Применение технологии проектной деятельности при работе с одарёнными детьми Учитель физики мбоу «Лицей №2»





Скачать 82.39 Kb.
НазваниеПрименение технологии проектной деятельности при работе с одарёнными детьми Учитель физики мбоу «Лицей №2»
Дата публикации28.06.2013
Размер82.39 Kb.
ТипЗадача
100-bal.ru > Информатика > Задача
Применение технологии проектной деятельности

при работе с одарёнными детьми

Учитель физики МБОУ «Лицей №2»

г. Мытищи

Кудинова Людмила Иосифовна

Мытищи, 2012год

Современный мир меняется с огромной скоростью. Внедряются новые технологии, изменяется характер деятельности человека, появляются новые возможности и потребности. В современном обществе ценятся компетентные, инициативные люди, умеющие быстро ориентироваться в огромном море информации. Наиболее успешными становятся те, кто может за ограниченное время создать уникальный продукт или услугу, предложить неординарный выход из проблемной ситуации, перестроится и овладеть новыми методами работы. Необходимость быстрого поиска решения возникающих производственных и научных задач привела к распространению проектно-исследовательской деятельности как технологии решения проблем. В соответствии с этой тенденцией в стандарте второго поколения сформулированы новые типы планируемых результатов обучения, такие как проведение исследований и проверка гипотез. Успешных и компетентных специалистов можно получить, только если формировать их со школьной скамьи.

Тем самым на образование возлагается функция, которая бы способствовала развитию самостоятельности и ответственности личности, была бы ориентирована на ее саморазвитие, самообразование, самореализацию.

Задача педагога - дать нужное направление творческому мышлению учащегося, стимулировать творческий поиск, создавая соответствующие ситуации и условия, дать толчок к систематическому исследованию, анализу, поиску новых, своих собственных путей решения той или иной проблемы. Правильно сформулированные цели и задачи способствуют развитию творческого мышления.

Новыми задачами современного образования стали: отход от ориентации на "среднего" ученика, повышенный интерес к одаренным, талантливым детям, раскрытие и развитие внутреннего потенциала, способностей каждого ребенка в процессе образования.

В работе с одаренными детьми можно выделить несколько этапов:

1. Выявление талантливых, неординарных детей.

2.Талантливый человек талантлив во многом, поэтому ученик должен иметь право выбора того, каким предметом заниматься углубленно, по каким предметам представлять школу на олимпиадах, творческих конкурсах

3.Разработка личностно ориентированного подхода к обучению одаренных детей. Талантливые дети всегда жаждут чего-то нового, более сложного, и если их информационный голод останется неутоленным, они быстро потеряют интерес к предмету. Поэтому система их обучения должна отличатся от системы обучения других детей. Дополнительные занятия в рамках спецкурсов, исследовательская деятельность, позволяющие выйти за рамки школьной программы. То есть на этом этапе необходимо поддерживать и развивать интерес учащихся к предмету.

4.Формирование психологии лидера.

Основными направлениями в работе с одарёнными детьми являются исследовательская деятельность, проектная деятельность, спецкурсы, подготовка учащихся к олимпиадам. В своём выступлении я хочу остановиться на проектной деятельности.

По определению, «проект» - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Проект - это буквально "нечто брошенное, пущенное вперед". В последнее время это слово прочно вошло в нашу жизнь, и ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальной или практической деятельности человека, символизируя новизну и нестандартность подхода в решении задач.

Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе.

"Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить". Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.

Цель проектного обучения – создать условия , при которых обучающиеся самостоятельно приобретают знания, учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения практических задач, развивают у себя исследовательские умения ( умения выявления проблем, наблюдения, построения гипотез ,сбора информации, проведения эксперимента, анализа, обобщения), приобретают коммуникативные умения, работая в группах, развивают системное мышление . Важнейшим признаком метода проектов, отражающим его сущность, является самостоятельная деятельность обучающихся.

Метод проектов не является новым. Возник он еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком. В это же время в России педагоги под руководством С.Т. Шацкого пытались активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат: опыт деятельности, соединить в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Классификация проектов:

По способу деятельности проекты можно разделить на исследовательские, творческие, приключенческие (игровые), информационные, практико-ориентированные.

По количеству участников проекты могут быть индивидуальными, групповыми, коллективными.

Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее. Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков. Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально во внеурочное время.

Любой проект подразумевает получение какого-то конечного продукта. Это может быть научный доклад, сценарий, игра, атлас, справочник, видеофильм, компьютерная презентация, спектакль и т.д.

Метод проектов в своей педагогической деятельности я использую уже много лет. В проектную деятельность я стараюсь вовлечь учащихся практически с первых уроков физики. Это позволяет выявить талантливых ребят, заинтересовать их предметом. Использование информационно-коммуникативных технологий делает метод проектов актуальным и современным, позволяет быстро получить доступ к необходимой информации, красиво презентовать конечный продукт.

При изучении темы «Начальные сведения о строении вещества» в 7 классе я предлагаю такой информационный проект: подготовить доклад по одной из тем: «Диффузия в жизни человека и животных», «Агрегатные состояния вещества», «Три состояния воды» и сопроводить его компьютерной презентацией. На выполнение задания даётся неделя. В течение этого времени ребята могут обратиться за консультацией. На уроке обобщения материала по этой теме учащиеся представляют свои работы. Такой мини-проект позволяет учащимся применить свои умения работы с компьютером, использовать интернет не как развлечение, а как источник информации.

Практико-ориентированный проект для семиклассников - выращивание кристалла .

Ещё один мини –проект –составление кроссворда. Такой проект может быть коллективным , групповым, индивидуальным. Например, в течение урока учащиеся составляют кроссворд по определённой теме.

При изучении темы «Движение и взаимодействие тел» предлагаю другой коллективный проект- придумать свои задачи на нахождение пути, времени и скорости движения , используя табличные данные . Конечным продуктом такого проекта является собственный сборник задач 7 класса.

В 8 классе темы проектов : «Снежинки», «Кристаллы», «Плавление металлов», «Круговорот воды в природе», «Электрические явления в природе», «Изготовление источника тока из подручных материалов» , «Магниты и их применение», «Электрический двигатель», «Экологические проблемы использования тепловых двигателей» и т.д. Результатом работы над таким проектом может быть научный доклад, компьютерная презентация, изготовление модели.

В 11 классе метод проектов использую при изучении тем «Электромагнитные колебания и волны». Предлагаю темы проектов: «Развитие телевидения», « Мобильный телефон. Как он работает», « Сотовая связь» и др. Урок обобщения провожу в форме конференции, где учащиеся представляют свои проекты. При изучении темы «Строение и эволюция Вселенной» так же использую проектную деятельность. Темы проектов: «Солнце», «Луна», «Венера», «Астероиды» и т.д. Учащиеся делятся на группы, каждая из которых представляет информацию по своей теме.

Метод проектов при работе с одарёнными детьми особенно эффективен во внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность школьников имеет большое образовательное и воспитательное значение. Она способствует расширению и углублению знаний, развитию склонностей, творческой активности учащихся. Наиболее глубокие и содержательные проекты выполняются, как правило, в ходе внеклассной деятельности. Это относится к продолжительным проектам, носящим, как правило, практико– ориентированный характер.

В нашем лицее ежегодно проходит научно- практическая конференция школьников «Шаг в науку» , на которой учащиеся представляют свои исследовательские работы по разным темам. Очень интересными являются межпредметные проекты. Темы проектов могут быть предложены не только учителем, но и самими учащимися. Так , например, учащийся 10а класса Тишков Виктор , занимающийся рукопашным боем, однажды наткнувшись в книге по рукопашному бою на рисунок из учебника физики 7 класса , заинтересовался теорией рычагов. Вместе с одноклассицей Серовой Настей он переработал много литературы, а товарищи по секции проверили теорию на практике. В результате получился проект, который ребята назвали «Связь физики и армейского рукопашного боя». В ходе работы над проектом мальчик улучшил успеваемость по физике и с интересом стал относиться к предмету, а Настя стала заниматься спортом.

В течение двух лет работала над своим проектом «Магниты и их применение» Трипольская Наташа. При работе над проектом девочка провела исследование «Влияние электромагнитных полей на растения». Интересный проект «Применение физических свойств воды» представила на НПК Кузнецова Марина, ученица 9 класса. Работа над такими проектами позволяет учащимся систематизировать полученные знания, применить их на практике. Проект Мишковой Кати, ученицы 9а класса «Оптические явления в природе» вызвал большой интерес у учащихся.

Ещё один ежегодный коллективный проект –это празднование Дня космонавтики. Ребята в течение месяца коллективно работают над проектом, ищут интересный материал, составляют сценарий, готовят презентацию, а 12 апреля показывают своё выступление учащимся начальных классов.

Работа над проектами способствует самоутверждению, самоуважению учащихся, что немаловажно и для подростков и для старшеклассников. Главная педагогическая цель любого проекта – формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

При работе над проектом можно выделить следующие этапы: поисковый, аналитический, практический, презентационный, контрольный.

Каждый проект предполагает получение какого – либо продукта. Современные информационные технологии позволяют получить продукт высокого качества.

При обсуждении с учащимися итогов работы над проектом ученики высказывают свои впечатления и называют трудности, с которыми столкнулись.

Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

Проектный метод позволяет талантливым , одарённым детям проявить себя, утолить свой информационный голод, не останавливаться на достигнутом.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000

2. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. – с. 42.

3. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика./Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000.

4. Управление проектами в современной организации: Стандарты.

5. Битуова Д.Р. Одаренные дети: проблемы и перспективы. // Исследовательская деятельность школьников. - №3. – 2005. - с. 157

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Применение технологии проектной деятельности при работе с одарёнными детьми Учитель физики мбоу «Лицей №2» iconВнеклассное мероприятие по литературе, 6 б 27 Учителя рус языка, истории, музыки Верещагина Е. И
Цель педсовета: Определить общие методологические и психолого-педагогические позиции коллектива школы в работе с одаренными детьми....
Применение технологии проектной деятельности при работе с одарёнными детьми Учитель физики мбоу «Лицей №2» iconПрограмма работы с одарёнными детьми по математике (3 4 класс) Составитель:...
Закон РФ от 24. 07. 1998 №124-фз «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Применение технологии проектной деятельности при работе с одарёнными детьми Учитель физики мбоу «Лицей №2» iconФормирование исследовательских умений в проектной деятельности студентов...
Е. В. Плащевая, В. А. Смирнов, Н. В. Нигей «формирование исследовательских умений в проектной деятельности студентов медицинской...
Применение технологии проектной деятельности при работе с одарёнными детьми Учитель физики мбоу «Лицей №2» iconДоклад заместителя директора по увр н. В. Белей на тему: «Методические...
«Методические приемы современных педагогических технологий в работе с одаренными детьми»
Применение технологии проектной деятельности при работе с одарёнными детьми Учитель физики мбоу «Лицей №2» iconИнформационные технологии в работе с одарёнными детьми
«В ближайшие годы в России будет выстроена разветвлённая система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей»
Применение технологии проектной деятельности при работе с одарёнными детьми Учитель физики мбоу «Лицей №2» iconИспользование дистанционных технологий по математике в 1 классе на 2013-2014 учебный год
Также дистанционное обучение организуется при работе с одаренными детьми, детьми, плохо усваивающими программный материал в виде...
Применение технологии проектной деятельности при работе с одарёнными детьми Учитель физики мбоу «Лицей №2» icon«Система работы с одарёнными детьми в мбоу лсош №16». Она рассказала...
Витебская Галина Николаевна (учитель русского языка и литературы мбоу сош №16) на открытом уроке «Ономастика и лингвокраеведение...
Применение технологии проектной деятельности при работе с одарёнными детьми Учитель физики мбоу «Лицей №2» iconМетодическая разработка реализация деятельностного подхода при обучении...
Тема урока: Металлы, положение в пс, физические свойства, нахождение в природе, применение
Применение технологии проектной деятельности при работе с одарёнными детьми Учитель физики мбоу «Лицей №2» iconПсихолого-педагогическое обоснование работы с одарёнными детьми
...
Применение технологии проектной деятельности при работе с одарёнными детьми Учитель физики мбоу «Лицей №2» icon9А класс, 15 лет Научные руководители: Кирьянова Елена Владимировна...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Кургана «Лицей №12»
Применение технологии проектной деятельности при работе с одарёнными детьми Учитель физики мбоу «Лицей №2» iconПроектная деятельность в свете реализации фгос в маоу лицей
Лицей №62 г. Саратов, в котором я работаю уже 26 лет, является региональной площадкой по организации проектной деятельности на уроках...
Применение технологии проектной деятельности при работе с одарёнными детьми Учитель физики мбоу «Лицей №2» iconДоклад «Организация работы с одаренными детьми во внеурочное время»
Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать...
Применение технологии проектной деятельности при работе с одарёнными детьми Учитель физики мбоу «Лицей №2» iconПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К Экзаменам
ДОКЛАД “ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ФИЗИКЕ” Подготовил учитель физики Кюкяйской СОШ
Применение технологии проектной деятельности при работе с одарёнными детьми Учитель физики мбоу «Лицей №2» iconОтчёт о проделанной работе кружка «Основы православной культуры» с детьми 6-7 лет
Руководитель мо заместитель директора по увр директор мбоу «Лицей №9» г. Белгорода
Применение технологии проектной деятельности при работе с одарёнными детьми Учитель физики мбоу «Лицей №2» iconСоциальная работа с одаренными детьми
Социальная работа с одаренными детьми: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. И. В. Плющ. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2011....
Применение технологии проектной деятельности при работе с одарёнными детьми Учитель физики мбоу «Лицей №2» iconЖданова Оксана Павловна Учитель начальных классов мбоу «сош №2» г....
Современная эпоха высокой информированности предъявляет к человеку серьёзные требования. И это относится не только к взрослым, но...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск