Презентация «Кружевоплетение»





Скачать 122.22 Kb.
НазваниеПрезентация «Кружевоплетение»
Дата публикации16.07.2014
Размер122.22 Kb.
ТипПрезентация
100-bal.ru > Информатика > Презентация
МОУ «Скребловская средняя общеобразовательная школа»

УРОК ИНФОРМАТИКИ
(С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАТЕРИАЛОВ ШКОЛЬНОГО ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО МУЗЕЯ)

3 КЛАСС

Учитель СТЕПАНОВ СЕРГЕЙ ЮРЬЕВИЧ

Тема. Повторение и закрепление понятий: информация, виды информации,

свойства информации, кодирование информации, составление базы данных.

(на материалах школьного этнографического музея) Кружево. История

зарождения кружевоплетения на Руси.
Цели:

  1. Ознакомить учащихся с темой «Кружевоплетение. История зарождения промысла на Руси».

  2. Научить разбираться в орнаментах кружевоплетения, развивать художественный вкус на примере кружевоплетения на Руси.

  3. Развивать умение высказывать своё мнение.

  4. Обобщить понятия «информация», «виды информации», «свойства информации», «кодирование информации».

  5. Научить учащихся создавать базу данных.

  6. Воспитывать культуру поведения на нетрадиционных уроках.


Педагогические задачи:

    • развивать творческое мышление учащихся;

    • воспитывать познавательный интерес к предмету, любовь к природе, истории своего народа;

    • формировать навыки самостоятельной индивидуальной работы;

    • формировать навыки технологии работы с информацией.


Основные понятия:

  • кружево, кружевоплетение

  • центр кружевоплетения

  • орнамент

  • тканое кружево, плетеное

  • летопись

  • информация

  • виды информации

  • свойства информации

  • кодирование, декодирование

  • база данных


Обеспечение урока:

  • учебник-тетрадь по информатике 3 класс. авт. Тур С.Н., Бокучава Т.П.

  • дидактический материал: словари, раздаточный материал для практических работ; предметы кружевоплетения.

  • картины природы /стрекоза, ветка яблони, паутина, морозный узор на окне/.

  • ППС: пакет «Фантазия» для 2класса, программа « Внимание».

  • Презентация «Кружевоплетение».


ХОД УРОКА


  • Организационный момент (презентация слайды 1,2)


Проверка готовности к уроку (образцы кружев, словари, таблицы и т.д.).

-Сегодня у нас необычный урок.


  • Повторение учебного материала предыдущих уроков информатики (презентация слайды 3-5)


-Какую тему на уроке информатики мы изучаем?

Что такое информация? Виды информации, способы передачи и получения информации, поиск информации, кодирование информации.

-Что такое информация?

Информация – это сведения об окружающем нас мире.

-Какие действия может производить человек с информацией?

Информацию можно передавать, обрабатывать, искать, хранить и др.

- Как человек получает информацию?

Человек получает информацию с помощью 5 органов чувств.

-Какую информацию человек получает с помощью глаз?

Зрительную.

-Какую информацию человек получает с помощью ушей?

Звуковую.

-Как человек получает обонятельную информацию?

С помощью носа.

-Какую информацию человек получает с помощью языка?

Вкусовую.

-Как человек получает тактильную информацию?

С помощью кожи.

-Какие свойства имеет информация?

Полнота, достоверность, понятность, своевременность, полезность.

-Что такое кодирование информации?

Кодирование – это преобразование информации с помощью некоторого кода.

-Что такое код?

Код – это условные знаки.
Сегодня мы говорим об информации с использованием материалов нашего школьного музея. Вспомните, с чем мы знакомились, посещая школьный этнографический музей?
С жизнью и бытом русского народа, с его историей, традициями и обычаями, народными праздниками, народными промыслами и т.д.
А сейчас мы на мгновение окажемся в сказке.
-Ваша задача - внимательно выслушать полученную информацию, обработать её и сделать вывод о теме нашего урока.
Инсценировка сказки бабушки Агафьи «Рождественский подарок».

(презентация слайд 6)


Действующие лица: Дуняша, Кружевница, Сказочница, старик.
С. Рождественской ночью произошла эта удивительная история. Только я ее буду рассказывать так, как услышала от своей бабушки Агафьи.

Дунюшка, как себя помнила, никогда еще ни от кого не получала ни одного подарка. Она ведь сиротка была.

Но в это Рождество случилось такое…

Вечером, как раз под Рождество, девочка услышала негромкий стук. Она выскочила из своей каморки. На пороге стоял старик с длинной седой бородой и добрыми глазами. В руке старика была большая старая палка, а за плечами – котомка.

Ст. Господь тебя благослови, девочка! А ведь я к тебе, Дунюшка, пришел. Велено передать тебе подарок. Рождественский подарок!

С. Старик прислонил к стене свой посох, развязал мешок, вынул и протянул девочке… какие- то палочки.

Ст. Это тебе подарок – коклюшки! Ими ты будешь плести чудесные кружева невиданной красоты. А это – клубочек! Нитки в нем не простые – золотые. Клубочек этот, сколь ни разматывай, никогда не кончится!

Д. Спасибо, дедушка! А кто мне этот подарок-то прислал?

Ст. А тот и прислал, кто тебя любит-жалеет. Кто тебе счастья желает.

С. Сказал так-то да и пропал…

Вернулась Дунюшка к себе в каморку, коклюшки под подушку спрятала, а с клубочком расставаться не хочется. Смотрит на него – не налюбуется. А от ниточек-то золотых – искорки, искорки. Так и заснула с клубочком в руке.

А ночью приснился ей удивительный сон. Будто тот старичок взял ее за руку и повел в кухню. Смотрит Дунюшка: а это и не кухня вовсе, а светлая да просторная комната. И сидит в этой светлой комнате девушка необыкновенной красоты, богато одетая. А перед нею столик. А на столике - валик. И приколоты к тому валику булавочками кружева. Смотрит на нее красавица эта и молча так на скамеечку указывает: мол, присядь да погляди, как я рукодельничаю!

Поглядела Дунюшка да скоро и понимать начала, как то чудо рождается, кружево плетется.

Сколько так времени прошло, Дунюшка и не помнит. Но вот подошел к ней старик тот и спрашивает:

Ст. Поняла ли ты, Дунюшка, как кружево плетется?

Д. Поняла, дедушка.

Ст. А запомнила?

Д. Запомнила, дедушка!

Ст. Тогда нам пора!

С. Взял старик девочку за руку и вывел ее из комнаты.

Д. Дедушка, скажи, а кто та красавица-кружевница?!

Ст. А что, ты ее не признала?

Д. Нет, дедушка, не признала!

Ст. Ничего, подрастешь – вспомнишь!

С. Сказал так-то да и пропал.

И стала с этого дня девочка кружево плести. Да все лучше, все тоньше получается. А люди как тот сказ услыхали, так и решили: не иначе как сиротке в Рождественскую ночь сам Никола Чудотворец явился, подарок подарил да мастерством наградил!

Выросла сиротка – первой кружевницей в округе стала, а красавицей какой!

Может, спросишь, кто была та красавица, что ее ремеслу обучила?.. Так она сама это и была!

Вот ведь какие кружева-чудеса в ночь под Рождество плетутся.
-С какой же информацией на уроке мы будем работать?

Кружево. Кружевоплетение. (презентация слайд 7)



- Правильно, сегодня мы познакомимся с ещё одним видом русских народных промыслов – кружевоплетением и постараемся повторить то, что изучали на уроке информатики.

-Какие виды информации вы использовали во время просмотра и прослушивания сказки?
Зрительную и звуковую.
-Кто может сказать, что такое кружево, кружевоплетение?

(ответы детей)
-Где можно получить информацию о том, что такое «кружево»?
В словарях, энциклопедиях, учебниках.


  • Самостоятельная работа учащихся со словарями

(у каждого ученика на парте словарь)
Задание. Поиск в словарях информации о том, что такое кружево .
Словарь В.И.Даля.

Кружево…плетеная, узорчатая и дырчатая лента, тесьма из ниток, бумаги, шелку, золота; она плетется коклюшками на кутузе (подушке); есть и тканое.
Словарь С.И.Ожегова.

Кружево. Узорное сетчатое плетение из нитей.

-Как вы охарактеризуете это свойство информации?
Понятность.
-Сравните эти определения по полноте полученной информации.

-Какой вывод можно сделать о полученной нами информации?
Определение из словаря В.И.Даля наиболее полное и точное.
- Так что же такое кружево?
- Какое оно бывает?


  • История кружевоплетения на Руси. (презентация слайд 8-19)


Рассказ подготовленного ученика.
Слово «кружево» происходит от «окружать», украшать нарядной отделкой края одежды и других предметов из тканей.

Впервые о русских кружевах упоминается в Ипатьевской летописи 1252 года, и названы они там златыми, ими был обшит кожух князя Даниила Галицкого.

Кружевоплетением занимались женщины всех сословий. В старину это занятие называлось «женское замышление», а сами кружевницы - «плетеями».


Несмотря на то что кружевоплетение пришло на Русь из Франции и Англии, его по праву можно назвать русским женским ремеслом.
Вслушайтесь в названия некоторых наших кружевных узоров, они говорят сами за себя.

  • Павлинки

  • Дубовый лист

  • Протекай, речка

  • Денежки филейные

  • Брошки – пышки - города

  • Вертячий край

  • Блины

  • Вороньи глаза

  • Куриные лапки

  • Огурчики

  • Пышечки

  • Узенькая деревенька

  • Узкие узятки



Центрами русского кружевоплетения были Вологда, Елец, Мценск, Рязанщина, Вятская губерния, Тульская, Московская, Петербургская, Тверская.



-Чем занимался рассказчик при подготовке к уроку?
Поиском информации.
-Где он искал информацию?
В библиотеке, музее, энциклопедиях, словарях и т.д.
-Какую информацию мы получили из рассказа ученика?
Где впервые упоминается о русских кружевах, о центрах кружевоплетения на Руси, о мастерах и т.д.
-Как можно назвать это свойство информации?
Достоверность.
-Можно ли сказать, что полученная информация – полезная?
Да.
-Почему?
Полезно и нужно знать историю своего народа, своей Родины.


  • Знакомство с изделиями мастериц нашего края.



-У вас на столах лежат образцы кружев из школьного музея. Эти изделия подарили музею наши мастерицы.

-Давайте возьмем их в руки, рассмотрим внимательнее узоры этих кружевных изделий.



-Что вы ощущаете?
Они лёгкие, нежные, воздушные, красивые и т.д.
-Что это за вид информации?
Тактильная.
-Кружевные изделия полны разных затейливых рисунков. Каждый из них имеет своё название. Например: огурчики, пышечки, вороньи глаза, куриные лапки, узкие узятки, блины, вертячий край, павлинки, дубовый лист, денежки филейные и т. д.

-Кто может рассказать об этих узорах, как их плетут?
Мастерицы, которые плетут кружево.
-С какой информацией мы столкнулись?
Закодированной.

-Скажите, чем занимались крестьяне на Руси?

(презентация слайд 20-22)
Земледелием, скотоводством, собирательством, ловили рыбу и т.д.
-Среди узоров есть и такие, которые несут в себе какую-то информацию о жизни крестьян, об их занятиях, обычаях, традициях и т.д.

-С некоторыми символами я вас познакомлю.

( у детей на парте раздаточный материал с символикой кружевоплетения)

-Чтобы узнать, какую информацию несет узор на кружеве, надо знать своего рода код.

-Зная код, мы можем разгадать (расшифровать), что хотели передать нам мастерицы.
-Как называется действие по восстановлению первичной формы информации?

Декодирование.


  • Практическая работа.

1. Расшифровка информации на образцах кружев, лежащих на парте, при помощи условных знаков (кода).
-О чем вы узнали из полученной и обработанной информации?
Чем занимались люди, о погоде, об обычаях и т.д.

2. Закодируйте следующую информацию при помощи условных знаков кружевоплетения. (На столе у детей лист бумаги с клеточной разлиновкой.)

Лето в этом году было тёплое. Дни стояли солнечные. Иногда шли дожди. На полях созрел богатый урожай.


  • Беседа о том, где русский народ брал информацию для изготовления своих изделий. (презентация слайд 23-26)



-Что такое информация?
Сведения об окружающем нас мире.
-А как вы думаете, откуда люди брали информацию по изготовлению своих изделий?
Из природы.
-Что в природе можно сравнить с кружевоплетением, с узорами этих изделий?
Паутину, крылья стрекозы, одуванчик, морозный узор на стекле, цветущий сад.




(Демонстрация картин природы: стрекоза, паутина, морозный узор, цветущая ветка дерева и т.д.)
- Какого вида информацию мы получили?
Зрительную.


  • Проверочная работа. (презентация слайд 27)




  1. Заполните базу данных.




Народный

промысел

Зарождение

промысла (дата)

Промысловый

центр

Предметы

изготовления

Виды

орнамента

































2. О чем мы получили информацию на уроке? __________________________
__________________________________________________________________
3.Какие виды информации использовали на уроке?______________________


4.Какие виды информации не использовали на уроке?____________________
__________________________________________________________________
5. Узор на кружевном изделии - это ________________________________
__________________________________________________________________
6. Расшифруйте закодированную информацию.







  • Распределение класса на подгруппы, закрепление машин. Работа на компьютере.


Пакет «Фантазия» 2 класс/ программа «Внимание»/.


  • Итог урока.


-Какую информацию получили на уроке?
Что такое кружево. История зарождения промысла кружевоплетения на Руси и т.д.

-Что повторили на уроке информатики?
Что такое информация. Какая бывает информация. Виды информации. Кодирование информации.


  • Подведение итогов урока. Задание на дом. Комментарии к домашнему заданию.


Продолжить составление базы данных «Народные промыслы» по материалам экскурсии в школьный этнографический музей.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Презентация «Кружевоплетение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Русский язык» Л. Я желтовская (часть1) для уч-ся 2класса; презентация рабочая, презентация-тренажер, презентация-физминутка; проектор,...
Презентация «Кружевоплетение» iconПрезентация «Моя родословная», презентация «Моё генеалогическое древо»
Какие ещё слова вы видите на доске? («род», «родословная», «генеалогия», «предок», «потомок») (Презентация, слайд №2)
Презентация «Кружевоплетение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация 1, презентация 2, презентация 3, карточки и таблицы для самостоятельной и групповой...
Презентация «Кружевоплетение» iconПрезентация «Человек и информация. Действия с информацией», презентация...

Презентация «Кружевоплетение» iconУрок английского языка в 9 классе по теме «Путешествие способ познания мира»
Оборудование: презентация к уроку, аудиозапись песни «Титаник», презентация учащихся
Презентация «Кружевоплетение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Используемый материал: карточки с заданиями; презентация «Состав слова», презентация «Задания гномиков»
Презентация «Кружевоплетение» iconТворчество А. Костюнина. Урок по рассказу «Совенок»
...
Презентация «Кружевоплетение» iconПрограмма второго городского открытого форума «Пермь – Восток»
В программе: корейский «танец журавлей», презентация корейских видов спорта, презентация книги «Корейцы Пермского края: очерки истории...
Презентация «Кружевоплетение» iconРазработка урока внеклассного чтения в 5 классе на тему: «Мы в ответе за всех, кого приручили»
Оборудование урока. Мультимедийная установка, распечатка рассказа «Нытик», презентация «О писателе А. В. Костюнине», презентация...
Презентация «Кружевоплетение» iconТема урока: Д. Н. Мамин -сибиряк «Приёмыш»
Учебные материалы: Учебник «Литературное чтение» ( 3 класс, авторЛ. А. Ефросинина), толковые словари, презентация Д. Н. Мамина- сибиряка...
Презентация «Кружевоплетение» iconУрок-путешествие Тема «Зелёная аптека»
Презентация «Зелёная аптека» (презентация выполнена в Microsoft Office PowerPoint 2010)
Презентация «Кружевоплетение» iconСафиуллин Л. Н
Презентация представляет собой наглядное пособие, с помощью которого студент иллюстрирует свой доклад к дипломной (курсовой) работе....
Презентация «Кружевоплетение» iconR. Khugaeva
Презентация представляет собой наглядное пособие, с помощью которого студент иллюстрирует свой доклад к дипломной (курсовой) работе....
Презентация «Кружевоплетение» iconПротокол № от 2012г
Презентация представляет собой наглядное пособие, с помощью которого студент иллюстрирует свой доклад к дипломной (курсовой) работе....
Презентация «Кружевоплетение» iconПамятка дипломнику
Презентация представляет собой наглядное пособие, с помощью которого студент иллюстрирует свой доклад к дипломной (курсовой) работе....
Презентация «Кружевоплетение» iconМ. В. Фирсов 2011г
Презентация представляет собой наглядное пособие, с помощью которого студент иллюстрирует свой доклад к дипломной (курсовой) работе....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск