Скачать 56.59 Kb.
|
Аннотация В статье рассматриваются основные вопросы применения технологии педагогических мастерских на уроке информатики в 7 классе, и предлагается разработка конкретного урока. Современные образовательные технологии, безусловно, учитывают существующие требования к организации обучения и воспитания школьника. Практически любая из них предполагает субъектную позицию ребёнка в познавательном процессе, предоставляет возможность свободы выбора, проявления индивидуальных стремлений и развития личности. В педагогических мастерских обеспечивается целесообразное сочетание технологичности действий учителя и свободы творчества, предоставляемой ученику. Не случайно, само понятие «мастерская» пришло в педагогику из сферы творчества, изначально подразумевая место, где создаётся что-то новое, до сегодняшнего дня не существовавшее. Задача педагога-мастера включить ребёнка в процесс индивидуальной творческой деятельности, помочь ему совершить открытие, подарить радость создания нового, самостоятельно полученного знания. Принципы построения мастерской отличаются, на первый взгляд, от принятых в традиционной педагогике, но ни в коей мере не противоречат основным положениям дидактики. Скорее можно говорить о совершенствовании и приведении традиционных постулатов в соответствие с изменяющимся обществом. Человек XXI века не только человек разумный, но и человек творческий, находящийся в постоянном поиске, готовый к самосовершенствованию. Поэтому и процесс образования должен строиться по-другому. На уроках информатики можно использовать разнообразные методы и формы организации урока: словесный, наглядный, практический методы, метод проблемного обучения, и технологию педагогических мастерских, на которой остановимся подробнее. Зададимся вопросом: «Развитию каких навыков и способностей ученика способствует применение педагогической мастерской на уроке?». Ответы следующие: 1. В жизни человек не решает учебные задачи, а делает важные дела, значит, применение данной формы организации урока формирует навыки исследовательской деятельности и экспертной оценки полученных результатов. 2. В советском обществе идеалом работника был исполнитель, современная эпоха требует созидателя. Значит, вырабатывающиеся навыки самостоятельного изучения материала, оценки результатов своей деятельности, умения принимать решения в разных ситуациях – это тоже результат применения технологии педагогических мастерских. 3. Информация, окружающая человека, как правило, непрерывна и не структурирована. Использование формы урока в виде педагогических мастерских заставляет ученика отбирать и представлять именно нужную информацию в наглядном и легко обозримом виде (чертежи, графики, схемы, таблицы). Это умение в современном обществе, характеризующемся огромными потоками информации, сейчас жизненно необходимо. 4. Большое дело не сделать в одиночку. Применение педагогических мастерских формирует у учеников навыки работы в группе, умение соотносить и координировать свои действия с действиями других людей, проводить рефлексию и обсуждение. Приведу пример урока в технологии педагогических мастерских. Методическая разработка урока «Наша тема – система» в технологии педагогических мастерских Цели урока: · Проведение урока с использованием технологии педагогических мастерских; · Развитие креативности мышления учащихся; · Воспитание у учащихся ответственности, аккуратности, взаимовыручки; · Формирование коммуникативных навыков, умения работать в команде, уважения к чужому мнению, умения слушать других. Место урока в учебном процессе: урок «Наша тема – система» завершает цикл уроков «Системы объектов» - «Система и окружающая среда» - «Персональный компьютер как система» (§ 1.6 – § 1.8) (УМК Л. Босовой. Информатика 7 класс). Подготовительный этап О проведении урока в технологии педагогических мастерских учащиеся предупреждаются заранее, в начале изучения темы (§ 1.6). Сразу оговаривается, что необходимо разбиться на пары. (Этап социоконструкции: парная работа, предполагающая сходство точек зрения на рассматриваемую проблему. На выходе – идеи, гипотезы, которые должны быть озвучены и зафиксированы). · К уроку каждая пара должна приготовить: Ватман, комплект разноцветных маркеров (об этом так же объявляется заранее) · Учитель готовит карточки, на внутренней стороне которых – название системы, на внешней - номер (1-6). Желательно по времени – спаренный урок. Ход урока 1. Краткое вступительное слово учителя о предстоящем уроке. Цели урока (сообщить детям). Учитель объясняет, что выставление оценок и детальные комментарии будут на следующем уроке – это дает некоторое время подумать, у кого что получилось, а что – нет, найти подходящие слова, чтобы кого-то похвалить, а кому-то помочь. 2. Жеребьёвка групп Жеребьёвка означает порядок выступления групп и № карточки, на которой будет указана именно та система, которую будут представлять группы: 1) Море 2) Солнечная система 3) Луг 4) Система счисления 5) Воздух 6) Река 7) Самолёт 3. Индукция. Презентация стихотворения учителя (индуктор) 4. Деконструкция. Пары учеников должны на ватманском листе начертить/нарисовать главные черты системы (или саму систему), при этом обязательно отразив: · Структуру системы; · Расположение частей системы; · Взаимовлияние элементов системы; · Системный подход; · Системный эффект; · Случаи нарушения системы (внешнее влияние) В кабинете имеется возможность выхода в интернет, поэтому у групп так же имеется возможность для составления презентации на 5-7 слайдов. 5. Реконструкция. Создание в парах информационной модели системы (на ватмане). Подготовка мини-презентации (по желанию). По возможности – написание сиквейнов, характеризующих систему; изготовление бумажных моделей. 6. Разрыв. На доску магнитами крепится ватман с изображённой системой. Представление системы. Демонстрация презентации (при условии её подготовки); сиквейн или бумажная модель – так же представляются при условии их подготовки. 7. Социализация. Сравнение деятельности пары с деятельностью других пар. Внутренняя оценка своей работы. 8. Рефлексия. Осознание учеником себя в собственной деятельности; отражение собственных достижений. Заполнение мини-отзывов с ответом на вопрос: «Чего я достиг на этом уроке?». (Подписывать можно по желанию). Заключительное слово учителя в конце урока. 9. Награждение Разумеется, уроки в технологии педагогических мастерских не нужно, да и невозможно (если качественно их готовить) проводить часто, но когда текущий изучаемый материал это позволяет, то проявив фантазию, можно получить такой урок-фейерверк. Основная цель мастера – обеспечение педагогического сопровождения самостоятельного творческого исследования, проводимого ребёнком в рамках мастерской. Решить обозначенную проблему помогает создание атмосферы открытости, доброжелательности, сотворчества, в общении, включение эмоциональной сферы ребёнка, обращение к его чувствам, пробуждение у него личной заинтересованности в изучении проблемы (темы). Атмосфера взаимопомощи, сотрудничества, взаимной поддержки, создаваемая в мастерской, позволяет через взаимодействие с учеником с разным уровнем подготовки обеспечить взаимосвязь процессов обучения и самовоспитания, взаимообучения и взаимовоспитания. Литература www.cito-web.yspu.org |
Задачами Аннотация. В статье рассматриваются вопросы применения информационных технологии для организации урочной и внеурочной деятельности... | В статье рассматриваются вопросы менеджмента качества услуг в сфере гостеприимства Ключевые слова: качество функционирования гостиничных предприятий, современные гостиничные технологии, подготовка кадров для сферы... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В статье рассматриваются возможности икт в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда. Особенности применения икт технологий... | О. В. Артюшкин Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова... При рассмотрении информатики с позиций гуманитарной, технической, естественной и фундаментальных наук даются ее определения. В заключительной... | ||
Конкурсная методическая разработка конспект урока информатики по... Конкурсная методическая разработка – конспект урока информатики по теме: «Перевод чисел из одной системы счисления в другую», предназначен... | «Инновационные технологии в образовательном процессе» Инновационные... В статье рассматриваются дискуссионным положения об инновациях, понятие инновация, педагогическая инновация, дан обзор инновационным... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Основу работы составляет методическая разработка урока по теме «Лирика М. Ю. Лермонтова» с использованием технологии педагогических... | Тема Кавказа в произведении М. Ю. Лермонтова и Л. Н. Толстого Предлагается рассмотреть следующие вопросы на уроке (эти вопросы заранее предлагаются учащимся для самостоятельной работы) | ||
Ислам в странах Западной Европы В этой статье рассматриваются вопросы, касающиеся конфликтов в европейских государствах на почве взаимоотношений между мусульманами... | Рассматривается в рамках предмета информатики и икт в теме "Основы... Тема рассматривается в рамках предмета информатики и икт в теме "Основы социальной информатики". В проекте рассматриваются основные... | ||
Прочитайте тему урока и ответьте на вопросы: о чем может пойти речь на уроке? Содержание и методика применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо (тркмчп) на уроках химии | Электронные образовательные ресурсы в учебно-воспитательном процессе вуза В статье рассмотрены вопросы использования электронных образовательных ресурсов в учебно-воспитательном процессе вуза, анализируется... | ||
«Геохронологическая таблица» План-конспект урока предлагается для использования на обычном уроке в 8м классе общеобразовательной школы. Учитывая специфику преподавания... | Тема: «Технология творческих мастерских как средство развития творческих способностей учащихся» Развитие методического навыка конструирования урока, построение уроков с учётом технологии творческих мастерских | ||
В. А. Иванов Международный Университет (в Москве) В статье разбирается системный кризис в традиционной версии хронологии мировой истории, обсуждается история его возникновения и рассматриваются... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии педагогических... |