Приложение № 2 к письму
департамента образования
от 23.09.2009 № 2095/3.2
Положение о городском конкурсе проектов «Мой выбор»
Цели и задачи конкурса
Цель:
ориентация учащихся 9-ых классов на осознанный выбор профиля дальнейшего обучения с учетом своих индивидуально-психологических особенностей и возможностей, а также требований к выбираемой профессии, востребованности её на рынке труда.
Задачи:
Повышение мотивации учащихся общеобразовательных учреждений к изучению различных сфер деятельности и спектра профессий городского хозяйства.
Привлечение родителей к совместной с образовательными учреждениями деятельности, направленной на создание оптимальных условий для профессионального самоопределения учащихся.
Развитие интереса учащихся к индивидуальной и групповой проектной деятельности и к использованию современных информационных технологий.
Формирование ключевых компетентностей (информационных, коммуникативных, решения проблем).
Общие положения
Проект - специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно-значимой проблемы ученика в рамках содержания предпрофильной подготовки. Деятельность по проекту завершается созданием продукта, представляемого в форме реферата, портфолио, web-сайта и сопровождаемого презентацией.
Участники конкурса – учащиеся 9-ых классов общеобразовательных учреждений г.о. Тольятти.
Во избежание перегрузки учащихся конкурсные работы выполняются в рамках часов учебного плана, отведенных на предпрофильную подготовку и/или проектную деятельность (в зависимости от используемого варианта Базисного учебного плана).
Участникам конкурса для исследований предлагается следующее информационное поле:
Мои ориентиры в выборе профессии: Что необходимо учитывать при выборе профессии? Какова роль интересов, склонностей, способностей в выборе профессии? Как и что мы выбираем? Что такое профессиональная пригодность? Любой ли профессией может овладеть человек? «Карьерист» - обидный "ярлык" или показатель личностного роста?
Современная ситуация на рынке труда г. Тольятти: Специалисты каких профессий нужны нашему городу? Образование на всю жизнь или через всю жизнь? Предприятия нашего города – социальная защищенность или работа на износ!
Профессия родителей глазами детей: Трудовые династии: актуально ли это сегодня? Жить или выживать на работе? От чего зависит успех? Каковы взгляды родителей на будущее своих детей? Какова роль родителей в твоем выборе профиля дальнейшего обучения?
Экзотические профессии: Востребованность профессии на рынке труда региона и аргументы в пользу ее уникальности. Что важнее – престиж, оплата или содержание деятельности?
Результаты внутришкольной проектной деятельности (классный и школьный этапы) оцениваются на основе заданных, на уровне региона требований и критериев и учитываются при оценке предпрофильной подготовки.
Оценивание проектов на территориальном и городском этапах конкурса проводится по единым критериям (см. в пункт 6.1 настоящего Положения).
Участники конкурса представляют проекты, выполненные группой (от 3 до 5 человек) или индивидуально.
Организационное обеспечение конкурса
В общеобразовательных учреждениях проектная деятельность учащихся организуется на основании приказа по учреждению классными руководителями, педагогами, организаторами предпрофильной подготовки. К организации работы с учащимися могут привлекаться педагоги-психологи, социальные педагоги, родители, шефствующие организации.
Информационно-методическая поддержка участников конкурса осуществляется специалистами МОУ ДПОС «Ресурсный центр», МОУ ДПОС Центра информационных технологий посредством организации индивидуальных консультаций, семинаров-совещаний для организаторов предпрофильной подготовки в общеобразовательных учреждениях, классных руководителей, руководителей проектов учащихся 9-ых классов.
В ходе конкурса организуется консультирование организаторов предпрофильной подготовки общеобразовательных учреждений и участников:
по вопросам содержания проектных исследований участников и критериальной оценки проектов (содержательная часть):
Леванова Наталья Ивановна, методист МОУДОД центра дополнительного образования для детей «Гуманитарный центр интеллектуального развития»
(т. 76-90-56);
Галета Яна Сергеевна, педагог-психолог МОУДОД центра творческого развития и гуманитарного образования «Эрудит» (т. 37-18-13);
ответственные за организацию предпрофильной подготовки в базовых общеобразовательных учреждениях;
по вопросам подготовки веб-сайта, презентации участника(ов) и критериальной оценки учебных проектов (техническая часть):
Низенькова Марина Геннадьевна, методист МОУ ДПОС Центра информационных технологий (т.32-73-40);
Одегова Светлана Петровна, методист МОУ ДПОС Центра информационных технологий (т. 32-73-40);
Попова Елена Николаевна, методист МОУ ДПОС Центра информационных технологий (т. 32-73-40);
по вопросам подготовки реферата, «портфолио» участника(ов) и критериальной оценки проектов (техническая часть):
Логинова Наталья Николаевна, Шепелева Татьяна Александровна, методисты МОУ ДПОС «Ресурсный центр» (т. 28-56-60).
Этапы городского конкурса «Мой выбор»
Классный этап – заочный и очный туры.
В классном этапе конкурса участвуют все учащиеся 9-ых классов общеобразовательных учреждений.
Содержание деятельности на классном этапе:
приказ по общеобразовательному учреждению об организации и проведении конкурса в рамках предпрофильной подготовки;
организация установочного семинара для учащихся 9-х классов (цели и задачи конкурса и проекта, установка на выработку личной цели участника, условия и этапы проведения);
проведение мероприятий, помогающих участникам провести исследования по разным направлениям (родительские собрания; экскурсии на места работы родителей; встречи со специалистами центров психологической поддержки, профориентации, кадровыми агентствами и проч.);
организация консультаций участников по техническому исполнению проектов;
подготовка и выполнение проектов по результатам исследований;
публичное представление лучших проектов авторами;
определение участников школьного этапа.
Оценивание проектов участников на классном этапе осуществляется в рамках часов учебного плана, отведенных на предпрофильную подготовку и/или проектную деятельность, по критериям, заданным на уровне региона.
Отбор лучших проектов для школьного этапа осуществляется экспертной группой, в состав которой входят педагоги, родители, классные руководители, учащиеся и т.д.
Итогом классного этапа является:
оценка учащихся по проектной деятельности (в рамках учебного плана);
определение проектов для участия в школьном туре (2-3 работы от класса).
Школьный этап.
В школьном этапе участвуют лучшие проекты от каждого девятого класса учреждения.
Содержание деятельности:
публичное представление лучших проектов авторами в своем общеобразовательном учреждении (презентация работы автором – выступление до 10 минут), определение участников территориального этапа;
подготовка и передача итоговой информации о проведении школьного этапа в базовое образовательное учреждение;
подача заявки от школы на участие в территориальном этапе конкурса в базовое образовательное учреждение.
Оценивание проектов на школьном этапе осуществляется экспертной группой. В состав экспертной группы входят члены администрации, представители школьного родительского комитета, попечительского совета, социальных партнеров, педагоги, учащиеся и т.д.
Обязательным условием участия в школьном этапе является устное выступление авторов с представлением своих проектов. Кроме того, авторы вправе самостоятельно определить дополнительные формы публичного представления.
Итогом школьного этапа является:
определение лучших проектов;
заявка на участие в территориальном этапе конкурса (не более 3-х от учреждения).
Территориальный этап.
В территориальном этапе участвуют проекты от каждого учреждения территории, своевременно подавшего заявку.
Содержание деятельности:
публичное представление лучших проектов в своем территориальном объединении школ (презентация работы автором – выступление до 10 минут);
оценивание результатов проектной деятельности участников членами жюри конкурса;
определение участников городского этапа;
подготовка и передача итоговой информации о проведении территориального этапа в МОУ ДПОС «Ресурсный центр»;
направление в МОУ ДПОС «Ресурсный центр» решения территориального жюри о представлении проектов (не более 3-х от территории) на городской этап.
Обязательным условием участия в территориальном этапе является устное выступление авторов с представлением своих проектов (не более10 минут). Авторы вправе самостоятельно определить дополнительные формы публичной презентации.
Оценивание проектов на территориальном этапе осуществляется территориальным жюри во время публичной презентации авторами. В состав жюри входят члены администраций общеобразовательных учреждений территориального объединения, представители родительской общественности, социальных партнеров, педагоги, учащиеся и т.д. С целью более объективного оценивания проектов рекомендуется обмен экспертными группами территориальных объединений. Во избежание совпадения дат, территориальный этап проводится по заранее установленному графику. Критерии оценки представлены в пункте 6.1 настоящего Положения.
Итогом территориального этапа является:
определение проектов-победителей территориального этапа;
решение территориального жюри о направлении проектов (не более 3-х) на городской этап конкурса.
. Городской этап.
В городском этапе участвуют проекты – победители территориального этапа.
Содержание деятельности:
публичное представление лучших проектов: выступления авторов, иные формы представления (до 10 минут);
оценивание результатов проектной деятельности участников членами жюри;
определение победителей городского этапа конкурса;
награждение победителей;
подведение итогов конкурса;
размещение итоговой информации и лучших проектов на сайте департамента образования, МОУ ДПОС Центра информационных технологий, МОУ ДПОС «Ресурсный центр».
Состав экспертной группы по оцениванию проектов участников на городском этапе определяет Оргкомитет конкурса. Экспертная группа и жюри руководствуются критериями, установленными в пункте 6.1. настоящего Положения.
Требования к оформлению проектов
5.1.Во избежание возникновения проблем (технических, организационных и пр.) при рассмотрении проектов участникам следует соблюдать единые требования к оформлению и подготовке работ.
Работы, не отвечающие техническим требованиям, определяемым настоящим Положением, могут быть отклонены экспертной группой. В исключительных случаях (при рассмотрении и оценивании работ, выполненных с отклонениями от настоящих требований) могут начисляться штрафные очки (до 10 баллов).
Реферат:
Реферат пишется или печатается только на одной стороне листа формата А4.
Все страницы реферата, включая приложения, нумеруются по порядку.
Страницы должны иметь следующие поля: левое – 30 мм, верхнее – 20 мм, правое – 10 мм, нижнее – 25 мм (или левое – 2,5 мм, правое, верхнее и нижнее – по 10 мм).
Объем реферата жестко не регламентируется (в среднем 5-10 машинописных страниц).
На протяжении всей работы соблюдается единообразие в оформлении ссылок, требования к структуре реферата.
На титульном листе реферата указывается название городского конкурса, тема исследования, а также информация об авторе(ах) работы (фамилия, имя, класс, учреждение) и руководителе проекта.
«Портфолио»:
в ходе работы над проектом группа участников собирает информацию, материалы, документы, на основе которых разрабатывается проект и оформляется «портфолио». Должны быть отражены основные этапы работы по проблеме в логической последовательности. Папка документов («портфолио») предоставляется экспертной группе для детального анализа логики работы школьников по проекту;
содержательная часть может быть представлена несколькими вариантами:
портфолио документов (дипломы, грамоты, свидетельства, сертификаты и другие документы, подтверждающие достижения учащегося):
портфолио отзывов (тексты заключений, рецензии, отзывы, резюме, эссе, рекомендательные письма и др);
портфолио работ (ведомость или зачетная книжка о прохождение курсов по выбору, творческая книжка с приложением работ, электронные документы, видеозаписи, модели, проекты, исследовательские работы, отчеты о социальных практиках и др).;
комплексный портфолио, включающий два или три раздела из выше перечисленных (например: раздел документов, раздел работ и раздел отзывов);
портфолио, включающий следующие разделы:
портрет (фотография, эссе, автобиография, характеристики данные другими людьми, вступительная статья – обоснование);
коллектор - материалы, авторство которых не принадлежит учащемуся (памятки, схемы, списки литературы, ксерокопии статей, распечатки из Интернета, иллюстрации, материалы периодических изданий, материалы товарищей по группе);
рабочие материалы, созданные и систематизированные самим учащимся (схемы, таблицы, графики, отчеты, диаграммы, наблюдения, результаты исследований и др.);
достижения (грамоты, сертификаты и др.).
Оформление титульного листа:
название конкурса;
тема проекта;
авторы проекта;
руководитель проекта;
МОУ № _____;
Тольятти, 200_г.
WEB-сайт:
Суммарный объем работы (web-сайта) не должен превышать объема 1 СД диска.
Суммарный объем медиа - объекта, размещенного на сайте в режиме полного просмотра, не должен превышать 100 МБ.
К защите принимаются web-сайты с авторским дизайном, без использования готовых шаблонов.
На главной странице web-сайта указывается название городского конкурса, тема проекта, а также информация об авторе(ах) работы (фамилия, имя, класс, учреждение) и руководителе проекта.
На отдельную страницу web-сайта выносятся ссылки на источники, информация из которых использовалась при выполнении исследовательской работы.
Критерии оценки проектов
Проекты участников на территориальном и городском этапах конкурса оцениваются членами экспертных групп по единым критериям. Параметры
| Максимальная оценка
| Содержание проекта (max=70 баллов)
| Соответствие содержания целям и задачам проекта
| 30
| сформулирована цель проекта
| 10
| поставлены задачи проекта, в соответствии с целью
| 10
| определены пути решения задач
|
| содержание работы соответствует целям и задачам
| 10
| Наличие вывода, отражение собственной позиции
| 15
| Соблюдение требований к оформлению проекта -
| 25
| - соответствие форме представления (реферат, «портфолио», web -сайт).
| 5
| выходные данные (информация об авторе, учреждение, название)
| 5
| разнообразие источников информации
| 10
| соблюдение норм русского языка
| 5
| Публичное представление исследования (max=30 баллов)
| Логичность, последовательность изложения
| 10
| Ораторское мастерство (убедительность, доказательность, грамотность речи)
| 5
| Оригинальность представления содержания и результатов проектной деятельности
| 10
| Организованность (техническая и организационная готовность)
| 5
|
Награждение
Награждение победителей предусматривается по итогам проведения этапов:
школьный и территориальный этапы – за счет средств общеобразовательных учреждений;
городской этап – грамоты департамента образования мэрии г.о. Тольятти.
|