Автор проекта
|
Фамилия, имя отчество
| Кайянен Ирина Александровна
Зарцева Татьяна Юрьевна
|
Регион
| Костромская область
|
Населенный пункт, в котором находится школа/ОУ
| Город Кострома
|
Номер и/или название школы/ОУ
| Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №15
|
Описание проекта
|
Название темы вашего учебного проекта
|
Информационное общество
|
Краткое содержание проекта
|
Тема рассматривается в рамках предмета информатики и ИКТ в теме "Основы социальной информатики".В проекте рассматриваются основные этапы становления информационного общества. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Предлагаемый проект обозначает межпредметные связи с историей, географией и экономикой, тем самым формирует целостную картину мира. Проект рассчитан на урочную форму работы по информатике и ИКТ в 11-х классах. В ходе выполнения проекта учащиеся должны проявить любознательность, творческий подход к «сухой» теоретической теме и привязать её к информационным и коммуникационным технологиям. Проект предполагает использование учебников, дополнительной литературы, энциклопедий, работы в Интернете, ориентирует учащихся на размышления, поиск и исследовательскую деятельность. Проект развивает самостоятельную и коллективную деятельность, вырабатывает в каждом ученике настойчивость в достижении цели.
|
Предмет(ы)
|
Информатика и ИКТ
|
Класс(-ы)
|
9-11 класс
|
Приблизительная продолжительность проекта
|
6 уроков
|
Основа проекта
|
Образовательные стандарты
|
СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИК
Тема: «Информационные процессы в обществе», 9 класс
СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
Тема: «Основы социальной информатики», 10-11 классы
|
Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения
|
После завершения проекта учащиеся:
Усвоят понятия «информационное общество», «информационные ресурсы», «информационная безопасность», «информационная культура».
Научатся нормам информационной этики и права, соблюдению авторских прав на информационные ресурсы.
Научатся получать, обрабатывать и обобщать полученную информацию в результате проведенных социологических опросов, поиска данных в различных источниках, в том числе Интернет
|
Вопросы, направляющие проект
|
Основополагающий вопрос
| Как эффективно организовать индивидуальное информационное пространство ученика?
|
Проблемные вопросы учебной темы
| Какие существуют закономерности и проблемы становления информационного общества? Как развивается личности в информационном обществе? Каковы перспективы развития информационных и коммуникационных технологий?
|
Учебные вопросы
| Каковы основные критерии развитости информационного общества? Каковы характеристики информационного общества? Каковы информационные ресурсы современного общества? Какое Законодательство РФ осуществляет правовое регулирование проблем, связанных с информацией и компьютерами? Право и этика в Интернете.
|
План оценивания
|
График оценивания
|
До работы над проектом
| Ученики работают над проектом и выполняют задания
| После завершения работы над проектом
|
ИКТ-компетентность учащихся;
Список тем исследований;
Критерии оценивания исследований учеников.
| Оценивание работы учеников по предложенным дидактическим материалам;
Обсуждение предварительных результатов;
Консультации учителя.
| Самооценка работы учеников;
Представление результатов работы в виде презентаций, буклетов, информационных бюллетеней;
Выступление на уроке-конференции;
Рефлексия;
Итоговое тестирование.
|
Описание методов оценивания
|
Работа над проектом начинается с того, что в ходе презентации учителя выясняются знания учащихся по данной теме, учащиеся мотивируются на проведение исследований в проекте, определяются темы исследований, проводить анкетирование с целью определения ИКТ-компетентности учащихся данной возрастной категории.
Для глубокого осмысления темы для учащихся разработаны дидактические материалы.
После завершения работы формируются исследовательские электронные работы учащихся по выбранной теме, отражающая результаты исследований и полученные выводы.
Проводится урок-конференция, на котором заслушиваются выступления учащихся с итогами своей работы. Здесь оценивается глубина проведенного исследования, краткость и емкость формулировок, умение логично представлять ход и результаты исследования, убедительно аргументировать свою точку зрения, задавать вопросы, активность.
В ходе выступлений учащиеся демонстрируют результаты своей деятельности – презентации и публикации. В завершении конференции коллективно обсуждаются выводы, служащие ответом на основополагающий вопрос проекта.
По итогам проекта осуществляется индивидуальное тестирование по рассматриваемой теме.
|
Сведения о проекте
|
Необходимые начальные знания, умения, навыки
|
знать/понимать
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
уметь
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
автоматизации коммуникационной деятельности;
соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией.
|
Учебные мероприятия
|
Этап
| Содержание этапа
| Время или срок
| 1-й урок
| Формулирование тем исследований учеников (постановка основного проблемного вопроса и «мозговой штурм» учащихся).
| 20 минут
| 1-й урок
| Формирование групп для проведения исследований, выдвижение гипотез решения проблем.
| 25 минут
| 2-й урок
| Выбор творческого названия проекта (учитель совместно с учащимися)
| 10 минут
| 2-й урок
| Обсуждения плана работы учащихся в группе.
| 15 минут
| 2-й урок
| Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав.
| 20 минут
| 3-й урок
| Самостоятельная работа учащихся по обсуждению задания каждого в группе.
| 10 минут
| 3-й урок
| Самостоятельная работа групп по выполнению заданий (работа с Интернет-ресурсами и электронными энциклопедиями)
| 35 минут
| 4-й урок
| Подготовка школьниками результатов исследований в виде электронных документов.
| 45 минут
| 5-й урок
| Индивидуальные консультации групп с преподавателем (предзащита проекта-исследования), анализ предварительных результатов исследований, корректирование проектов групп.
| 45 минут
| 6-й урок
| Защита результатов и выводов.
| 30 минут
| 6-й урок
| Выполнение контрольного теста по теме
| 15 минут
|
|
Материалы для дифференцированного обучения
|
Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик)
| В работе над проектом ученики выполняют доступные для себя, четко определенные задачи на основе продуманного алгоритма действий. Они имеют возможность воспользоваться помощью других учеников, проконсультироваться с учителем. Такие ученики должны почувствовать свою значимость в общем деле, почувствовать, что они могут быть успешными. В помощь таким ученикам предлагаются электронный учебник, справочный материал.
|
Ученик, для которого язык преподавания не родной
| Учащихся, для которых язык преподавания не родной в классе нет.
|
Одаренный ученик
| Для эффективной работы над проектом мотивированных и одаренных учащихся можно включать такие формы работы, которые будут поддерживать интерес и позволят реализовать учащемуся его потенциальные возможности. К таким заданиям можно отнести работу с законодательными документами Российской Федерации. Развитию навыков критического мышления должны способствовать работа по технологии аргументирования, использование элементов технологии дебаты.
|
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта
|
Технологии – оборудование (отметьте нужные пункты)
|
Фотоаппарат, лазерный диск, компьютер(-ы), принтер, цифровая камера, проекционная система, DVD-проигрыватель, сканер, другие типы интернет-соединений
|
Технологии – программное обеспечение (отметьте нужные пункты)
|
Программы обработки изображений, программы разработки веб-сайтов, настольная издательская система, веб-браузер, текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные системы, другие справочники на CD-ROM
|
Материалы на печатной основе
| Учебники:
Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса, Н. Д. Угринович;
Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса, Н. Д. Угринович
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации
Закон "О правой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных"
Закон «Об информации, информатизации и защите информации»
Уголовный кодекс Российской Федерации
Закон "Об электронно-цифровой подписи"
Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия
|
Интернет-ресурсы
| http://www.infosoc.iis.ru/
http://www.un.org/russian/events/infoday/2006/
http://archive.kremlin.ru/text/docs/2007/07/138695.shtml
http://www.infosovet.ru/
http://pravo.msk.rsnet.ru/
http://www.rsl.ru
http://www.prlib.ru
http://www.rusarchives.ru/federal/garf/
http://www.ras.ru/
http://www.gpntb.ru/
http://www.gks.ru/
http://portal.iac.spb.ru/
http://www.meteo.ru/
http://www.gsnti.ru/inf_res/part3.html#contents
|