Скачать 122.22 Kb.
|
МОУ «Скребловская средняя общеобразовательная школа» УРОК ИНФОРМАТИКИ (С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАТЕРИАЛОВ ШКОЛЬНОГО ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО МУЗЕЯ) 3 КЛАСС Учитель СТЕПАНОВ СЕРГЕЙ ЮРЬЕВИЧ Тема. Повторение и закрепление понятий: информация, виды информации, свойства информации, кодирование информации, составление базы данных. (на материалах школьного этнографического музея) Кружево. История зарождения кружевоплетения на Руси. Цели:
Педагогические задачи:
Основные понятия:
Обеспечение урока:
ХОД УРОКА
Проверка готовности к уроку (образцы кружев, словари, таблицы и т.д.). -Сегодня у нас необычный урок.
-Какую тему на уроке информатики мы изучаем? Что такое информация? Виды информации, способы передачи и получения информации, поиск информации, кодирование информации. -Что такое информация? Информация – это сведения об окружающем нас мире. -Какие действия может производить человек с информацией? Информацию можно передавать, обрабатывать, искать, хранить и др. - Как человек получает информацию? Человек получает информацию с помощью 5 органов чувств. -Какую информацию человек получает с помощью глаз? Зрительную. -Какую информацию человек получает с помощью ушей? Звуковую. -Как человек получает обонятельную информацию? С помощью носа. -Какую информацию человек получает с помощью языка? Вкусовую. -Как человек получает тактильную информацию? С помощью кожи. -Какие свойства имеет информация? Полнота, достоверность, понятность, своевременность, полезность. -Что такое кодирование информации? Кодирование – это преобразование информации с помощью некоторого кода. -Что такое код? Код – это условные знаки. Сегодня мы говорим об информации с использованием материалов нашего школьного музея. Вспомните, с чем мы знакомились, посещая школьный этнографический музей? С жизнью и бытом русского народа, с его историей, традициями и обычаями, народными праздниками, народными промыслами и т.д. А сейчас мы на мгновение окажемся в сказке. -Ваша задача - внимательно выслушать полученную информацию, обработать её и сделать вывод о теме нашего урока. Инсценировка сказки бабушки Агафьи «Рождественский подарок». (презентация слайд 6) Действующие лица: Дуняша, Кружевница, Сказочница, старик. С. Рождественской ночью произошла эта удивительная история. Только я ее буду рассказывать так, как услышала от своей бабушки Агафьи. Дунюшка, как себя помнила, никогда еще ни от кого не получала ни одного подарка. Она ведь сиротка была. Но в это Рождество случилось такое… Вечером, как раз под Рождество, девочка услышала негромкий стук. Она выскочила из своей каморки. На пороге стоял старик с длинной седой бородой и добрыми глазами. В руке старика была большая старая палка, а за плечами – котомка. Ст. Господь тебя благослови, девочка! А ведь я к тебе, Дунюшка, пришел. Велено передать тебе подарок. Рождественский подарок! С. Старик прислонил к стене свой посох, развязал мешок, вынул и протянул девочке… какие- то палочки. Ст. Это тебе подарок – коклюшки! Ими ты будешь плести чудесные кружева невиданной красоты. А это – клубочек! Нитки в нем не простые – золотые. Клубочек этот, сколь ни разматывай, никогда не кончится! Д. Спасибо, дедушка! А кто мне этот подарок-то прислал? Ст. А тот и прислал, кто тебя любит-жалеет. Кто тебе счастья желает. С. Сказал так-то да и пропал… Вернулась Дунюшка к себе в каморку, коклюшки под подушку спрятала, а с клубочком расставаться не хочется. Смотрит на него – не налюбуется. А от ниточек-то золотых – искорки, искорки. Так и заснула с клубочком в руке. А ночью приснился ей удивительный сон. Будто тот старичок взял ее за руку и повел в кухню. Смотрит Дунюшка: а это и не кухня вовсе, а светлая да просторная комната. И сидит в этой светлой комнате девушка необыкновенной красоты, богато одетая. А перед нею столик. А на столике - валик. И приколоты к тому валику булавочками кружева. Смотрит на нее красавица эта и молча так на скамеечку указывает: мол, присядь да погляди, как я рукодельничаю! Поглядела Дунюшка да скоро и понимать начала, как то чудо рождается, кружево плетется. Сколько так времени прошло, Дунюшка и не помнит. Но вот подошел к ней старик тот и спрашивает: Ст. Поняла ли ты, Дунюшка, как кружево плетется? Д. Поняла, дедушка. Ст. А запомнила? Д. Запомнила, дедушка! Ст. Тогда нам пора! С. Взял старик девочку за руку и вывел ее из комнаты. Д. Дедушка, скажи, а кто та красавица-кружевница?! Ст. А что, ты ее не признала? Д. Нет, дедушка, не признала! Ст. Ничего, подрастешь – вспомнишь! С. Сказал так-то да и пропал. И стала с этого дня девочка кружево плести. Да все лучше, все тоньше получается. А люди как тот сказ услыхали, так и решили: не иначе как сиротке в Рождественскую ночь сам Никола Чудотворец явился, подарок подарил да мастерством наградил! Выросла сиротка – первой кружевницей в округе стала, а красавицей какой! Может, спросишь, кто была та красавица, что ее ремеслу обучила?.. Так она сама это и была! Вот ведь какие кружева-чудеса в ночь под Рождество плетутся. -С какой же информацией на уроке мы будем работать? Кружево. Кружевоплетение. (презентация слайд 7) - Правильно, сегодня мы познакомимся с ещё одним видом русских народных промыслов – кружевоплетением и постараемся повторить то, что изучали на уроке информатики. -Какие виды информации вы использовали во время просмотра и прослушивания сказки? Зрительную и звуковую. -Кто может сказать, что такое кружево, кружевоплетение? (ответы детей) -Где можно получить информацию о том, что такое «кружево»? В словарях, энциклопедиях, учебниках.
(у каждого ученика на парте словарь) Задание. Поиск в словарях информации о том, что такое кружево . Словарь В.И.Даля. Кружево…плетеная, узорчатая и дырчатая лента, тесьма из ниток, бумаги, шелку, золота; она плетется коклюшками на кутузе (подушке); есть и тканое. Словарь С.И.Ожегова. Кружево. Узорное сетчатое плетение из нитей. -Как вы охарактеризуете это свойство информации? Понятность. -Сравните эти определения по полноте полученной информации. -Какой вывод можно сделать о полученной нами информации? Определение из словаря В.И.Даля наиболее полное и точное. - Так что же такое кружево? - Какое оно бывает?
Рассказ подготовленного ученика. Слово «кружево» происходит от «окружать», украшать нарядной отделкой края одежды и других предметов из тканей. Впервые о русских кружевах упоминается в Ипатьевской летописи 1252 года, и названы они там златыми, ими был обшит кожух князя Даниила Галицкого. Кружевоплетением занимались женщины всех сословий. В старину это занятие называлось «женское замышление», а сами кружевницы - «плетеями». Несмотря на то что кружевоплетение пришло на Русь из Франции и Англии, его по праву можно назвать русским женским ремеслом. Вслушайтесь в названия некоторых наших кружевных узоров, они говорят сами за себя.
Центрами русского кружевоплетения были Вологда, Елец, Мценск, Рязанщина, Вятская губерния, Тульская, Московская, Петербургская, Тверская. -Чем занимался рассказчик при подготовке к уроку? Поиском информации. -Где он искал информацию? В библиотеке, музее, энциклопедиях, словарях и т.д. -Какую информацию мы получили из рассказа ученика? Где впервые упоминается о русских кружевах, о центрах кружевоплетения на Руси, о мастерах и т.д. -Как можно назвать это свойство информации? Достоверность. -Можно ли сказать, что полученная информация – полезная? Да. -Почему? Полезно и нужно знать историю своего народа, своей Родины.
-У вас на столах лежат образцы кружев из школьного музея. Эти изделия подарили музею наши мастерицы. -Давайте возьмем их в руки, рассмотрим внимательнее узоры этих кружевных изделий. -Что вы ощущаете? Они лёгкие, нежные, воздушные, красивые и т.д. -Что это за вид информации? Тактильная. -Кружевные изделия полны разных затейливых рисунков. Каждый из них имеет своё название. Например: огурчики, пышечки, вороньи глаза, куриные лапки, узкие узятки, блины, вертячий край, павлинки, дубовый лист, денежки филейные и т. д. -Кто может рассказать об этих узорах, как их плетут? Мастерицы, которые плетут кружево. -С какой информацией мы столкнулись? Закодированной. -Скажите, чем занимались крестьяне на Руси? (презентация слайд 20-22) Земледелием, скотоводством, собирательством, ловили рыбу и т.д. -Среди узоров есть и такие, которые несут в себе какую-то информацию о жизни крестьян, об их занятиях, обычаях, традициях и т.д. -С некоторыми символами я вас познакомлю. ( у детей на парте раздаточный материал с символикой кружевоплетения) -Чтобы узнать, какую информацию несет узор на кружеве, надо знать своего рода код. -Зная код, мы можем разгадать (расшифровать), что хотели передать нам мастерицы. -Как называется действие по восстановлению первичной формы информации? Декодирование.
1. Расшифровка информации на образцах кружев, лежащих на парте, при помощи условных знаков (кода). -О чем вы узнали из полученной и обработанной информации? Чем занимались люди, о погоде, об обычаях и т.д. 2. Закодируйте следующую информацию при помощи условных знаков кружевоплетения. (На столе у детей лист бумаги с клеточной разлиновкой.) Лето в этом году было тёплое. Дни стояли солнечные. Иногда шли дожди. На полях созрел богатый урожай.
-Что такое информация? Сведения об окружающем нас мире. -А как вы думаете, откуда люди брали информацию по изготовлению своих изделий? Из природы. -Что в природе можно сравнить с кружевоплетением, с узорами этих изделий? Паутину, крылья стрекозы, одуванчик, морозный узор на стекле, цветущий сад. (Демонстрация картин природы: стрекоза, паутина, морозный узор, цветущая ветка дерева и т.д.) - Какого вида информацию мы получили? Зрительную.
2. О чем мы получили информацию на уроке? __________________________ __________________________________________________________________ 3.Какие виды информации использовали на уроке?______________________ 4.Какие виды информации не использовали на уроке?____________________ __________________________________________________________________ 5. Узор на кружевном изделии - это ________________________________ __________________________________________________________________ 6. Расшифруйте закодированную информацию.
Пакет «Фантазия» 2 класс/ программа «Внимание»/.
-Какую информацию получили на уроке? Что такое кружево. История зарождения промысла кружевоплетения на Руси и т.д. -Что повторили на уроке информатики? Что такое информация. Какая бывает информация. Виды информации. Кодирование информации.
Продолжить составление базы данных «Народные промыслы» по материалам экскурсии в школьный этнографический музей. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Русский язык» Л. Я желтовская (часть1) для уч-ся 2класса; презентация рабочая, презентация-тренажер, презентация-физминутка; проектор,... | Презентация «Моя родословная», презентация «Моё генеалогическое древо» Какие ещё слова вы видите на доске? («род», «родословная», «генеалогия», «предок», «потомок») (Презентация, слайд №2) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация 1, презентация 2, презентация 3, карточки и таблицы для самостоятельной и групповой... | Презентация «Человек и информация. Действия с информацией», презентация... | ||
Урок английского языка в 9 классе по теме «Путешествие способ познания мира» Оборудование: презентация к уроку, аудиозапись песни «Титаник», презентация учащихся | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Используемый материал: карточки с заданиями; презентация «Состав слова», презентация «Задания гномиков» | ||
Творчество А. Костюнина. Урок по рассказу «Совенок» ... | Программа второго городского открытого форума «Пермь – Восток» В программе: корейский «танец журавлей», презентация корейских видов спорта, презентация книги «Корейцы Пермского края: очерки истории... | ||
Разработка урока внеклассного чтения в 5 классе на тему: «Мы в ответе за всех, кого приручили» Оборудование урока. Мультимедийная установка, распечатка рассказа «Нытик», презентация «О писателе А. В. Костюнине», презентация... | Тема урока: Д. Н. Мамин -сибиряк «Приёмыш» Учебные материалы: Учебник «Литературное чтение» ( 3 класс, авторЛ. А. Ефросинина), толковые словари, презентация Д. Н. Мамина- сибиряка... | ||
Урок-путешествие Тема «Зелёная аптека» Презентация «Зелёная аптека» (презентация выполнена в Microsoft Office PowerPoint 2010) | Сафиуллин Л. Н Презентация представляет собой наглядное пособие, с помощью которого студент иллюстрирует свой доклад к дипломной (курсовой) работе.... | ||
R. Khugaeva Презентация представляет собой наглядное пособие, с помощью которого студент иллюстрирует свой доклад к дипломной (курсовой) работе.... | Протокол № от 2012г Презентация представляет собой наглядное пособие, с помощью которого студент иллюстрирует свой доклад к дипломной (курсовой) работе.... | ||
Памятка дипломнику Презентация представляет собой наглядное пособие, с помощью которого студент иллюстрирует свой доклад к дипломной (курсовой) работе.... | М. В. Фирсов 2011г Презентация представляет собой наглядное пособие, с помощью которого студент иллюстрирует свой доклад к дипломной (курсовой) работе.... |