Скачать 358.31 Kb.
|
ПРОГРАММА ИНФОРМАТИЗАЦИИ Образовательного учреждения на 2012-2016 гг. Паспорт программы информатизации
Пояснительная записка За последние годы произошло коренное изменение роли и места информационных технологий в жизни общества. Человек, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, к организации своей деятельности. В ходе научно-технического прогресса появляется все больше технических средств с новыми информационными возможностями. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. И поэтому сегодня, как никогда ранее, важен переход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий во всех областях деятельности школы. Система образования по отношению к процессу информатизации выступает в двух аспектах: как система обеспечения необходимого уровня знаний населения, квалификации специалистов в области информатики и информационных технологий и как система, подверженная процессу информатизации для совершенствования своего собственного функционирования и развития, повышения результативности своей деятельности На современном этапе в России формируется информационное общество, предъявляющее новые требования к системе образования, обязательными условиями которого являются формирование ИКТ-компетенции учащихся путем информатизации учебно-воспитательного процесса и систематического использования новейших технологий на уроках всех предметных областей знаний. Программа информатизации школы рассчитана на четыре года и включает в себя пять основных разделов: создание единого информационного пространства школы; автоматизация управленческой деятельности школы; использование информационных технологий для непрерывного профессионального образования педагогов и оптимизации учебного процесса; обеспечение условий для формирования информационной культуры обучающихся; создание условий взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство школы. Программа направлена на освоение участниками образовательного процесса информационных технологий и использование их в практической деятельности с целью повышения качества образования. Реализация данной программы позволит эффективно организовать учебный процесс, опираясь на последние достижения науки, анализировать результаты деятельности всего коллектива и каждого ее участника в процессе обучения. Программа включает организацию деятельности, направленную на теоретическую и практическую подготовку учителей на всех этапах освоения и внедрения информационных технологий. Программа информатизации предусматривает на всех этапах ее реализации компьютерный мониторинг обученности школьников; создание банка разработок, посвященных использованию новых информационных технологий в образовательном процессе; компьютерное тестирование школьников; использование мультимедийной техники в образовательном процессе; широкое использование образовательных Интернет-ресурсов; использование информационных технологий в работе с одаренными детьми. Для выполнения поставленных задач программа информатизации должна реализовываться по следующим направлениям: - создание материально-технических условий для размещения, эффективного использования и сохранности средств информатизации и компьютерной техники; - приобретение компьютерной техники, средств информатизации, системных и прикладных программ; - подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических работников школы; - внедрение в работу школы компьютерных технологий на всех уровнях (административная команда, хозяйственная служба, педагогический коллектив, и др.); - обучение информационным технологиям обучающихся; - формирование и развитие медиатеки, электронной библиотеки создание, накопление и обновление баз данных, формирование, накопление и эффективное использование образовательных ресурсов и др. Теоретическая база для реализации программы информатизации МОУ «Лицей №4» В настоящее время области применения информационных технологий при проектировании образовательной среды многообразны. Рациональное использование новых информационных технологий способствует повышению интереса к предмету, лучшему усвоений знаний, формированию компьютерной культуры подростков. Одновременно актуальным становится вопрос выявления оптимальных способов организации школьного образования. «Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо в школе XXI века использовать неэффективные, устаревшие технологии обучения, изматывающие и ученика, и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующие качество образования...» (М. Поташник, действительный член Российской академии образования). Сегодняшнее мировое цивилизованное сообщество во многом базируется на информационных и телекоммуникационных технологиях. Под влиянием процесса информатизации складывается новая структура - информационное общество. Активное внедрение технологий информатизации современного общества не могло не коснуться и системы образования. Обеспечение сферы образования теорией и практикой разработки и использования информационных и телекоммуникационных технологий является одним из важнейших средств реализации новой государственной образовательной парадигмы, направленной на создание максимально благоприятных условий для саморазвития учащихся и их успеха в конкурентной среде. Информационные и телекоммуникационные технологии уже сами по себе выступают достаточно сильным фактором повышения мотивации образования. Однако, можно выделить следующие пути и способы мотивации, которые рекомендуется учитывать при создании инновационной (креативной) образовательной среды на основе информационных и телекоммуникационных технологий: - ориентация на достижение конкретных учебных целей и освоение конкретных действий; мотивация будет намного выше, если цели обучения и план действий выработаны самими обучающимися; разработаны специальные компьютерные программы, выступающие в качестве экспертных систем, облегчающих процесс целеполагания; - повышение актуальности и новизны содержания; электронные учебники позволяют постоянно дополнять, модернизировать, обновлять материал без больших затрат на типографские расходы; - раскрытие значимости профессиональных знаний; большое значение может играть показ средствами информационных и телекоммуникационных технологий происхождения знания, его эволюции, моделирование тенденций развития; - обеспечение принятия обучающимися некоей роли в учебном процессе: исследователя - при работе с экспертной системой; конструктора - при работе с конструкторской программой; виртуального субъекта - в игровых программах и т. д.; - предоставление обучающимся свободы действий при управлении осваиваемыми объектами в рамках заданных ограничений; компьютер как нельзя лучше может моделировать реакцию сложных систем на действия обучающихся без каких-либо последствий для этих систем; - применение наглядности, занимательности, эмоциональности, эффекта парадоксальности, удивления; в данном вопросе компьютер просто незаменим; возможности моделирования явлений, трёхмерной графики, видео, мультипликации и звуков позволяют обучающимся получить максимальное впечатление от осваиваемого материала, глубоко врезающееся в память и стимулирующее дальнейшее саморазвитие; - использование сравнений и аналогий, ассоциаций, понятных и близких обучающимся; большое значение для этого имеет индивидуализация образования при использовании информационных технологий, возможность построение динамической модели обучающегося; - использование произведений искусства и литературы; динамическое включение в осваиваемый материал электронного учебника картин и фотографий, музыкальное оформление, звучащее в перерывах, организуемых для предотвращения утомления обучающихся, позволяют "оживить" сухой материал, сделать его жизненным и интересным; - применение активных, деятельностных методов и форм обучения: совместных сетевых проектов, компьютерных деловых игр, проблемного метода, обучения через открытия, подкрепляемых компьютерными банками информации, развитой поисковой системой, экспертными системами поддержки принятия решения и т. д.; - структурирование учебного материала, разделение его на логически целостные, небольшие по размеру блоки; выделение главных идей и подчинённых мыслей; гипертекстовое представление материала в компьютере как нельзя более лучше способствует решению данной задачи; - использование учебных заданий с элементами новизны и непредсказуемости; обновление материала электронных учебников можно производить достаточно часто; датчик случайных чисел компьютера позволяет сделать элемент непредсказуемости реальным, даже для самого учителя; - разъяснение обучающимся системы построения материала, последовательности и способов освоения дисциплины; использование разноуровневой помощи и специальных навигационных панелей в компьютерной обучающей программе, обеспечивающих обучающимся лёгкость ориентирования в материале и динамическое отслеживание своего продвижения; - ограничение использования на занятиях ситуаций соревнования, соперничества; более предпочтительным является инициирование обучающихся к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений - рефлексии; - снятие временных ограничений там, где это представляется возможным. Полагаем, что самая актуальная задача образования – это успешная социализация в современном информационном обществе. Закономерно прогрессирует информатизация образования - внедрение новых информационных технологий: на уроках используются компьютерные обучающие программы, создаются компьютерные презентации силами учителей и учеников, проводится компьютерное тестирование и моделирование, поиск необходимого материала в Интернете. МОУ «Лицей №4» вкладывает значительные ресурсы в информатизацию с целью повышения качества образования учащихся. Компьютеры уже имеются в достаточном количестве не только в кабинетах информатики, но и кабинетах других образовательных областей, создаются электронные модели предметных кабинетов (математики, географии, начальных классах и некоторых других предметных кабинетах). Основная цель информатизации образовательного пространства – повышение эффективности и качества образования, формирование информационной компетенции как основы в достижении успешной социализации. Творчески работающий учитель заинтересован в том, чтобы в процессе обучения каждый ребенок был максимально включен в процесс обучения, при этом комфортно чувствуя себя и показывая хорошие результаты, обладая креативностью, что позволяет превратить процесс обучения в динамично развивающееся содружество. Принципиальное значение для достижения поставленной цели имеет доказанное психологической наукой положение о том, что способность к творчеству представляет собой не только наследственно обусловленное, но и прижизненно формируемое качество личности. Это не означает нивелировки людей по такому уникальному признаку как креативность, а лишь утверждает потенциальную возможность развития креативных способностей средствами обучения и воспитания, вовлекая во взаимодействии в информационно-образовательной среде. Краткий анализ состояния информатизации школы Обучение информатике и информационным технологиям ведется в 5-7 классах в объеме 105 часов, в 8-9 классах в объеме 140 часов, в 10 - 11 классах в объёме 280 часов. Более 90% учащихся имеют дома компьютеры, учащиеся младших классов используют компьютер преимущественно для игр, а вот учащиеся основной школы и старших классов активно используют компьютер для общения и поиска информации в сети, а также для образовательных целей: делают доклады и рефераты, презентации для уроков. В течение последних 5-6 лет идет активное внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс. Прошли обучение и получили удостоверение большинство педагогов и воспитателей. Более 80% педагогов в той или иной степени владеют простейшими навыками работы на компьютере. Примерно 80% педагогов используют ИКТ в процессе обучения. Информационно - коммуникационные технологии используются как при проведении уроков, так и при подготовке внеклассных мероприятий. Информационные технологии активно внедряются в классно-урочную систему организации учебно-воспитательного процесса, что несомненно вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Их использование создает возможности доступа к свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний, экономит время. Сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяет возможности представления учебной информации. В школе активно проводятся различные конкурсы, олимпиады, игр для школьников: «Русский медвежонок», «Кенгуру», «ПОНИ», «Золотое руно», «КИТ», «Британский Бульдог», Молодежные чемпионаты и др. Учителя русского языка и литературы используют он-лайн тестирования обучающихся. И педагоги, и ребята пользуются различными Интернет-ресурсами при подготовке к ЕГЭ и ГИА. В администрировании школы также используются информационно-коммуникационные технологии. Вся основная документация школы, планы и анализы работы, учет и анализ данных об учащихся и сотрудниках, различные мониторинги и др. заполняется на компьютере. В контексте программы, "информатизация" понимается, как процесс направленный на использования ИКТ в учебном процессе, который предполагает активное использование современных цифровых учебных ресурсов, создание условий для активной самостоятельной работы учащихся, гибкую организацию процесса учения, а так же замену традиционных информационных технологий на более эффективные во всех видах деятельности в школе, в структурных подразделениях школы. В последние годы процесс информатизации является одним из приоритетных (стратегических) направлений в развитии школы. Единое информационное пространство школы – это система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебного процесса: администраторы, преподаватели, ученики и их родители; администрация в сфере управления, а преподаватели в области повышения эффективности процесса обучения. Практически все участники образовательного процесса объединены между собой соответствующими информационными потоками. Формирование единого информационного пространства на первом этапе сводится к созданию общей информационной базы данных – компьютерного отображения информационного поля учебного заведения, объединяющего информационные потоки, и организации постоянного доступа к ней всех участников учебного процесса. В школе произошло внедрение электронного документооборота – ведение электронного журнала на сайте eljur.ru. Cоздан официальный сайт школы (адрес: http://www.schoolrm.ru/schools/lic4sar/) На данном ресурсе предусматривалось создание и открытие доступа всем заинтересованным лицам к сайту школы, который предоставляет следующие возможности: размещение разного рода информации для участников образовательного процесса, интерактивное общение участников учебного процесса (на форуме сайта). На портале www.proshkolu.ru создана страничка школы, на которой также размещаются материалы о школе, документы, фотографии. Педагоги более охотно регистрируются на различных педагогических порталах, сайтах, изучают опыт других педагогов. В течение 2011-2012 учебного года материально-техническая база школы пополнилась новым компьютерным оборудованием. Анализируя работу по информатизации школы можно сделать выводы: - процесс информатизации образования в школе продолжает успешно реализовываться; - педагогический коллектив проявляет интерес к этому направлению деятельности; - ИКТ внедряются в управление учебно-методическим процессом; - повышается педагогическое мастерство в освоении инновационных технологий; - педагоги школы стремятся к повышению квалификации по данному направлению работы; - увеличивается количество учителей и учащихся, участвующих в конкурсах с использованием ИК технологий. |
Программа информатизации мобу сош №23 на 2012-2016 г г Нит в управленческую и образовательную деятельность. Поэтому концептуальные вопросы решения использования нит и развития управления... | Г. Череповца Программа информатизации 2008 – 2012г г «Состояние готовности образовательного учреждения к переходу информатизации процесса обучения» | ||
Образовательная программа гбоу цо №1861 на 2011-2016 учебный год Образовательная программа Государственного образовательного учреждения Центра образования №1861 «загорье» Южного административного... | Программа информатизации школы в рамках внедрения пспо обоснование и актуальность вопроса Актуальность данного процесса информатизации заключается в обеспечении образовательного учреждения программным обеспечением, независящим... | ||
Образовательная программа муниципального образовательного учреждения... ... | Выписка из отчета о реализации программы информатизации мбоу «Вожегодская... Реализация процесса информатизации в мбоу «Вожегодская сош №1» осуществляется в соответствии с Программой информатизации на 2010-2013... | ||
Образовательная программа Начального общего образования на период... Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования | Программа информатизации Муниципального общеобразовательного учреждения... Концепция федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 года» | ||
Программа информатизации Муниципального общеобразовательного учреждения... Концепция федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2015 года» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ДтдиМ «Восточный» в 2012-2013 учебном году направлена на решение задач в рамках реализации Государственной программы на среднесрочный... | ||
Программа информатизации образовательного процесса в Муниципальном... Ключевой идеей программы информатизации школы является комплексный подход при моделировании и осуществлении информатизации школьного... | Программа развития информатизации муниципального образовательного... Рассмотрена и одобрена Утверждаю | ||
Программа развития образовательного учреждения на 2011 2016 годы... Программа развития образовательного учреждения на 2011 – 2016 годы «школа для всех – школа для каждого!» | Анализ работы образовательного учреждения за 2012-2013 учебный год Работа государственного образовательного учреждения Ярославской области Переславль-Залесского санаторного детского дома в 2012-2013... | ||
Программа информатизации муниципального образовательного учреждения... Приоритетные направления деятельности по созданию единого информационного пространства школы | Анализ работы Частного образовательного учреждения Варьеганский учебный... Работа коллектива Учреждения в 2012 году была направлена на решение следующих поставленных задач |