Скачать 250.04 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение среднего (полного) общего образования «Средняя общеобразовательная школа №7 г.Кировска»
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Физической культуре по_________________________________ _____________________ 10 – 11 классы Класс (параллель)____________________________________________ Разработчики: Аверкина М.Ю. Шелгунова Е.Е. г.Кировск ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Назначение программы Программа по физической культуре составлена на основе Примерной программы и государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса. Конкретизирует содержание его предметных тем и дает примерное распределение учебных часов на их изучение. Структура документа Программа включает три раздела: пояснительную записку (основное содержание с примерным распределением учебных, часов по разделам; требования к уровню подготовки выпускников), поурочное планирование. Нормативно-правовое сопровождение. Настоящая рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами и инструктивно-методическими документами:
Цели Общей целью образования в области физической культуры является формирование у учащихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью. Целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В соответствии с этим, программа среднего (полного ) общего образования своим предметным содержанием ориентируется на достижение следующих целей :
Место предмета в базисном учебном плане Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 204 часа для обязательного изучения учебного предмета «Физическая культура » на этапе среднего (полного) общего образования, из расчета 3 часа в неделю в X и XI классах. (Где на преподавание предмета отводится дополнительный третий час из регионального (национально-регионального ) компонента , в исключительных случаях - из компонента образовательного учреждения .) Программа рассчитана на 204 уч. часа. При этом , в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 12 учебных часов предназначенный учителям для реализации собственных авторских подходов в структурировании и дополнительном наполнении учебного материала , использовании разнообразных форм организации учебного процесса , внедрении современных методов обучения и педагогических технологий . Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Программа предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Физическая культура» на этапе основного общего образования являются: В познавательной деятельности:
В информационно-коммуникативной деятельности:
В рефлексивной деятельности:
Общая характеристика учебного предмета В соответствии с концепцией структуры и содержания образования в области физической культуры, предметом обучения в начальной школе является двигательная (физкультурная) деятельность, которая своей направленностью и содержанием связана с совершенствованием физической природы человека. В процессе освоения этой деятельности у младших школьников совершенствуется не только физическая природа, но и активно развивается сознание и мышление, творчество и самостоятельность. Учитывая эти особенности, предлагаемая рабочая программа по физической культуре для учащихся начальной школы ориентируется на решение следующих образовательных задач: - совершенствование жизненно-важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании и плавании; - обучение физическим упражнениям из гимнастики, легкой атлетики и лыжных гонок, подвижным играм и техническим действиям спортивных игр; - развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости; - формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности; - развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физкультминутками и подвижными играми; - обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности человека. В соответствии со структурой двигательной деятельности учебный предмет «Физическая культура» структурируется по трем основным разделам: знания (информационный компонент деятельности), физическое совершенствование (мотивационно-процессуальный компонент деятельности) и способы деятельности (операционный компонент деятельности). Двигательная деятельность рабочей программы представлена двумя содержательными линиями: физкультурно-оздоровительная деятельность и спортивно-оздоровительная деятельность. Каждая из этих линий имеет свои учебные разделы (знания, физическое совершенствование, способы деятельности). Первая содержательная линия имеет направленность на укрепление здоровья учащихся и создание у них представлений о бережном отношении к нему. В первом разделе «Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности» даются сведения о правилах здорового образа жизни и различных формах организации активного отдыха с использованием средств физической культуры. Во втором разделе «Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью» даются комплексы упражнений из современных оздоровительных систем, направленно содействующие коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения, а так же упражнения адаптивной физической культуры, адресованные учащимся, имеющим отклонения в состоянии здоровья (приобретенные или хронические заболевания). В третьем разделе «Способы физкультурно-оздоровительной деятельности» предлагаются способы самостоятельной организации и проведения оздоровительных занятий, приемы контроля и регулирования физических нагрузок, некоторые виды самомассажа и гигиенических процедур. Вторая содержательная линия «Спортивно-оздоровительная деятельность» учитывает возрастные интересы учащихся и имеет направленность на обеспечение нормального и достаточного уровня физической и двигательной подготовленности школьников. В первом разделе «Знания о спортивно-оздоровительной деятельности» приводятся сведения по истории Олимпийских игр, раскрываются основные понятия спортивной тренировки (нагрузка, развитие физических качеств, техника двигательных действий), даются представления об общей и специальной физической подготовке и формах их организации. Во втором разделе «Физическое совершенствование со спортивной направленностью» приводятся физические упражнения и двигательные действия из базовых видов спорта, имеющих относительно выраженное прикладное значение и вызывающих определенный интерес у учащихся. В третьем разделе «Способы физкультурно-спортивной деятельности» раскрываются способы деятельности, необходимые и достаточные для организации и проведении самостоятельных занятий физической культурой. Резул ьтаты обучения Результаты изучения предмета физической культуры приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников », который полностью соответствует стандарту. Требования направленые на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов и задаются по трем базовым основаниям: «Знать/ понимать », «Уметь » и «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни ». ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Физкулыурно - оздоровительная деятельность Знания о физкультурно - оздоровительной деятельности. Предупреждение раннего старения и длительного сохранения творческой активности человека, средствами физической культуры. Общие представления о современных оздоровительных системах физического воспитания (ритмическая гимнастика, аэробика, атлетическая гимнастика ) их цель, задачи, содержание и формы организации. Формирование индивидуального стиля жизни, приобретение положительного психо-социального статуса и личностных качеств, культуры межличностного общения и поведения. Влияние регулярных занятий физическими упражнениями родителей, на состояние здоровья их будущих детей. Занятия физической культурой в предродовой период у женщин, особенности их организации, содержания и направленности (материал для девушек). Физическая культура в организации трудовой деятельности человека, основные причины возникновения профессиональных заболеваний и их профилактика оздоровительными занятиями физической культурой (гимнастика при занятиях умственной и физической деятельностью, простейшие сеансы релаксации и самомассажа, банных процедур). Общие представления об адаптивной физической культуре, цель, задачи и формы организации, связь содержания и направленности с индивидуальными показаниями здоровья, Правила и требования по индивидуализации содержания самостоятельных форм занятий адаптивной физической культурой. Требования к технике безопасности на занятиях физическими упражнениями разной направленности (в условиях спортивного зала и спортивных площадок). Основы законодательства Российской Федерации в области физической культуры, спорта, туризма, охраны здоровья (извлечения из статей, касающихся соблюдения прав и обязанностей граждан в занятиях физической культурой). Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью. Индивидуальные комплексы упражнений адаптивной (лечебной ) физической культурой в соответствии с медицинскими показаниями (при нарушениях зрения, осанки и плоскостопия; при остеохондрозе: бронхиальной астме и заболеваниях сердечно-сосудистой системы; при частых нервно-психических перенапряжениях. стрессах, головных болях; простудных заболеваниях и т.п.). Комплексы упражнений в предродовом, периоде (девушки ). Индивидуализированные комплексы упражнений из оздоровительных систем физического воспитания: Атлетическая гимнастика (юноши: комплексы упражнений на общее и избирательное развитие силы мышц, «подтягивание » отстающих в своем развитии мышц и мышечных группы: комплексы упражнений на формирование гармоничного телосложения (упражнения локального воздействия по анатомическим признакам); комплексы упражнений на развитие рельефа мышц плеча, груди, спины, бедра, брюшного пресса. Ритмическая гимнастика (девушки): стилизованные комплексы общеразвивающих упражнений на формирование точности и координации движений; танцевальные упражнения (приставной шаг; переменный шаг; шаг галопа, польки и вальса); танцевальные движения из народных танцев (каблучный шаг, тройной притоп, дробный шаг, русский переменный шаг) и современных танцев; упражнения художественной гимнастики с мячом (броски и ловля мяча, отбивы мяча. перекаты мяча, выкруты мяча). Со скакалкой (махи и круги скакалкой, прыжки. переводы скакалки, броски скакалки). С обручем (хваты, повороты, вращения, броски, прыжки, маховые движения , перекаты). Акробатические упражнения и комбинации - девушки: кувырок вперед (назад) в группировке, вперед ноги скрестно, с последующим поворотом на 180*; стойка на лопатках, перекат вперед в упор присев; юноши: кувырок вперед ноги скрестно, с последующим поворотом на 180*, кувырок назад в упор присев; кувырок вперед с последующим прыжком вверх и мягким приземлением; кувырок через плечо из стойки на лопатках в полушпагат; кувырок вперед в стойку на лопатках, перекат вперед в упор присев; стойка на голове и руках силой из упора присев. Опорные прыжки – девушки: прыжок через гимнастического козла ноги в стороны; юноши: прыжок через гимнастического козла, согнув ноги; прыжок боком с поворотом на 90*. Лазание по канату – юноши: способом в три приема; способом в два приема. Упражнения и комбинации на спортивных снарядах. Гимнастическое бревно - девушки: ходьба с различной амплитудой движений и ускорениями, поворотами в правую и левую стороны; передвижения приставными шагами (левым и правым боком); танцевальные шаги с махами ног и поворотами на носках; подскоки в полуприсед; стилизованные прыжки на месте и с продвижениями вперед; равновесие на одной ноге; упор присев и полушпагат; соскоки (прогнувшись толчком ног из стойки поперек; прогибаясь с короткого разбега толчком одной и махом другой). Гимнастическая перекладина (низкая) - юноши: из виса стоя прыжком упор, перемах левой (правой) вперед, назад, опускание в вис лежа на согнутых руках; из стойки спиной к перекладине вис стоя сзади согнувшись, толчком ног вис согнувшись; вис завесом коленом, опускание в упор присев через стойку на руках. Гимнастическая перекладина (высокая) - юноши: из размахивания подъем разгибом (из виса, подъем силой), в упоре перемах левой (правой) ногой вперед, назад, медленное опускание в вис, махом вперед соскок прогнувшись. Гимнастические брусья (параллельные) - юноши: наскок в упор, хождение на руках и размахивания в упоре, соскок (махом вперед) углом с опорой о жердь; наскок в упор, передвижение в упоре прыжками, соскок махом назад с опорой о жердь; махи в упоре на руках с разведением ног над жердями; прыжком подъем в упор, махом вперед сед ноги врозь, кувырок вперед в сед ноги врозь, перемах вовнутрь, соскок махом вперед. Гимнастические брусья (разной высоты) - девушки: наскок в упор на нижнюю жердь, махом назад соскок с поворотом на 90* с опорой о жердь; махом одной и толчком другой подъем переворотом в упор на нижнюю жердь; из виса присев на нижней жерди толчком двумя подъем в упор на верхнюю жердь; из виса стоя на нижней жерди лицом к верхней махом одной и толчком другой вис прогнувшись на нижней жерди с опорой ног о верхнюю жердь, махом одной и толчком другой переворот в упор на нижнюю жердь, махом назад соскок с поворотом на 90* (вправо, влево) с опорой о жердь. Легкоатлетические упражнения. Старты (высокий, с опорой на одну руку; низкий) с последующим ускорением. Спортивная ходьба. Бег («спринтерский»; «эстафетный»; «кроссовый»). Прыжки (в длину с разбега способом «согнув ноги» и «прогнувшись»; в высоту с разбега способом «перешагивание»). Метания малого мяча: на дальность с разбега, из положения сидя, стоя на колене, лежа на спине; по неподвижной и подвижной мишени с места и разбега. Упражнения лыжной подготовки. Передвижение лыжными ходами (попеременным двухшажным; одновременным безшажным; одновременным двухшажным). Повороты на месте (махом через лыжу вперед и через лыжу назад), в движении («переступанием»), при спусках («упором», «полуплугом»). Подъемы («полуелочкой»; «елочкой») и торможение («плугом»; «упором»), спуски в низкой и основной стойке (по прямой и наискось). Преодоление небольшого трамплина на отлогом склоне. Способы физкультурно-оздоровительной деятельности. Планирование содержания и физической нагрузки в индивидуальных оздоровительных занятиях, распределение их в режиме дня и недели. Выполнение простейших гигиенических сеансов самамассажа (состав основных приемов и их последовательность при массаже различных частей тела). Выполнение простейших приемов точечного массажа и релаксации. Спортивно-оздоровительная деятельность с прикладно-ориентированной физической подготовкой Знания о спортивно-оздоровительной деятельности с прикладно -ориентированной физической подготовкой. Общие представления о самостоятельной подготовке к соревновательной деятельности, понятие физической, технической и психологической подготовки. Общие представления об индивидуализации содержания и направленности тренировочных занятий (по избранному виду спорта), способы совершенствования техники в соревновательных упражнениях и повышения физической нагрузки (понятие режимов и динамики нагрузки). Особенности распределения тренировочных занятий в режиме дня и недели. Общие представления о прикладно - ориентированной физической подготовке, ее цель, задачи и формы организации, связь со спортивно - оздоровительной деятельностью. Физическое совершенствование со спортивно - оздоровительной и прикладно- ориентированной направленностью. Строевые команды и приемы (юноши). Легкая атлетика: совершенствование индивидуальной техники в соревновательных упражнениях (на материале основной школы). Прикладные упражнения (юноши): кросс по пересеченной местности с использованием простейших способов ориентирования; преодоление полос препятствий с использованием разнообразных способов метания, переноской «пострадавшего» способом на спине. Спортивные игры: Совершенствование технических приемов и командно - тактических действий в спортивных играх (баскетболе. волейболе, мини - футболе). Прикладные упражнения (юноши): упражнения и технические действия, сопряженные с развитием основных психических процессов (скорость реакции, внимание, память, оперативное мышление). Национальные виды спорта: совершенствование техники соревновательных упражнений. Способы спортивно - оздоровительной деятельности. Технология разработки планов - конспектов тренировочных занятий, планирование содержания и динамики физической нагрузки в системе индивидуальной прикладно – ориентированной и спортивной подготовки (по избранному виду спорта). Контроль режимов физической нагрузки и их регулирование во время индивидуальных тренировочных занятий. Тестирование специальных физических качеств (в соответствии с избранным видом спорта). Распределение программного материала по частям программы
Распределение программного материала по классам
Распределение программного материала по четвертям
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения физической культуры на базовом уровне ученик должен: знать /понимать
уметь:
Демонстрировать уровень физической подготовленности 10 класс:
Демонстрировать уровень физической подготовленности 11 класс:
Критерии знаний на уроках физической культуры для обучающихся в основной медицинской группе оцениваются по пятибалльной системе: «5» - наличие спортивной формы, соответствующей месту проведения занятий и программному материалу; правильное выполнение упражнений в соответствии с пространственно-времеными критериям (темп, ритм, амплитуда), исполнение требований по охране труда по предлагаемым разделам. «4» - наличие спортивной формы, соответствующей месту проведения занятий и программному материалу; допускается выполнение упражнений с двумя нарушениями пространственно-временных критерий (темп, ритм, амплитуда), исполнение требований по охране труда по предлагаемым разделам. «3» - не соответствие спортивной формы месту проведения занятий и программному материалу; допускается выполнение упражнений с грубыми нарушениями пространственно-временных критерий (темп, ритм, амплитуда), неисполнение требований по охране труда по предлагаемым разделам и не приведшим к угрозе жизни и здоровью других учеников в классе. «2» - отсутствие спортивной формы, отказ выполнения упражнений, грубое нарушение требований по охране труда, повлекшее к созданию травмаопасной ситуации. Обучающиеся в медицинских подготовительных группах оцениваются по тем же критериям, но с учетом их заболевания. При выполнении контрольных упражнений оценивается 50% от показателей основной медицинской группы. Дети, временно освобождённые от уроков физической культуры, обязаны, находится на уроках физической культуры, и оценивается их помощь при проведении урока, а так же реферат на изучаемую тему. Литература При работе над данной программой использовался следующий список: - Сборник нормативных документов (физическая культура). Авторы Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев. –М.: Дрофа,2007г. - Г.И. Погадаев. Методическое пособие «Физическая культура. Спортивные сооружения, учебное оборудование и инвентарь образовательного учреждения». – М.:Дрофа,2008г. При работе на уроках используется УМК: «Мой друг физкультура» под редакцией В.И. Лях. |
Рабочая программа по истории для 10 класса составлена на основе Государственного... Государственного стандарта общего образования, федеральной Примерной программы среднего (полного) общего образования, федеральной... | Рабочая программа по курсу «Природоведение. Природа живая и неживая»... Федерального компонента Государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования.... | ||
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального... Данная программа реализуется через умк, выпущенный для учащихся издательством «владос» | Программа по физической культуре (основное общее образование) Учитель:... Рабочая программа по физической культуре для 5-9 классов составлена на основе Примерной программы основного общего образования и... | ||
Программа по физической культуре составлена на основе Федерального... Программа по физической культуре составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования... | Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента... Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы по истории на основе Федерального компонента... | ||
Образовательная программа среднего (полного) общего образования на... Образовательная программа мбоу сош с. Кижеватово среднего (полного ) общего образования по мировой художественной культуре базового... | Рабочая программа по географии для 10 класса составлена на основе... Примерной программы среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень, авторской программы по географии. 6-10 кл.... | ||
Пояснительная записка Представленная программа по мировой художественной... Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта... | Программа по мировой художественной культуре составлена на основе:... Примерной программы среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре на базовом уровне | ||
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 11 класса... Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы среднего (полного)... | Рабочая программа по мировой художественной культуре для 10 класса... Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы среднего (полного)... | ||
Конспект lit Список литературы Рабочая программа по физической культуре для 5-9 классов составлена на основе Примерной программы основного общего образования и... | Программа по Мировой художественной культуре составлена на основе... Министерства образования и науки РФ от 05. 03. 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных... | ||
Рабочая программа по истории для 10 класса составлена на основе Федерального... Федерального государственного стандарта общего образования, федеральной примерной программы среднего (полного) общего образования,... | Рабочая программа по мировой художественной культуре в 10-11 (общеобразовательных)... Государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего образования по мировой художественной культуре. Изучение... |