Информационные технологии в работе с одарёнными детьми.
Проектная деятельность учащихся на уроках истории. Миначева Гульчачак Камиловна
учитель истории
МБОУ «Малоцильнинская СОШ»
Дрожжановского муниципального района РТ
«В ближайшие годы в России будет выстроена разветвлённая система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей»
"Наша новая школа". В последние годы работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений. Это, конечно, не случайно: век наукоемких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала страны. Для образовательного учреждения работа с одаренными детьми – одно из условий формирования образовательного имиджа школы, а также один из показателей результативности работы. Главная цель этой работы - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Современный школьник сильно отличается от своих сверстников конца XX века. Компьютер прочно вошёл в нашу жизнь, и дети всё больше и больше времени проводят в виртуальном мире: игра через Интернет, общение через Интернет, друзья в Интернете (возможности Интернета безграничны).
Электронный способ получения информации стал нормальной составляющей жизни для ребят, а нам, педагогам, необходимо направить их желание работать за компьютером на достижение образовательных целей и решение поставленных задач.
Все дети по-своему талантливы. Но в каждом образовательном учреждении есть группа учащихся, которые являются гордостью школы – это претенденты на медаль, участники предметных олимпиад, отличники и хорошисты. Как мы их называем одаренные дети. С ними приходится работать по-особому.
Проблема развития одаренных детей в условиях массового обучения всегда была актуальной для учителя.
Информационные технологии позволяют коренным образом изменить организацию работы с одаренными детьми.
Информационные технологии позволяют по - новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации. На собственном опыте обучения истории и обществознания детей во внеурочное время можно сказать, что наиболее эффективным в плане развития социальной, равно как и коммуникативной, компетенции является использование интернета, применение мультимедийных обучающих программ.
Одаренные дети в большинстве своем индивидуалисты, предпочитают трудиться в одиночку, поэтому в работе с ними я применяю в основном индивидуальные формы работы, а часто и дистанционную форму обучения.
Возможности использования Интернет - ресурсов при работе огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся информации, находящейся в любой точке земного шара: архивный материал, новости , события , факты ,статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д.
В рамках поддержки одаренных детей я стараюсь, чтобы мои ученики участвовали в фестивалях и конкурсах разного уровня, выставках творческих работ учащихся и конечно в предметных олимпиадах. По моему мнению, предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области.
Кроме этого , мои учащиеся также принимают участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет.
Занимаясь проектной деятельностью, одаренные дети развивают самостоятельное мышление, умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные ситуации. Метод проектов позволяет органично интегрировать знания из разных областей и применять их на практике, генерируя при этом новые идеи. Проектная деятельность – одна из технологий воспитания мотивированных детей. Продвинутые дети, работая над проектами, овладевают методами научной творческой работы и принимают участие в экспериментах, исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе, самоутвердиться, ощутить радость успеха.
Все проекты по истории ведутся учениками в форме презентаций. Дети используют в своей работе универсальную программу Microsoft PowerPoint , позволяющую предавать презентациям необходимый эффектный внешний вид. С ее помощью дети создают и отображают наборы слайдов, в которых текст сочетается с графическим изображением, картинками, фотографиями, звуком, видеоэффектами.
Т.к. Microsoft PowerPoint совместим с другими приложениями Microsoft Office , то можно соединить в единую презентацию тексты Microsoft Word , и таблицы Microsoft Excel и графику.
Особый интерес представляют виртуальные проекты. Когда за несколько секунд учащиеся оказываются в любой точке земного шара.( например, по Парижу) Интерактивное путешествие по Лувру. Виртуальная экскурсия
http://musei-online.blogspot.com/- Музеи онлайн
Конечно, проектная технология не является панацеей и не может полностью вытеснить классно-урочную систему, но она разнообразит учебный процесс, стимулирует учебную деятельность учеников в течение каждого урока, а сами уроки-защиты проектов становятся для учеников незабываемыми. Социологическое исследование, которое проводилось среди учеников 5-11 классов школы на протяжении трех лет, показало, что из уроков истории в школе больше всего им запомнились именно уроки по методу проектов.
Уроки по проектной технологии лучше всего планировать в конце изучения отдельных тем как обобщающие, ведь для выполнения проекта ученики должны владеть определенным уровнем знаний по теме.
Наибольший интерес у моих учащихся вызывает исследовательская проекты, которые требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, выбор методологии исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей её решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования. Примером данного вида проектов является работа «Человек тыла в годы ВОВ» или «Международное право человека». Создание различных типов проектов учащимися на уроках истории и в процессе внеклассной работы позволяет мне, как учителю, решить ряд важных образовательных задач. Опыт, приобретаемый в процессе проектной деятельности, базируется на интересах учащихся.
Вырастет ли из ребёнка с признаками одарённости талантливая личность, зависит от множества причин. Немаловажную роль в этом играет реакция взрослых, умение учителя создать максимально благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка, стимулировать творческую деятельность одарённых детей, что мы и пытаемся сделать на своих уроках.
Задача учителя состоит в том, чтобы выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, но в то же время нужно помочь одаренному ребенку вовремя выявить свой талант, а не закопать его в землю. |