и старинной мерах измерения» стр. 10
«Меры длины» iconРеферат меры длины на руси и устное народное творчество
Практическая работа «Рост моей семьи в современной и старинной мерах измерения» стр. 10
«Меры длины» iconРеферат по дисциплине «Математика» по теме «Старинные меры длины»
Калинина Надежда Николаевна, преподаватель информатики высшей квалификационной категории Бузмакова Светлана Владимировна
«Меры длины» iconСтарые русские меры
В дореволюционных книгах часто встречаются такие единицы длины, как версты, сажени, аршины, футы. В торговле тогда применяли пуды,...
«Меры длины» iconКонспект урока по математике Учитель: Е. В. Прокудина Тема: Дециметр,...
Сформировать способствовать к действиям с единицами измерения длины (сложение, вычитания, перевод одних единиц измерения длины в...
«Меры длины» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Систематизировать знания учащихся об измерениях длины, ввести понятие о единице измерения длины – сантиметр
«Меры длины» iconУрок: Математика. 1 класс
Цели: познакомить с единицей измерения длины – дециметром; учить измерять длины отрезков; повторить нумерацию; развивать умение решать...
«Меры длины» iconУчебников «Школа России» Тема
Цель урока: организовать работу по знакомству с новой единицей измерения длины – дециметром на основе ранее изученной единицы измерения...
«Меры длины» iconУрок математики 2 класс Тема : Знакомство с понятием «Литр»
Сформировать способствовать к действиям с единицами измерения длины (сложение, вычитания, перевод одних единиц измерения длины в...
«Меры длины» iconИзучение старинных мер длины и объема в пословицах и поговорках
Комиссаров. Вводилась эта система в жизнь постепенно. Наряду с новой системой использовались и старые меры. Только с января 1927...
«Меры длины» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: организовать работу по знакомству с новой единицей измерения длины – дециметром на основе ранее изученной единицы измерения...
«Меры длины» iconРешение задачи №149 стр. 36 1км =1000м Ответ: 1000шагов. Закрепление. На уроке «Окружающий мир»
Сегодня на уроке мы вспомним единицы измерения длины и познакомимся с новой единицей измерения длины- расстоянием
«Меры длины» iconКонспект урока Единицы измерения длины. Сантиметр. Фио: Габделова Ландыш Марсовна Место работы
Цель урока: Путём наблюдения и сравнения познакомить учащихся с современной единицей измерения длины – сантиметром
«Меры длины» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Познакомить с величиной для измерения длины отрезков сантиметром. Учить измерять длину отрезков при помощи линейки, строить...
«Меры длины» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обучающие: Закрепить понятия, связанные с определением длины окружности и площади окружности. Повторить формулы для расчета длины...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск