Пояснительная записка
Содержание данной рабочей программы при трёх учебных занятиях в неделю основного общего и среднего (полного) образования по физической культуре направлено в первую очередь на выполнение федерального компонента государственного стандарта образования по физической культуре и, соответственно, на выполнение базовой части комплексной программы по физической культуре.
Помимо выполнения обязательного минимума содержания основных содержательных программ, в зависимости от региона его особенностей – климатических, национальных, а также от возможностей материальной физкультурно-спортивной базы включается и дифференцированная часть физической культуры.
Данная программа рассчитана на условия типовых образовательных учреждений со стандартной базой для занятий физическим воспитанием и стандартным набором спортивного инвентаря.
При разработке рабочей программы учитывались приём нормативов «Президентских состязаний», а так же участие школы в территориальной Спартакиаде по традиционным видам спорта (футбол, баскетбол, волейбол, лёгкая атлетика).
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих задач, направленных на:
укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.
Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребёнка, его самоопределения. В этой связи в основе принципов дальнейшего развития системы физического воспитания в школе должны лежать идеи личностного и деятельного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса.
Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных знаний.
Задачи физического воспитания учащихся 5-9 классов.
Решение задач физического воспитания учащихся направлено на:
содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
обучение основам базовых видов двигательных действий;
дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости) способностей;
формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основе системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
выработку представлений о физической культуре личности и приёмах самоконтроля;
углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.
Общая характеристика учебного предмета
Предметом обучения физической культуре в основной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Рабочая программа составлена на основе учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич.- М.: Просвещение, 2012) и является частью Федерального учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации.
Содержание курса основаны на положениях нормативно-правовых актов Российской Федерации, в том числе:
- требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленной в Федеральном государственном стандарте основного общего образования;
- Закона «Об образовании»;
- Федерального закона «О физической культуре и спорте»;
- Федеральный компонента государственного стандарта общего образования
Для прохождения программы по физическому воспитанию в 5-9 классах в учебном процессе для обучения предлагается использовать следующие учебники:
Физическая культура. 5-7 классы/ под ред. Г. И. Мейксона .- М.: Просвещение, 2010.,
Физическая культура. 8-9 классы/ под ред. В. И. Ляха.- М.: Просвещение, 2010.
В программе В. И. Ляха, А. А, Зданевича программный материал делится на две части- Базовую и вариативную. В базовую часть – входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент (лыжная подготовка).
Программный материал усложняется по разделам каждый год за счёт увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных. Для прохождения теоретических сведений можно выделять время как в процессе уроков
Изучение раздела «Плавание» изучается в форме бесед.
Важной особенностью образовательного процесса в основной школе является оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончании изучения раздела, так и по мере текущего освоения умений и навыков. По окончании основной школы учащийся должен показать уровень физической подготовленности не ниже результатов приведённых в разделе «Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания образования. Место учебного предмета в учебном плане
Курс «Физическая культура» изучается с 5 по 9класс из расчета 3 часа в неделю (всего 510 часов): в 5 классе – 102 часа, в 6 классе – 102 часа, в 7 классе – 102 часа, в 8 классе – 102 часа, в 9 классе – 102 часа.
Рабочая программа рассчитана на 510 часов на пять лет обучения.
Содержание учебного предмета Знания о физической культуре
история физической культуры;
физическая культура (основные понятия);
физическая культура человека.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой;
Оценка эффективности занятий физической культурой.
Физическое совершенствование
физкультурно-оздоровительная деятельность:
оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели;
индивидуальные комплексы адаптивной и корригирующей физической культуры.
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью:
Гимнастика с основами акробатики;
Легкая атлетика;
Лыжные гонки;
Спортивные игры.
Упражнения общеразвивающей направленности
ОФП
Гимнастика с основами акробатики: развитие гибкости, координации движений, силы, выносливости;
Легкая атлетика: развитие выносливости, силы, быстроты, координации движений;
Лыжные гонки: развитие выносливости, силы, координации движений;
Баскетбол, волейбол, футбол: развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений.
Формы прохождения промежуточной аттестации. Промежуточная аттестация - это оценка качества освоения обучающимся образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, проводимая в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном школой.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится:
- на основе результатов текущего контроля успеваемости по итогам четверти во 2-9 классах;
- по итогам учебного года на основе результатов итогового контроля успеваемости и (или) четвертных отметок во 2-9 классах;
- по отдельным предметам, изучаемым во 2-9 классах в объеме 1 часа в неделю, может быть введена аттестация по полугодиям.
1.9. Системы оценивания:
1.9.1. обучающихся 1-го класса – безотметочная система.
1.9.2. обучающихся 2 - 9 классов – балльная система: 5-отлично, 4 - хорошо, 3 - удовлетворительно, 2 – неудовлетворительно.
1.10. Аттестация обучающихся является обязанностью учителя.
2. Формы аттестации
2.1. Письменная - предполагает письменный ответ обучающегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: письменные ответы на вопросы теста; рефераты.
2.2. Устная - предполагает устный ответ обучающегося на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования,
2.3. Комбинированная - предполагает сочетание письменной и устной форм.
2.4. Форма контроля при проведении аттестации определяется учителем с учетом контингента обучающихся, содержания учебного материала, используемых им образовательных технологий. При освобождении по медицинским показаниям от практической части уроков физической культуры обучающиеся аттестуются по отметкам, полученным за теоретическую часть курса.
Тематическое планирование
5-9 классы № п/п
| Вид программного материала
| Количество часов (уроков)
| Класс
| V
| VI
| VII
| VIII
| IX
| 1
| Основы знаний о физической культуре
| В процессе урока
|
|
|
|
|
|
|
| 2
| Гимнастика с элементами акробатики
| 21
| 21
| 21
| 21
| 21
| 3
| Легкая атлетика
| 30
| 30
| 30
| 30
| 30
| 4
| Спортивные игры ( баскетбол, волейбол, футбол)
| 27
| 27
| 21
| 21
| 21
| 5
| Лыжная подготовка
| 24
| 24
| 24
| 24
| 24
| 6
| Элементы единоборств
|
|
| 6
| 6
| 6
|
| Итого:
| 102
| 102
| 102
| 102
| 102
| |