Образовательная программа дополнительного образования детей «Фигурное катание на коньках»





НазваниеОбразовательная программа дополнительного образования детей «Фигурное катание на коньках»
страница1/13
Дата публикации01.10.2014
Размер1.46 Mb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Спорт > Образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
УПРАВЛЕНИЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ АДМИНИСТРАЦИЯ г. ПРОКОПЬЕВСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДЕТСКО – ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА № 1»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Фигурное катание

на коньках»


Составитель:

Алехина Елена Владимировна,

старший инструктор-методист

Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение дополнительного

образования детей «Детско-

юношеская спортивная школа № 1»

653050, г. Прокопьевск,

пр. Строителей, 10

телефон: 8-(3846)-62-50-54
г. Прокопьевск
Содержание:

1.Пояснительная записка…………………………………………………....стр. 1

2.Нормативная часть…………………………………………………….…. стр.8

3.Организация учебно-тренировочной работы……………………………стр.10

3.1.Возрастные особенности……………………………………………… стр.10

3.2.Этапы подготовки……………………………………………………... стр.12

3.3.Режимы работы……………………………………………………….... стр.15

3.4.Формы подготовки…………………………………………………….. стр.15

3.5. Сенситивные периоды……………………………………………….... стр.16

4.Учебный план……………………………………………………………..стр.16

5.Педагогический контроль……………………………………………….. стр.24

6. Врачебный контроль ……………………………………………………. стр.33

7.Восстановительные средства и мероприятия…………………………... стр.34

8.Воспитательная работа…………………………………………………....стр.37

9. Психологическая подготовка………………………………………….....стр.39

10. Теоретическая подготовка……………………………………………...стр.40

11.Инструкторская и судейская практика…………………………………стр.42

12.Литература………………………………………………………………. стр.45

1.Пояснительная записка.

При разработке программы по фигурному катанию на коньках использовались существовавшие ранее программы по фигурному катанию на коньках для спортивных школ и учитывались новейшие данные научных исследований и передовой опыт работы детско-юношеских спортивных школ.

Актуальность. В новых социально – экономических условиях особое значение приобретает дополнительное образование детей как открытых социально – педагогических институтов, наиболее полноценно и эффективно раскрывающих социально – педагогический потенциал свободного времени детей, в котором реализуются запросы социальной практики и существенно расширяются традиционные направления, формы, технологии работы с детьми и подростками. Что вызвало необходимость в разработке новой программы, отражающей все аспекты учебно – воспитательной работы в тренировочном процессе.

Новизна. Учебный материал дифференцирован по годам многолетней подготовки по принципу преимущественной направленности на развитие как отдельных физических качеств, так и комплекса качеств, на обучение технике и тактике, совершенствование спортивно – технического и тактического мастерства.

В программе нашли отражение задачи работы с обучающимися: содержание учебного материала по физической, тактической и теоретической подготовке, распределение времени на виды подготовки; планы-графики прохождения учебного материала на каждый год обучения.

Целевой установкой подготовки фигуристов является воспитание высококвалифицированных спортсменов, отвечающих современным требованиям и способных добиваться высоких спортивных результатов.

Исходя из цели подготовки в процессе обучения и тренировки, решаются следующие основные задачи:

1. Осуществление гармонического развития личности, воспитание ответственности и профессионального самоопределения, в соответствии с индивидуальными способностями обучающихся..

2. Укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие.

3.Достижение высокого уровня основных физических качеств и совершенное овладение техникой.

4.Достижение высокого уровня индивидуальной подготовленности и приобретение навыков их реализации в условиях соревнований.

5.Достижение и многолетнее сохранение высокой общей и специальной работоспособности.

6.Приобретение глубоких теоретических знаний и практических навыков по методике обучения и тренировки, планированию, контролю, восстановлению, судейству, организации соревнований и т. д.

С учетом цели и основных задач обучения и тренировки определяются задачи отдельных этапов многолетней подготовки юных и квалифицированных фигуристов.

Первый этап («предварительной подготовки») предусматривает воспитание интереса детей к спорту и приобщение их к фигурному катанию; начальное обучение техники и хореографии, правилам соревнований; развитие физических качеств в общем плане и с учетом специфики фигурного катания, воспитание умений соревноваться индивидуально (физическая и техническая (ледовая), хореографическая подготовка). Возраст 5-7 лет. Сочетается этот этап с группами начальной подготовки 2-3 года обучения.

Второй этап. («этап начальной специализации») посвящен базовой технико – хореографической и физической подготовке, в этот период осуществляются освоение основ техники и хореографии), воспитание соревновательных качеств применительно в фигурном катании. Возраст 8 -11 лет. Сочетается этот этап с первым и вторым годами обучения в учебно – тренировочных группах.

Третий этап. («углубленной тренировки») направлен на специальную подготовку; технико – хореографическую, физическую. Возраст 12- 18 лет. Сочетается этот этап с 3 -6 годами обучения в учебно – тренировочных группах.

Четвертый этап. («спортивного мастерства») направлен на обеспечение высокой эффективности техники, обеспечение оптимальной разносторонности технической подготовленности и достижении высоких спортивных результатов.

В соответствии с основной направленностью этапов определяются задачи, осуществляется подбор средств, методов, тренировочных и соревновательных режимов, построение тренировки в годичном цикле и т. д. При этом делается акцент на следующие положения:

- усиление индивидуальной работы по овладению техникой и совершенствование навыков хореографической подготовки.

- увеличение индивидуальной хореографической подготовки как важнейшего условия

реализации технического потенциала - осуществление на высоком уровне подготовки посредством органической взаимосвязи технической, тактической, хореографической и физической подготовки;

- повышение качества спортивного отбора детей с высоким уровнем развития способностей к фигурному катанию и составление «индивидуального маршрута» для особо одаренных фигуристов с профессиональной последующей ориентацией;

- разработка эффективной системы оценки уровня спортивной подготовленности фигуристов.

Основу этой оценки составляют прежде всего количественно – качественные показатели по видам подготовки, результаты участия в соревнованиях и включение в квалифицированные команды мастеров.

Программа содержит материал планирования процесса многолетней подготовки фигуристов, дифференцированный по годам обучения; материал по основным компонентам многолетней подготовки: физической (общей и специальной), технической, тактической, интегральной, теоретической, психологической; по системе оценки уровня подготовленности юных фигуристов на основе конкретных количественных показателей по видам подготовки на всех этапах многолетнего тренировочного процесса.

Выполнение поставленных задач предусматривает: проведение практических и теоретических занятий; обязательное выполнение учебного плана, приемных, выпускных и переводных контрольных нормативов; регулярное участие в соревнованиях; осуществление восстановительно – профилактических мероприятий; просмотр учебных кинофильмов, видеозаписей, соревнований квалифицированных фигуристов, прохождение инструкторской и судейской практики; создание условий для проведения регулярных круглогодичных занятий; обеспечение четкой, хорошо организованной системой отбора способных юных спортсменов; организацию систематической воспитательной работы, привитие юным спортсменам навыков спортивной этики, организованности, дисциплины, любви и преданности своему коллективу; четкую организацию учебно-воспитательного процесса, использование данных науки и передовой практики как важнейших условий совершенствования спортивного мастерства и волевых качеств обучающихся; привлечение родительского актива к регулярному участию в организации учебно–воспитательной работы.

Процесс спортивной подготовки фигуристов осуществляется на основе определенных принципов, правил, научных и методических положений.

Все они в целостном процессе подготовки дополняют друг друга, обеспечивают правильность и стройность реализации образовательной программы. В особенности обращается внимание на соблюдение принципов. Они построены на основе общепедагогических принципов и правил определяющих процесс воспитания и обучения. В связи со специфическими особенностями тренировочных занятий (значительные нервные и физические нагрузки, необходимость повышения функциональных возможностей организма спортсмена, обучение сложным упражнениям и др.) принципы в области спортивной подготовки получили особое содержание, принципы: сознательности и активности, специализации и всесторонности, возрастающих нагрузок, повторности, наглядности и индивидуализации.

Принцип сознательности во-первых, определяет сознательное отношение спортсменов к своей подготовке и предусматривает такую деятельность, которая дает возможность каждому спортсмену знать, что, почему и зачем он делает. Во-вторых, этот принцип определяет важную для прогресса в спорте возможность овладения огромными потенциальными ресурсами нервно- психических сил, способностью сверхрекордных проявлений в быстроте, выносливости, ловкости, воли к победе и др.

Принцип активности определяет важнейшую роль самостоятельности спортсмена в практической реализации системы подготовки. Все многообразие процесса подготовки обучающегося осуществляется им самим, когда он, обучаясь, воспитываясь, тренируясь и соблюдая режим, проявляет активность, энергию, упорство, трудолюбие, стойкость, устремленность к цели, столь необходимые для выполнения всех предписаний системы спортивной подготовки. Без активности и самостоятельности обучающихся не мыслима и реализация принципа сознательности.

Принцип специализации. Этот принцип указывает, что объективно необходимым условием для высших достижений является сосредоточение времени и сил на каком-либо избранном предмете спортивных занятий. Специализированную направленность я придаю овладению техникой, тактикой, хореографией, воспитанию волевых качеств, повышению здоровья, приобретению общего физического развития, достижению любой другой цели обучения, развития и воспитания. Принцип специализации в занятиях с юными спортсменами осуществляется как построение прочного и мощного специфического «фундамента», позволяющего им достичь через последующую специальную тренировку очень высоких в спортивном мастерстве, в приобретении волевых качеств.

Принцип всесторонности. Он определяет необходимость для спортсмена всестороннего развития, включающего в себя высокий моральный и культурный уровень, разносторонние волевые качества, отличную работоспособность всех органов и систем организма, многообразное умение координировать движения, физическое совершенство в целом.

Принцип возрастающих нагрузок. Правильное использование нагрузок и воздействие в процессе подготовки спортсменов основывается на принципах их возрастания. Этот принцип определяет четыре пути возрастания нагрузки.

Первый – постепенный путь. Он основан на положении о том, что морфологические и физиологические перестроения и изменения в органах и системах и улучшение их функций под влиянием нагрузок и воздействий происходит постепенно на протяжении длительного времени.

Второй путь – скачкообразное возрастание нагрузок. В спортивной подготовке, большой частью, нельзя обеспечить абсолютную постепенность. Ведь даже такая доза надбавки, как один метр дистанции, один сантиметр высоты, еще раз повторенное упражнение и т. п., является скачком, хотя и минимальным. Практически эти надбавки бывают больше, и поэтому можно говорить о скачкообразности.

Третий путь – ступенчатообразность в повышении нагрузок. Он является главным в приобретении спортивной подготовленности. Как известно, одного тренировочного занятия недостаточно, чтобы вызвать в организме спортсмена, в его психической сфере и техническом мастерстве заметные изменения. Для этого нужно повторить ряд однонаправленных занятий с приблизительно одинаковой нагрузкой. Тренировочные нагрузки повышаются ступенчатообразно от одного дня к другому, но чаще от одного микроцикла к другому. Это значит, что внутри микроцикла сохраняется примерно одинаковые интенсивность и продолжительность упражнений, их сложность и психическая напряженность, а в следующем цикле они повышаются.

Четвертый путь – волнообразность. Достигается изменением учебных, тренировочных и соревновательных нагрузок и включением интервалов активного и пассивного отдыха на протяжении занятия, тренировочного дня, микроцикла, этапа, периода, года и лет.

Принцип повторности в значительной мере определяет процесс спортивной подготовки. Все ее многообразные задачи решаются через повторенное выполнение упражнений, действий, заданий, тренировочных работ и занятий, соревновательных стартов и т. д. Принцип повторности базируется на указанных ранее важнейших положениях о необходимости повторных воздействий для образования условно-рефлекторных связей, для возникновения соответствующих адаптационных изменений, перестройки и усовершенствования органов, систем и их функций под влиянием тренировочных и других нагрузок и воздействий.

Принцип наглядности один из важнейших принципов в педагогике имеет большое значение и в спортивной подготовке. Принцип наглядности очень важен для обучения спортивной технике и хореографии. Важны не только наглядные пособия, но и демонстрация с помощью видеозаписей, фото, таблиц, рисунков, моделей того, чему обучают, конечно, значительно убыстряет обучение. Главное также в том, чтобы наглядные пособия, а также объяснения и показ создавали у учеников правильные представления на основе конкретных образов.

Принцип наглядности важен и в воспитании спортсменов, и в развитии их силы, быстроты, выносливости и других качеств. Наглядные примеры образцового поведения тренера и лучших спортсменов, их высокая моральная устойчивость, дисциплинированность, трудолюбие весьма положительно влияет на других спортсменов.

Принцип индивидуализации - один из важнейших принципов спортивной подготовки. Индивидуальный подход диктует реализацию системы спортивной подготовки соответственно особенностям спортсмена, обеспечивая достижение более эффективных результатов в воспитании, обучении и тренировке. На основе получаемых данных педагогического и врачебного контроля, а также самоконтроля обучающихся, постоянно согласовывать возможности обучающихся с составленной ранее программой подготовки – ослабляя или усиливая одни ее части, выводя не оправдавшиеся и включая новые.

В спортивной подготовке используются различные методы воспитания, обучения и тренировки. Эти методы определяют способы приемы и организацию выполнения упражнений, заданий, требований.

Повторный метод. Основная цель повторного метода – выполнять движения, действия, задания определенное число раз, стараясь придерживаться требуемой формы и характера и добиваться совершенствования в них. Подобные методы называют также тренировочными, иногда гимнастическими.

Игровой метод весьма эффективен, и я стараюсь широко пользоваться им, особенно в подготовке юных спортсменов. Движения, действия, задания, выполняемые с учебной, воспитательной и тренировочной целями в форме игры, проводимой для увеличения нагрузок и более успешной адаптации, для сохранения интереса в процессе занятия.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа дополнительного образования детей «Фигурное катание на коньках» iconКонтрольная работа по теме: Технические особенности выполнения основных...
По дисциплине «ТиМ избранного вида спорта (Фигурное катание на коньках)» для студентов института Спорта и Физического Воспитания,...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Фигурное катание на коньках» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Ручное ковроделие. Гобелен»
Номинация: «Внедрение и реализация инновационных технологий в системе дополнительного образования детей»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Фигурное катание на коньках» iconПрограмма кружка "Компьютерная графика и основы дизайна" (Для детей...
Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» С. Н. Ковалёв
Образовательная программа дополнительного образования детей «Фигурное катание на коньках» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Юный исследователь»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования детей «Фигурное катание на коньках» iconЗаседание педсовета ддию образовательная программа дополнительного...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей дом детства и юношества города галича
Образовательная программа дополнительного образования детей «Фигурное катание на коньках» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Бумажная пластика»
...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Фигурное катание на коньках» iconВиды детских объединений в системе дополнительного образования детей
Образовательная деятельность в учреждении дополнительного образования детей осуществляется в детских объединениях. Основания, по...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Фигурное катание на коньках» iconОбразовательная программа «Следопыт» Возраст детей: 11-15 лет Срок...
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования детей «Фигурное катание на коньках» iconПрограмма на будущее". Мир без физкультуры 18: 40 вести ru 19: 00...
Декабря 2011 г. Понедельник 05: 50 Фигурное катание. Гран-при. Финал. Прямая трансляция из Канады 10: 30 Легкая атлетика. Чемпионат...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Фигурное катание на коньках» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Эколог-исследователь»
...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Фигурное катание на коньках» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей "В мире...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «дом детского творчества» муниципального образования –...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Фигурное катание на коньках» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Художественная...
Щёкина Ольга Сергеевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
Образовательная программа дополнительного образования детей «Фигурное катание на коньках» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома»
Предлагаемый комплекс программ является авторским. Данная программа отмечена дипломом 2 степени областного конкурса авторских образовательных...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Фигурное катание на коньках» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома»
Предлагаемый комплекс программ является авторским. Данная программа отмечена дипломом 2 степени областного конкурса авторских образовательных...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Фигурное катание на коньках» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома»
Предлагаемый комплекс программ является авторским. Данная программа отмечена дипломом 2 степени областного конкурса авторских образовательных...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Фигурное катание на коньках» iconДоклад о состоянии и результатах деятельности областного государственного...
Областное государственное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск