Скачать 195.06 Kb.
|
Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов» Российский государственный университет физической культуры, спорта, МОЛОДЕЖИ и туризма Научно-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ материал Обучение видеосъемке на основе цифровых технологий учащихся детско-юношеских спортивных школ Состав научно-образовательного коллектива: Булычев Георгий Гавриилович, руководитель, доктор физ.-мат. наук профессор кафедры информационных технологий, Гацунаев Александр Николаевич, старший преподаватель кафедры информационных технологий МОСКВА – 2011 Программа курса повышения квалификации «Обучение видеосъемке на основе цифровых технологий учащихся детско-юношеских спортивных школ» разработана в рамках программы «РГУФКСМиТ – Средние школы города» на основе базового курса “ Фото-видео дело”, преподаваемого на кафедре информационных технологий РГУФКСМиТ и адаптирована к уровню знаний и возможностям учащихся средней школы. ОГЛАВЛЕНИЕ стр. I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ……………..... 4 1.1. Введение ………………………………..………….………………… 4 1.2. Цель курса ……………………………..………….………………… 4 1.3. Задачи курса ………….………………..………….………………… 4 1.4. Место курса в профессиональной подготовке школьника ……… 5 1.5. Требования к уровню освоения содержания курса ……………… 5 II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ………………………………..…………..... 6 2.1. Разделы и темы курса ……………..………….………………………6 2.2. Примерный перечень вопросов к зачету ……………………….. 12 2.3. Примерный перечень тем рефератов …………………….……….. 13 III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ ……………… 14 IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ …………….………………… 15 V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА ………… 15 5.1. Рекомендуемая литература (основная) ………………………….. 15 5.2. Рекомендуемая литература (дополнительная) ………………….. 16 5.3. Перечень программного обеспечения ……………………………. 17
В результате информационной революции, которая произошла в конце 20 века, резко возрос интерес всех возрастных групп к информационной технике. Компьютеры, сотовые телефоны, лазерные проигрыватели, цифровые фотоаппараты и видеокамеры теперь можно встретить в каждом доме, они стали неотъемлемым атрибутом практически каждого студента и школьника. Однако пользование всей этой разнообразной и сложной техникой требует соответствующих знаний и умений, которые можно приобрести только в процессе обучения. Никакие инструкции по использованию и наглядные пособия не могут соперничать с грамотно построенным учебным курсом. Вот почему основам компьютерной техники начинают обучать еще в средней школе на курсах по информатике, а продолжают в течение всего обучения в высшей школе. Настоящая программа посвящена изучению теле- и видео- техники и сопутствующего ей оборудования. Она адаптирована к возможностям средней школы. В ней даются базовые знания, необходимые школьнику для грамотного владения теле- и видео- камерой. Общая длительность подготовки по программе «Обучение видеосъемке на основе цифровых технологий учащихся детско-юношеских спортивных школ» составляет 120 часов, из которых - 70 часов – аудиторная подготовка и 50 часов самоподготовка.
- Сформировать у школьника первоначальные представления о современных технических средствах видеосъемки обработки видеоматериалов. - Дать достаточно полное представление о технических возможностях современной видеосъемки, как неотъемлемом компоненте визуальной информации, воссоздающей наглядный, документально точный и выразительный образ отражаемой действительности и научить применять эти знания, умения и навыки. - Дать представление о социокультурной и художественной роли видеосъемки. - Дать представление о принципиальной схеме современных процессов получения видеоклипа и изобразительном потенциале черно-белой и цветной аналоговой и цифровой видеосъемки.
Работа с видеокамерой и монтаж клипов являются распространенным увлечением молодых людей. Однако без знания основ информатики и современных информационных технологий общение с фото- и видео- камерой становится бездумной игрой, редко приводящей к появлению хороших видеоматериалов. Со своей стороны хорошо подобранные фото- и видео- материалы являются украшением, а иногда и смыслом, информационных ресурсов. Поэтому изучение фото и видео дела является неотъемлемой частью изучения информатики и требует базовых знаний в этой области. 1.5. Требования к уровню освоения содержания курса В процессе изучения курса «Обучение видеосъемке на основе цифровых технологий учащихся детско-юношеских спортивных школ» учащиеся должны приобрести следующие умения и навыки: 1. Знать основные методики и особенности владения аналоговой и цифровой видеотехникой, основные характеристики фотоматериалов и устройств их обработки. 2. Владеть навыками работы с аналоговыми и цифровыми видеокамерами. 3. Уметь использовать программное обеспечение видеокамер и устройств обработки фотоматериалов. 4. Понимать принципиальную схему современных процессов получения видеоматериалов (клипов, кинофильмов и т.д.) и изобразительный потенциал аналоговых и цифровых видеокамер, принципы действия и функции основных узлов и механизмов аналоговой и цифровой видеокамеры. 5. Быть знакомыми с основными законами и понятиями видеосъемки (понятия о свете, фоне, кадрировании, особенностях различных видов съемки, художественных задачах фотографии и т.д.) 6. Уметь пользоваться приемами редактирования и композиционного монтажа видеоматериалов.
2.1. Разделы курса Курс «Обучение видеосъемке на основе цифровых технологий учащихся детско-юношеских спортивных школ» имеет объем 120 часов - 70 ч. аудиторной подготовки и 50 ч. самостоятельной работы. В рамках курса предусматривается цикл практических занятий, включающих учебную видеосъемку аналоговой фотокамерой, а также видеосъемку цифровой камерой с переносом изображения на фотоматериалы и их последующую обработку. Возможна организация школьных выставок, презентаций, газет и конкурсов. Темы и краткое содержание Раздел 1. Социокультурный феномен видеосъемки. Тема 1.1. Аналоговое телевидение и его теоретические основы. Лекция (2 ч.). Оптоэлектронное преобразование сигнала. Формирование видеосигнала. Несущая и огибающая, их назначение, разделение сигнала на высокочастотную и низкочастотную части. Понятие развертки, ее формирование внутри телекамеры и телевизора. Строки и кадры, образование растра. Яркость, четкость, контрастность. Наложение звука. Основные характеристики аналоговых видеокамер. Обработка сигнала, его запись, хранение и передача в эфир. Тема 1.2. Роль телевидения в жизни общества. Лекция (2 ч.). Телевидение как одно из ведущих средств массовой информации. Телевизионные студии и каналы. Телевизионное оборудование: антенны, усилители, аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи. Пропускная способность канала, особенности работы на метровых и дециметровых волнах. Телевизионные программы, их жанры. Эстетическая роль телевидения. Воспитательная роль телевидения. Пропагандистская роль телевидения. Любительское телевидение, его соотношение с профессиональным, конкурсы любительских программ. Тема 1. 3. Видеосъемка как область художественного творчества. Лекция (2 ч.). Кадр. Композиция кадра. Кинематографические планы. Композиционно важный центр кадра. Равновесие в кадре. Ракурс. Перспектива. Линейная перспектива, тональная перспектива. Световой акцент. Светлая и темная тональность кадра. Статика и динамика в композиции. Движение камеры. Особенности съемки наплывом и откатом. Ритм в кадре. Понятие о «золотом сечении». Особенности съемки в различных жанрах. Раздел 2. Техника видеосъемки. Тема 2.1. Теоретические основы цифрового телевидения. Понятие пропускной способности телевизионного канала. Недостатки аналогового представления телевизионного сигнала. Аналого – цифровые преобразователи. Цифровое представление телевизионного видеосигнала. Компрессия изображения и звука. Система компрессии изображения и звука MPEG. Кодирование обнаруживающее и исправляющее ошибки. Системы цифрового телевизионного вещания. Тема 2.2. Цифровая видеокамера. Лекция (2 ч.). Основные части видеокамер: объектив, сенсор, видеотракт, рекордер. Запись полученного изображения. Аналоговая и цифровая видеозапись. Носители видеозаписи. Форматы видеозаписи. Видеоискатели. Сравнительные характеристики видеоискателей. Стабилизаторы изображения. Органы управления. Система меню. Фокусировка. Диафрагма. Затвор. Баланс белого. Использование управляемого баланса белого во время видеосъемки. Съемка при малом освещении. Ночная съемка. Цифровые эффекты. Использование карт памяти. Запись звука при съемке. Использование видеокамеры при монтаже в полевых условиях. Практическое занятие (4 ч.). Практическое ознакомление с устройством цифровой видеокамеры и ее основными характеристиками (размерность матрицы в пикселах, физический размер матрицы, оптическое и цифровое увеличение, тип стабилизатора, фокусное расстояние, светосила, развертка, носители видео, наличие ручных регулировок, размер дисплея, ёмкость АКБ. Пробная видеосъёмка. Тема 2.3. Съемочное и вспомогательное оборудование. Лекция (2 ч.). Классификация и назначение съёмочного, вспомогательного оборудования и дополнительного инвентаря. Подбор съёмочного оборудования. Штативы. Рельсы, тележки. Операторские краны. Системы стабилизации положения камер. Насадки и фильтры. Особенности подготовки видеосъёмки на открытом воздухе и в помещении, особенности подготовки дневной и ночной съемки. Тема 2.4. Программное обеспечение для обработки видеоинформации. Лекция (2 ч.) Конвертирование и сжатие видеоинформации. Форматы цифрового видео MPEG, DV, WMV, HDV. Телевидение высокой четкости. Основные форматы видеозаписи цифровых камер (DV, Digital8, DVCAM, MPEG-2, MPEG-4, Betacam). Программное обеспечение для обработки видеоинформации. Практическое занятие (4 ч.). Ознакомление с основными форматами видеозаписи цифровых видеокамер (Digital8, DV, DVCAM, DVD, Betacam). Ознакомление со вспомогательным оборудованием и инвентарем. Съемка на улице и в помещении. Тема 2.5. Основные понятия о свете при съемке. Лекция (2 ч.) Виды источников света. Естественный, искусственный свет. Направленный, рассеянный свет. Цветовая температура источников света. Изменение цветовой температуры. Светофильтры. Измерение света. Типы осветительных приборов, применяемых при видеосъемке. Виды света: рисующий, заполняющий, контровой, фоновый, эффектный. Постановка света при видеосъемке. Схемы освещения. Подсветка. Проблемы смешанного освещения. Тема 2.6. Видеосъемка, основные понятия. Лекция (2 ч.) Основные термины. Понятие композиции кадра. Съёмка с рук и со штатива, панорамирование, перспектива, фон. Съемка в движении: наплыв и откат, особенности съемки в движении. Особенности съемки натуры. Особенности съемки по жанрам. Практическое занятие (4 ч.). Проработать методику различных видов съемки на натуре – выбор места и времени съемки, особенности различных видов съемки (интервью, репортаж и т.д.) Тема 2.7. Видеосъемка в разных условиях. Лекция (2 ч.) Мизансцена, сцена. Композиция видеокадра. Множественная композиция – поликадр. Перебивка, затемнение, наплыв, стопкадр. Съёмка на натуре при солнечном освещении, в пасмурную погоду, на снегу, в мороз. Особенности съёмки интервью, детей, репортажа. Выбор и осмотр съёмочной площадки, выбор точек (мест) съёмки, ракурсов и планов. Практическое занятие (4 ч.). Видеосъёмка при различном освещении, изучение ее особенностей. Выбор композиции кадров при различных видах съемки по выбранному сценарному плану. Тема 2.8. Запись и обработка звука. Лекция (2 ч.) Звукоряд: шумы, голос человека (речь), музыка. Форматы звуковых файлов. Запись и обработка звука. Фильтрация и выравнивание звукоряда. Использование готовых звуковых файлов. Практическое занятие (4 ч.). Провести аудио запись сценария и обработку его звукоряда. Определить места, в которые могут быть вмонтированы готовые звуковые файлы и подобрать эти файлы. Тема 2.9. Понятие сценария и дикторский текст. Лекция (2 ч.) Понятие сценария. Этапы работы над сценарием. Сценарий, его виды и составные части. Режиссерский и монтажный сценарии. Дикторский комментарий и пояснительный текст (титры) в фильме. Особенности сценариев фильмов, снимаемых в спортивном ВУЗе. Пример записи сценария на основе использования материалов информационно-методического фильма «Контраварийная подготовка подразделений сопровождения ДПС ГИБДД». Примерный алгоритм создания сценария (сценарного плана). Практическое занятие (4 ч.). Разработать собственный план выбранного сценария с учетом его структуры. Ввести дикторский текст. Составить алгоритм сценария, определить узловые точки его монтажа. Тема 2.10. Принципы и правила видеомонтажа. Лекция (2 ч.) Видеомонтаж. Принципы и правила монтажа. Практическое занятие (4 ч.). Практическая разработка и редактирование видео и аудио частей проекта. Заполнение видео и аудио дорожек. Титрование. Совмещение звука и изображения, регулировка уровня звука. Сохранение проекта. Редактирование проекта. Экспорт готового видеоролика из программы видеомонтажа. Тема 2.11. Основные понятия и содержание видеомонтажа. Лекция (2 ч.) Кадр, сцена, сюжет, клип (ролик). Создание проекта, захват видео, просмотр, вставка и удаление видеофрагментов, перемещение видеофрагментов по шкале времени, использование фотоматериалов, постановка переходов. Титрование. Озвучивание фильма, регулировка уровня звука. Сохранение проекта. Редактирование проекта. Практическое занятие (4 ч.). Монтаж видеоролика. Практическое занятие (4 ч.). Конвертирование и сжатие полученных телематериалов. Тема 2.12. Получение готового видео и его запись в сеть и на носители. Лекция (2 ч.) Получение готового видео, его кодирование (сжатие) и запись на электронные носители информации. Понятие об устройстве и создании DVD-видео дисков. DVD-авторинг. Этапы малобюджетного видеопроизводства. Поиск сетевого ресурса, запись видеоматериалов на сетевой ресурс. Практическое занятие (4 ч.). Создание DVD-видео диска с использованием программы DVD-авторинга. Темы для самоподготовки: Раздел 1. Отработка материала лекций. Написание рефератов по темам, заданным преподавателем. Изучение рекомендованной литературы. Раздел 2. Самостоятельная проработка тем, изученных на лабораторно-практических занятиях: 2.1. Съемка пейзажа, панорамная и архитектурная съемка. Съемка перспективы. Панорамирование. Наплыв и откат. 2.2. Съёмки интерьера и скульптуры. Особенности съемки произведений искусства. Особенности макросъемки. 2.3. Съёмка портрета, её особенности. Съемка детей. Производственная съемка. Интервью. 2.4. Фоторепортаж. Основные правила и принципы съемки репортажа. 2.5. Спортивная съемка. Технические особенности спортивной видеосъемки. Съемка быстро движущихся объектов. 2.2. Примерный перечень вопросов к зачету.
2.3. Примерная тематика рефератов
Изучение курса предполагает 2 семестра. Зачет представляет собой устные ответы на 2 вопроса, в ходе которых учащийся должен продемонстрировать знание теоретического материала и умение давать пояснительный анализ. Обязательным условием допуска к экзамену является посещение аудиторных занятий, выполнение самостоятельных заданий к семинарским занятиям, а также выполнение задания по созданию видеопроекта и его презентация.
5.1. Рекомендуемая литература (основная):
5.2. Рекомендуемая литература (дополнительная):
Другие источники: Интернет сайт кафедры ИТ: http://it.sportedu.ru/ Сервер информационных ресурсов:http://stud.sportedu.ru/ 5.3. Перечень программного обеспечения: : Microsoft Windows XP (и более новая версия), Microsoft Word, Microsoft Power Point, Adobe Photoshop, программное обеспечение к цифровым камерам, вьюеры, программное обеспечение к принтерам и сканерам. |
Программа курса повышения квалификации «Обучение фотосъемке на основе... Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма | Пояснительная записка в основу типовой программы были заложены правовые... Программа предназначена для специальных (коррекционных) образовательных учреждений, детско-юношеских спортивно-адаптивных школ, спортивных... | ||
Программа курса повышения квалификации «Нормативные основы многолетней... Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа составлена на основе Программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских... | ||
Пояснительная записка Программа для детско-юношеских спортивных школ... В. Я. Коровиной, 9-е издание, М. Просвещение, 2007. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. Мини-футбол (Футзал). Коллектив... | ||
Федеральное агентство по физической культуре и спорту примерные программы... Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских... Росспорта от 12. 12. 2006 г. № Ск-02-10/3685 «Методические рекомендации по организации деятельности спортивных школ в Российской... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Одной из задач детско-юношеских спортивных школ является подготовка учащихся к роли помощника тренера, инструкторов и участие в организации... | Утверждена: На педагогическом совете 04. 10. 2013 г. Модифицированная... Мбоу дод дюсш. При её разработке использовались ранее существовавшие программы по футболу для спортивных школ, учитывались новейшие... | ||
Доклад председателя Комитета физической культуры и спорта Фахриева... Доклад председателя Комитета физической культуры и спорта Фахриева И. Г. «О деятельности детско-юношеских спортивных школ г. Казани»... | О деятельности детско-юношеских спортивных школ по подготовке спортивного... Для организации тренировочного процесса по подготовке спортивного резерва на территории Чувашской Республики работают 57 спортивных... | ||
Д. И. Менделеева. Секции детско-юношеских спортивных школ единоборств Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Бокс: Примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских... | ||
Образовательная программа дополнительного образования детей «Фигурное катание на коньках» При разработке программы по фигурному катанию на коньках использовались существовавшие ранее программы по фигурному катанию на коньках... | Программа по эстетической гимнастике д ля детско-юношеских школ,... Периодизация тренировочного процесса в эстетической гимнастике |