Скачать 360.61 Kb.
|
Международный Фестиваль детского и юношеского творчества «Звезды Нового Века» - 2013 Гуманитарные науки (8-10 лет) Дети и социальные сети Автор: Власова Дарья Павловна, 4б класс, МБОУ СОШ № 3 Руководитель: Откидач Галина Викторовна, педагог-психолог, МБОУ СОШ № 3, г. Усолье-Сибирское, Иркутской области . 2013 год Оглавление Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1 Теоретическое исследование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2 История появления соц. сетей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. .. . .2 Влияние социальных сетей на детей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2 Плюсы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3 Минусы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3 Риски социальных сетей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4 Практическое исследование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 Проверка гипотез . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14 Приложение 1 Анкета по социальным сетям для учащихся Приложение 2 Ответы учащихся 4-х классов (таблица) Приложение 3 Общие правила поведения в интернете и общения в социальных сетях для родителей Приложение 4 Будь внимателен и осторожен (правила для детей) Приложение 5 Список детских социальных сетей Приложение 6 Советы педагогам Введение В нашем современном мире в домах появились компьютеры, и возможность войти в Интернет. Дети все чаще сидят дома, за экраном монитора в какой-нибудь социальной сети. А ведь раньше было совершенно по-другому, дети очень хотели гулять, рвались на улицу. С тех пор многое изменилось. С каждым годом число людей, зарегистрированных в социальных сетях, возрастает. Причем там начинают «сидеть» уже и дети младшего школьного возраста. Когда я зарегистрировалась в социальной сети «Одноклассники», мне было 8 лет. Тогда я не представляла, насколько социальные сети затягивают людей в виртуальный мир. Но те люди, которые умеют себя контролировать, надолго там не задерживаются, и я именно такой человек. Я захотела узнать, как младшие школьники предпочитают проводить свободное время, что они думают о социальных сетях, кто больше времени проводит там, знают ли мои сверстники правила безопасного поведения в социальных сетях. К сожалению, в нашей стране такие исследования почти не проводятся, а картина пользования социальными сетями стремительно меняется. Сегодняшние 15-16-летние подростки в свои 9-10 лет о выходе в интернет могли только мечтать, да и о социальных сетях они тогда даже не знали. Цель работы: выявить отношение учащихся 4 классов к социальным сетям. Задачи:
Гипотезы:
Методы исследования:
Исследование проводилось в декабре 2012 - феврале 2013 года, в нем приняли участие учащиеся трех четвертых классов МБОУ СОШ № 3 (4а-26 учащихся, 4б – 26 учащихся, 4в – 20 учащихся). Всего опрошено 72 учащихся. Составить анкету, проанализировать результаты мне помогла педагог- психолог нашей школы Откидач Г.В. Теоретическое исследование Интернет открывает безграничные возможности: для образования, развлечений и, конечно, общения с друзьями в социальных сетях. Всю информацию для моей работы я нашла в интернете. Социальные сети - великое изобретение, позволившее людям всегда иметь доступ к своим друзьям и знакомым, знать, чем они занимаются и увлекаются, смотреть фотографии людей из разных уголков мира. Социальная сеть направлена на построение сообществ в Интернете из людей со схожими интересами или деятельностью. Связь осуществляется посредством сервиса внутренней почты или мгновенного обмена сообщениями. Удобно же, сидишь в своём мягком кресле перед компьютером или лежишь с ноутбуком на диване, и все друзья как на ладони, ведь, полностью заполненная страница отражает почти всё о человеке. У каждого свои причины для регистрации в социальных сетях: одни стараются найти старых знакомых и друзей, другие мечтают восстановить былые отношения, а для кого-то это просто удобный способ поддерживать связь и заводить новые знакомства. История появления соц.сетей Развитие социальных сетей началось с момента возникновения самого интернета в 1969 году. Сначала это были сообщества людей, которых объединяли исключительно профессиональные интересы, далее появились объединения по увлечениям и хобби. В 1995 был создан в Интернете американский портал Classmates.com (прообраз «Одноклассников»), именно он является первой социальной сетью. Проект оказался настолько успешным, что в следующие несколько лет появился не один десяток подобных порталов. Самые популярные в России «Одноклассники» появились в марте 2006 года, создатель Альберт Попков, «ВКонтакте» - в декабре 2006 года, создатель Павел Дуров. Влияние социальных сетей на детей Как узнала я из информационных источников, больше всего людей в социальных сетях привлекает то, что человек, если хочет, может выделиться, а может стать, как все, что информация других становится доступной тебе и то, что можно выражать свою симпатию «лайками». Разберемся в плюсах и минусах общения в социальных сетях Плюсы Польза социальных сетей для детей будет в первую очередь зависеть от их личности, которая еще только формируется. Станут ли дети общаться с «хорошими» или с «плохими» людьми, будут ли расширять свой кругозор в полезной области, или заинтересуются «запрещенными» темами? Каждый ребенок, вступая в социальную сеть:
Социальные сети дают нам безграничные возможности саморазвития:
Главное – не тратить понапрасну своё время, а использовать возможности, предоставленные нам Интернетом, в благих целях. Минусы Увлечение социальной сетью ведет к психологическим последствиям, таким как: замкнутость при живом общении, нежелание читать литературу, заниматься творчеством, домашним трудом. Абсолютное большинство социальных сетей в нашей стране направлено исключительно на развлечение. Проводя в них время, дети общаются, узнают новую информацию, но она редко носит познавательный характер, а значит, ребенок не развивается. Различные статусы, умные цитаты, пошлые шутки, общение не только с одногодками, но и с любым попавшимся собеседником — все это доступно. Они формируют еще несозревшую личность ребенка. Социальные сети оказывают заметное негативное влияние на формирование речи детей. Конечно, выучить и узнать значения нехороших слов дети могут и в реальной жизни, и, возможно, это не самая большая беда. Но свободное употребление ненормативной лексики в статьях, комментариях и объявлениях пользователями социальных сетей могут сформировать у ребенка подсознательное убеждение, что такая манера общения социально приемлема. Мало кто из детей следит за орфографией во время общения в сети. У ребенка (да и у взрослых тоже) социальные сети способствуют развитию интернет-зависимости. Даже если представить себе идеальную ситуацию, когда ребенок общается в интернете только с хорошо воспитанными сверстниками из интеллигентных семей, зависимость от социальных сетей может также оказывать на него негативное влияние. Социальные сети у человека отобрали живое общение. Собственно, а зачем выходить и общаться на улице, если проще написать и отправить сообщение на стену. Может появиться чувство безнаказанности за определенные действия, неправильное понимание понятия дружбы и границ личной жизни. Ребенок привыкает к безнаказанному общению в сети, когда любого не понравившегося «друга» можно мгновенно удалить со страницы. В такой ситуации у него теряются навыки живого общения, и появляется неуверенность в себе. Навыки живого общения люди могут отработать только в реальной жизни. Ребенку лучше побегать на улице, поиграть в скалки или в мяч, чем попусту просиживать время в социальной сети. От постоянного сидения за компьютером даже у детей может развиваться гиподинамия – заболевание, связанное с отсутствием физических нагрузок. Также от напряженной работы страдает зрение, а от неправильной осанки – спина ребенка. Современные мониторы компьютеров практически безвредны для здоровья, но, тем не менее, проводя много времени онлайн, дети рискуют получить проблемы. Осанка и зрение страдают в первую очередь, а недостаток двигательной активности плохо сказывается на общем самочувствии. Конечно же, сейчас без социальных сетей трудно представить современных школьников, но не стоит забывать про реальный мир, с прогулками по парку на свежем воздухе, походами в кафе с друзьями и т.д. Риски социальных сетей. К рискам, которым подвергаются и дети, и взрослые в социальных сетях, относятся:
могут нанести ущерб семейному бюджету и способны облегчить кошелек у родителей, дети которых слишком увлечены виртуальной жизнью. Очень многие приложение и игры рассчитаны на пробуждение азарта у пользователей социальных сетей, что позволяет легко получить доступ к их деньгам.
Практическое исследование Для того, чтобы узнать об отношении четвероклассников к социальным сетям и проверить наши гипотезы, нами были опрошены 72 учащихся четвертых классов по вопросам анкеты (Приложение 1) Результаты анкетирования Сначала мы узнали, у всех ли учащихся есть компьютер. Есть ли у тебя компьютер? Как оказалось, не имеют компьютер только 5 учащихся, что составляет 7% Далее мы опрашивали только учащихся, имеющих компьютер. Таких учащихся оказалось 67 человек (93 %). Подключен ли интернет? Подключен интернет у 57 учащихся (85%) , нет - у 10 учащихся (15%) Учащихся, имеющих выход в интернет, мы спросили «Зарегистрированы ли Вы в социальных сетях?» и получили ответ, что не зарегистрированы только 9 учащихся (16%) четвероклассников, а 48 уч-ся(84%) учащихся зарегистрированы в сетевых сообществах Учащимся, зарегистрированным в социальных сетях, мы задавали следующие вопросы: Сколько времени ты проводишь в социальных сетях? Сколько времени ты проводишь за просмотром телепередач? Сравнили результаты, оказалось, что больше времени проводят у экранов телевизора ( более 2 часов 31% учащихся) , а у экрана компьютера - только27%. «Отметь виды деятельности, преобладающие в общении с компьютером» Из диаграммы видно, что в первую очередь мои сверстники играют в сетевые игры, во вторую очередь – играют в компьютерные игры, на третьем месте – общение в социальных сетях, на четвертом - поиск информации, последние места занимают рисование, прослушивание музыки и просмотр видеофильмов. В каких сообществах зарегистрированы? Четвероклассники зарегистрированы в разных сетевых сообществах: 38 уч-ся (67%) зарегистрированы в «Одноклассниках», 23 уч-ся (40%) - «ВКонтакте», 7 человек (17%) - в социальной сети «Мой мир» , по 1-2 человека называли другие социальные сети. Сколько вам было лет, когда вы зарегистрировались? Большинство учащихся 4 классов зарегистрировались в социальных сетях в 8-летнем возрасте - 17 человек (35%), чуть меньше - 16 человек (33%) в 9-летнем, по 7 человек (14%) - в 7-ми и 10-тилетнем, в 11-летенем возрасте зарегистрировались только 1 (2%) четвероклассник. Что тебя привлекает в социальных сетях? В первую очередь в социальных сетях привлекает общение 32 уч-ся (67%), во вторую – игры 28уч-ся (58%), на третьем месте – музыка 10 уч-ся(21%), затем идут информация, знакомства, просмотр и скачивание картинок и фото. Сколько человек в списке твоих «друзей» ? В списке друзей до 50 человек – у 16 уч-ся (33%) от 50 до 100 человек - у 13 учащихся (27%) От 100-500 – у 13 учащихся (27%) Свыше 500 – у 2 чел (1%) Знаешь ли ты всех людей, с которыми «дружишь» в соц. сетях? «да» ответили 33 учащихся (69%), «нет» – 17(31%). Каждый третий ученик 4-х классов не знает всех людей, с которыми «дружит» в социальных сетях! Доступна ли всем твоя личная информация? 35 человек (73%) сделали доступной свою информацию для всех 13 учащихся (27%) скрывают информацию. Это тоже опасно, но, к сожалению, мои сверстники об этом не задумываются. Знают ли твои родители о том, чем ты занимаешься в соц. сетях? 42 человека (87%) ответили, что родители, по их мнению, знают о том, чем они занимаются в социальных сетях, 6 уч-ся (13%) написали, что родители не знают. Согласился бы ты добавить в друзья своих родителей? Только 1 человек (2%) не согласился бы добавить в друзья своих родителей. Это значит, что секретов от родителей у четвероклассников нет. Подвергался ли ты травле, оскорблениям, унижениям в соц.сетях? 18 человек (38%) подвергались, нет - 30учащихся (62%). Больше трети четвероклассников имеют неприятный опыт общения в сетевых сообществах. Оскорблял ли ты кого-то? Оказывается, они не только терпят оскорбления, но и сами оскорбляют других - это 17 человек (35%). Знаешь ли ты правила безопасного поведения в социальных сетях? Напиши правила, если знаешь. Большинство учащихся таких правил не знают! 36 чел(77%), знают – ответили 11 чел(23%). Но, как мы увидели, просмотрев ответы, знают недостаточно. Одни ответы можно отнести к нравственным правилам: «не материться»- 5 учащихся, «не оскорблять» - 3, «не слушать и не отвечать на оскорбления», «посмотреть страничку друга, прежде чем добавить его в друзья»; Другие ответы - к правилам личной безопасности: «не сообщать личную информацию»; Третьи - к правилам безопасности для компьютера: «не лазить туда, где не разбираешься, на др. сайты» -5 учащихся; «ставить надежный пароль» - 4 учащихся, «защищать свой профиль», «нельзя говорить с незнакомыми свой номер и пароль страницы» - 2 ребенка, «не взламывать», «не добавлять кого попало», «не рассылать спам». Чтобы узнать, как относятся мои сверстники к тем, кто еще не зарегистрирован в социальных сетях, мы предложили продолжить предложение одной из фраз: «Если у школьника нет странички «В контакте» или «Одноклассниках» (и др.соц.сетях), то -он отстал от жизни -у него есть другие интересы Большинство четвероклассников считают, что если уч-ся не зарегистрирован, в соц.сетях , то «у него есть другие интересы» - так ответили 45 человек (94%). Считаешь ли себя зависимыми от виртуального общения? Зависимым от виртуального общения себя считают 10 уч-ся (21%). 37 человек (77%) не считают себя зависимыми, 1 чел (2%) считает себя зависимым наполовину. Конечно о настоящей зависимости еще речь не идет, но такие оценки своей привязанности к компьютеру и социальным сетям не могут не вызывать тревогу. Ведь, как мы поняли из беседы с учащимися четвертых классов, они, приходя домой, если нет родителей, первым делом включают компьютер, могут пропустить обед или поесть, сидя у экрана. Проранжируй по степени значимости, чем для тебя является интернет? Интернет для учащихся является в первую очередь средством развлечения. А родители покупают детям компьютер, чтобы они лучше готовились к урокам, больше занимались. Источником информации и средством общения - оказались на одном месте. Определи рейтинг использования свободного времени Учащиеся 4 классов расположили виды деятельности в проведении свободного времени так: 1 место отвели общению с семьей, 2 место - занятиям спортом, 3 место - прогулкам на улице, на 4 место поставили занятия в кружках, клубах, ДХШ, ДМШ, на 5 место – компьютер. Как бы не были увлечены мои сверстники компьютером и социальными сетями, про реальную жизнь они не забывают. И из пяти предложенных видов занятий, общение с компьютером они поставили на последнее место! В чем, по-твоему, плюсы общения в соц.сетях? Мы получили такие ответы: общаться с людьми (в том числе - с дальними родственниками, с друзьями из дальних стран, другого города), разговаривать по вебкамере – 29 человек; игры, музыка, находить информацию – по 4 учащихся; знакомиться с людьми, найти друга– по 3; развлечение, расслабление-2; по одному ответили: можно узнать о друзьях, развивать речь, картинки, приколы, всё. На вопрос: «Видишь ли ты минусы общения в социальных сетях?» Ответы такие: не вижу – 23 человека (40%) могут оскорбить, обругать –6 взламывают странички, пишут плохое, плохие видео, не все друзья в соц.сетях - по 2 учащихся; еще ответы: могут сделать больно, можно поставить плохую оценку на фото; не хорошо обсуждают картинки; зависимость; что сидишь очень долго; зрение ухудшается; значки дают только за плату; дяди нехорошие сидят Нами проанализированы все ответы. Теперь можно проверить гипотезы. Проверка гипотез: Гипотеза 1 . Ударники и отличники меньше времени проводят в соц.сетях, чем их менее успешные сверстники Мы попросили учителей 4 классов помочь распределить ответы на анкету на 2 группы : в 1группу вошли ответы хорошистов и отличников, во 2 группу -ответы тех, кто учится хуже. Ответы каждой группы мы просчитали отдельно Таблица 1. Время, проводимое в интернете ударниками и отличниками
Таблица 2. Время, проводимое в интернете учащимися с удовлетворительными оценками
Как мы видим, более 2 часов в соц.сетях проводят 24% уч-ся 1-ой группы, а 2-ой группы - 27%. Гипотеза подтверждена. Ударники и отличники меньше времени проводят в соц.сетях. Гипотеза 2. Девочки проводят в интернете больше времени, чем мальчики Таблица 3.Время, проводимое в интернете девочками
Таблица 4. Время, проводимое в интернете мальчиками
Как видно из таблицы, 26% девочек проводят в интернете больше 2 часов – и только 24% мальчиков. И эта гипотеза получила подтверждение. Гипотеза 3. Свободное время четвероклассники предпочитают проводить на улице, а не «сидеть» в социальных сетях Мы видим из ответов детей, что при определении рейтинга использования свободного времени больше учащиеся 4 -х классов поставили на первые места прогулки на улице (2,51балла), а компьютер оценили ниже (3,53 балла). И эта гипотеза получила подтверждение: свободное время четвероклассники предпочитают проводить на улице, а не «сидеть» в социальных сетях. |
Урок по медиабезопасности для учащихся 1-11 классов Сентябрь 2013 Беседа «Общие рекомендации по обеспечению безопасной работы в Интернете» для обучающихся 1-11 классов | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мультимедийная наглядность учебного материала «см. Диск – «Лаптева Н. И.» «Уход за грудным ребёнком» Приложение 1, Приложение 2,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Приложение 1, карточки с задачами – Приложение 2, справочный материал – Приложение 3, материал для тестирования – Приложение 4 | Протокол проведения экспериментальной работы для учащихся 4 классов... Приложение Протокол проведения экспериментальной работы для учащихся 4 классов (2012 год) | ||
Реферат 2 определения 4 введение 5 приложение а 14 приложение б 14... Ключевые слова: жилой комплекс, потребности человека, инфраструктура, социальный сервис | Годовой отчёт о проделанной работе за 2013 год клуба пос. Шудаяг му «цкс» мого «Ухта» На базе школы №7-продолжили свою работу возрастные клубы по интересам: «Почемучки» для учащихся 1 классов; ««Егоза» для учащихся... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оборудование: таблица классов, мультимедийная презентация, карточки с заданиями для индивидуальной работы, бейджи для учащихся с... | Учебник по Всеобщей истории 7-8 классы, компьютерная презентация... Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению знаний по теме «Промышленный переворот в Англии», используя... | ||
Учебно-методического комплекса дисциплины I. Рабочая учебная программа... Целью изучения дисциплины является овладение студентами знаний о различных формах делового общения, позволяющих достигать конструктивного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методы диагностики: анкета для родителей, анкета для детей, практическое задание | ||
Расписание внеурочной деятельности учащихся 1 классов на 2013-2014 учебный год Приложение 4 | Анкета для студентов вузов 23 Приложение 2 29 Формирование установок толерантного сознания обучающихся: инновационные технологии и универсальные методики. 1 | ||
Семинар для родителей «Как воспитывать детей в соответствии с их... Тематическое и поурочное планирование разработано на основе программы курса по биологии В. В. Пасечника, составленной на основе федерального... | Положение об открытом городском конкурсе исследовательских проектов... Конкурс проводится для учащихся 5 – 8-х классов общеобразовательных учреждений города Новосибирска (далее Конкурс) | ||
Правила для учащихся моу суроватихинской средней общеобразовательной... Под деловой формой одежды для девочек и девушек понимаются классический брючный костюм, юбка, пиджак, жилет, сарафан, блузки, водолазки,... | Урока: образовательный аспект Приложение 2), карточки с текстом (Приложение 3), карточки-открытки (Приложение 4); листы цветной бумаги |