Скачать 1.46 Mb.
|
УПРАВЛЕНИЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ АДМИНИСТРАЦИЯ г. ПРОКОПЬЕВСКА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКО – ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА № 1» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Фигурное катание на коньках» Составитель: Алехина Елена Владимировна, старший инструктор-методист Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско- юношеская спортивная школа № 1» 653050, г. Прокопьевск, пр. Строителей, 10 телефон: 8-(3846)-62-50-54 г. Прокопьевск Содержание: 1.Пояснительная записка…………………………………………………....стр. 1 2.Нормативная часть…………………………………………………….…. стр.8 3.Организация учебно-тренировочной работы……………………………стр.10 3.1.Возрастные особенности……………………………………………… стр.10 3.2.Этапы подготовки……………………………………………………... стр.12 3.3.Режимы работы……………………………………………………….... стр.15 3.4.Формы подготовки…………………………………………………….. стр.15 3.5. Сенситивные периоды……………………………………………….... стр.16 4.Учебный план……………………………………………………………..стр.16 5.Педагогический контроль……………………………………………….. стр.24 6. Врачебный контроль ……………………………………………………. стр.33 7.Восстановительные средства и мероприятия…………………………... стр.34 8.Воспитательная работа…………………………………………………....стр.37 9. Психологическая подготовка………………………………………….....стр.39 10. Теоретическая подготовка……………………………………………...стр.40 11.Инструкторская и судейская практика…………………………………стр.42 12.Литература………………………………………………………………. стр.45 1.Пояснительная записка. При разработке программы по фигурному катанию на коньках использовались существовавшие ранее программы по фигурному катанию на коньках для спортивных школ и учитывались новейшие данные научных исследований и передовой опыт работы детско-юношеских спортивных школ. Актуальность. В новых социально – экономических условиях особое значение приобретает дополнительное образование детей как открытых социально – педагогических институтов, наиболее полноценно и эффективно раскрывающих социально – педагогический потенциал свободного времени детей, в котором реализуются запросы социальной практики и существенно расширяются традиционные направления, формы, технологии работы с детьми и подростками. Что вызвало необходимость в разработке новой программы, отражающей все аспекты учебно – воспитательной работы в тренировочном процессе. Новизна. Учебный материал дифференцирован по годам многолетней подготовки по принципу преимущественной направленности на развитие как отдельных физических качеств, так и комплекса качеств, на обучение технике и тактике, совершенствование спортивно – технического и тактического мастерства. В программе нашли отражение задачи работы с обучающимися: содержание учебного материала по физической, тактической и теоретической подготовке, распределение времени на виды подготовки; планы-графики прохождения учебного материала на каждый год обучения. Целевой установкой подготовки фигуристов является воспитание высококвалифицированных спортсменов, отвечающих современным требованиям и способных добиваться высоких спортивных результатов. Исходя из цели подготовки в процессе обучения и тренировки, решаются следующие основные задачи: 1. Осуществление гармонического развития личности, воспитание ответственности и профессионального самоопределения, в соответствии с индивидуальными способностями обучающихся.. 2. Укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие. 3.Достижение высокого уровня основных физических качеств и совершенное овладение техникой. 4.Достижение высокого уровня индивидуальной подготовленности и приобретение навыков их реализации в условиях соревнований. 5.Достижение и многолетнее сохранение высокой общей и специальной работоспособности. 6.Приобретение глубоких теоретических знаний и практических навыков по методике обучения и тренировки, планированию, контролю, восстановлению, судейству, организации соревнований и т. д. С учетом цели и основных задач обучения и тренировки определяются задачи отдельных этапов многолетней подготовки юных и квалифицированных фигуристов. Первый этап («предварительной подготовки») предусматривает воспитание интереса детей к спорту и приобщение их к фигурному катанию; начальное обучение техники и хореографии, правилам соревнований; развитие физических качеств в общем плане и с учетом специфики фигурного катания, воспитание умений соревноваться индивидуально (физическая и техническая (ледовая), хореографическая подготовка). Возраст 5-7 лет. Сочетается этот этап с группами начальной подготовки 2-3 года обучения. Второй этап. («этап начальной специализации») посвящен базовой технико – хореографической и физической подготовке, в этот период осуществляются освоение основ техники и хореографии), воспитание соревновательных качеств применительно в фигурном катании. Возраст 8 -11 лет. Сочетается этот этап с первым и вторым годами обучения в учебно – тренировочных группах. Третий этап. («углубленной тренировки») направлен на специальную подготовку; технико – хореографическую, физическую. Возраст 12- 18 лет. Сочетается этот этап с 3 -6 годами обучения в учебно – тренировочных группах. Четвертый этап. («спортивного мастерства») направлен на обеспечение высокой эффективности техники, обеспечение оптимальной разносторонности технической подготовленности и достижении высоких спортивных результатов. В соответствии с основной направленностью этапов определяются задачи, осуществляется подбор средств, методов, тренировочных и соревновательных режимов, построение тренировки в годичном цикле и т. д. При этом делается акцент на следующие положения: - усиление индивидуальной работы по овладению техникой и совершенствование навыков хореографической подготовки. - увеличение индивидуальной хореографической подготовки как важнейшего условия реализации технического потенциала - осуществление на высоком уровне подготовки посредством органической взаимосвязи технической, тактической, хореографической и физической подготовки; - повышение качества спортивного отбора детей с высоким уровнем развития способностей к фигурному катанию и составление «индивидуального маршрута» для особо одаренных фигуристов с профессиональной последующей ориентацией; - разработка эффективной системы оценки уровня спортивной подготовленности фигуристов. Основу этой оценки составляют прежде всего количественно – качественные показатели по видам подготовки, результаты участия в соревнованиях и включение в квалифицированные команды мастеров. Программа содержит материал планирования процесса многолетней подготовки фигуристов, дифференцированный по годам обучения; материал по основным компонентам многолетней подготовки: физической (общей и специальной), технической, тактической, интегральной, теоретической, психологической; по системе оценки уровня подготовленности юных фигуристов на основе конкретных количественных показателей по видам подготовки на всех этапах многолетнего тренировочного процесса. Выполнение поставленных задач предусматривает: проведение практических и теоретических занятий; обязательное выполнение учебного плана, приемных, выпускных и переводных контрольных нормативов; регулярное участие в соревнованиях; осуществление восстановительно – профилактических мероприятий; просмотр учебных кинофильмов, видеозаписей, соревнований квалифицированных фигуристов, прохождение инструкторской и судейской практики; создание условий для проведения регулярных круглогодичных занятий; обеспечение четкой, хорошо организованной системой отбора способных юных спортсменов; организацию систематической воспитательной работы, привитие юным спортсменам навыков спортивной этики, организованности, дисциплины, любви и преданности своему коллективу; четкую организацию учебно-воспитательного процесса, использование данных науки и передовой практики как важнейших условий совершенствования спортивного мастерства и волевых качеств обучающихся; привлечение родительского актива к регулярному участию в организации учебно–воспитательной работы. Процесс спортивной подготовки фигуристов осуществляется на основе определенных принципов, правил, научных и методических положений. Все они в целостном процессе подготовки дополняют друг друга, обеспечивают правильность и стройность реализации образовательной программы. В особенности обращается внимание на соблюдение принципов. Они построены на основе общепедагогических принципов и правил определяющих процесс воспитания и обучения. В связи со специфическими особенностями тренировочных занятий (значительные нервные и физические нагрузки, необходимость повышения функциональных возможностей организма спортсмена, обучение сложным упражнениям и др.) принципы в области спортивной подготовки получили особое содержание, принципы: сознательности и активности, специализации и всесторонности, возрастающих нагрузок, повторности, наглядности и индивидуализации. Принцип сознательности во-первых, определяет сознательное отношение спортсменов к своей подготовке и предусматривает такую деятельность, которая дает возможность каждому спортсмену знать, что, почему и зачем он делает. Во-вторых, этот принцип определяет важную для прогресса в спорте возможность овладения огромными потенциальными ресурсами нервно- психических сил, способностью сверхрекордных проявлений в быстроте, выносливости, ловкости, воли к победе и др. Принцип активности определяет важнейшую роль самостоятельности спортсмена в практической реализации системы подготовки. Все многообразие процесса подготовки обучающегося осуществляется им самим, когда он, обучаясь, воспитываясь, тренируясь и соблюдая режим, проявляет активность, энергию, упорство, трудолюбие, стойкость, устремленность к цели, столь необходимые для выполнения всех предписаний системы спортивной подготовки. Без активности и самостоятельности обучающихся не мыслима и реализация принципа сознательности. Принцип специализации. Этот принцип указывает, что объективно необходимым условием для высших достижений является сосредоточение времени и сил на каком-либо избранном предмете спортивных занятий. Специализированную направленность я придаю овладению техникой, тактикой, хореографией, воспитанию волевых качеств, повышению здоровья, приобретению общего физического развития, достижению любой другой цели обучения, развития и воспитания. Принцип специализации в занятиях с юными спортсменами осуществляется как построение прочного и мощного специфического «фундамента», позволяющего им достичь через последующую специальную тренировку очень высоких в спортивном мастерстве, в приобретении волевых качеств. Принцип всесторонности. Он определяет необходимость для спортсмена всестороннего развития, включающего в себя высокий моральный и культурный уровень, разносторонние волевые качества, отличную работоспособность всех органов и систем организма, многообразное умение координировать движения, физическое совершенство в целом. Принцип возрастающих нагрузок. Правильное использование нагрузок и воздействие в процессе подготовки спортсменов основывается на принципах их возрастания. Этот принцип определяет четыре пути возрастания нагрузки. Первый – постепенный путь. Он основан на положении о том, что морфологические и физиологические перестроения и изменения в органах и системах и улучшение их функций под влиянием нагрузок и воздействий происходит постепенно на протяжении длительного времени. Второй путь – скачкообразное возрастание нагрузок. В спортивной подготовке, большой частью, нельзя обеспечить абсолютную постепенность. Ведь даже такая доза надбавки, как один метр дистанции, один сантиметр высоты, еще раз повторенное упражнение и т. п., является скачком, хотя и минимальным. Практически эти надбавки бывают больше, и поэтому можно говорить о скачкообразности. Третий путь – ступенчатообразность в повышении нагрузок. Он является главным в приобретении спортивной подготовленности. Как известно, одного тренировочного занятия недостаточно, чтобы вызвать в организме спортсмена, в его психической сфере и техническом мастерстве заметные изменения. Для этого нужно повторить ряд однонаправленных занятий с приблизительно одинаковой нагрузкой. Тренировочные нагрузки повышаются ступенчатообразно от одного дня к другому, но чаще от одного микроцикла к другому. Это значит, что внутри микроцикла сохраняется примерно одинаковые интенсивность и продолжительность упражнений, их сложность и психическая напряженность, а в следующем цикле они повышаются. Четвертый путь – волнообразность. Достигается изменением учебных, тренировочных и соревновательных нагрузок и включением интервалов активного и пассивного отдыха на протяжении занятия, тренировочного дня, микроцикла, этапа, периода, года и лет. Принцип повторности в значительной мере определяет процесс спортивной подготовки. Все ее многообразные задачи решаются через повторенное выполнение упражнений, действий, заданий, тренировочных работ и занятий, соревновательных стартов и т. д. Принцип повторности базируется на указанных ранее важнейших положениях о необходимости повторных воздействий для образования условно-рефлекторных связей, для возникновения соответствующих адаптационных изменений, перестройки и усовершенствования органов, систем и их функций под влиянием тренировочных и других нагрузок и воздействий. Принцип наглядности один из важнейших принципов в педагогике имеет большое значение и в спортивной подготовке. Принцип наглядности очень важен для обучения спортивной технике и хореографии. Важны не только наглядные пособия, но и демонстрация с помощью видеозаписей, фото, таблиц, рисунков, моделей того, чему обучают, конечно, значительно убыстряет обучение. Главное также в том, чтобы наглядные пособия, а также объяснения и показ создавали у учеников правильные представления на основе конкретных образов. Принцип наглядности важен и в воспитании спортсменов, и в развитии их силы, быстроты, выносливости и других качеств. Наглядные примеры образцового поведения тренера и лучших спортсменов, их высокая моральная устойчивость, дисциплинированность, трудолюбие весьма положительно влияет на других спортсменов. Принцип индивидуализации - один из важнейших принципов спортивной подготовки. Индивидуальный подход диктует реализацию системы спортивной подготовки соответственно особенностям спортсмена, обеспечивая достижение более эффективных результатов в воспитании, обучении и тренировке. На основе получаемых данных педагогического и врачебного контроля, а также самоконтроля обучающихся, постоянно согласовывать возможности обучающихся с составленной ранее программой подготовки – ослабляя или усиливая одни ее части, выводя не оправдавшиеся и включая новые. В спортивной подготовке используются различные методы воспитания, обучения и тренировки. Эти методы определяют способы приемы и организацию выполнения упражнений, заданий, требований. Повторный метод. Основная цель повторного метода – выполнять движения, действия, задания определенное число раз, стараясь придерживаться требуемой формы и характера и добиваться совершенствования в них. Подобные методы называют также тренировочными, иногда гимнастическими. Игровой метод весьма эффективен, и я стараюсь широко пользоваться им, особенно в подготовке юных спортсменов. Движения, действия, задания, выполняемые с учебной, воспитательной и тренировочной целями в форме игры, проводимой для увеличения нагрузок и более успешной адаптации, для сохранения интереса в процессе занятия. |
Контрольная работа по теме: Технические особенности выполнения основных... По дисциплине «ТиМ избранного вида спорта (Фигурное катание на коньках)» для студентов института Спорта и Физического Воспитания,... | Образовательная программа дополнительного образования детей «Ручное ковроделие. Гобелен» Номинация: «Внедрение и реализация инновационных технологий в системе дополнительного образования детей» | ||
Программа кружка "Компьютерная графика и основы дизайна" (Для детей... Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» С. Н. Ковалёв | Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный исследователь» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей | ||
Заседание педсовета ддию образовательная программа дополнительного... Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей дом детства и юношества города галича | Образовательная программа дополнительного образования детей «Бумажная пластика» ... | ||
Виды детских объединений в системе дополнительного образования детей Образовательная деятельность в учреждении дополнительного образования детей осуществляется в детских объединениях. Основания, по... | Образовательная программа «Следопыт» Возраст детей: 11-15 лет Срок... Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей | ||
Программа на будущее". Мир без физкультуры 18: 40 вести ru 19: 00... Декабря 2011 г. Понедельник 05: 50 Фигурное катание. Гран-при. Финал. Прямая трансляция из Канады 10: 30 Легкая атлетика. Чемпионат... | Образовательная программа дополнительного образования детей «Эколог-исследователь» ... | ||
Образовательная программа дополнительного образования детей "В мире... Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «дом детского творчества» муниципального образования –... | Образовательная программа дополнительного образования детей «Художественная... Щёкина Ольга Сергеевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории | ||
Образовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома» Предлагаемый комплекс программ является авторским. Данная программа отмечена дипломом 2 степени областного конкурса авторских образовательных... | Образовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома» Предлагаемый комплекс программ является авторским. Данная программа отмечена дипломом 2 степени областного конкурса авторских образовательных... | ||
Образовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома» Предлагаемый комплекс программ является авторским. Данная программа отмечена дипломом 2 степени областного конкурса авторских образовательных... | Доклад о состоянии и результатах деятельности областного государственного... Областное государственное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей |