Программа факультативного курса





Скачать 469.71 Kb.
НазваниеПрограмма факультативного курса
страница1/3
Дата публикации29.07.2014
Размер469.71 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Информатика > Программа
  1   2   3



Муниципальное специальное (коррекционное) бюджетное образовательное учреждение «школа-интернат VIII вида»

г. Кизела Пермского края.

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
Компьютер как средство развития высших психических функций, личностного роста и резервных способностей у учащихся с нарушением интеллекта

Разработала: Щулькина Светлана Николаевна

педагог-психолог СКОУ VIII вида

высшей квалификационной
категории

Кизел, 2010 г.

Пояснительная записка.
Актуальность проблемы
Информатизация процесса обучения – одна из основных тенденций современного образования. Компьютеризация охватила все стороны жизнедеятельности человека: производство и культуру, быт и науку, искусство и образование. Пользователем компьютера может стать любой человек. Психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, навыки использования персонального компьютера необходимы каждому человеку.

Перспективным направлением развития коррекционного образования в рамках специальной школы является использование новых информационных технологий. Применять и уметь пользоваться компьютерной техникой в современной жизни необходимо всем, в том числе и детям с умственной отсталостью. Внедрение в нашу повседневную жизнь мобильных телефонов с их неограниченными возможностями, компьютерных терминалов оплаты и различной удобной в применении техники выдвигает перед нами требования обучения наших учащихся знаниям и умениям пользоваться этими достижениями технического прогресса. Являясь социально-значимой задачей. Рассматривая информационно-коммуникативные технологии как средство обучения, в различных академических контекстах мультимидийные продукты и услуги Интернета могут использоваться для выработки созидательных навыков и развития критического мышления. ИКТ могут быть использованы для улучшения качества образования во всех предметных областях. Разумеется, информационные технологии не способны избавить аномального ребёнка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако, осознание того, что ему становятся доступны неведомые знания, умения, формы общения, игры, управление непосредственно окружающей его обстановкой, даёт ему веру в свои силы.

Использование информационных технологий является одним из методов обучения учащихся коррекционной школы, при применении которых реализуется построение «обходных путей» обучения, использование специфических программных средств обучения, не требующихся в образовании нормально развивающегося ребенка.

Учащиеся коррекционной школы VIII вида – это дети, для которых характерен основной общий недостаток – нарушение сложных форм познавательной деятельности. Эмоционально-волевая сфера этих учащихся тоже в ряде случаев нарушена и проявляется в примитивности чувств и интересов, недостаточной выразительности и адекватности эмоциональных реакций, слабости побуждений их к деятельности, особенно к познанию окружающего. Во многом дефектна и моторно-двигательная сфера учащихся с ограниченными умственными возможностями, у всех без исключения имеются более или менее выраженные отклонения в речевом развитии.

Как правило, в коррекционной школе готовят учащихся к реальной действительности: обучение чтению, счёту, письму, выработка чувства уверенности в себе, формирование навыков общения, выполнение работы на дому, приготовление пищи, умение делать покупки и т. д. Формированию этих умений может способствовать применение компьютера. Однако если в основание использования компьютерных технологий не закладываются продуманные принципы и адекватные дидактические цели, то едва ли это использование приведёт учащихся к ожидаемому результату, скорее породит непредсказуемые и непредвиденные эффекты.

Педагогическая система коррекционной школы направлена на обучение, воспитание и развитие детей с ограниченными умственными возможностями, коррекцию их недостатков, социальную адаптацию. Дидактические основы обучения, общая методика урока, основы организации учебной работы в школе – всё это используется в коррекционной педагогике так же, как и в общей педагогике. Однако общепедагогические принципы коррекционная педагогика рассматривает как исходные для её особой задачи – коррекции развития ребёнка с ограниченными возможностями. К специальным принципам педагогики относятся принцип коррекционно-развивающего обучения и принцип практической направленности обучения.

В специальной коррекционной школе изучение компьютера приобретает большую ценность, в связи с этим используются новые приёмы и методы коррекционно-развивающего обучения, у учащихся появится возможность реализовать себя в самостоятельной продуктивной деятельности. Таким образом, мною сделана попытка объединить два направления: психологическое развитие учащихся и обучение навыкам работы на компьютере.
Цель и задачи программы

Цель. Повышение социальной компетентности учащихся МС(К)ОУ VIII вида посредством использования методических приёмов работы на компьютере.

Для реализации цели предполагается решение трёх групп основных задач:

обучающие (теоретические) – знакомство учащихся с простейшими основами работы на компьютере для повышения мотивации к учебно-трудовой деятельности; обучение применению компьютерных технологий в различных жизненных ситуациях для дальнейшего социального развития и совершенствования адаптационых возможностей;

коррекционно-развивающие – развитие высших психических функций (памяти, мышления, внимания, воображения, зрительного восприятия), мелкой моторики, познавательной деятельности; формирование самоконтроля и умения планировать свою деятельность на основе ИКТ;

воспитательные - подготовка школьников к практической деятельности в компьютерном мире; создание ситуации успеха, развитие положительного отношения к своей работе и учёбе; формирование учебной и трудовой мотивации, уверенности в себе; отработка навыков культурного общения со сверстниками.

В зависимости от цели и задач курса занятий выстраиваются: календарно-тематический план; последовательность прохождения разделов программы; количество часов на каждый из них; определяются формы работы на занятии и их соотношение; осуществляется подбор учеников в группы. Допускается наличие нескольких планов (2-3) на один класс, основанных на разных разделах программы или их совокупности. При этом учитываются темп прохождения программы по основным предметам (математика, русский язык, трудовое обучение, изобразительная деятельность) и соответственно подбираются методические приёмы работы с учащимися для индивидуальной коррекции.
Условия проведения

Программа занятий рассчитана на учащихся 5-9 классов. Занятия проводятся в компьютерном классе и являются малогрупповой, специфической формой организации учебной деятельности. В начале года педагог-психолог формирует группы с учётом индивидуальных возможностей учащихся.

На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по расписанию отводятся часы, как в первую половину, так и во вторую половину дня. На каждый класс выделено 2 часа в неделю, продолжительность занятий 30-45 минут. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Количество индивидуальных и подгрупповых занятий, их соотношение определяет педагог-психолог, исходя из потребностей детей в каждом классе.
Этапы действия программы

- подготовительный – 5 класс;

- начальная подготовка – 6-7 классы;

- основная подготовка – 8-9 классы.
Содержание программы

Данный курс является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих умственно отсталым детям недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности.

Факультативный курс следует концентрическому принципу в размещении материала, при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сведений. Концентризм программы создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала. Сначала происходит знакомство с компьютером, как инструментом, затем нарабатываются навыки использования компьютерных технологий, и потом происходит ежегодный повтор и усложнение. При этом возможность использования компьютерных игр развивающего характера для учащихся с проблемой в обучении даёт возможность поддерживать постоянный повышенный интерес к изучаемому курсу. Учебный процесс в ходе теоретической подготовки включает три базовых фазы: приобретение новых знаний, закрепление полученных знаний и их контроль. Один из приемов компьютерной дидактики, применяемый для закрепления знаний – использование игровых методов обучения.

На занятиях учащиеся осваивают работу на компьютере, получают первичную информацию, правила работы и поведения при общении с компьютером, работают по карточкам, выполняют развивающие задания, приобретают навыки использования простейших тренажёров в работе на клавиатуре, используют на занятиях упражнения с игровыми программами развития ВПФ, моторики пальцев.

Коррекционные занятия обеспечивают не только усвоение определённых знаний, умений и навыков, но также формирование приёмов умственной деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития учащихся. Занятия делятся на две части. В первой части учащиеся приобретают знания, умения и навыки работе на компьютере, во второй осваивают коррекционно-развивающие игры и программы.

В процессе работы по данной программе решается задача формирования межпредметных связей, которая обеспечивает в сочетании с коррекционно-развивающими приёмами успешное продвижение в обучении каждого ребёнка и способствует развитию его познавательной деятельности.

Программа предусматривает развитие и воспитание учащихся на занятиях через обучение, игру, музыку, изобразительную деятельность и т. д. в процессе преимущественно работе на компьютере, что вызывает у подростков положительные эмоции и чувства, способствует овладению различными способами управления собственным поведением. Немаловажной задачей является выработка положительной мотивации к учению.

Структура программы коррекционных занятий по развитию компьютерной грамотности у учащихся включает в себя следующие разделы:

  1. Основы работы на компьютере.

  2. Текстовые процессоры.

  3. Компьютерная графика.

  • Раздел «Основы работы на компьютере» решает ряд задач, связанных с

расширением знаний о компьютере: что такое компьютер, для чего он нужен, основные устройства компьютера (процессор, клавиатура, мышь, монитор) и как их использовать в работе, правила работы за компьютером. Учащиеся знакомятся с играми, тренажёрами.

  • Раздел «Работа с текстовыми процессорами» предполагает набор и редактирование текста, знакомство с правилами набора текста, со строкой меню, ввод и редактирование текста в блокноте, Word, копирование и вставка текста, печатание и перестановка текста, знакомство с калькулятором, выполнение арифметических действий на калькуляторе. Работа с текстовым редактором для развития навыков чтения. Использование развивающих компьютерных программ, игр разгадывание ребусов, кроссвордов, развитие словаря. Знакомство и работа в программах: Блокнот, Word. Составление таблиц.

  • Раздел «Компьютерная графика» знакомство, формирование и отработка навыков работы с графическим редактором, с инструментами рисования, создание компьютерного рисунка, настройка инструментов, редактирование компьютерного рисунка, сборка рисунка из деталей, как открыть сохранённый рисунок на диске, знакомство с пикселем, пиктограммой, алгоритмами, действия с фрагментом рисунка. Конструирование из мозаики, кубиков, моделирование окружающего мира. Знакомство с графическим редактором Paint.

Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение знаний от пятого к девятому классу. Курс составлен таким образом, чтобы формирование знаний и умений осуществлялось на доступном для учащихся уровне.
Для проведения коррекционной работы используются специальные развивающие программы и игры.

  1. Развивающие программы «Несерьёзные уроки»: («Учим буквы и цифры», «Учимся считать, учимся анализировать, учимся мыслить - 1», «Учимся мыслить – 2», «Учимся рисовать», «Учимся думать»).

  2. «Антошка - чудеса науки».

  3. «Антошка в сказочной стране».

  4. «Весёлые книжки Антошки».

  5. «Пойди туда не знаю куда» (десять игр на развитие памяти, наблюдательности, логического мышления, пространственного воображения).

  6. «Баба-Яга учится читать».

  7. «Считай и побеждай».

  8. Увлекательная программа – тренажёр для детей «Информатика».

  9. Математика и конструирование.

  10. Раскраски.

  11. «Вундеркиндия».

  12. Математические игры.

  13. «Рисуем, учимся, играем».

  14. «Гав! Два! Три!» - образовательная программа.

  15. Информатика 5-7 классы.

  16. «Мир информатики» 1 и 2 год обучения.

  17. «Мир информатики» 3 и 4 год обучения.

  18. Развивающие игры:

  • «Искатель в школе».

  • «Искатель - фантазёр»,

  • «Искатель в доме приключений».

  • «Искатель сокровищ».

  • «Тим и Тома в старом замке».

  • «Мишка в космосе» («Вилли в космосе», «Приключение Тедди», «Озеро Дино», «НЛО Сокобан»).

  • «Приключения в стране чисел».

  • Природа, человек, общество.

  • Лего.

  • Загадки.

  1. «Гарфилд – второклассникам»: грамматика и письмо.

  2. Релаксационные композиции.

  3. Программа «Babytype». Клавиатурный тренажер.

  4. Программа «KLAWA».

  5. Тренажёр «Работа с мышью».

  6. Клавиатурный тренажёр HALLO.


Формы и методы программы

При организации занятий приоритетными формами работы с учащимися являются индивидуальные и групповые. Обязательно проводятся упражнения по профилактике и коррекции зрительных нарушений, психогимнастика, физминутки.

В обучении параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:

- словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа);

- наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);

- практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы);

- игровые методы (коррекционно-развивающие игры).

Спектр методических приёмов достаточно широк (соедини части слов; вставь подходящие слова, предлоги; расшифруй слова, предложения; зашифруй слова, предложения; найди подходящие прилагательные, глаголы; найди лишнее слово; нарисуй так же; выбери главное; раздели правильно; напиши наоборот; запомни и нарисуй; составь слово, предложение; укрась слово; подбери пару; раскрась правильно и т. д.) и подбирается в зависимости от целей и задач конкретного занятия.
Формы контроля

  • Тесты.

  • Практические задания.

  • Творческие задания.


Ожидаемые результаты
В результате целенаправленной деятельности на занятиях у учащихся:

- повысится уровень развития высших психических функций (памяти, внимания,
мышления, зрительного восприятия, воображения);

- расширятся познавательные возможности и интересы;

- повысится уверенность в себе, ответственность к порученному делу, учебная и
трудовая мотивация.

учащиеся научатся:

- применять полученные знания в жизненных ситуациях;

- планировать учебную и трудовую деятельность;

- использовать новые формы общения;

- владеть простейшими знаниями о компьютере;

- работать с информацией (набор, редактирование текста, составление таблиц,
составление схем, рисование).

Отслеживание ожидаемых результатов осуществляется с помощью диагностических методик:

  1. Зрительная произвольная память.

  2. Слуховая память.

  3. Методика «Повторение цифр»

  4. Методика Тулуз-Пьерона.

  5. Методика исследования мыслительных операций.

  6. Диагностика уровня сформированности понятийного мышления.

  7. Методика изучения социально-ситуативной тревожности.

  8. Методика исследования самооценки.

  9. Анкета для изучения мотивации учения.

  10. Анкета для изучения социально-психологической адаптации учащихся.


В программе использованы материалы.

  • Программа курса «Основы компьютерной грамотности» для 4-9 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида г. Томск-2002г.,
    И.В. Пахорукова.

  • О.Б. Воронкова «Информатика. Методическая копилка для преподавателя».

  • Л. Босова, А. Босова «Уроки информатики в 5-6 классах» массовой школы.

  • О.Б. Кремер «Опыт создания компьютерных программ в коррекционной школе».

  • Гаврикова Л.П., Кремер О.Б., Подвальный С.Л. «Управление индивидуализированным обучением в коррекционной школе» г. Воронеж.

  • Информатика. Учебник 5-6 классов под ред. Н.В. Макаровой, Киев, Харьков, Минск.

  • Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». №7 - 2004. – М.: Образование и Информатика, 2004.

  • Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». №4 - 2005. – М.: Образование и Информатика, 2005.

  • Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». №8 - 2005. – М.: Образование и Информатика, 2005.

  • Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». №8 - 2006. – М.: Образование и Информатика, 2006.

  • Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». №4 - 2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.

  • Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». № 8- 2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.

  • Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». № 4 - 2008. – М.: Образование и Информатика, 2008.

  • Информатика в школе. №4-2009. – М.: Образование и Информатика, 2009.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа факультативного курса iconПрограмма факультативного курса «История в лицах»
Программа факультативного курса "История в лицах" ориентирована на расширение знаний обучающихся о важнейших деятелях российской...
Программа факультативного курса iconРабочая программа факультативного курса в 8 классе «Технологии компьютерной анимации»
Рабочая программа факультативного курса «Технологии компьютерной анимации» составлена на основе авторской программы В. Л. Кудрявцева,...
Программа факультативного курса iconРабочая программа факультативного курса в 6 классе «Изучаем текстовые редакторы»
Рабочая программа факультативного курса «Изучаем текстовые редакторы» составлена на основе авторской программы Л. А. Залоговой, канд...
Программа факультативного курса iconПояснительная записка. Факультативный курс «Мир комнатных растений»...
Цель факультативного курса углубить и расширить знания учащихся, интересующихся биологией, выращиванием и разведением комнатных растений;...
Программа факультативного курса iconПрограмма факультативного курса «Углубление основного курса математики»
Бюджетное образовательное учреждение Кичменгско-Городецкого муниципального района
Программа факультативного курса iconПрограмма факультативного курса по географии «Путешествие по материкам и океанам»
Факультатив предназначен для более углубленного изучения курса географии «Материки, океаны, народы и страны». В содержании курса...
Программа факультативного курса iconРабочая программа Факультативного курса для 10 класса «Традиции и обычаи народов мира»

Программа факультативного курса iconУчебно-методический комплекс Рекомендовано Смоленским областным экспертным...
Рекомендовано Смоленским областным экспертным советом к использованию в качестве факультативного курса в общеобразовательных учреждениях...
Программа факультативного курса iconПрограмма факультативного курса по биологии «Флора и фауна Иркутской области»
Учебно – методическое обеспечение
Программа факультативного курса iconОбществознание 11 класс
Рабочая программа факультативного курса «Такие удивительные имена» составлена для 6 класса
Программа факультативного курса iconТема класс
Рабочая программа факультативного курса «Такие удивительные имена» составлена для 6 класса
Программа факультативного курса iconПрограмма факультативного курса «Антропология»
Это явление вполне закономерно: антропологические знания составляют необходимый фундамент для современного специалиста в любой сфере...
Программа факультативного курса iconПрограмма факультативного курса «Антропология»
Зензеров В. С., д б н., ведущий научный сотрудник лаборатории зообентоса ммби кнц ран
Программа факультативного курса iconФеномен креативности в наукоискусстве
Рабочая программа факультативного курса «Такие удивительные имена» составлена для 6 класса
Программа факультативного курса icon«Наследие Леонардо да Винчи»
Рабочая программа факультативного курса «Такие удивительные имена» составлена для 6 класса
Программа факультативного курса iconПрограмма факультативного курса «Антропология»
Зензеров В. С., д б н., ведущий научный сотрудник лаборатории зообентоса ммби кнц ран


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск