ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В основу типовой программы были заложены правовые основы, регулирующие деятельность специалистов по адаптивной физической культуре и спорту, в том числе на основании «Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта спорт лиц с поражением ОДА» (Зарегистрировано в Минюсте России 17.04.2014 N 32011, нормативные требования по общефизической и специальной подготовке, научные и методические разработки отечественных и зарубежных тренеров и специалистов.
Данная программа предназначена для специальных (коррекционных) образовательных учреждений, детско-юношеских спортивно-адаптивных школ, спортивных клубов инвалидов, а также для отделений и групп адаптивного и паралимпийского спорта детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства и других специализированных спортивных учреждений и организаций физической культуры и спорта.
В Программе нашли отражение построение учебно-тренировочного процесса в группах начальной подготовки и учебно-тренировочных группах, основные задачи на различных этапах годичного цикла тренировки, распределение объемов основных средств и интенсивности тренировочных нагрузок в недельных циклах.
Этап начальной подготовки (НП). На этап начальной подготовки зачисляются учащиеся общеобразовательных ,коррекционных школ желающие заниматься спортом. На этапе начальной подготовки осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники избранного вида спорта, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки.
Учебно-тренировочный этап (УТ) формируется на конкурсной основе учащихся, прошедших необходимую подготовку не менее 1 года и выполнивших приемные нормативы по общей и специальной физической подготовке. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащимися контрольно-переводных нормативов по общей и специальной физической подготовке.
Представленная программа направлена на решение таких задач как:
- формирование специальных знаний;
- формирование жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков;
- развитие физических специальных качеств;
- повышение функциональных возможностей различных органов и систем человека;
- полную реализацию генетической программы человека: становление, сохранение и использование оставшихся в наличие телесно- двигательных качеств инвалида.
1 НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Цели и задачи для занятий со спортсменами-инвалидами с различными функциональными классами.
В процессе занятий легкой атлетикой со спортсменами ПОДА тренер-преподаватель решает следующие задачи:
- укрепление здоровья;
- повышение работоспособности организма;
- овладение спортивной техникой;
- воспитание моральных и волевых качеств;
- развитие физических качеств;
Приобретение теоретических и практических знаний 1.2 Распределение занимающихся на группы
в соответствии с их функциональными классам.
Среди занимающихся в СДЮСШОР физкультурно-оздоровительных и спортивных клубах дети-инвалиды составляют меньшую часть по сравнению с детьми, имеющими отклонение в состоянии здоровья (выражение - официально принятое в системе образования; это дети, не имеющие пока инвалидности в связи с несовершеннолетием).
Разделение занимающихся на три группы в зависимости от степени функциональных возможностей основано прежде всего на принципе возможности спортсменов самостоятельно обслуживать себя или их потребности в посторонней помощи. Чем больше спортсмен зависит от других (например, спинальники на колясках, церебральный паралич), тем ближе он к группе I. Спортсменов с ПОДА разделяют на три функциональные группы, основываясь на международной спортивно-медицинской классификации. Функциональные группы лиц, проходящих спортивную подготовку по виду спорта спорт лиц с поражением ОДА приведены в таблице 1. Таблица 1
Функциональные группы лиц,
проходящих спортивную подготовку по виду спорта
спорт лиц с поражением ОДА
Функцио-нальные группы
| Степень ограничения функциональных возможностей
| Поражения опорно-двигательного аппарата
| Группа I
| Функциональные возможности ограничены значительно, спортсмен нуждается в посторонней помощи во время тренировочных занятий или участия в спортивных соревнованиях
| 1. Детский церебральный паралич.
2. Спинномозговая травма.
3. Ампутация или порок развития:
- двусторонняя ампутация бедер (передвигающиеся на протезах);
- односторонняя ампутация бедра с вычленением (передвигающиеся на протезах);
- односторонняя ампутация бедра в сочетании с ампутацией стопы или голени с другой стороны;
- двусторонняя ампутация плеч;
- ампутация четырех конечностей.
4. Прочие нарушения опорно-двигательного аппарата, ограничивающие функциональные возможности спортсменов в мере, сопоставимой с вышеперечисленными пунктами 1, 2, 3.
| Группа II
| Функциональные возможности ограничиваются достаточно выраженными нарушениями
| 1. Детский церебральный паралич.
2. Спинномозговая травма.
3. Ампутация или порок развития:
- одной верхней конечности выше локтевого сустава;
- одной верхней конечности выше локтевого сустава и одной нижней конечности выше коленного сустава (с одной стороны или с противоположных сторон);
- двусторонняя ампутация предплечий.
4. Прочие нарушения опорно-двигательного аппарата, ограничивающие функциональные возможности спортсменов в мере, сопоставимой с вышеперечисленными пунктами 1, 2, 3.
| Группа III
| Функциональные возможности ограничены незначительно
| 1. Ахондроплазия (карлики).
2. Детский церебральный паралич.
3. Высокая ампутация двух нижних конечностей.
4. Ампутация или порок развития:
- одной нижней конечности ниже коленного сустава;
- односторонняя ампутация стопы по Пирогову, в сочетании с ампутацией стопы на различном уровне с другой стороны;
- одной верхней конечности ниже локтевого сустава;
- одной верхней конечности ниже локтевого сустава и одной нижней конечности ниже коленного сустава (с одной стороны или с противоположных сторон).
5. Прочие нарушения опорно-двигательного аппарата, ограничивающие функциональные возможности спортсменов в мере, сопоставимой с вышеперечисленными пунктами 1, 2, 3, 4.
|
Наполняемость учебных групп и объем учебно-тренировочной нагрузки зависит от этапа спортивной подготовки, продолжительности обучения, а также от глубины нарушения функциональных возможностей, которые имеет каждый спортсмен. Основываясь на «Федеральном стандарте спортивной подготовки по виду спорта спорт лиц с поражением ОДА» в таблице 2 приведено распределение спортсменов, имеющих международную спортивно-медицинскую классификацию на функциональные группы.
Таблица 2
Распределение спортсменов, имеющих международную легкоатлетическую спортивно-медицинскую классификацию на функциональные группы
Функциональная группа III
| Функциональная группа II
| Функциональная группа I
| Т40, Т41 T44, T46, T38,
F40, F41, F44, F46, F38
| T42, T43, T45, T35, T36, T37,
F42, F43, F45, F35, F36, F37
| T51, T52, T53, T54, T33, T34, F51, F52, F53, F54 F55, F56, F57, F31, F32, F33, F34
|
При наличии в одной группе спортсменов различных функциональных групп группа должна числится по спортсмену с наименьшей функциональной группой.
Распределение спортсменов на функциональные группы по степени функциональных возможностей для занятий определенным видом спорта возлагается на учреждение и осуществляется один раз в год (в начале учебного года). 1.3 Наполняемость учебных групп и объем учебно-тренировочной нагрузки В соответствии с «Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта спорт лиц с поражением ОДА» (дисциплины легкой атлетики) в таблице 3 приводится минимальный возраст лиц для зачисления в группы на этапы «Этап начальной подготовки» и «Тренировочный этап (этап спортивной специализации)» различных годов обучения, а также минимальное количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на данных этапах по виду спорта спорт лиц с поражением ОДА (дисциплины легкой атлетики).
Таблица 3
Минимальный возраст лиц для зачисления в группы на этапы «Этап начальной подготовки» и «Тренировочный этап (этап спортивной специализации)» различных годов обучения, а также минимальное количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на данных этапах по виду спорта спорт лиц с поражением ОДА (дисциплины легкой атлетики)
Легкая атлетика - бег на короткие дистанции,
легкая атлетика - бег на средние и длинные дистанции
I, II, III функциональные группы
мужчины, женщины
| Этапы спортивной подготовки
| Продолжи-тельность этапов
(в годах)
| Мини-мальный возраст для зачисления в группы (лет)
| Периоды спортивной подготовки
|
Функцио-
нальные группы
|
Наполня-емость групп (человек)
| Этап начальной подготовки
| Без ограничений
| 9
| До года
| III
| 10
| II
| 8
| I
| 3
| Свыше года
| III
| 8
| II
| 6
| I
| 2
| Тренировочный этап (этап спортивной специализации)
| Без ограничений
| 11
| До года
| III
| 6
| II
| 5
| I
| 2
| Второй и третий годы
| III
| 5
| II
| 4
| I
| 2
| Четвертый и последующие годы
| III
| 4
| II
| 3
| I
| 1
| Легкая атлетика – метания
I, II, III функциональные группы
мужчины, женщины
| Этап начальной подготовки
| Без ограничений
| 9
| До года
| III
| 10
| II
| 8
| I
| 3
| Свыше года
| III
| 8
| II
| 6
| I
| 2
| Тренировочный этап (этап спортивной специализации)
| Без ограничений
| 11
| До года
| III
| 6
| II
| 5
| I
| 2
| Второй и третий годы
| III
| 5
| II
| 4
| I
| 2
| Четвертый и последующие годы
| III
| 4
| II
| 3
| I
| 1
| Легкая атлетика – прыжки
I, II, III функциональные группы
мужчины, женщины
| Этап начальной подготовки
| Без ограничений
| 9
| До года
| III
| 10
| II
| 8
| I
| 3
| Свыше года
| III
| 8
| II
| 6
| I
| 2
| Тренировочный этап (этап спортивной специализации)
| Без ограничений
| 11
| До года
| III
| 6
| II
| 5
| I
| 2
| Второй и третий годы
| III
| 5
| II
| 4
| I
| 2
| Четвертый и последующие годы
| III
| 4
| II
| 3
| I
| 1
|
1.4. Объем тренировочной нагрузки групп «начальной подготовки» и «учебно- тренировочный этап» различных годов обучения В соответствии с «Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта спорт лиц с поражением ОДА» (дисциплины легкой атлетики) в таблице 4 приведены значения максимальной нагрузки на этапах «этап начальной подготовки» и « тренировочный этап (этап спортивной специалтзации)» различных годов обучения
Таблица 4
Значения максимальной нагрузки на этапе «начальной подготовки» различных годов обучения по виду спорта спорт лиц с поражением ОДА дисциплины легкой атлетики
Этапный норматив
| Этап начальной подготовки
| Тренировочный этап
(этап спортивной специализации)
| До года
| Свыше года
| До года
| Свыше года
| Количество часов в неделю
| 6
| 8
| 12
| 13-14
| Количество тренировок в неделю
| 3
| 4
| 5
| 5-6
| Общее количество часов в год
| 312
| 416
| 624
| 676-728
| Общее количество тренировок в год
| 156
| 208
| 260
| 260-624
|
|