Скачать 59.22 Kb.
|
Творчество А. Костюнина. Урок по рассказу «Совенок». «Попытайтесь быть хотя бы немного добрее и вы увидите, что окажетесь не в состоянии совершить дурной поступок». Конфуций Цель урока:
Оборудование урока: мультимедийная установка, презентация «Костюнин А.В.» (Презентация Microsoft Power Point), текст рассказа «Совенок». Методические приемы: комментированное чтение, аналитическая беседа. На доске: высказывания Ж. Руссо и Г. Того о доброте: • «Доброта, высказанная нам каким-либо человеком, привязывает нас к нему» (Ж. Руссо); • «Против всего можно устоять, но не против доброты» (Ж. Руссо); • «Самые нежные растения прокладывают себе путь через самую жесткую землю, через трещины скал. Так и доброта. Какой клин, какой молот, какой таран может сравниться с силой доброго, искреннего человека! Ничто не может противостоять ему» (Г. Того). Ход урока
В нынешней жизни так много зла, жестокости и насилия, что люди начинают терять веру в доброту и благородство. Шагнув в новый мир, где денежные отношения стали вытеснять прежние, построенные на желании бескорыстно помочь другому, мы утратили былую отзывчивость и тепло души. Сегодняшний урок мне бы хотелось посвятить разговору о доброте, которая всегда согревает душу того, кто ее сотворил, и о взаимовыручке, которая спасает нас в сложных жизненных ситуациях Кто, бродя по берегу моря, не мечтал найти ракушку с жемчугом. Наверное, счастливчиков, нашедших его, мало. Кто, открывая книгу писателя, не мечтает найти «жемчужину» слова. Я поймала удачу: в руках у меня книги А. В. Костюнина «В купели белой ночи» и «Ковчег души». (демонстрация слайдов 1 – 4 «А.В.Костюнин») На Международном конгрессе писателей русского зарубежья «Русское слово – связующая нить времён» за книгу «В купели белой ночи» писатель награждён дипломом 1-ой степени с присвоением звания лауреата премии им. А. И. Куприна и вручением памятного знака «За вклад в русскую литературу» и звание лауреата премии им. С. В. Михалкова в номинации «Лучшая книга 2007 года» России.Это было высшей похвалой для начинающего писателя. (слайды 5 – 7) Родился он в Карелии, в селе Паданы Медвежьегорского района 25 августа 1964 года. Окончил художественную школу в г. Медвежьегорске. Детство и юность прошли там же. Получил высшее образование в Петрозаводском государственном университете (факультеты сельскохозяйственный и экономический). Женат, имеет двоих детей. Вот уже много лет он работает на стратегическом предприятии России ОАО «Судостроительный завод «Авангард» в г. Петрозаводске. Основная продукция предприятия: базовые тральщики типа «Яхонт», задача которых – обеспечение развёртывания стратегических ядерных сил морского базирования. На данное время Александр Костюнин – председатель Совета директоров, член экспертного совета по обороне при Председателе Совета Федерации. Александр Викторович Костюнин – человек талантливый, и талант его разносторонний. Он увлекается живописью, фотографией, литературным творчеством, рисует, устраивает художественные выставки, организовывает встречи с читателями. Вот как сам писатель характеризует свою деятельность фотохудожника: «Фотография для меня – это ответная реакция на открывшуюся внезапно способность не просто смотреть, но и видеть. Фотография для меня – это видимый результат вечной борьбы того зла и того добра, что заложены в человеке. Фотография для меня – это попытка «зажечь свою свечу вместо того, чтобы клясть темноту»; это попытка придать своей жизни смысл. Фотография для меня – это одна из форм Хлеба небесного. Фотография для меня – это универсальный образный язык международного общения. Язык – над речевыми барьерами, язык – над разными укладами жизни и национальностями, язык – над временем и пространством. Фотография для меня – это мировоззрение, это моя философия. «Жизнь коротка, но мы вправе выбирать, на что потратить данное время. На что обменять каждый час, каждый подаренный день. Когда я меняю свою жизнь не на творчество – считаю, что прогадал». (А.Костюнин) Персональные выставки фотографий Костюнина А. В. прошли в районах Карелии, в Москве, а также за рубежом: в Японии, Германии, Финляндии. Посмотрите и вы на мир глазами художника. (слайды 8–16) Фотографии, рисунки, рассказы писателя – это особенный мир, созданный человеком, любящим и воспевающим природу, её гармонию. Человеком, болеющим за судьбу своей Родины, и поэтому поднимающим серьезные и трудные вопросы. (комментированное чтение рассказа «Совенок» из сборника «Ковчег души») (слайды 20 – 24) Беседа, вопросы по рассказу: (слайды 25 – 28) 1. Какую проблему поднимает писатель в рассказе? (Острую проблему дня: семьи с достатком и семьи, находящиеся в группе риска) 2. Автор подметил такую деталь: «Мать заплетала ей косички раз в неделю, очень туго». Почему? (Чтобы не уделять много времени ребёнку, не проявлять заботу по отношению к ребёнку). 3. Почему мать, проводив Наташу в первый класс, тут же отдала её в группу продлённого дня, забирала последней? (Мать Совёнка занята личной жизнью, а жизнь ребёнка её мало интересует, мать ведёт разгульный образ жизни). 4. Совёнок задалась вопросом: «Почему её маму во дворе называют кошкой»? Как ответила сама девочка на этот вопрос? (Потому что она самая-самая ласковая). 5. Какую сказку сочинила Совёнок? (Сказку про Айгу, но ещё не закончила, всё ещё впереди). 6. Каким вы видите в рассказе соседского мальчика? (Серёжа - милосердный, добрый, внимательный мальчик). 7. Каким видите Совёнка? (Искренняя, добрая, светлая, чистая девочка, которая покорила всех). 8. «На дикой яблоне ничего не может вырасти, кроме дичка». Как вы можете прокомментировать эти слова? (Судьба этой девочки была очевидна) 9. Рассказчик – сторонний наблюдатель, он видит, как в холодный вечер выставляет за дверь соседка Рая маленькую девочку, становится свидетелем наказания Наташи. Каким вы видите рассказчика? (С сыном он не говорил ни о Наташе, ни о том, что происходит у соседей. Равнодушие – один из главных людских пороков). 10. Как ведёт себя по отношению к Совёнку Серёжа – сын рассказчика? (Дети дружат, тесно общаются между собой. Детская привязанность перерастает в большое чувство- любовь. Серёжка для неё самый родной человек). 11. Отец Серёжи твёрдо решил сказать сыну, что они с Наташей не пара. «Не хватало ещё невесты – инвалида». Что остановило его? (Он не смог сделать этого после её слов, переведённых Сергеем: «своего принца она нашла и хотела бы…называть папой…тебя»). 12. Какая говорящая деталь помогает понять состояние отца Серёжи? (С болью горошина выкатилась из души рассказчика – эта метафора – связующее звено с эпизодом наказания маленькой Наташи, когда отчим заставлял её стоять коленями на горохе. Вспоминается, что одна горошина подкатилась к тапку рассказчика. Эта горошина осталась в его душе. Испытание на человечность герои выдерживают). 13. Какую роль в композиции произведения занимает сказка о девочке Айгу, сочинённая Наташей и отражающая все переживания главной героини? (Совёнок верила, что, как и во всех сказках, наступит счастливый конец). 14. Что покорило рассказчика? (Немая девушка оказалась способной сказать больше, чем обладающий речью, но бесчувственный человек). Доверительное отношение художника слова к своему читателю позволяет ему проникнуть во внутренний мир писателя, почувствовать все переданные им душевные переживания, мысли, эмоции. Современные русские и старинные карельские слова прекрасно прижились, тем самым украсили язык, сделали его понятным всем и каждому. Наверное, и поэтому проза Костюнина правдивая. Каждый образ яркий и запоминающийся. Использованы ресурсы: • Материалы и фотографии сайта http://kostjunin.karelia.ru • Костюнин А.В. В купели белой ночи: избранные произведения. – Петрозаводск,2007 • Костюнин А. В. Ковчег души./Александр Костюнин; рис. Е.П.Крушельницкой. – Петрозаводск, 2009. – 272с.:ил. • Полное собрание произведений Костюнина А. В. Размещено на сайте писателя http://kostjunin.karelia.ru |
Интегрированный урок литература-музыка по рассказу Цель: познакомить обучающихся с жизнью и творчеством А. В костюнина, воспитывать духовные ценности в подрастающем поколении | Библиотечный урок по рассказу А. Костюнина «Вера» Составлен педагогом-библиотекарем муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №79 города... | ||
Урок внеклассного чтения по рассказу Александра Викторовича Костюнина «Вальс под гитару» Мои данные: Тулупова Светлана Прохоровна, 29. 11. 1954, город Сибай, Республика Башкортостан, мобу гимназия | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок внеклассного чтения по рассказу А. Костюнина «Рукавичка», автор урока Бережная П. В., учитель высшей категории моу сош№11 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект урока литературы в 9 классе по рассказу А. В. Костюнина «Вальс под гитару» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас вами урок внеклассного чтения по рассказу А. Костюнина «Рукавичка». Постараемся выяснить, как... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... План – конспект урока литературы в 11-м классе по рассказу Александра Викторовича Костюнина «Вальс под гитару» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: ознакомить учащихся с произведениями Александра Костюнина о Дагестана; разобрать образ современной горянки по трём произведениям... | ||
Урок литературы, особенно в начальной школе, это всегда урок творчества.... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа №63» | Международный конкурс «Купель» 2012 – 2013 года по произведениям... Цель: знакомство с основными фактами биографии карельского писателя А. Костюнина и его произведениями, входящими в сборник «В купели... | ||
Урок №16. Тема: Творчество в жизни человека и общества Углубить понятие "творчество", Перевод понятия с исторического уровня в философский, лингвистический, нравственный аспекты | Урок обобщение (математика, 5 класс) Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Обыкновенные дроби». На этом уроке мы повторим правильные и неправильные дроби, сложение и... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В чем своеобразие писательской манеры А. Костюнина? Каким через свое творчество видится Вам автор? Что он ждет от своих читателей?... | Урок русского языка и литературы на тему: «Проблема жестокости в... Познакомить учащихся с текстом рассказа и проанализировать его содержание в соответствии с темой урока | ||
Урока: Дидактические Урок-исследование «Бабушкин пряник – светлая радость детства!» по рассказу В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой», проведенный 22... | Международный литературный конкурс «Купель» 2012 2013 года по произведениям... Номинация: методическая разработка «Урок-беседа по повести-хронике «Сплетение душ» |