Скачать 96.78 Kb.
|
Использование современных образовательных технологий на уроке технологии Осипова Альбина Клементьевна, МОБУ СОШ №1 с. Кармаскалы Современный учитель, если он всерьёз задумывается о реализации задачи доступности качественного образования, не может замыкаться только в круге проблем своего предмета. Ведь качество образования – это понятие, аккумулирующее в себе все стороны образовательного процесса, начиная от реально существующих санитарно-гигиенических условий пребывания детей в образовательном учреждении, и заканчивая достижениями воспитанников в освоении образовательных программ. В образовательном учреждении работаю 20 лет. В течение нескольких лет работаю над проблемами “Интеграция предметной области “технология” с другими предметными областями”, а также “Внедрение информационных технологий на уроках технологии”. Инновационный поиск новых средств обучения приводит меня к пониманию того, что на уроках нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие методы обучения. Проблема выбора необходимого метода возникает перед учителем всегда. Но в новых условиях необходимы и новые (а может быть хорошо забытые) методы, позволяющие по-новому организовывать процесс обучения, взаимоотношений между учителем и учеником. Объяснительно-иллюстративный метод уже не годится. Так как самостоятельная деятельность учащихся ограничена, снижена мотивация и замечается некоторая пассивность детей, нет возможности нащупать творческую “жилку” ребёнка. В своей педагогической практике использую множество педагогических технологий, в том числе, и современные. Любой урок включает в себя объединение нескольких технологий. В настоящий момент мы называем этот процесс интеграцией. Работая над проблемой интеграции образовательной области “технология” с другими образовательными областями,пришла к выводу, что основные из них – это проектные, информационные, интеграционные, моделирующие. Интегрировать на уроке можно как педагогические технологии, так и предметные области. Сразу отмечу, что использую в своей работе не только интеграцию предметных областей, но и методических приёмов. Особое значение имеет предметное содержание деятельности и подбор соответствующих ему способов и средств деятельности учителя и ученика. В классах учатся дети с разными интеллектуальными, психофизическими и социальными возможностями. Поэтому учителю важно найти мотивацию урока для каждого ученика. Как повысить интерес к уроку, предмету, данной теме? Задумываясь над этим вопросом, предположила, что строить деятельностный компонент следует, прежде всего, на интегративной основе. Отмечу, что, к большому сожалению, очень мало методической литературы по проблеме интеграции предметной области “технология” с другими предметными областями. Но почему же выбрала работу именно над этой проблемой? Какой результат хочу получить? Межпредметные связи позволяют мне заинтересовать учащихся с разноуровневыми знаниями, умениями и навыками. Например, детей с техническим или гуманитарным складом ума. В 2005 году делилась опытом работы с коллегами в районе и проводила обобщающий урок на тему “Изготовление фартука”. Казалось бы, обычная тема… Но, используя интегрированный подход в обучении, полагаю, мне удалось показать интеграцию образовательной области “технология” с взаимно удалёнными предметными областями, такими как физика, химия, биология, психология, история, экономика, филология. Физические и химические свойства тканей, исторические справки о производственной и бытовой одежде, влияние экологических факторов на человека, расчёт себестоимости – всё это рассматривалось на уроке. Исследовательская работа является первым этапом настоящего исследования, объектом которого является образовательный процесс. Поэтому в пятом классе такая работа была проведена для раскрытия лексических значений слов “мода” и “модель”. И, я считаю, исследование прошло успешно, так как учащиеся нашли однокоренные слова, сделали сообщение об их происхождении, после чего стала понятна их суть. Позволю себе остановиться на интеграции урока “технологии” с литературой, в частности на теме “Народное творчество”. Убедилась на своих уроках, что эта тема позволяет раскрыть огромный творческий потенциал учащихся. Кроме того, творчество и культура всегда благоприятно влияют на духовно-нравственное формирование и развитие личности. Народные обряды и традиции, одежда, национальные мотивы в рукоделии – всё это обычно изучают на уроках технологии. Пытаясь шире охватить эту тематику, привнесла в атмосферу урока колорит башкирского уклада жизни, потому что, считаю воспитание патриотических чувств и любви к Родине является одной из главнейших воспитательных педагогических задач. Я предложила детям придумать частушки, которые по своей тематике касались бы урока технологии. Хочу представить некоторые частушки, которые, по моему мнению, заслуживают внимания.
Не секрет, что, подготавливая урок, надо перелистать не одну страницу дополнительной литературы. А, тем более, если перед учителем стоит проблема интеграции предметных областей. Но, думаю, что мне удаётся решать эту задачу ради того, чтобы повысить мотивацию учащихся на уроках. А ещё считаю, что проблема интеграции предметных областей очень важна и потому, что дети получают развивающее обучение, когда начинают получать или самостоятельно искать информацию, сопоставляя факты из географии, биологии, истории и т.д. И результаты не заставляют себя долго ждать. В течение пяти лет мои воспитанники занимали призовые места на районных Олимпиадах, за что награждены грамотами управления образования. В условиях модернизации образования процесс интеграции нельзя замыкать лишь на создании интегрирующих курсов, он шире. Интегрирующими факторами могут быть способы деятельности учащихся, интеллектуальные технологии, экологическое содержание и т.д. Самостоятельная работа учащихся над разрешением поставленной проблемы, получение конкретного результата и его публичное представление – это уже характер проектной деятельности. В 2008 году на районном уровне мне удалось показать работу творческой мастерской, опирающуюся на проблему “Метод проектов на уроках технологии как формирование ключевых образовательных компетенций”. В то же время я провела открытый урок на тему “Домашняя экономика ”, с использованием метода проектов. В течении нескольких уроков проходила подготовка творческого проекта по данной теме, который предназначен для осуществления учащимися 8 класса средней общеобразовательной школы учебной деятельности на уроках технологии. Этапы проекта: 1 этап – организационный. Проводится подготовка к работе: учащимся старших классов на уроках информационных технологий предлагается разработать и представить презентацию на заданную тему. Для этого учитель предлагает учащимся вспомнить необходимые сведения об основных правилах ведения домашнего хозяйства. 2 этап – планирование. Определив задачи, учащиеся делятся на группы (дифференцированный подход в обучении), которые работают над своим проектом. Название проекта дети определяют самостоятельно. В ходе обсуждения проекта вырабатывается план действий, проводится аналитическая деятельность: что уже есть, а что надо доработать и как действовать. Создаётся банк предложений. На протяжении всей работы учитель помогает в постановке целей, корректирует работу, следит за действиями учащихся. 3 этап – исследование. Урок начинается с повторения изученного материала, после чего дети начинают работать с компьютером. С помощью программы Paint разрабатываются индивидуальные варианты введения домашней бухгалтерии, которые затем обсуждаются, анализируются, доказывается актуальность своего выбора. 4 этап – практическая деятельность. 5 этап – презентация. Результаты работы представляются в виде письменной творческой работы, включающей историческую справку 6 этап – оценка результатов. Участники проекта делятся своими мнениями, отвечают на поставленные вопросы, дополняют ответы. Учитель оценивает активность работы учащихся, креативность, качество и объём использования источников, потенциал продолжения работы, качество отчёта. Считаю, что разработка подобных проектов – это путь к саморазвитию творческой личности через осознание собственных потребностей и реализацию в практической деятельности. А именно на этом акцентирует внимание компетентностный подход в обучении. Создание творческих проектов занимает одно из приоритетных мест программы по технологии. Смею заметить, что в процессе творческой работы дети получают глубокое удовлетворение от сделанного, если работа ведётся по определённому плану, намечена последовательность различных этапов работы, ощущается видимый результат. Думаю, что при таком подходе определяется социальная позиция ребёнка, выясняется его эстетический вкус, развивается творческая активность. А, если проекты, разработанные учащимися, выполняются с целью улучшения или усовершенствования быта и жизнедеятельности людей – это дорогого стоит. Испытываю гордость, когда учащиеся проводят исследовательскую работу даже по, казалось бы, недоступным для их возрастной категории темам. Например, утилизация вторсырья, экология родного края. Обычные пластиковые бутылки могут превращаться в букеты и прекрасные вазы, бумажные салфетки – в лепнину, а обрезки ткани – в декоративные цветы или картины. Многие творческие проекты ребята защищают на районных Олимпиадах, представляют на выставках детского творчества и предметных неделях. В поле моей педагогической деятельности и профессиональных интересов – инновационная работа в школе, а именно: применение информационных технологий на уроках технологии. В нашей школе уделяется огромное внимание процессу информатизации образования. Благодаря реализации приоритетного национального проекта “Образование”, в нашем образовательном учреждении работают компьютерный класс с подключением к Интернет-сети, мультимедийный кабинет общего назначения, а также электронная почта. К сожалению, даже в 21 веке, когда в школе доступен компьютер, а к Интернету подключены почти все образовательные учреждения, не каждый учитель технологии захочет тратить своё время на использование информационных технологий на своих уроках. Но считаю, что не только дети, но в первую очередь учителя должны быть разносторонне развиты, и идти в ногу со временем. Поэтому, компьютер – один из моих помощников на уроке. И не всегда можно купить методическое пособие к той или иной теме по причине финансирования или необходимых комплектов нет в продаже. В таких случаях компьютер – просто находка для подготовки к урокам. А, как дети удивляются, когда мы первый раз идём в компьютерный класс для занятий на уроке технологии! А потом такие занятия уже становятся привычными, а, самое главное, желанными и одними, из наиболее эффективных. Полагаю, что применение информационных технологий позволяет мне реализовать одну из ключевых образовательных компетенций – информационную. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в предмете “технология”. То есть при помощи реализации объектов и информационных технологий формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её. Кроме того, убедилась, что намного облегчается работа с разработкой выкроек, чертежей, эскизов, а это ведёт к экономии времени. Кроме того, прослеживается заинтересованность учащихся при работе с компьютером. В рамках дистанционного обучения есть возможность получить домашние задания наиболее успешным или слабоуспевающим учащимся. А также дети получают тестовые задания для подготовки, например, к олимпиадам. Стараюсь широко использовать построение уроков на основе моделирующего обучения (игровые: квест-технологии, ролевые ситуации, соревновательные элементы), а также технологии дифференцированного подхода в обучении (групповые формы учебной работы) и построение уроков на основе коммуникационных технологий (диалоговая и дискуссионная форма работы). Замечу, что очень важны уроки-конференции, когда предлагаются вниманию одноклассников самостоятельно подготовленные доклады детей. Думаю, что при такой форме проведения уроков достигается их развивающая цель, а именно – самостоятельность мышления, умение выступать перед аудиторией, отделение от главного второстепенного, ответственность за свою работу. А это отражает коммуникативная образовательная компетенция. Могу сказать, что в своей педагогической практике стараюсь чаще проводить элементы уроков-исследований, где дети активизируют умственную деятельность, учатся выбирать суть, анализируют, делают выводы. Все выше перечисленные технологии являются самыми актуальными на уроках технологии. Считаю, что нынешнему поколению школьников предстоит решать неотложные и сложные народнохозяйственные задачи, в том числе проблемы лёгкой промышленности, здравоохранения, продовольственные проблемы. Наличие в интеллектуальном багаже данных проектов, также как и исполнение технологических знаний, и, особенно, умений и навыков, просто необходимо. Именно такие знания расширяют наши представления о жизни, быте, традициях и обрядах наших предков, позволяют применить их в современной жизнедеятельности, дизайне, моделировании и конструировании, способствуют применению полученных знаний в практической деятельности для преобразования и усовершенствования известного. Творческая личность двигает прогрессом, изобретая всё новые и новые технологии. А значит, есть возможность создавать новую технику, материалы, технические и биологические системы. |
Использование современных образовательных технологий в деятельности... Использование современных образовательных технологий в деятельности учителя физики | Информация о работе методического объединения учителей обж, физической... Методическая тема (проблема): Использование современных образовательных технологий, направленных на развитие | ||
Использование современных образовательных технологий в процессе обучения английскому языку | Краткое содержание проекта Проект «Использование современных образовательных... Качественное современное преподавание учебных дисциплин, «закладывание» учебных компетенций на уровне требований учебных стандартов.... | ||
“Плесневые грибы и дрожжи” Использование современных образовательных технологий в процессе обучения биологии | 4 Достижения обучающихся в олимпиадах и конкурсах Использование современных образовательных и информационных технологий в образовательном процессе | ||
Учителя истории и обществознания Использование педагогом в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик | Согласовано зам начальника уоп р. Р. Зиннатуллин «Современные образовательные технологии. Реализация образовательных программ с применением современных образовательных технологий,... | ||
Программа развития Использование современных образовательных технологий в образовательном процессе, в том числе информационно-коммуникативных | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Использование современных образовательных приемов, методов и технологий для развития профессионального мастерства при реализации... | ||
Педагогическая мастерская ... | «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии» Моу kоробовской сош проходил семинар-практикум для учителей технологии Шатурского муниципального района по теме: «Использование информационно-коммуникационных... | ||
Востребованными становятся такие качества личности Формирование ключевых компетенций обучающихся через использование традиционных и современных образовательных технологий | Рабочая программа по дисциплине «Использование современных информационных... Астью которой является профессиональная компетентность. Предлагаемый учебно-методический комплекс дисциплины «Использование современных... | ||
Основная образовательная программа основного общего образования Методологическая основа ооп ООО (использование в образовательном процессе современных образовательных технологий) | Анализ работы муниципального казенного общеобразовательного учреждения... Оу по теме: «Применение современных образовательных технологий. Использование технологии критического мышления через чтение и письмо... |