Скачать 225.46 Kb.
|
Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов» Российский государственный университет физической культуры, спорта, МОЛОДЕЖИ и туризма Научно-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ материал Обучение фотосъемке на основе цифровых технологий учащихся детско-юношеских спортивных школ Состав научно-образовательного коллектива: Булычев Георгий Гавриилович, руководитель, доктор физ.-мат. наук профессор кафедры информационных технологий, Луговой Сергей Игоревич заведующий лабораторией кафедры Информационных технологий МОСКВА – 2011 Программа курса повышения квалификации «Обучение фотосъемке на основе цифровых технологий учащихся детско-юношеских спортивных школ» разработана в рамках программы «РГУФКСМиТ – Средние школы города» на основе базового курса “ Фото-видео дело”, преподаваемого на кафедре информационных технологий РГУФКСМиТ и адаптирована к уровню знаний и возможностям учащихся средней школы. ОГЛАВЛЕНИЕ стр. I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ……………..... 4 1.1. Введение ………………………………..………….………………… 4 1.2. Цель курса ……………………………..………….………………… 4 1.3. Задачи курса ………….………………..………….………………… 4 1.4. Место курса в профессиональной подготовке школьника ……… 5 1.5. Требования к уровню освоения содержания курса ……………… 5 II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ………………………………..…………..... 6 2.1. Разделы и темы курса ……………..………….………………………6 2.2. Примерный перечень вопросов к зачету ……………………….. 12 2.3. Примерный перечень тем рефератов …………………….……….. 13 III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ ………………………… 15 IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ …………….………………… 16 V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА ………… 16 5.1. Рекомендуемая литература (основная) ………………………….. 16 5.2. Рекомендуемая литература (дополнительная) ………………….. 17 5.3. Перечень программного обеспечения ……………………………. 18
Фотографический способ получения изображения отличается от других своей доступностью, широким распространением и - как следствие этого- оказывает большое влияние на этическое и эстетическое развитие людей. Однако сравнительная простота получения снимков, обеспечиваемая за счет автоматики современной аппаратуры, порождает обманчивое представление о "простоте" достижения высокохудожественных результатов без освоения основ фотографических знаний. В обыденном понимании научиться фотографировать сегодня легче, чем научиться писать. Между тем, подобно тому, как литература начинается с букваря, так и искусство фотографии начинается с освоения элементарных технических азов. Для того чтобы делать действительно качественные снимки, добиваться максимальной выразительности осознанно и целеустремленно, а отнюдь не «методом тыка», необходимо знать основные принципы действия фотографической оптики и аппаратуры, творческие возможности различных типов объективов, достоинства и недостатки разных видов фотокамер, свойства фотоматериалов или иных носителей оптической информации и специфику их обработки. Но и этого мало. Необходимо изучить не только техническую, но и художественную, эстетическую сторону фотографии. Взяв в руки камеру, надо знать, что и как снимать: нужно учитывать свет, фон, ракурсы, планы, особенности тех или иных видов съемки и еще многое другое. Создавая серии снимков и фотогаллереи надо иметь сценарий; создавая презентации, надо уметь работать с соответствующими программами, разрабатывать дополнительные визуальные эффекты, делать озвучку. А если захочется сделать коллаж или просто выделить из снимка понравившуюся деталь? Чтобы сделать это, надо уметь пользоваться фото редакторами, а это тоже целая наука. Вот сколько всего должен знать и уметь человек, называющий себя фотолюбителем (я уж и не говорю о профессиональных фотографах). Роль фотографии в материальной и духовной культуре общества значительна и многообразна практически во всех сферах человеческой деятельности. Особенно широко фотография применяется в электронной и периодической печати, в интернете и в рекламе, где она является мощнейшим фактором воздействия на общественное сознание. Несколько снимков – и карьера того или иного политического деятеля, как качели, взлетает вверх или падает вниз или отношение к той или иной партии в обществе резко меняется. Данная программа адаптирована к возможностям средней школы. В ней даются базовые знания, необходимые школьнику для грамотного владения фотокамерой. Общая длительность подготовки по программе «Обучение фотосъемке на основе цифровых технологий учащихся детско-юношеских спортивных школ» составляет 120 часов, из которых половина - 60 часов – аудиторная подготовка и 60 часов самоподготовка.
- Сформировать первоначальные представления о современных технических средствах фотографирования и обработки фотоматериалов. - Дать достаточно полное представление о технических возможностях современной фотографии как неотъемлемом компоненте визуальной информации, воссоздающей наглядный, документально точный и выразительный образ отражаемой действительности и научить применять эти знания, умения и навыки. - Дать представление о социокультурной и художественной роли фотографии. - Дать представление о принципиальной схеме современных процессов получения фотоснимка и изобразительном потенциале черно-белой и цветной аналоговой и цифровой фотографии.
Фотографирование является очень распространенным видом досуга и увлечением современного школьника. Однако без знания основ информатики и современных информационных технологий общение с фото- и видео- камерой становится бездумной игрой, редко приводящей к появлению хороших фотоснимков и, тем более, фотосессий и коллажей. Со своей стороны и хорошо подобранные фотоматериалы являются украшением, а иногда и смыслом, информационных ресурсов. Поэтому изучение фото дела является неотъемлемой частью изучения информатики. 1.5. Требования к уровню освоения содержания курса В процессе изучения курса «Обучение фотосъемке на основе цифровых технологий учащихся детско-юношеских спортивных школ» учащиеся должны приобрести следующие умения и навыки: 1. Знать основные методики и особенности владения аналоговой и цифровой фототехникой, основные характеристики фотоматериалов и устройств обработки и печати фотографий. 2. Владеть навыками работы с аналоговыми и цифровыми фотокамерами. 3. Уметь использовать программное обеспечение фотокамер и устройств обработки фотоматериалов. 4. Понимать принципиальную схему современных процессов получения фотоснимка и изобразительный потенциал черно-белой и цветной аналоговой и цифровой фотографии, принципы действия и функции основных узлов и механизмов аналоговой и цифровой фотокамеры. 5. Быть знакомыми с основными законами и понятиями фотографирования (понятия о свете, фоне, кадрировании, особенностях различных видов съемки, художественных задачах фотографии и т.д.) 6. Уметь пользоваться приемами редактирования и композиционного монтажа фотографий.
2.1. Разделы курса Курс «Обучение фотосъемке на основе цифровых технологий учащихся детско-юношеских спортивных школ» имеет объем 120 часов - 60 ч. аудиторной подготовки и 60 ч. самостоятельной работы. В рамках курса предусматривается цикл практических занятий, включающих учебную фотосъемку аналоговой фотокамерой, а также фотосъемку цифровой камерой с переносом изображения на бумажный носитель с использованием принтера. Возможна организация школьных фотовыставок, фотопрезентаций, газет и фотоконкурсов. Темы и краткое содержание Раздел 1. Фотография как социокультурный феномен Тема 1.1. Роль фотографии в жизни общества Фотография как феномен визуальной культуры и как особый способ получения и распространения информации, основанной на светописи. Универсальный, не требующий перевода интернациональный язык фотографии. Фотография как искусство остановленного мгновения и как документ истории. Научная, медицинская, криминалистическая, прикладная, любительская, хроникально-документальная и художественная фотография. Фотография и Интернет. Место и назначение фотографии в периодической печати, на телевидении и в кино. Информационная и публицистическая фотография. Фотография в рекламном деле и паблик рилейшнз. Технические средства фотографии как базовый инструментарий, необходимый для творческого воспроизведения зримых предметов, событий и явлений действительности. Умение фотографировать, а также оценивать и подготавливать снимки к публикации в СМИ как одно из дополнительных условий успешной деятельности современного специалиста по СО независимо от его специализации. Тема 1.2. Возникновение и основные этапы становления фотографии. Краткий обзор истории изобретения и развития фотографии. Истоки и обстоятельства зарождения фотографии. Вклад Ньепса, Дагера, Тальбота, Арчера и Мэддокса в изобретение и совершенствование способов получения светописного изображения: гелиографии, дагеротипии, каллотипии, на мокроколлодионных и сухих броможелатиновых пластинах. Заслуга Фогеля в спектральном очувствлении (сенсибилизации) негативных материалов и Петцваля в математическом расчете оптимальной конструкции объектива. Изобретение и промышленное внедрение процесса изготовления гибких фотопленок на основе нитрата целлюлозы (Гудвин, Истмен). Вклад русских ученых и изобретателей в становление фотографии. Этапные вехи в развитии съемочной аппаратуры от камеры-обскуры до современных портативных многопрограммных фотоаппаратов. Совершенствование фотоматериалов и осветительных приборов. Тема 1.3. Основные направления развития фотографической техники. Основные направления развития фотографической техники на рубеже конца ХХ - начала ХХI вв. Типы конструкций современных фотоаппаратов. Любительские и профессиональные камеры. Некоторые достоинства и существенные недостатки компактных любительских фотоаппаратов типа "навел-и-снял" (так называемых "мыльниц"). Стереоскопические фотокамеры. Ближайшие и отдаленные перспективы развития фотографии. Тема 1.4. Общие понятия, основные принципы и классификация фотографии Принципы, особенности, преимущества и разнообразие фотографических методов запечатления оптической информации. Монохромная (черно-белая и тонированная) и полихромная (цветная, многоцветная) фотография. Многоступенная, негативно-позитивная и обращаемая фотография; одноступенная, прямая диффузная фотография. Галогенидосеребряная (традиционная, обычная) и бессеребряная (везикулярная, термо- и электрофотография). Электронная фотография с фиксацией сигнала на магнитные носители. Цифровая фотография. Плоскостная и стереоскопическая фотография. Голография. Схема традиционного цикла фотографических процессов на галогенидо-серебряных светочувствительных слоях. Тема 1.5. Современные жанры фотографии Понятие фотожанра. История возникновения различных фотожанров. Место фотографии в современной прессе. Фото в Интернет. Архитектура, аэросъемка, жанр, животные, знаменитости, коллаж, космос, макросъемка, мода, натюрморт, ню, папарацци, подводная съемка, портрет, путешествия, реклама, репортаж, свадебная съемка, художественная фотография. Особенности работы в разных жанрах. Фотографы Лес Кримс, Девид Хокни, Алессандро Бовари, Гуидо Аргентини, Хельмут Ньютон, Френк Хэбихт, Берт Стерн, Дэвид ЛаШапель и их работы. Тема 1.6. Фотография как изобразительное искусство. Задачи художественной фотографии. Фоторепортаж.Выбор сценария и объекта. Создание фотогалерей и портфолио. Панорамная съемка. Коллажная фотография; фотомонтаж – его правила. Съемка быстро движущихся объектов. Съемка скрытой камерой. Стерео съемка, проблема разделения планов. Раздел 2. Техника фотографирования. Тема 2.1. Фотографический аппарат Современный фотоаппарат как сложное оптико-механическое и электронное прецезионное устройство. Классификация фотоаппаратов в зависимости от формата кадра и применяемого фотоматериала: крупноформатные камеры (стационарно-павильонные и переносные), среднеформатные (широкопленочные), малоформатные (портативные) и миниатюрные (мелкоформатные) фотоаппараты, их функциональное назначение. Практическое занятие (4 ч.). Практическое ознакомление с устройством цифровой фотокамеры и ее основными характеристиками (размерность матрицы в пикселах, физический размер матрицы, оптическое и цифровое увеличение, тип стабилизатора, фокусное расстояние, светосила, развертка, носители видео, наличие ручных регулировок, размер дисплея, ёмкость АКБ. Пробная фотосъемка. Тема 2.2. Фотографическая оптика Назначение, принцип действия и конструкция фотообъектива как системы линз, собранных в жесткой раздвижной оправе. Оптическая схема объектива, предметное пространство и пространство изображений. Конструктивные разновидности объективов по оптической схеме: линзовые и зеркальные, симметричные и асимметричные. Основные свойства и главные характеристики объектива: главное фокусное расстояние, поле зрения и угол изображения, светосила. Относительное отверстие, разрешающая сила. Масштаб изображения. Глубина резкоизображаемого пространства, ее определение и творческое использование. Классификация объективов по главному фокусному расстоянию и углу изображения. Основные свойства нормального, широкоугольного и длиннофокусного объективов. Телеобъективы (объективы с зеркально-оптической схемой). Объективы с переменным фокусным расстоянием - трансфокаторы и вариообъективы (зумы). Понятие "штатного" и сменных объективов. Использование сменных объективов для репортажной съемки. Краткие сведения о наиболее распространенных объективах. Правила обращения с оптикой. Практическое занятие (4 ч.). Практическое ознакомление с различными фотообъективами. Их установка в камеру. Съемка с различными объективами и анализ их работы. Тема 2.3. Особенности цифровой фотографии Новые носители информации в цифровом веке. Аналог и цифра. Система счисления и цифровые коды. Микропроцессор. Возможности цифровых технологий. Оперативная память. Общие принципы работы цифрового фотоаппарата и его устройство. Светочувствительные элементы ПЗС ("приборы с зарядовой связью"), принцип преобразования оптической информации в цифровой сигнал. Аналого-цифровой преобразователь. Регистрация цветного изображения. Система энергоснабжения цифрового фотоаппарата. Цветной жидкокристаллический дисплей. Форматы записи изображения. Устройства хранения записи. Система записи цифровой информации на карты флэш-памяти (карты памяти Compact Flash, Smart Flash, Memory Stick, Multy Media Card, Secure Digital. Жесткие диски IBM Microdrive и Iomega Click. Система редактирования (использования функций удаления отдельных изображений, нескольких кадров или очистки платы целиком). Простейшие, любительские (полупрофессиональные) и профессиональные цифровые фотокамеры, их характеристики. Достоинства и недостатки цифровой фотографии по сравнению с традиционной аналоговой. Практическое занятие (4 ч.). Ознакомление с основными форматами записи цифровых фотокамер. Ознакомление со вспомогательным оборудованием и инвентарем. Съемка на улице и в помещении. Тема 2.4. Фотосъемка аналоговой камерой Проверка фотоаппарата, правила его эксплуатации и ухода за ним. Подготовка к съемке, выбор негативного или обращаемого фотоматериала, зарядка фотоаппарата, установка на калькуляторе фотоэкспонометра величины светочувствительности фотоматериала. Технология фотосъемки: замер освещенности (яркости) объекта съемки, определение и установка экспозиционных параметров. Выбор точки съемки, расположение аппарата относительно источника освещения. Установка сменного объектива. Выбор диафрагмы и применение шкалы глубины резкости для выделения главного объекта съемки или для съемки на заранее заданную (задуманную) глубину резкоизображаемого пространства. Установка на объективе и аппарате экспозиционных параметров - выдержки и диафрагмы. Визирование с целью определения границ кадра и композиционного построения элементов изображения. Фокусирование (наводка на резкость) объектива. Выбор момента съемки и экспонирование. Особенности съемки при естественном освещении и освещении источниками искусственного света. Использование фотоимпульсных ламп. Дефекты, возникающие при съемке, и способы их предотвращения. (Практическое занятие 2 ч.). Фотосъёмка при различном освещении, изучение ее особенностей. Проработать методику различных видов съемки на натуре – выбор места и времени съемки, особенности различных видов съемки (интервью, репортаж и т.д.) Тема 2.5. Фотосъемка цифровой камерой Основные параметры цифровых фотоаппаратов: глубина цвета, оптическое разрешение, формат изображения, чувствительность, динамический диапазон. Конструктивные особенности и правила эксплуатации цифровых фотокамер. Скорость работы цифровых камер. Особенности объективов. Выбор цифрового аппарата. Технология съемки цифровым фотоаппаратом. Подготовка к фотосъемке и предварительный просмотр на дисплее. Оптический и цифровой стабилизаторы изображения. Цифровое изменение масштаба съемки. Особенности установки цветового баланса (схема баланса белого). Увеличение разрешения снимков. Специфика эксплуатации источников питания. Графическая обработка и печать изображений. (Практическое занятие 4 ч.) Фотосъемка пейзажа, панорамная и архитектурная съемка. Съемка перспективы. Тема 2.6. Электронные средства воспроизведения фотографий. Средства воспроизведения пленочных фотографий: проекторы и сканеры. Их основные характеристики и особенности использования. Средства воспроизведения цифровых фотографий: телевизоры, компьютеры. Принтеры, фотопринтеры. Их основные характеристики и особенности использования. (Практическое занятие 2 ч.). Изучение работы фотопринтеров и фотосканеров. Получение качественных копий с отснятых материалов. Тема 2.7. Правила фотосъемки: свет, ракурс, композиция Основы композиции. Работа со вспышками и осветителями. Стереофотография. Принцип Шаймпфлюга. Световая кисть. Выбор ракурса. Съемка на концерте. Съемка ночью. Инфракрасная съемка. Панорамная съемка. Съемка в студии. Репортажная съемка. Съемка спорта. Постановочная съемка. Портретный снимок. Свадебная съемка: несколько типов съемки в одном. (Практическое занятие 2 ч.). Съёмки интерьера и скульптуры. Выбор точек съёмки, Фотосъёмка натюрморта. Особенности макросъемки. Анализ отснятого материала. Тема 2.8. Обработка фотографий Цифровая фотопечать. Растровая и векторная графика. Программы обработки фотографий. Adobe Photoshop 7.0. и Corel Photo-Paint: возможности обработки изображений. Дефекты, возникающие при печати, способы их предотвращения или исправления. Требования, предъявляемые к фотоотпечаткам, предназначенным для полиграфического тиражирования в периодических изданиях и для показа на телевизионном экране. (Практическое занятие 4 ч.). Исправление дефектов фотографий с помощью графических редакторов. Тема 2.9. Запись фотоматериалов на электронные носители и публикация их в сети. Правила показа фотосессий. Введение фотографий в презентации, установка эффектов, таймера и озвучки. Запись на электронные носители и авто воспроизведение. Введение фотографии в сайты и их помещение в сети. (Практическое занятие 4 ч.). Работа в среде Microsoft Power Point 2003, создание презентаций с фотографиями, визуальными эффектами и озвучкой. Темы для самоподготовки: Раздел 1. Отработка материала лекций. Написание рефератов по темам, заданным преподавателем. Изучение рекомендованной литературы. Раздел 2. Самостоятельная проработка тем, изученных на лабораторно-практических занятиях: 2.1. Фотосъемка пейзажа, панорамная и архитектурная съемка. Съемка перспективы. 2.2. Съёмки интерьера и скульптуры, Фотосъёмка натюрморта, Особенности макросъемки. 2.3. Фотосъёмка портрета, особенности портретной съемки. Детский и групповой портрет. Постановочная фотография. 2.4. Фоторепортаж. Основные правила и принципы съемки репортажа. 2.6. Спортивная фотография. Технические особенности спортивной фотосъемки. 2.2. Примерный перечень вопросов к зачету.
2.3. Примерная тематика рефератов
Изучение курса предполагает 2 семестра. Зачет представляет собой устные ответы на 2 вопроса, в ходе которых студент должен продемонстрировать знание теоретического материала и умение давать пояснительный анализ. Обязательным условием допуска к экзамену является посещение аудиторных занятий, выполнение самостоятельных заданий к семинарским занятиям, а также выполнение задания по созданию фотопроекта (фотосессия и ее презентация).
5.1. Рекомендуемая литература (основная):
5.2. Рекомендуемая литература (дополнительная):
Другие источники: Интернет сайт кафедры ИТ: http://it.sportedu.ru/ Сервер информационных ресурсов:http://stud.sportedu.ru/ 5.3. Перечень программного обеспечения: : Microsoft Windows XP (и более новая версия), Microsoft Word, Microsoft Power Point, Adobe Photoshop, программное обеспечение к цифровым камерам, вьюеры, программное обеспечение к принтерам и сканерам. |
Программа курса повышения квалификации «Обучение видеосъемке на основе... Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма | Пояснительная записка в основу типовой программы были заложены правовые... Программа предназначена для специальных (коррекционных) образовательных учреждений, детско-юношеских спортивно-адаптивных школ, спортивных... | ||
Программа курса повышения квалификации «Нормативные основы многолетней... Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа составлена на основе Программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских... | ||
Пояснительная записка Программа для детско-юношеских спортивных школ... В. Я. Коровиной, 9-е издание, М. Просвещение, 2007. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. Мини-футбол (Футзал). Коллектив... | ||
Федеральное агентство по физической культуре и спорту примерные программы... Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских... Росспорта от 12. 12. 2006 г. № Ск-02-10/3685 «Методические рекомендации по организации деятельности спортивных школ в Российской... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Одной из задач детско-юношеских спортивных школ является подготовка учащихся к роли помощника тренера, инструкторов и участие в организации... | Утверждена: На педагогическом совете 04. 10. 2013 г. Модифицированная... Мбоу дод дюсш. При её разработке использовались ранее существовавшие программы по футболу для спортивных школ, учитывались новейшие... | ||
Доклад председателя Комитета физической культуры и спорта Фахриева... Доклад председателя Комитета физической культуры и спорта Фахриева И. Г. «О деятельности детско-юношеских спортивных школ г. Казани»... | О деятельности детско-юношеских спортивных школ по подготовке спортивного... Для организации тренировочного процесса по подготовке спортивного резерва на территории Чувашской Республики работают 57 спортивных... | ||
Д. И. Менделеева. Секции детско-юношеских спортивных школ единоборств Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Бокс: Примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских... | ||
Образовательная программа дополнительного образования детей «Фигурное катание на коньках» При разработке программы по фигурному катанию на коньках использовались существовавшие ранее программы по фигурному катанию на коньках... | Программа по эстетической гимнастике д ля детско-юношеских школ,... Периодизация тренировочного процесса в эстетической гимнастике |