О деятельности детско-юношеских спортивных школ по подготовке спортивного резерва и развитию массового спорта в Чувашской Республике





Скачать 163.47 Kb.
НазваниеО деятельности детско-юношеских спортивных школ по подготовке спортивного резерва и развитию массового спорта в Чувашской Республике
Дата публикации27.03.2015
Размер163.47 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Спорт > Документы


О деятельности детско-юношеских спортивных школ по подготовке спортивного резерва и развитию массового спорта в Чувашской Республике


Для организации тренировочного процесса по подготовке спортивного резерва на территории Чувашской Республики работают 57 спортивных школ, из них 43 - детско-юношеские спортивные школы, 14 - специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва и 2 - училища олимпийского резерва.
Всего тренировочными занятиями в спортивных школах Чувашской Республики охвачено 29 818 человек. В данных спортивных учреждениях работают 918 тренеров (2009 г.-880, 2010г.-886), в том числе штатных– 583 тренера (2009 г.-528, 2010 г.-561).
Самыми массовыми видами спорта являются: легкая атлетика, лыжные гонки, вольная борьба, плавание, футбол.

Спортивные школы работают во всех городах и районах Чувашской Республики, в городах – 37 школ (20866 занимающихся), в сельской местности 20 школ (8952 занимающихся), где культивируются 44 вида спорта. По этапам подготовки: в спортивно-оздоровительных группах занимаются 6536 чел., в группах начальной подготовки – 15753 чел., в тренировочных группах – 7098 чел., в группах спортивного совершенствования – 329 чел., в группах высшего спортивного мастерства – 102 чел.

Из общего числа занимающихся в спортивных школах 23 598 спортсменов - в возрасте от 6 до15 лет

Таким образом, видно, что дети и подростки этого возраста являются основным контингентом, занимающихся в этих учреждениях. В процентном отношении эта группа занимающихся составляет 18,92 % от общей численности детей данного возраста. По России этот показатель составляет около 20 %.

Необходимо отметить, что в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года этот показатель является одним из основных. Мы должны к 2015 году иметь данный показатель 35%, а к 2020 году – 50%

Ежегодно растет доля обучающихся, занимающихся в спортивных школах, от общего числа учащихся по республике. В настоящее время этот показатель составляет 20,3 %.
По инициативе Президента Чувашской Республики Михаила Васильевича Игнатьева в 2011 году, в целях улучшения материально-технической базы спортивных школ республики, было принято решение о передаче имущества физкультурно-спортивных комплексов построенных в городах и районах республики в рамках Федеральной целевой программы развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на баланс муниципальных спортивных школ. Все эти действия направлены на повышения качества тренировочного процесса.

Благодаря принятым мерам по объединению ДЮСШ и ФСК в 2011 году фактическая загрузка  комплексов составила свыше 2-х миллионов человек-посещений, из них учащиеся спортивных школ – около 30 %. По предварительным данным на текущий момент в сравнении с аналогичным периодом прошлого года загрузка увеличилась более, чем на 7 %, что говорит о правильности решения. Но если количественные показатели в деятельности спортивных школ улучшились, то качество работы тренеров пока не имеет позитивной динамики.

В рамках этой работы на базе новых комплексов открыты около 180 физкультурно-оздоровительных групп и спортивных секций по тридцати видам спорта. На базе этих учреждений начали проводиться многие соревнования республиканского уровня: такие как первенства Школьной Баскетбольной Лиги «КЭС-БАСКЕТ» и Школьной волейбольной лиги, фестиваль по плаванию «Голубая волна». Для развития новых видов занятий в комплексах активно работают республиканские федерации по видам спорта, проводя тренировочные занятия, соревнования и обучающие семинары для инструкторов и тренеров.

Благодаря объединению ФСК и спортивных школ снизились административные затраты за счет сокращения управленческого персонала. Это позволило высвободившиеся средства направить на тренировочную работу и введение новых тренерских ставок, что в свою очередь ведет к увеличению занимающихся детей.
Стабильной остается работа по подготовке спортивного резерва. В среднем за олимпийский цикл с 2008 по 2012 г. в официальных списках сборной команды России было включено 138 спортсменов (2008 г. – 132, 2009 г. – 134, 2010 г. – 138, 2011 - 146).

Сравнительный анализ финансовой деятельности детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва по данным статистической отчетности № 5-ФК показал, что финансирование спортивных школ в 2011 году увеличено на 80759,2 тыс. руб. по сравнению с 2010 годом.

В том числе увеличены расходы на заработную плату, содержание спортивных сооружений, затраты на оздоровительную кампанию, расходы на соревновательную деятельность. Увеличились доходы от предоставления платных услуг.
Несмотря на казалось бы положительные показатели в этой работе, я должен сказать, что существуют довольно серьёзные проблемы в работе по подготовке спортивного резерва и развитию массового спорта в республике. И сегодня я хотел бы, прежде всего, остановиться на них.
На основе анализа проведённого Минспортом Чувашии определены основные факторы, сдерживающие работу в данном направлении.
Среди них необходимо выделить финансовые, кадровые и организационно-методические. Недостаточное, а порой откровенно слабое финансовое обеспечение деятельности учреждений физкультурно-спортивной направленности, прежде всего, выражается в:

- невысоком уровне заработной платы тренеров, отсутствии условий и возможностей для материального стимулирования их труда в зависимости от результатов, что в снижает престиж этой профессии, как следствие отсутствие притока молодых специалистов в сферу физкультуры и спорта;

- слабом финансировании спортивной работы, включая соревновательную деятельность;

Необходимо создавать современные условия для занятий, чтобы детям хотелось идти в спортивные залы, бассейны, на лыжню и другие спортивные объекты.

Особенно ярко эта проблема выражена в муниципальных учреждениях.
Министерством по физической культуре, спорту и туризму Чувашской Республики проводится мониторинг деятельности муниципальных детско-юношеских спортивных школ. Специалисты учебно-спортивного отдела систематически посещают все действующие на территории республики муниципальные спортивные школы. В ходе этих посещений комплексно изучается работа этих учреждений, оценивается эффективность их деятельности по выполнению уставных целей и задач, соответствие этих учреждений статусу Детско-юношеской спортивной школы, а также оказывается организационная и методическая помощь руководителям и тренерам.

Информация, полученная нами в ходе этой работы, а также анализ статистических данных, показывает, к сожалению, что общее состояние детско-юношеского спорта, который является основополагающим звеном не только в системе подготовки спортивного резерва, а и во всей системе многолетней спортивной подготовки, оставляет желать лучшего.

В структуре расходов муниципальных бюджетов расходы на осуществление деятельности спортивных школ, да и всей сферы физической культуры и спорта, сохраняется тенденция их финансирования по остаточному принципу.

Справедливости ради, необходимо сказать, что подобная ситуация сложилась во многих других регионах страны. Об актуальности и важности данной проблемы для всей России говорит тот факт, что вопросы развития детско-юношеского спорта в нашей стране стоят в центре внимания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуре и спорта. Но это никак не снимает ответственности ни с нас, ни с вас, уважаемые коллеги, за то что, происходит в спортивных школах Чувашии.

В нашей республике исторически сложилось так, что в большинстве районов и городов спортивные школы являются основными, а порой и единственными учреждениями физкультурно-спортивной направленности, занимающимися с детьми и подростками. Поэтому в наших спортивных школах параллельно развиваются два направления: спортивное и массовое физкультурно-оздоровительное (хотя последнее направление свойственно деятельности других учреждений – детско-юношеским клубам физической культуры и спорта (ДЮКФКС). Однако в настоящее время в системе детско-юношеского спорта в нашей республике наблюдается значительный перекос в сторону оздоровительного, физкультурно-массового направления. По содержанию и по результатам своей деятельности часть наших муниципальных школ, к сожалению, в настоящее время перестали соответствовать статусу детско-юношеской спортивной школы (не готовятся перворазрядники и КМС, не передаются спортсмены в УОР, практически нет успешных выступлений на официальных соревнованиях).

Они скорее являются детско-юношескими клубами физической культуры и спорта, физкультурно-спортивными секциями или какими-либо другими организациями физкультурно-оздоровительной направленности, основными целями и задачами которых являются охват максимального количества детей и подростков физкультурными занятиями, организация их досуга и оздоровления посредством физкультуры и спорта. Нельзя забывать, что одной из основных задач спортивных школ остаётся осуществление отбора двигательно-одарённых детей и подростков для спортивной специализации, с целью их дальнейшего выступления на официальных всероссийских и международных спортивных соревнованиях, т.е. отбор и подготовка спортивного резерва для региональных и национальных сборных команд по видам спорта. Отсутствие же работы и результатов в данном направлении ведет к деградации этих учреждений.
Как руководством, так и тренерским составом многих учреждений проводится недостаточно качественная работа по планированию и методической организации тренировочного процесса, зачастую эта работа ведется формально, в отрыве от реальных целей и задач школы. Контроль и анализ деятельности тренеров ведется не на должном уровне, а иногда и вовсе отсутствует. Одним словом, зачастую в спортивных школах отсутствует управление тренировочным процессом, которое должно осуществляться руководством школ.

Оставляет желать лучшего и содержание и качество тренировочных занятий, особенно на начальном и учебно-тренировочном этапах подготовки. Во многих спортивных школах перевод учащихся с более низких этапов подготовки на более высокие производится без соблюдения необходимых норм (не выполняются требования по выполнению спортивных разрядов и контрольно-переводных нормативов). Особенно часто это встречается на учебно-тренировочном этапе. Такой подход нарушает сам принцип этапности спортивной подготовки, развращает тренеров, снижает уровень их мотивации в работе на результат, не говоря уже о недопустимости этого с педагогической точки зрения. Ведь невозможно проводить полноценный тренировочный процесс на этих этапах подготовки (где количество занимающихся в группах довольно большое) с детьми, имеющими разную степень спортивной подготовки.

По-прежнему остро стоит вопрос о наполняемости учебных групп. Тренерами фактически не соблюдаются существующие нормы даже по минимальному их численному составу. Конечно же, это, в конечном счёте, отрицательно влияет на качество работы ДЮСШ и всей системы подготовки спортивного резерва. Одна из главных причин всех этих негативных явлений – это недостаточный контроль за деятельностью муниципальных спортивных школ со стороны учредителей, а слабый контроль, в свою очередь объясняется отсутствием, в настоящее время во многих районных и городских администрациях компетентных специалистов курирующих развитие детско-юношеского спорта.

Не на самом высоком уровне в наших учреждениях ведется и методическая работа. К сожалению, ещё есть тренера, не имеющие представления о типовых учебных программах по своим видам спорта. Слабо внедряется в тренировочный процесс инновационные методики и технологии спортивной подготовки, основанные на современных научных разработках. Хотя в настоящее время информации по данному направлению более чем достаточно. Она публикуется как в печатных изданиях (много методической литературы издаётся издательством «Советский спорт»), так и в интернете. К примеру, Минспортуризмом России запущен мощный проект «Электронная спортивная библиотека», этот электронный ресурс содержит большое количество всесторонней информации (в том числе и методической) о большинстве развивающихся у нас в стране видах спорта. Минспорт Чувашии информировал все районы и города республики об этом проекте, ссылка на него есть официальном сайте нашего министерства.

До сих пор большинство школ не наладили взаимодействие и совместную работу с подведомственными Минспорту Чувашии СДЮШОР, являющимися методическими центрами по развитию культивируемых в них видов спорта. Большинство спортивных школ не организовали совместную работу с Республиканским Центром спортивной медицины по систематическому обследованию наиболее перспективных своих спортсменов специалистами центра. Недостаточна работа по повышению уровня квалификации тренеров (а этот уровень у некоторых тренеров, мягко говоря - слабый).

К сожалению, у части руководителей и тренеров никак не проявляется потребность что-то менять в своей работе. Консерватизм и закостенелость мышления мешает им совершенствовать свою деятельность а, следовательно, и достигать высоких результатов, быть конкурентоспособными. Мы должны понять, что работать по методикам 50-х – 60-х годов прошлого века бесперспективно, это путь в никуда.

Руководителям спортивных школ и тренерам необходимо понять и переосмыслить саму структуру и специфику современной системы многолетней спортивной подготовки и роль спортивных школ в этой системе. Существующая в настоящий момент практика в системе спортивной подготовки показывает, что в современном спорте практически невозможно одному тренеру эффективно работать на всех этапах спортивной подготовки. В этой системе должно четко разделены цели и задачи для каждого тренера, работающего на определённом этапе многолетней подготовки, т.е. специализация тренеров по работе с группами соответствующей спортивной квалификации. Переход спортсменов с этапа на этап, и от тренера к тренеру должны происходить безболезненно и естественно. Это возможно лишь в случае понимания первым тренером принципов работы всей системы и его искреннего желания спортивного успеха своему воспитаннику. А из тренеров, работающих на различных этапах спортивной подготовки должны создаваться тренерские бригады. В настоящее время, к сожалению, такая система у нас пока четко не работает. По-прежнему часть тренеров работающих в ДЮСШ надеется подготовить Олимпийских чемпионов в условиях сельской спортивной школы, а это невозможно. Также как не возможно учителю начальных классов в общеобразовательной школе качественно преподавать учебные дисциплины в средних или старших классах или в ВУЗе.

Именно выявление перспективных детей, качественная их подготовка на этапах начальной подготовки и учебно-тренировочном, а затем передача юных спортсменов на более высокий этап подготовки к тренерам, работающим со спортсменами высокого класса в учреждения олимпийского резерва и является основной задачей детско-юношеских спортивных школ. Зачисление их воспитанников в УОРы и СДЮШОРы является одним из основных критериев оценки деятельности ДЮСШ. В числе лидеров в поиске спортивных талантов спортивные школы Моргаушского, Ядринского и Красноармейского районов. Необходимо подтянутся в этой работе Порецкому, Козловскому, Шемуршинскому, Шумерлинскому районов и городам Шумерля и Алатырь.

Ключевым звеном в подготовке спортивного резерва являются училища олимпийского резерва. Фактически УОР должен быть государственным заказчиком, разработчиком предложений по взаимодействию с детско-юношескими спортивными школами. Определенные шаги по улучшению ситуации в этом направлении есть, одной из самых удачных форм в работе по выявлению и отбору юных спортсменов являются установочные сборы. Практика проведения установочных сборов удобна тем, что у тренеров есть возможность в течении года просмотреть юных спортсменов, на данном этапе подготовки и определить функциональные возможности для дальнейшей работы. Данная форма работы не требует зачисления юных спортсменов в УОР, что важно для безболезненной процедуры отсева при выявлении дальнейших перспектив просмотренных детей. Еще одной важной задачей УОР, которая к сожалению не решается, является сохранение спортсменов для спорта высших достижений. Эта задача надо прямо сказать решается к сожалению неудовлетворительно, а точнее сказать плохо. Тренерский состав УОР пытается решать задачи на всех этапах подготовки спортсменов от тренировочного до высшего спортивного мастерства. Причина: тренеры не «заточены» на максимальный конечный результат они довольствуются малым, работают по принципу: Лучше синица в руках, чем журавль в небе. Данный принцип в спорте высших достижений, в профессиональном спорте не приемлем. Только тренеры целеустремленные, со здоровой амбицией, имеющие психологию победителя способны, достаточно в жесткой конкурентной борьбе, достичь серьезный, самый высокий результат. В то же время тренеры не должны форсировать подготовку юных спортсменов, пытаясь показать результат любой ценой. Но УОРы, работу которых оценивают по количеству завоеванных медалей, вынуждены мириться с таким положением дел. Считаю, что надо пересмотреть задачи, которые мы ставим перед УОР и критерии оценки их деятельности, сделав наряду с количеством подготовленных юных спортсменов и количество спортсменов дошедших впоследствии до взрослого спорта и добившихся уже там успехов. Полагаем, что в УОР нужны тренеры среднего звена, работающие на тренировочном этапе подготовке (администраторы тренировочного процесса), проводящие тренировочный процесс с юными спортсменами, тренеры не ориентированные на сиюминутный результат на юношеском уровне, а планомерно ведущие подготовку в соответствии с тренировочными программами, соблюдением тренировочных и соревновательных нагрузок. Это послужит плавному процессу перехода спортсменов из юношеского спорта во взрослый.

Училищам олимпийского резерва для проведения отбора перспективных спортсменов необходимо:

- разработать программу,  направленную на поиск талантливых в спорте  детей и подростков, 

- разработать эффективную  систему отбора спортсменов для зачисления в училище из спортивных школ городов и районов, вплоть до проведения мониторинга  о состоянии здоровья спортсмена с самого рождения.  С помощью  полученных данных  прогнозировать возможности организма к достижению максимальных результатов в спорте;

 - обеспечить формирование состава учащихся  училища на основе жестких требований, предъявляемых к спортсменам;

Такой подход позволяет до минимума свести процент отсева молодых перспективных спортсменов, подготовленных в муниципальных спортивных школах. 

И ещё один важный вопрос необходимо сегодня затронуть. Это структура видов спорта, культивируемых в спортивных школах республики.
Напомню, что в целях эффективного использования имеющихся ресурсов (кадровых, финансовых, материальных и пр.), учитывая сложившиеся традиции, решением коллегии Минспорта Чувашии от 31 октября 2008 года № 3 п-1 определены приоритетные виды спорта, развиваемые на территории Чувашской Республики. В их число вошли: легкая атлетика, велоспорт-маутинбайк, вольная борьба, спортивная гимнастика, стрельба из лука, тяжелая атлетика, бокс, дзюдо и самбо, биатлон, горнолыжный спорт (фристайл), плавание, бадминтон (инваспорт).
Правительством Российской Федерации определены базовые виды спорта, развиваемые в Чувашской Республике, с целью подготовки резерва в состав сборных команд Российской Федерации:

- зимний олимпийский вид спорта: биатлон;

- летние олимпийские виды спорта: велоспорт-маунтинбайк, вольная борьба, легкая атлетика, спортивная гимнастика, стрельба из лука, тяжелая атлетика;

- летние паралимпийские виды спорта: спорт лиц с поражением ОДА, дисциплины бадминтон, легкая атлетика и стрельба из лука; спорт слепых, дисциплина легкая атлетика;

- сурдлимпийские виды спорта, летние дисциплины: бадминтон, дзюдо, легкая атлетика, настольный теннис, плавание, футбол.
Хотелось чтобы, в муниципальных спортивных школах на развитие именно этих видов спорта было обращено особое внимание. Ведь в перечисленных видах спорта мы по-настоящему конкурентоспособны, имеем достаточно хорошие условия для подготовки спортсменов самого высокого уровня, высококлассные тренерские кадры и серьёзный потенциал. Наши спортсмены в этих видах добиваются наиболее высоких результатов, имеют высокий авторитет на российском и международном уровне. Директорам спортивных школ необходимо принять неотложные меры по улучшению количественного и качественного показателей в этих видах спорта.

Основные пути решения проблем по подготовке спортивного резерва и развитию массового спорта в республике:

- тренерам необходимо овладеть новыми методиками, которые позволят сделать занятия интересными и востребованными для детей, а это возможно только при условии повышения престижа профессии детского тренера. Для этого в первую очередь необходимо повысить заработную плату до уровня средней заработной платы по муниципалитету;
- тренерам муниципальных спортивных школ необходимо работать совместно с республиканскими спортивными школами, как методическими центрами. В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании» тренеры должны проходить курсы повышения квалификации не реже, чем один раз в пять лет. Ежегодно курсы повышения квалификации для тренеров и специалистов проводятся Минспортом Чувашии, Минспорта России, Всероссийским объединением представителей спортивных школ. Вся информация о курсах направляется в города и районы республики. Но, к сожалению, на данные курсы командируются единицы. Учредителям спортивных школ необходимо предусмотреть финансирование на данные цели;
- На мой взгляд одним из главных условий выхода из кризиса детско-юношеского спорта в муниципальных образованиях является организация системного контроля за деятельностью ДЮСШ со стороны учредителя и не только за финансово-хозяйственной, но и контроля за методической работой, за выполнение учебных программ, содержательной частью работы как спортивной школы в целом, так и каждого тренера в отдельности, (так, как эта работа ведется в общеобразовательных школах и дошкольных учреждениях). А сейчас, несмотря на то, что большинство муниципальных ДЮСШ находятся в ведении органов управления образованием (ДЮСШ в ведении отделов образования - 27, ДЮСШ в ведении отделов физической культуры и спорта – 17) во многих городских и районных отделах образования нет методистов, курирующих направление физической культуры и спорта, в том числе даже учителей физической культуры;
активизация информационно-пропагандистской работы по привлечению детей к систематическим занятиям спортом. Поиск и внедрение новых форм этой работы. Эта работа в равной степени должна быть направлена на детей и на родителей. Необходимо показать возможности спорта для реализации личности, достижения через спорт успешности в жизни, в том числе и материальной;

организация встреч, в том числе в нестандартном формате, со знаменитыми спортсменами, тренерами;
доведение через различные виды коммуникаций в т.ч. Интернет, периодические издания о преимуществах и перспективах здорового и спортивного образа жизни, приводить примеры от противного (показывать негативные факты противоположного образа жизни).

К примеру, у нас в республике бывает большое количество спортивных звезд (об этом информируют СМИ), но к нам до сих пор ни разу не обращался ни один район, город и даже ни одна Чебоксарская ДЮСШ с предложением оказать содействие в приглашении этих знаменитых спортсменов к ним для встречи с их юными спортсменами. А ведь подобные встречи имели бы для многих ребят огромное значение.

Скажу больше, на соревнования, проводящиеся в Чебоксарах, российского уровня, на которые съезжаются сильнейшие российские спортсмены, часто некоторые районы не привозят детей даже после наших настоятельных рекомендаций, а некоторые делают это чисто формально только после использования нашего административного ресурса.
Исходя из актуальной необходимости улучшения работы по подготовке спортивного резерва, представляется целесообразным рассмотреть вопрос о передаче муниципальных спортивных учреждений в ведение Минспорта Чувашии. Нам кажется это один из главных путей решения озвученных проблем. Данное решение поможет решить вопросы управления всем тренировочным процессом, даст возможность создать строенную систему подготовки спортивного резерва, осуществлять организационно – материальную поддержку перспективных спортсменов. Опыт работы двух спортивных школ подведомственных Минспорту Чувашии, находящихся на территории муниципальных образований (Моргаушская ДЮСШ им. В.Егоровой и Новошальтямская ДЮСШ) показывает, что деятельность по подготовке спортивного резерва этих школ намного эффективнее. Показателем успешного функционирования ДЮСШ являются передача спортсменов в УОР, участие в соревнованиях. В этих школах проходят подготовку местные дети и подростки, но работа тренеров более качественная и планомерная, ориентированная на спортивный результат.

Общее финансирование муниципальных школ (включая расходы на содержание ФСК) составляет 270 802, 0 рублей (в т.ч. 224 877,9 руб. расходы на содержание спортивных школ, 45 924,1 руб. расходы на содержание ФСК).

Считаю, что если мы все вместе более активно начнём решать обозначенные проблемы, то деятельность детско-юношеских спортивных школ по подготовке спортивного резерва и развитию массового спорта в Чувашской Республике поднимется на более высокий уровень.
Спасибо за внимание!


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

О деятельности детско-юношеских спортивных школ по подготовке спортивного резерва и развитию массового спорта в Чувашской Республике iconПояснительная записка в основу типовой программы были заложены правовые...
Программа предназначена для специальных (коррекционных) образовательных учреждений, детско-юношеских спортивно-адаптивных школ, спортивных...
О деятельности детско-юношеских спортивных школ по подготовке спортивного резерва и развитию массового спорта в Чувашской Республике iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. Мини-футбол (Футзал). Коллектив...
О деятельности детско-юношеских спортивных школ по подготовке спортивного резерва и развитию массового спорта в Чувашской Республике iconДоклад председателя Комитета физической культуры и спорта Фахриева...
Доклад председателя Комитета физической культуры и спорта Фахриева И. Г. «О деятельности детско-юношеских спортивных школ г. Казани»...
О деятельности детско-юношеских спортивных школ по подготовке спортивного резерва и развитию массового спорта в Чувашской Республике iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа составлена на основе Программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских...
О деятельности детско-юношеских спортивных школ по подготовке спортивного резерва и развитию массового спорта в Чувашской Республике iconПояснительная записка Программа для детско-юношеских спортивных школ...
В. Я. Коровиной, 9-е издание, М. Просвещение, 2007. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
О деятельности детско-юношеских спортивных школ по подготовке спортивного резерва и развитию массового спорта в Чувашской Республике iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Бокс: Примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских...
О деятельности детско-юношеских спортивных школ по подготовке спортивного резерва и развитию массового спорта в Чувашской Республике iconПрограмма для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских...
Росспорта от 12. 12. 2006 г. № Ск-02-10/3685 «Методические реко­мендации по организации деятельности спортивных школ в Рос­сийской...
О деятельности детско-юношеских спортивных школ по подготовке спортивного резерва и развитию массового спорта в Чувашской Республике iconПрограмма курса повышения квалификации «Нормативные основы многолетней...
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма
О деятельности детско-юношеских спортивных школ по подготовке спортивного резерва и развитию массового спорта в Чувашской Республике iconФедеральное агентство по физической культуре и спорту примерные программы...
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
О деятельности детско-юношеских спортивных школ по подготовке спортивного резерва и развитию массового спорта в Чувашской Республике iconПрограмма курса повышения квалификации «Обучение видеосъемке на основе...
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма
О деятельности детско-юношеских спортивных школ по подготовке спортивного резерва и развитию массового спорта в Чувашской Республике iconПрограмма курса повышения квалификации «Обучение фотосъемке на основе...
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма
О деятельности детско-юношеских спортивных школ по подготовке спортивного резерва и развитию массового спорта в Чувашской Республике iconУтверждена: На педагогическом совете 04. 10. 2013 г. Модифицированная...
Мбоу дод дюсш. При её разработке использовались ранее существовавшие программы по футболу для спортивных школ, учитывались новейшие...
О деятельности детско-юношеских спортивных школ по подготовке спортивного резерва и развитию массового спорта в Чувашской Республике iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Одной из задач детско-юношеских спортивных школ является подготовка учащихся к роли помощника тренера, инструкторов и участие в организации...
О деятельности детско-юношеских спортивных школ по подготовке спортивного резерва и развитию массового спорта в Чувашской Республике iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Фигурное катание на коньках»
При разработке программы по фигурному катанию на коньках использовались существовавшие ранее программы по фигурному катанию на коньках...
О деятельности детско-юношеских спортивных школ по подготовке спортивного резерва и развитию массового спорта в Чувашской Республике iconМетодические рекомендации. Тюмень: Областная специализированная детско-юношеская...
Квитова А. Н нормативно-правовое и методическое обеспечение деятельности спортивных школ: охрана труда и безопасность занятий физической...
О деятельности детско-юношеских спортивных школ по подготовке спортивного резерва и развитию массового спорта в Чувашской Республике iconД. И. Менделеева. Секции детско-юношеских спортивных школ единоборств
Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск