Сценарий урока по предмету «алгебра и начала анализа» на тему «свойства показательной функции»





Скачать 140.64 Kb.
НазваниеСценарий урока по предмету «алгебра и начала анализа» на тему «свойства показательной функции»
Дата публикации31.07.2014
Размер140.64 Kb.
ТипСценарий
100-bal.ru > Информатика > Сценарий
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МБОУ СОШ № 35

Туапсинского района Краснодарского края

СЦЕНАРИЙ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «АЛГЕБРА И НАЧАЛА АНАЛИЗА»

НА ТЕМУ «СВОЙСТВА ПОКАЗАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ» (10 КЛАСС)

Разработан учителями математики МБОУ СОШ № 35

Пгт.Новомихайловский

Туапсинского р-на

Краснодарского края

Колмаковой Валентины Ивановны и Коломиец Надежды Ильиничны.

2013

ОПИСАНИЕ РАБОТЫ
Так как урок является закрепляющим свойства показательной функции, то урок начинается с повторения видов преобразований графиков функций, учащиеся выполняют преобразования на интерактивной доске, комментируя их. На интерактивной доске в программе ActivStudioProfessionalEdition заранее заготовлены упражнения.

Замечание. Главной особенностью данного урока является то, что с помощью использования на уроке различных компьютерных ресурсов (мобильного класса ноут-буков, интерактивной доски и различного программного обеспечения) высвобождается большое количество времени, которое используется для различных целей: повторения, закрепления, обобщения и контроля пройденного материала, подготовки учащихся к восприятию нового учебного материала, подготовки к ЭГЕ, т.е. того, на что зачастую не хватает 40 минут традиционного урока.

После повторения следует проверка домашнего задания, выполненного с помощью компьютера. Учащиеся с помощью графопостроителя выполнили графики данных им за неделю до данного урока. функций, и на уроке должны объяснить, с помощью какого преобразования они были выполнены. Таким образом, домашняя работа не носит традиционный характер, что увеличивает заинтересованность учащихся. Домашняя работа проверяется с помощью интерактивной доски и класса ноутбуков, объединенных в локальную сеть.

На третьем этапе урока учитель предлагает решить два задания из группы В и С, решение которых основано на использовании свойств и преобразований графиков функций.

На четвертом этапе урока закрепляются свойства и преобразование графиков показательной функции с использованием того же оборудования.

Пятый этап: самостоятельная работа учащихся на компьютере с последующей проверкой. Учащиеся на своих ноутбуках отвечают на вопросы теста, затем некоторые ответы проецируются на интерактивную доску и проверяются.

Шестой этап: подведение итогов урока и постановка задач для следующего урока
Обучающие цели:

  • Обобщение, систематизация и контроль знаний учащихся по теме «Преобразование графиков функций и свойства показательной функции» с использованием мультимедийных и сетевых компьютерных технологий, подготовка учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ.

Развивающие цели:

  • Развитие логического и теоретического мышления, интеллектуальных способностей: умения анализировать, делать выводы.

Воспитательные цели:

  • Развитие познавательных интересов, формирование информационной культуры учащихся.

Задачи:

  • повторение знаний основных видов преобразований функций с использованием возможностей работы с интерактивной доской;

  • обобщение и закрепление знаний и умений производить преобразования графиков функций основных видов;

  • закрепление знаний свойств показательной функции и преобразований графиков показательной функции;

  • организация контроля и самоконтроля с помощью выполнения построений графиков функций в среде программы «Графопостроитель»;

  • формирование положительной мотивации к учению с помощью использования новых компьютерных технологий.


Формы организации учебной деятельности:

  • фронтальная работа с классом;

  • индивидуальная тестовая работа за компьютером;

  • групповая самостоятельная работа за компьютером;

  • индивидуальная работа с использованием интерактивной доски.

На данном уроке преобладают интерактивные методы обучения, где главное внимание уделяется практической отработке передаваемых знаний, умений и навыков. Все возрастающий поток информации в настоящее время требует внедрения таких методов обучения, которые позволяют за достаточно короткий срок передавать довольно большой объем знаний, обеспечить высокий уровень овладения учащимися изучаемого материала и закрепления его на практике. Также использовались наглядные и практические методы обучения, метод самостоятельной работы.

Возрастная группа учеников для данного урока – 10-11 классы. Но использовать описанные выше методы и формы работы, в частности, использование компьютера, интерактивной доски, ноутбуков и соответствующего программного обеспечения можно в 8-10 классах, как при изучении тем, связанных с функцией, так и при изучении других тем, требующих большой наглядности.

В результате проведенной работы можно отметить высокие результаты написания плановых ежемесячных контрольных работ и сдачи ЕГЭ по математике в нашей школе.

Сценарий урока.


  1. Повторение материала и обобщение видов преобразований графиков функций

    1. Повторение материала.(3 мин.)

При повторении изученного материала и обобщении видов преобразований графиков функций проводится фронтальная работа с классом с использованием интерактивной доски, подключенной к компьютеру. На Рабочем столе компьютера двойным щелчком запускается файл, заранее подготовленной в приложении Power Point презентации, имеющей имя Тренажер функции и сохраненной с расширением .pps (Демонстрация презентации).

1-й слайд:

Замечание: Работа с презентацией, демонстрирующейся с помощью интерактивной доски отличается от работы с презентацией с помощью проектора тем, что все действия, которые выполняются с помощью щелчков мыши на компьютере могут выполняться с помощью прикосновений специальной ручки непосредственно на интерактивной доске, не отвлекаясь при этом от беседы с классом и удерживая внимание учеников на поставленной задаче.

2-й слайд:

Учитель указывает на любую функцию в левом ряду слайда прикосновением ручки. Надпись с функцией меняет цвет на красный (функция выбирается учителем в любом порядке, так как эта презентация может использоваться на нескольких уроках в качестве устной работы в течение изучения соответствующей темы, набор функций легко изменить, владея

навыками работы с офисными приложениями). Учащиеся должны описать график указанной функции и вид преобразования, после этого учитель нажимает еще раз на ту же надпись и появляется рисунок с графиком этой функции.

Учащиеся устно отвечают на 5-6 вопросов.
1.2. Обобщение видов преобразований на примерах следующих функций(6 мин.)

а) , , ,

б) , , ,

в) , , ,

г) , .

д) Построение графика функции: y=3x- 4 и графика обратной функции , получаемого симметрией относительно прямой (по точкам: (0;-4) и (2;2) для первого графика и (-4;0) и (2;2) для графика обратной функции).
Графики функций строятся учащимися на интерактивной доске с краткими пояснениями. Для этого запускается программа ActivStudioProfessionalEdition. Окно программы представляет собой белый лист с панелью инструментов. Документ называется Флипчартом, состоит из нескольких листов. Все, что было выполнено на листе можно сохранить.

К данному уроку уже был подготовлен флипчарт: на каждом листе напечатаны задания с функциями, графики которых надо построить, использовав преобразования функции. Вызванные учащиеся (возможно по желанию) выходят к доске, из библиотеки инструментов перетаскивают на рабочее поле систему координат и дополнительные инструменты (например, линейку или биссектрисы углов) для выполнения эскиза графика функции и выполняют задание.
2. Просмотр домашних работ, подготовленных в виде презентаций на компьютерах (примеры преобразований функций).(3 мин)

На интерактивную доску проецируются некоторые домашние работы учащихся, сопровождающиеся краткими объяснениями. Все работы учитель сохраняет на своем компьютере с помощью локальной сети для проверки. Пример домашней работы см. в приложении № 1.

3. Решение заданий группы В и С, в которых используются свойства функций или графический способ решения.(6 мин.)


  1. Найдите наибольшее целое число из области значений функции





Объяснение решений заданий группы В и С сопровождается демонстрацией презентаций, в которых решение появляется не сразу, а постепенно (учитель нажимает на слайд для появления решения после прослушивания вариантов ответа учащихся на задаваемые учителем вопросы).














2) При каких система уравнений имеет ровно 2 решения.

Решение:

Систему можно решить графически.

График 1-го уравнения строим так: для строим график функции и отражаем симметрично относительно оси Ох (заметим, что график не функции, а уравнения).

Графиком второго уравнения являются концентрические окружности с центром в точке О и радиусом .

Из чертежа понятно, что два решения могут быть только, если , .

Ответ: 4

Демонстрация презентации



4. Закрепление свойств показательной функций и преобразование графиков показательной функции ((7 мин.)
Примечание. Учащиеся занимаются построением графиков функций на ноут-буках с использованием компьютерной программы Графопостроитель (Работа с программой Graphwiz).

А) Построение и анализ графиков функций: 1) ; 2) ; 3) ; .

Анализ графиков и повторение свойств показательных функций:

  • Все графики проходят через точку (0; 1) - D, E;

  • Графики функций 1) и 2) возрастают, 3) и 4) – убывают;

  • Чем больше основание (1) и 2) , тем быстрее рост функции (скорость возрастания функции увеличивается).

Б) С помощью программы Графопостроитель каждый ученик на своем ноут-буке выполняет построение графиков функций по индивидуальным карточкам:

1) ; 2) ; 3) ; 4) ; 5) ;

6) ; 7) ; 8) .
После выполненных построений некоторые работы через подключение к локальной сети демонстрируются на интерактивной доске и учащийся (по выбору учителя или по желанию) дает объяснение из какой функции и с помощью каких преобразований был получен график функции.


5.Самостоятельная работа учащихся на компьютере с последующей проверкой(10 мин.)

Учащиеся на ноут-буках выполняют тест,»свойства показательной функции» (приложение 2) затем учитель по результатам, которые появляются у учащихся на экране после нажатия кнопки Готово выставляет оценки. Используя возможности локальной сети (результаты отображаются на компьютере учителя и на интерактивной доске), некоторые работы проверяются классом и исправляются ощибки.

6. Подведение итогов урока и постановка задач для следующего урока(5 мин).

На уроке мы проделали следующую работу:

  • повторили преобразования функций вида ; ; ; ,

  • рассмотрели два задания группы В и С,

  • закрепили свойства показательной функции,

  • повторили построение графиков обратных функций,

  • провели самостоятельную работу по тесту, контролирующему знания по нахождению множества значений показательной функции.

Оценки за работу на уроке выставляются в журнал и в дневники.
Домашнее задание: прочитать п.38, законспектировать свойства, №499(а, б) по пр.1, №500(б) по пр.3. (учебник под редакцией Колмогорова А.Н.)
ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Домашняя работа по алгебре и началам анализа

Ученицы 10А класса Лев Марины
1)


2)


3

)

4)


5)



6)



7)


8)

9)




10)

11)




12)


ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Домашняя работа по алгебре и началам анализа

Ученицы 10А класса Шахмильян Анастасии.
13)

14)



15)

16)

17)

18)

19)

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Тест «Свойства показательной функции», выполняемый учениками на уроке



Контрольная работа № 1. Вариант № 1.


Начало формы

Вопрос 1. Найдите множество значений функции Y=3

Ответ 1.
Ответ 2. (1;+∞)
Ответ 3. (8;+ ∞)
Ответ 4. (0;8)

Конец формы
Вопрос 2. Найдите множество значений функции

Ответ 1. (4;+∞)
Ответ 2.
Ответ 3. (-∞;0)
Ответ 4.

Конец формы

Начало формы

Вопрос 3. Найдите множество значений функции

Ответ 1. (0;+∞)
Ответ 2.
Ответ 3.
Ответ 4. (-∞;0)

Конец формы

Начало формы

Вопрос 4. Найдите множество значений функции

Ответ 1. (0;+∞)
Ответ 2.
Ответ 3.
Ответ 4.

Конец формы

Начало формы

Вопрос 5. Укажите наибольшее целое значение функции

Ответ 1. 0
Ответ 2. 4
Ответ 3. -3
Ответ 4. -4

Конец формы

Контрольная работа № 1. Вариант № 2.


Начало формы

Вопрос 1. Найдите множество значений функции

Ответ 1.
Ответ 2.
Ответ 3. (0;+∞)
Ответ 4. (5;+∞)

Вопрос 2. Найдите множество значений функции

Ответ 1. (-∞;3)
Ответ 2. (-∞;+∞)
Ответ 3.
Ответ 4. (-2;+∞)

Конец формы

Начало формы

Вопрос 3. Найдите множество значений функции

Ответ 1. (0;+∞)
Ответ 2.
Ответ 3.
Ответ 4. (-2;+∞)

Конец формы

Начало формы

Вопрос 4. Найдите множество значений функции

Ответ 1. (0;+∞)
Ответ 2.
Ответ 3. (-1;+∞)

Ответ 4.

Конец формы

Начало формы

Вопрос 5. Укажите наибольшее целое число функции

Ответ 1. -3
Ответ 2. 7
Ответ 3. -12
Ответ 4. -14
Конец формы








Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сценарий урока по предмету «алгебра и начала анализа» на тему «свойства показательной функции» iconУрока: Систематизировать знания по теме «Свойства функций»
Учебник: Ш. А. Алимов и др., Алгебра и начала анализа 10-11, Москва, Просвещение, 2002
Сценарий урока по предмету «алгебра и начала анализа» на тему «свойства показательной функции» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
При изучении курса «Алгебры и начала анализа» на базовом уровне продолжаются и получают развитие содержательные линии: «Алгебра»,...
Сценарий урока по предмету «алгебра и начала анализа» на тему «свойства показательной функции» icon«Задачи на нахождение производной степенной функции»
Цель мастер-класса: познакомить аудиторию со структурой и особенностями преподавания темы «Производная степенной функции» в 11 классе...
Сценарий урока по предмету «алгебра и начала анализа» на тему «свойства показательной функции» iconКонспект урока в 10-м классе по алгебре и началам анализа на тему:...
Выработать прочные навыки применения полученных знаний при решении уравнений графическим способом вычислении значения функции и выполнении...
Сценарий урока по предмету «алгебра и начала анализа» на тему «свойства показательной функции» iconСценарий конкурсного урока по теме: «Функции, их свойства»
Выработать прочные навыки применения полученных знаний при решении уравнений графическим способом вычислении значения функции и выполнении...
Сценарий урока по предмету «алгебра и начала анализа» на тему «свойства показательной функции» iconУрок по теме «Производная в математике и физике» в 11 классе. Место...
«Алгебра и начала анализа», а также на занятиях по подготовке к Единому государственному экзамену по физике и математике. Важно показать...
Сценарий урока по предмету «алгебра и начала анализа» на тему «свойства показательной функции» iconРабочая программа по учебному предмету «Алгебра и начала математического анализа» 11а класс
Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение «Открытая (сменная) общеобразовательная школа №35»
Сценарий урока по предмету «алгебра и начала анализа» на тему «свойства показательной функции» iconКолягин Ю. М., Сидоров Ю. В., Ткачева М. В., Шабунин М. И. «Алгебра...
На базе учебников : Колягин Ю. М., Сидоров Ю. В., Ткачева М. В., Шабунин М. И. «Алгебра и начала математического анализа 10». Профильный...
Сценарий урока по предмету «алгебра и начала анализа» на тему «свойства показательной функции» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Повторить свойства и график показательной функции, решение показательных уравнений и неравенств
Сценарий урока по предмету «алгебра и начала анализа» на тему «свойства показательной функции» iconРабочая программа По математике 11 класс
«Алгебра», «Функции», «Уравнения и неравенства», «Геометрия», «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики»,...
Сценарий урока по предмету «алгебра и начала анализа» на тему «свойства показательной функции» iconПредмет, класс Алгебра и начала анализа, 11класс Тема урока. «Применение...
Планируемый результат: учащиеся решат задачу на движение, используя ос решения текстовой задачи, продемонстрируют уровень усвоения...
Сценарий урока по предмету «алгебра и начала анализа» на тему «свойства показательной функции» iconПояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета
«Алгебра», «Функции», «Уравнения и неравенства», «Геометрия», «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики»,...
Сценарий урока по предмету «алгебра и начала анализа» на тему «свойства показательной функции» iconРабочая программа по алгебре (120 часов) для учащихся 7 класса
А. Г. Мордковича по алгебре к учебнику «Алгебра 7 класс»: Программы. Математика. 5 – 6 классы. Алгебра. 7 – 9 классы. Алгебра и начала...
Сценарий урока по предмету «алгебра и начала анализа» на тему «свойства показательной функции» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Алгебра», «Функции», «Уравнения и неравенства», «Геометрия», «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики»,...
Сценарий урока по предмету «алгебра и начала анализа» на тему «свойства показательной функции» iconКонспект урока по теме «Замена переменных в логарифмических уравнениях...
Развитие и обобщение знаний учащихся по теме Решение логарифмических уравнений и неравенств
Сценарий урока по предмету «алгебра и начала анализа» на тему «свойства показательной функции» iconЭлективный курс «Функции помогают уравнениям» является предметно-ориентированным...
Краснодарского края «Алгебра и начала анализа. 10 -11 классы». Авт. Е. А. Семенко и Методических рекомендаций для общеобразовательных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск