Скачать 388.61 Kb.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ортодонтии на 2010/11 учебный год. (переутверждение) Дисциплина _______Ортодонтия__________________________________________________ Специальность_______060105.65 - стоматология______________________________________ Факультет___________стоматологический_________________________________________ Кафедра ____________ортопедической стоматологии________________________________ Курс__ IV, V____ Семестр______ 7, 8, 9, 10______ Лекции___28___(час) Практические (семинарские) занятия___85______(час) Самостоятельная работа__35___ (час) Экзамен___ X_____(семестр) Всего_____148_____(час) Дополнений и изменений нет. Разработчик программы- ассистент ______________________________(М.А. Изосимова) Зав.учебной частью кафедры -доцент___________________________ (Н.С. Нуриева) Переутверждение рабочей программы рассмотрено на заседании кафедры ортопедической стоматологии «25»_августа_2010г. (протокол №1) Зав.кафедрой –д.м.н., профессор______________________________(О.И. Филимонова) СОГЛАСОВАНО: зав.УМЦ_________________________________В. Б. Патрушева I.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ 1. Цели преподавания дисциплины Подготовить врача-стоматолога общей практики, владеющего глубокими знаниями и умением в области профилактики, диагностики и лечения аномалий и деформаций зубо-челюстно-лицевой области, имеющего представление о патологиях челюстно-лицевой области. 2. Задачи изучения дисциплины. 1) Изучение развития зубочелюстной системы. Возрастных особенностей развития челюстно-лицевой области. 2) Ознакомление с организацией стоматологического ортодонтического отделения, эргономикой санитарно-эпидемиологическим режимом в клинике ортодонтической стоматологии. 3) Освоение клинических и дополнительных методов обследования ортодонтического пациента, правильного заполнения медицинской документации. 4) Изучение этиологии, патогенеза, классификаций и клиники ортодонтических деформаций и аномалий челюстно-лицевой области. 5) Освоение методов диагностики, лечения и профилактики деформаций челюстно-лицевой области, основ техники изготовления ортодонтических аппаратов. 6) Ознакомление с принципами биомеханики ортодонтического перемещения зубов. Морфологическими изменениями в околозубных тканях при ортодонтическом перемещении зубов. 3. Перечень знаний и умений, приобретаемых студентом по завершении обучения. СТУДЕНТ ДОЛЕН ЗНАТЬ: – этапы развития ортодонтии, роль ведущих ученых в развитии дисциплины, основы организации ортодонтической помощи в Российской Федерации. Принципы оборудования ортодонтического кабинета и технической лаборатории; – принципы гармоничного развития зубо-челюстно-лицевой области – особенности возрастного развития ЗЧЛО; – определение зубочелюстных деформаций и аномалий, классификацию по Энглю, Калвелису, Катцу, ВОЗ; – этиологию, патогенез, классификацию, клиническую картину; диагностику; принципы лечения дистальной окклюзии; – этиологию патогенез, классификацию, клиническую картину; диагностику; принципы лечения мезиальной окклюзии; – этиологию, патогенез, классификацию, клиническую картину; диагностику, принципы лечения открытого прикуса; – этиологию, патогенез, классификацию, клиническую картину, диагностику, принципы лечения глубокого прикуса; – этиологию, патогенез, классификацию, клиническую картину, принципы лечения перекрестного прикуса; – показания к избирательному пришлифовыванию зубов в молочном, сменном, постоянном прикусе; – этиологию, патогенез, классификацию, клиническую картину, диагностику, принципы лечения аномалий положения зубов, аномалий зубных рядов; – развитие и рост мозгового и лицевого скелета, причины возникновения врожденных расщелин ЧЛО; классификацию; принципы оказания помощи пациентам с врожденными расщелинами ЧЛО – сроки и последовательность прорезывания молочных и постоянных зубов; – особенности протезирования у детей и подростков; – показания к удалению зубов по Хотцу; – причины возникновения рецидивов после ортодонтического лечения; способы их предотвращения; – показания к удалению зубов при скученности зубов, – иметь понятие о ретенции результатов лечения, видах ретенционных аппаратов; – методы диагностики, применяемые в ортодонтии (виды рентгенодиагностики, функциональные пробы, фотометрия, антропометрия; измерения контрольно-диагностических моделей челюстей); – принципы планирования ортодонтического лечения; – принципы конструирования ортодонтических аппаратов, основы лабораторной техники изготовления ортодонтических аппаратов; – профилактические мероприятия в ортодонтии в различные возрастные периоды; – биомеханику ортодонтического перемещения зубов; морфологические изменения в околозубных тканях при перемещении зубов; – применение компьютерной технологии в ортодонтии; – принципы диспансеризации пациентов с ЗЧЛ аномалиями; СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: – установить психологический контакт с пациентом; – определять тип окклюзии пациента, классифицировать по Эпглю; – провести клиническое обследование ортодонтического пациента (грамотно собрать анамнез жизни и заболевания пациента, провести тщательный объективный осмотр ортодонтического пациента) из полученных данных сделать предположение об этиологии и патогенезе деформации ЧЛО; – рассчитать контрольно-диагностические модели по методикам Пона, Коркхауза, Герлаха, Снагиной, Тонну, Нансе; – уметь описывать дентальные рентгенограммы; – уметь провести анализ ортопантовогаммы; – провести исследование боковой телерентгенограммы головы (краниометрию, гнатометрию, профилометрию); – провести анализ томограммы височно-нижнечелюстного сустава; – определять гармонию лица пациента; – определять эстетику улыбки пациента; – определит конструктивный прикус у пациента; – определить форму лица по Гарсону, по Изару; – провести фотометрическое исследование головы; – определить тип профиля ортодонтического пациента; – проанализировать томограмму височно-нижнечелюстных суставов пациента; – установить соответствие паспортного, соматического и костного возраста пациента; – установить причины возникновения аномалии челюстно-лицевой области. – используя данные клинического, антропометрического, рентгенологического методов обследования записать диагноз ортодонтического пациента и составить план лечения; – правильно выбрать комплекс миогимнастики для пациента с данной ортодонтической патологией; – определить средние сроки лечения данной ортодонтической патологии; – выбрать ортодонтический аппарат для лечения данной ортодонтической патологии; – выбрать ретенциооный аппарат для закрепления результата лечения у данного ортодонтического пациента; – определить сроки ретенции данной ортодонтической патологии; 4. Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения ортодонтии: - неорганическая и органическая химия - биология - анатомия человека - топографическая анатомия - физиология - гистология и эмбриология - биохимия - микробиология - иммунология - фармакология - патанатомия - патофизиология Учебный план по ортодонтии
II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Введение Ортодонтия – наука о причинах и механизмах развития зубочелюстных аномалий, методах их диагностики, профилактики и лечения. История основания и развития ортодонтии (Фошар, Гунтер, Коффин, Энгль, Гербст, Бегг, Вилкок, Эндрюс). Отечественные ученые, внесшие вклад в решение научных, организационных проблем, подготовки кадров (Калвелис, Катц, Бельтман, Хорошилкина, Малыгин, Персин и др.) Связь ортодонтии с другими медицинскими дисциплинами. Современный взгляд на причины и механизм развития зубочелюстной патологии. Распространенность нозологических форм зубочелюстной аномалии среди взрослого и детского населения. Методы обследования пациента Деонтологические принципы в стоматологии: взаимоотношения врача и пациента, медицинского персонала, уровень профессиональной подготовки врача и персонала. Обязанности медсестры и санитарки. Основные методы обследования ортодонтического пациента. Паспортные данные, жалобы пациента, анамнез жизни, патологии. Перенесенные и сопутствующие заболевания. Переносимость лекарственных веществ. Внешний осмотр. Пальпация. Осмотр слизистой преддверия полости рта, собственно полости рта, состояния десен. Особенностей анатомического строения органов полости рта. Наличие парафункций у пациента. Вредные привычки. Осмотр состояния зубов, зубная формула, состояние зубных рядов, их форма. Оценка окклюзии. Оценка гигиены полости рта. Рентгенография (прицельные снимки, ортопантомограммы, телерентгенограммы, снимки кистей рук, томограммы височно-нижнечелюстных суставов). Антропометрия. Определение типа профиля, формы головы по Изару, Гарсону. Гармония лица. Фотометрическое исследование. Измерение диагностических моделей челюстей (по Пону, Тонну, Снагиной, Коркхаусу, Герлаху, Шмуту). Определение высоты свода неба, глубины резцового перекрытия. Функциональная диагностика. Миотонометрия, миография, электромиография, гнатодинамография, фагодинамометрия, оценка жевательной эффективности по Агапову, Оксману, функциональные дыхательные пробы. Функциональная речевая проба, платография. Применение ЭВМ для диагностики зубочелюстных аномалий. Анализ результатов исследования. Диагноз: предварительный, окончательный. Планирование лечения. Выбор метода лечения, выбор ортодонтического аппарата. Амбулаторная карта ортодонтического пациента., правила заполнения. Амбулаторная карта, как медицинский и юридический документ, материал для научных исследований. Применение компьютерных технологий для, диспансеризации ортодонтических пациентов, компьютерная амбулаторная карта ортодонтического пациента. Дистальная окклюзия. Классификация. Этиология, патогенез, распространенность среди различных групп населения. Сопутствующие заболевания, клиника (лицевые признаки патологии, характерные парафункции, изменения в полости рта). Изменения на ортопантомограмме и телерентгеногаммме головы при различных видах дистальноц окклюзии. Профилактика, лечение различных форм дистальной окклюзии. Виды аппаратов, применяемых при лечении дистального прикуса. Мезиальная окклюзия. Классификация. Этиология, патогенез, распространенность среди различных возрастных групп населения. Роль наследственного фактора в развитии и степени выраженности мезиальной окклюзии. Клиника (лицевые признаки патологии, изменения в полости рта). Изменения на ортопантомограмме, телерентгенограме головы при мезиоокклюзии. Профилактика, миотерапия при мезиальной окклюзии. Планирование лечения, виды аппаратов применяемых при лечении мезиальной окклюзии. Открытый прикус. Классификация. Этиология и патогенез. Роль перенесенных в раннем детском возрасте соматических заболеваний в формировании открытого прикуса. Клиника, изменения на ортопантомограмме и телерентгенограмме головы при различных формах открытого прикуса. Роль санитарного просвещения матери в профилактике открытого прикуса. Планирование лечения, виды аппаратов, применяемых при лечении открытого прикуса. Перекрестный прикус. Классификация. Этиология и патогенез различных видов перекрестного прикуса, клиника, изменения на ОПТГ, ТРГ головы при перекрестном прикусе. Изменения в височно-нижнечелюстном суставе при различных видах перекрестного прикуса. Роль избирательного пришлифовывания и полноценного своевременного протезирования у детей и взрослых пациентов в профилактики возникновения перекрестного прикуса. Планирование лечения, виды аппаратов, применяемых при лечении открытого прикуса. Аномалии зубных рядов. Классификация аномалий зубных рядов. Аномалия зубных рядов в трансверзальном, сагиттальном, вертикальном направлении, сочетание аномалий зубных рядов. Этиология патогенез, принципы лечения, профилактики. Виды ортодонтических аппаратов, применяемых при лечении данной патологии. Показания к удалению отдельных зубов при тесном положении зубов. Удаление зубов по методике Хотца. Аномалии положения зубов. Аномалии зубов в трансверзальном направлении. Диастема, виды диастем. Тремы. Этиология, патогенез, рентгенодиагностика, принципы лечения. Ортодонто-хирургический метод лечения. Профилактика возникновения диастемы. Аппараты, применяемые при лечении диастем, трем. Аномалии положения зубов в сагиттальном направлении. Этиология, патогенез, особенности планирования лечения, аппараты, применяемые при лечении. Аномалии положения зубов в вертикальном направлении. Этиология, патогенез, принципы лечения, аппараты, применяющиеся при лечении данной патологии. Поворот зуба вокруг продольной оси, Транспозиция зубов. Этиология, патогенез, рентгенодиагностика, принципы лечения, выбор аппаратов для лечения аномалии. Особенности лечения транспозиции зубов, Хирургическое, ортопедическое лечение транспозиции. Аномалии формы и величины зубов. Виды аномалий формы зубов. Нарушение морфологии аномалийных зубов. Причины возникновения патологии. Способы коррекции аномалийной формы зубов. Этиология, способы коррекции аномалийной величины зубов. Сочетание ортодонтической, хирургической и ортопедической коррекции аномалий формы и величины зубов. |
Вопросы к пм 04. Ортодонтические аппараты Понятие об ортодонтии. Цели и задачи ортодонтии. Взаимосвязь ее с другими | Оценка эффективности учебно-воспитательной работы за 2009-2010 учебный... Приоритетными направлениями деятельности школы в 2009-2010 учебном году являлись | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... На основании анализа работы школы за 2009-2010 учебный год коллектив школы выдвинул на 2010-2011 учебный год следующие образовательные... | Анализ работы школы за 2010/11 учебный год Анализ работы школы за... Активизировать деятельность мо классных руководителей трех ступеней образования. Разработать систему воспитательной работы в 5-х... | ||
Анализ деятельности заместителя директора по информатизации моу нош... В процессе реализации программы информатизации на 2010-2011 учебный год были поставлены следующие задачи | Анализ работы гоу спо спасский апт за 2009/2010 учебный год Основными задачами работы образовательного учреждения на 2009/2010 учебный год были | ||
План работы кафедры на 2009-2010 учебный год Анализ работы кафедры за 2008-2009 учебный год и задачи на новый учебный год (2009-2010) | Камалетдиновой Альбины Хамзовны II категория Рассмотрено на заседании... | ||
Рабочая программа По русскому языку7 класс 2 ступень, базовый уровень... | Рабочая программа По русскому языку 6 класс 2 ступень, базовый уровень... | ||
Итоги студенческой научно-исследовательской деятельности за 2009-2010 учебный год Мая 2010 г в техникуме состоялась студенческая научно-практическая конференция «Шаг в будущее». Были подведены итоги научно-исследовательской... | Доклад за 2009-2010 учебный год моу «Средняя общеобразовательная школа №2» Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №2 Год открытия – 1981 год. Лицензия на образовательную... | ||
Публичный отчет за 2009-2010 учебный год 2010 год Муниципальное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа №2 П. Фряново щелковского муниципального района московской... | План работы моу «сош» п. Средняя усьва на 2009 2010 учебный год. Средняя Усьва 2009 Анализ учебно-методической и воспитательной работы за прошедший учебный год и основные задачи на новый учебный год | ||
Рабочая программа по истории в 10 классе Учитель: М. А. Михайлова... Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (2004 год) | Перспективный план воспитывающей деятельности Перспективный план... Анализ воспитательной работы за 2010-2011 учебный год Задачи на 2011 – 2012 учебный год |