ГОТОВИМСЯ
К
СЕМИНАРУ
Современный урок в условиях введения ФГОС
12 декабря 2013 года
При моделировании урока учитывайте показатели анализа урока, используемые в МОУ «ЛСОШ №2»
№
|
| 1
| Основные цели урока: образовательная, развивающая, воспитательная.
Прослеживается ли реализация поставленных учителем целей урока?
| 2
| Организация урока: тип урока, структура урока, этапы, их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели.
| 3
| Каким образом учитель обеспечивает мотивацию изучения данной темы (учебного материала)?
| 4
| Соответствие урока с требованиями ФГОС:
| 4.1.
| Ориентация на новые образовательные результаты
| 4.2
| Создание мотивационного поля на этапе целеполагания и на других этапах
| 4.3.
| Совместное с обучающимися целеполагание на уроке
| 4.4
| Нацеленность деятельности на формирование УУД
| 4.5
| Использование современных технологий (проектная, исследовательская, ИКТ)
| 5
| Содержание урока:
| 5.1.
| Научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным возможностям.
| 5.2.
| Соответствие содержания урока требованиям программы
| 5.3.
| Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности.
| 5.4.
| Связь изучаемого материала с ранее пройденным, межпредметные связи.
| 6
| Методика проведения урока:
| 6.1.
| Актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций.
| 6.2.
| Какие методы использовались учителем? Какова доля репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности? Сравните их соотношение: примерное число заданий репродуктивного характера («прочитай», «перескажи», «повтори», «вспомните»)
примерное число заданий поискового характера («докажи», «объясни», «оцени», «сравни», «найди ошибку»)
| 6.3.
| Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. Объем и характер самостоятельных работ.
| 6.4.
| Какие из перечисленных методов познания использует учитель (подчеркните): наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение чтение (другое дополнить)
| 6.5.
| Применение диалоговых форм общения
| 6.6.
| Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащимися
| 6.7.
| Осуществление обратной связи ученик-учитель
| 6.8.
| Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы
| 6.9.
| Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня облученности.
| 6.10.
| Средства обучения. Целесообразность их использования и соответствии с темой , этапом обучения.
| 6.11.
| Использование наглядного материала: в качестве иллюстрации, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач
Наглядный материал: избыточен, достаточен, уместен, недостаточен
| 6.12
| Формирование навыков самоконтроля и самооценки
| 7
| Психологические основы урока:
| 7.1.
| Учет учителем уровня актуального развития учащихся и зоны ближайшего развития
| 7.2.
| Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятие, внимание, воображение, мышление,, память, речь.
| 7.3.
| Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности.
| 7.4.
| Наличие психологических пауз и разрядки. Эмоциональная атмосфера урока.
| 8
| Домашнее задание: оптимальный объем, доступность инструктажа, дифференциация, предоставление права выбора.
| 9
| Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (соответствие шаблона)
|
Технологические показатели урока
Технологические
показатели урока
| В деятельности учителя
| В деятельности обучающихся
| Актуализация субъектного опыта учеников
|
|
|
| Учитель предлагает ученикам высказаться по содержанию обсуждаемой темы
| Без боязни, свободно выражают свое мнение
|
| Учитель выявляет личностные смыслы учащихся по поводу учебной информации
| Свободно и без боязни выражают свои эмоции
|
| Учитель «подталкивает» ученика к проговариванию способа своей учебной работы
| Предлагают разные способы выполнения учебного задания
|
| Учитель обращается к знаниям и опыту учеников по обсуждаемой проблеме
| Предлагают к изложению известные им факты, знания, случаи из жизни
| Создание на уроке ситуаций выбора и успеха
|
|
|
| Обсуждаются ситуации нравственного выбора
| Демонстрируют свои творческие работы
|
| Предлагаются разноуровневые учебные задания
| Выражают друг другу поддержку, дают позитивную «обратную связь»
|
| Используется рейтинговая система оценивания тех или иных видов деятельности
| Проявляют высокую работоспособность
|
| Оказывается поддержка учащимся, имеющим трудности в освоении материала
| Демонстрируют уверенное поведение
| Введение учащихся в диалог
|
|
|
| Учитель инициирует, поддерживает, поощряет высказывания учащихся
| Задают интересующие их различные вопросы
|
| Учителем ставятся проблемные вопросы
| Проявляют активность в обсуждении проблем
|
| Излагаются разные точки зрения по обсуждаемому вопросу
| Выражают точки зрения разных авторов
|
| Запрашивается «обратная связь» на разных этапах урока
| Умело и охотно включаются в дискуссию
| Организация сотрудничества, совместной творческой деятельности
|
|
|
| Безоценочное обсуждение мнений учеников ( в том числе и ошибочных)
| Работают над заданием в парах и группах
|
| Время фронтальных методов работы незначительно
| Свободно владеют разными видами самоанализа
|
| Часть своих функций учитель переадресует ученикам
| Умело осуществляется взаимоконтроль
|
| Функция учителя не авторитарная, а рекомендательная, консультационная
| Умеют распределять «роли» в групповой работе, оказывают взаимопомощь
| Методические принципы инновационного урока
Субъективизация- обучающийся рассматривается не как объект, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса
Метапредметность- формирование и развитие универсальных способностей обучающихся.
Деятельностный подход – знания не преподносятся учащимся в готовом виде, а добываются ими в процессе поисковой и исследовательской деятельности.
Коммуникативность – обмен информацией, взаимодействие на уроке.
Рефлексивность – обучающиеся ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока.
Импровизационость – учитель должен быть готов к изменению и коррекции в ходе урока.
Структурные элементы урока
Мобилизующий этап – включение обучающих в активную интеллектуальную деятельность
Целеполагание – формулирование обучающимися целей урока по схеме: вспомнить - узнать – научиться
Момент осознания недостаточности знаний
Коммуникация (исследование в коллективе)
Взаимопроверка и взаимоконтроль
Рефлексия – осознание и воспроизведение в речи того,
что нового узнал и чему научился.
Требования к уроку
Самостоятельная работа на всех этапах урока
Учитель выступает в роли организатора, а не информатора
Обязательная рефлексия обучающихся на уроке.
Высокая степень речевой активности обучающихся
Отличительные особенности структуры традиционного урока и урока по ФГОС -
Традиционный урок
| Инновационный урок
| Оргмомент
Проверка домашнего задания
Объяснение нового материала
Закрепление
Итог урока, домашнее задание
| Мобилизующий этап
Самоопределение на основе антиципации (предугадывание) того, что будет на уроке.
Изучение нового с момента осознания недостаточности знаний
Закрепление
Рефлексия
| Требования к учителю, начинающему реализовывать ФГОС
Чётко и точно фомулирует задания
Не даёт новые знания в готовом виде
Не повторяет задания два раза
Не комментирует ответы учеников, не исправляет их , предлагая это сделать самим ученикам
Не повторяет то, что сказали ученики
Предугадывает затруднения учеников и меняет по ходу урока задание, если с ним не справились ученики с первого раза
Подбирает комплексные задания, в которых изучаемый объект рассматривается с нескольких сторон
Деятельность ученика на уроке
Мобилизующий этап
Выполняя частично- поисковые задания определяет тему урока
Пользуясь опорной схемой формулирует цель урока, создает установку на её реализацию
Актуализирует имеющиеся знания в новой ситуации
Этап овладения новыми знаниями
Формулирует задания к упражнениям
Выполняет упражнения комментируя и поясняя свои действия
Формулирует новое правило на основе анализа предложенного учителем материал
Рефлексия
Вспоминает ход урока
Анализирует свою деятельность и деятельность товарищей
Формулирует свои впечатления
|