Скачать 83.54 Kb.
|
Н.Т.Смагулова ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРИТЕРИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ТЕСТОВ Без стремления к научной работе учитель неизбежно попадает во власть трех педагогических демонов: механичности, рутинности, банальности. А. Дистервег Казахстану жизненно необходима система образования, позволяющая адекватно встретить вызовы цивилизации XXI века, сохранить и укрепить нашу конкурентоспособность как одного из ведущих государств. Современный мир уже вступил в постиндустриальную эпоху, когда большая часть экономического богатства создается вне среды материального производства. Сейчас главное условие инновационного устойчивого развития – способность оставаться на острие научно-технического прогресса, задавать тон в новейших технологиях, влиять на мир силой идей, примера, культуры, надежно обеспечивать безопасность государства и граждан. Интеллект все больше оказывается основным конкурентным преимуществом. Современная школа ищет различные пути реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность. В Послании Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н.А.Назарбаева народу Казахстана говорится о модернизации системы образования, необходимости «внедрять в процесс обучения современные методики и технологии». Современные методики необходимы не только в процессе обучения, формирования компетенций учащегося, но и при оценивании, сборе и анализе информации о достижениях учащихся. Тестирование является одной из наиболее технологичных форм проведения контроля с управляемыми параметрами качества. В этом смысле ни одна из известных форм контроля знаний учащихся с тестированием сравниться не может. Введение тестирования в школьную практику обусловлено тем, что все чаще нашим ученикам предлагают именно такие формы проверочных заданий при итоговой аттестации. Многие преподаватели уже прошли через некоторую эйфорию при создании тестов и поняли, что это весьма непростое дело. Куча бессистемно надёрганных вопросов и ответов – далеко ещё не тест. Оказывается, что для создания адекватного и эффективного теста нужно затратить много труда. Предъявляемые задания обычно выполняются в письменном виде. При этом используются два вида заданий: а) требующие от учащихся самостоятельного составления ответа (задания с конструктивным типом ответа). б) задания с выборочным типом ответа. Учащийся выбирает из числа предоставленных ответов тот, который он считает правильным. Важно отметить, что эти типы заданий подвергаются серьезной критике. Отмечается, что задания с конструктивным типом ответа приводят к необъективности оценок. Так, разные экзаменаторы и нередко даже один и тот же экзаменатор ставят разные оценки за один и тот же ответ. Кроме того, чем больше свободы в ответе у учащихся, тем больше и вариантов оценки преподавателей. Решению проблемы объективного контроля эффективно способствует использование в школьной практике современных видов и методов контроля. Таким объективным средством контроля уровня обученности является тест, основанный на использовании критериально-ориентированных заданий. От традиционных оценок и контроля знаний учащихся тесты с критериально-ориентированными заданиями отличаются объективностью измерения результатов обучения, поскольку они ориентируются не на субъективное мнение преподавателей, а на объективные критерии, основанные на уровнях познавательного процесса по таксономии Б. Блума. Кроме того, данные тесты позволяют проверить не только фактические знания, но и умение применять их, оперировать понятиями и терминами, преобразовывать материал, умение анализировать, синтезировать полученные знания. Этапы создания теста
наиболее удобно осуществлять в виде таблицы, т.е. в матричной форме в виде технологической матрицы. Технологическая матрица - форма представления отбора содержания образования для конструирования тестов с учетом критериев оценивания. Критерии оценивания основаны на таксономии Б. Блума и широко используются при разработке заданий в международных сравнительных исследованиях. Общие критерии оценивания учебных достижений учащихся:
Пример технологической матрицы
Например: тест имеет следующую структуру:
Начнем рассмотрение таксономии с первого уровня – знание. Знание Категория знание – это категория, подразумевающая запоминание либо посредством воспроизведения информации, либо через распознавание. Одним из примеров воспроизведения информации является задание, требующее вставить пропущенные символы. А распознавание необходимо при выполнении заданий с множеством вариантов ответа, когда необходимо узнать уже пройденный материал. Оба эти процесса предполагают нахождение информации или фактов, содержащихся в памяти. В большинстве своем информация не изменяется в процессе сохранения. Это ответы (типа правильно/неправильно) на вопросы в тестовых заданиях. Кроме того, это может быть воспроизведение терминов, принципов или правил. Исследования показывают, что большинство учителей формулируют основную часть своих вопросов (как во время занятий, так и в тестах) на уровне знания. Следовательно, мыслительные процессы учащихся остается на очень низком уровне. Возможно, это и есть причина того, что школьники считают обучение скучным и неинтересным. Но это не значит, что уровень знания – бесполезная категория. Вследствие иерархического строения таксономии уровень знания служит базой для других уровней. Он обеспечивает основу для формирования других уровней. Поэтому вопросы уровня знания могут быть очень эффективны в начале урока или раздела, так как они расширяют кругозор. Понимание. Категория понимания подразумевает преобразование информации в более понятную форму. Подобно всем категориям, расположенным выше уровня знания, категория понимания используется для выделения путей передачи информации, которая уже находится в памяти. Процесс понимания требует от учащегося показать, что он понял материал посредством его переработки и преобразования перед ответом на вопрос. Это могут быть вопросы и задания типа: найдите, в чем отличие, в чем разница, изложите своими словами, восстановите, приведите пример и др. Категория понимания является основным путем перехода на более высокий уровень: если учащиеся чего-то не понимают, они не могут использовать эти знания для решения проблем, которые и являются процессами более высокого уровня. Применение. Категория применения подразумевает применение или использование информации для решения какой-либо проблемы. На уровне применения учащемуся предлагается проблема, которую он должен решить по-своему, не прибегая к подсказке. Учащийся также должен знать, как применить выбранный метод. Оценивая проблему уровня применения, вам необходимо обращать внимание как на решение, так и на процесс выработки решения, так как они являются важными подпунктами в решении проблемы уровня применения. Ведь то, как выработано решение, может быть важнее самого решения. В тестах это могут быть задания на разграничение значений паронимов, разграничение видов придаточных предложений, задания по пунктуации и т.д. Анализ Данная категория включает в себя процесс, при котором комплексные образования, такие как: речь, коммуникация в письменной форме разделяются на составляющие. На уровне анализа акцент делается на умении учащихся разложить на составляющие, проанализировать структуру, объяснить, как части одного сложного действуют вместе. Синтез. Синтез обозначает творческое соединение элементов для образования нового и неповторимого единства. Так как это творческий процесс, категорию синтеза легко распознать. Синтез – это процесс соединения частей таким образом, чтобы создать совершенно новую модель или структуру. В тестах с критериально-ориентированными заданиями уровни анализа и синтеза отнесены к категории С – интеграция знаний. Это могут быть задания, требующие от учащегося использовать изученный материал различных языковых уровней, преломляя их в зависимости от ситуации. Это могут быть вопросы и задания на разграничение и выявление языковых явлений, структуры предложений, пунктуационный анализ и т.д. Задания по разграничению производных предлогов, деепричастий, наречий, при этом необходимо учитывать их правописание, синтаксическую функцию. В заданиях подобного типа необходимо уметь синтезировать знания различных языковых уровней, например: орфографии, морфологии, синтаксиса. Необходимо отметить, что при составлении тестов достаточно сложно разграничить уровни применения и интеграции. Кроме того, проблема тестирования по русскому языку чрезвычайно осложнена спецификой самого предмета, поскольку язык и речь трудно поддаются формализации и стандартизации (речь в своем устном и письменном проявлении вообще очень индивидуальна). В данной статье мы попытались адаптировать теорию тестирования к конкретному предмету «русский язык» и предложить методику создания тестов, построенных на теории критериально-ориентированных заданий, основанной на таксономии Б.Блума. Использованная литература и Интернет-источники
|
Методическая разработка на тему: «Использование адаптивной системы... «Использование адаптивной системы обучения в составлении тестовых заданий по физике в 11 классе» | Уроке» Учитель: Федосеева С. К. Тема: «Обособление второстепенных членов предложения» «Составление компетентностно – ориентированных заданий и их использование в уроке» | ||
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Введен Единый государственный экзамен, также предполагающий использование тестовых заданий. Предлагаемое издание имеет своей задачей... | Определение конструкта при составлении тестов по чтению для академических целей Специальность 13. 00. 02 — Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки) | ||
Тесты по курсу «Обществознание» 10-11 классы Подготовка к егэ Введен Единый государственный экзамен, также предполагающий использование тестовых заданий. Предлагаемое издание имеет своей задачей... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Использование компетентностно ориентированных заданий на уроках естествознания как средство мониторинга ключевых компетенций младших... | ||
Урок обществознания в 10-м классе. Базовый уровень по теме "Человек в системе социальных связей" Введен Единый государственный экзамен, также предполагающий использование тестовых заданий. Предлагаемое издание имеет своей задачей... | Использование тестов и тестовых заданий на уроках истории в условиях... Педагогические тестовые материалы являются стандартизированными измерителями, используемыми для организации и оценки внутривузовского... | ||
Реферат по физкультуре Тема: «Здоровьесберегающие технологии на уроках физкультуры» Это создание в ходе воспитательного процесса ситуаций, которые стимулируют субъектную активность учащихся, использование личностно... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В данной статье рассматривается необходимость профессионально ориентированных заданий по информатике для старшеклассников, возможность... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Использование компетентностно-ориентированных заданий результативно в том случае, если на уроке в целом осуществляется компетентностный... | Вопросы к Государственному экзамену Использование программ обработки текстов, компьютерной графики, макетирования и верстки при составлении рабочих документов, презентационных... | ||
Решение тестов,выполнение заданий (5-7 мин) Закрепление зун учащихся:... Домашний адрес рт,Мамадышский район, д. Средние Кирмени,ул. Мусы Джалиля,д 7, телефоны : 2-92-52, 89053703970 | Использование авторских тестов на уроках гуманитарного цикла и логопедических... Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников | ||
Методические указания по выполнению контрольной работы Количество... Неличные формы глагола при переводе специальной литературы, а также умение извлекать информацию из прочитанного на базе профессионально... | Практическое использование конструктора тестов «универсальный тест» в общеобразовательной школе Тема: №1 «Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных... |