Программа «Фонд образовательных инноваций» Научно-исследовательский семинар «Теория и методология демографических исследований»





Скачать 376.59 Kb.
НазваниеПрограмма «Фонд образовательных инноваций» Научно-исследовательский семинар «Теория и методология демографических исследований»
страница1/4
Дата публикации14.02.2015
Размер376.59 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Информатика > Программа
  1   2   3   4

Программа «Фонд образовательных инноваций»

Научно-исследовательский семинар

«Теория и методология демографических исследований»

Аннотация

Научно-исследовательский семинар (НИС) «Теория и методология демографических исследований» - это «площадка» для научного общения студентов, сотрудников Института демографии, преподавателей кафедры демографии и других кафедр НИУ ВШЭ, приглашенных исследователей. Тесный контакт магистрантов и исследователей способствует формированию исследовательской культуры, взаимообучению, вариативности ранее сформированного научного профиля, формированию исследовательских коллективов, совместной реализации научно-исследовательских проектов. В этой связи целью НИС следует считать - развитие исследовательских умений и навыков, а не получение базовых теоретических знаний. НИС является обязательной частью образовательной программы и регулярно работает в течение обоих лет обучения в магистратуре.

НИС «Теория и методология демографических исследований» проводится на МП «Демография» с 2009 г.. За 2 года был накоплен первичный опыт проведения Семинара. Частично он обобщен и вошел в предлагаемую к участию в Конкурсе заявку. Однако, предлагаемая Программа была серьезно модифицирована с учетом пожеланий студентов и преподавателей, проводивших Семинар в прошлые годы, требований новых Образовательных стандартов НИУ ВШЭ, новых возможностей, предоставляемых НИУ ВШЭ.

НОВИЗНА ПРЕДЛАГАЕМОЙ ЗАЯВКИ состоит в следующем:

1) проведена реструктуризация предлагаемых видов деятельности (например, лекции и семинары-обсуждения по тематике, расширяющей демографические познания, сконцентрированы в одной части Программы, взамен ранее существующей практики их повсеместного разового присутствия и др.)

2) добавлены абсолютно новые виды деятельности в рамках Семинара (написание заявок на получение гранта и Деловая игра, обсуждение телепроекта, тренинги и др.)

3) сделан упор не только на написание курсовой работы и магистерской диссертации, но и на другие формы исследовательской активности, получение других аналитических компетенций

4) уточнены спецификация и требования к формам контроля по Семинару

5) добавлен раздел «Литература» (основная и дополнительная), призванная помочь студентам в формировании исследовательских умений и навыков.

1. Основные задачи научно-исследовательского семинара.

- осуществление плавного перехода от учебной деятельности к исследовательской работе;

- проведение профориентационной работы среди студентов, позволяющей им выбрать приемлемое для себя исследовательское направление, затем – тему исследования;

- получение новых представлений об объектах профессиональной деятельности;

- знакомство со смежными научно-исследовательскими «полями»;

- углубление представлений о процессе научного исследования: самостоятельном поиске и обзоре актуальной литературы, обосновании цели, задач, методов, тестируемых гипотез, объекта исследований, круге используемой информации и методах ее верификации;

- овладение навыками написания и подготовки научной статьи, заявки на конференцию, постерного доклада;

- совершенствование навыков представления текущих и конечных результатов деятельности, выполнения презентаций;

- расширение навыков аналитической работы в «малых группах», участия в обсуждениях;

- выработка навыков научной дискуссии, конструктивной критики результатов собственного и чужого исследования, модерирования обсуждений;

- получение практических навыков научного исследования;

- овладение навыками написания квалификационных работ разного уровня (курсовой работы и магистерской диссертации), включая проектирование их структуры, стилистику изложения, способы представления статистической информации и результатов исследования и пр.

2. Порядок организации семинара

В соответствии с Образовательным стандартом ФГАОУ ВПО «НИУ Высшая школа экономики» по направлению подготовки 040100 «Социология», уровень подготовки «Магистр» НИС является обязательным элементом базового учебного плана магистров. НИС проводится на 1 курсе (2-4 модуль), 2 курсе (1-4 модуль).

Общий объем аудиторных часов, выделенных на НИС на 1 курсе, составляет 112 часов, на 2 курсе – 132 часа. НИС еженедельно проходит во 2-4 модулях на 1 курсе и в 1-4 модулях на 2 курсе.

На протяжении всего периода обучения на магистерской программе НИС включает аудиторные занятия и самостоятельную работу. НИС требует серьезной индивидуальной подготовки студентов и преподавателей, проводящих занятия. Распределение аудиторного времени в течение НИСа строится исходя из ориентировочной примерной пропорции 40:60, т.е. примерно 40% времени – преподаватели и исследователи, 60% - студенты.

Работа НИС формируется из нескольких циклов деятельности:

  1. обучение навыкам техники построения, написания и презентирования исследовательских проектов

  2. обсуждение текущих и потенциальных исследовательских направлений в демографии, проведение мастер-классов

  3. проведение тренингов, деловых игр, направленных на формирование разнообразных навыков (умения работать в коллективе, ведения научной дискуссии, умения работать в условиях сжатого времени, риторики и др.)

  4. коллективные обсуждения курсовых работ и магистерских диссертаций.

Организационные формы НИС определяются:

- контингентом обучаемых;

- возможностями приглашенных исследователей для проведения мастер-классов;

- графиком учебного процесса, выставляемым на учебный год;

- возникающими и меняющимися потребностями (участием в конференциях, Круглых столах, новых проектах и пр.).

Особенность обучения на магистерской программе «Демография» состоит в том, что профессиональные компетенции формируются фактически «с нуля», так как в стране практически отсутствует базовая подготовка бакалавров по специальности «Демография». НИС «Теория и методология демографических исследований» должен учитывать эту особенность, а также междисциплинарность контингента обучаемых (социологи, историки, философы, экономисты, географы, инженеры и пр.). В этом случае задача НИС – «переплавить» специалистов из разных областей знаний в специалиста по демографии, не теряя при этом их первоначальную уникальность для демографии.

Хотя НИС ориентирован на подготовку курсовой работы, затем - магистерской диссертации, это – не единственный приоритет семинара. Формирование профессионального мировоззрения и уровня исследовательской культуры постепенно складывается при посредничестве разных форм НИС.

3. Формы работы на семинаре

Типически формы работы на НИС сводятся к: коллективной, групповой, индивидуальной.

Коллективные формы деятельности предполагают участие ведущего НИС и всех студентов в едином процессе.

НИС на 1 курсе начинается с представления «творческих портретов» ведущих преподавателей кафедры демографии и Института демографии. «Творческие портреты» продолжаются профориентационными лекциями и мастер-классами преподавателей кафедры демографии, Института демографии и «внешних» исследователей. Эта форма работы на семинаре – относительно «мягкая» для студентов и предполагается в качестве основной на этапе ввода студентов в научную проблематику и их ориентирования в исследовательском пространстве. Профориентационные лекции нацелены в первую очередь на тематическое структурирование внутри демографии. Мастер-классы – на ознакомление студентов с опытом собственных исследований, их методы и методологию, научные достижения и трудности. Обучающие семинары-тренинги нацелены на обучение навыкам написания исследовательских работ, статей, заявок на конференции, грантов на исследования. Лекции и семинары-обсуждения по тематике, расширяющей демографическое мировоззрение.

Групповые формы деятельности предполагают структурирование студенческой аудитории на небольшие коллективы (группы) и работу с ними, формирование дискуссионных клубов. Выступления групп участников семинара с докладами по тематике новейших научных публикаций, привлекших внимание научной общественности и их обсуждение. Совместное обсуждение телепроекта. Работа в малых группах: написание и обсуждение текстов-опровержений. Семинары-обсуждения выполняемых участниками семинара исследований. Деловая игра.

Индивидуальные формы деятельности ориентированы в основном на заранее подготовленное самостоятельное выступление студента с последующим разбором этого выступления: Представление проектов курсовых работ и магистерских диссертаций (с назначенным рецензированием из числа студентов группы). Предзащиты курсовых работ и магистерских диссертаций. Защиты курсовых проектов. На этих занятиях студенты имеют возможность апробирования навыков презентирования собственных работ и рецензирования чужих текстов, оппонирования, получения критической, в том числе конструктивной, оценки от рецензентов и студентов группы.

4. План работы по модулям

Общая схема организации НИС на магистерской программе «Демография» представлена в табл. 1. Указанные блоки и формы не обязательно строго совпадают с границами соответствующих модулей.

Таблица 1

Циклы подготовки магистерской диссертации

и форм научно-исследовательского семинара

I год обучения

Модули

I

II

III

IV

Приоритет – подготовка курсовой работы

-

Выбор направления, темы, построение общего плана курсовой работы

Подготовка обзора научной и аналитической литературы, сбор и обработка данных; обсуждение проекта курсовой работы

Подготовка текста, предзащита и защита курсовой работы

Формы НИС

-

Профориентационные лекции и мастер-классы преподавателей кафедры демографии, Института демографии и приглашенных ученых

Занятия по обучению навыкам построения, написания и презентирования исследовательских работ; тематические консультации; тренинги; семинары-обсуждения

Коллективные обсуждения; семинары-презентации

II год обучения

Модули

I

II

III

IV

Приоритет - подготовка магистерской диссертации

Выбор темы и построение общего плана магистерской диссертации, работа с литературой

Подготовка программы магистерского исследования

Сбор и обработка эмпирических данных; подготовка проекта диссертации

Завершение магистерской диссертации; предзащита

Формы НИС

Профориентационные лекции и мастер-классы преподавателей кафедры демографии, Института демографии и приглашенных ученых

Занятия по обучению навыкам построения, написания и презентирования исследовательских работ; тематические консультации; семинары-обсуждения

Коллективные обсуждения; семинары-презентации



  1. Схема организации семинара.

Семинар планируется в сентябре на весь учебный год. Работа семинара по датам планируется на модуль. Общее (сентябрь) и детализированное (в начале каждого модуля) расписание работы НИС вывешивается на доске объявлений и портале кафедры демографии (Табл. 2а, 2b и 3a, 3b).

Таблица 2a

Тематический план семинара (сетка часов)

«Теория и методология демографических исследований»

Первый год обучения, 2011/2012 учебный год

п/п

Название мероприятия

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Всего

 

2 модуль

 

 

 

1

НИС как базовая форма учебно-научной деятельности.

Представление «творческих портретов» преподавателей кафедры демографии, Института демографии.

Карачурина Л.Б.

4

12

16

2-6

Профориентационный цикл

20

78

98

7-8

Групповая работа «Анализ актуальных демографических текстов»

8

48

56




Всего

32

138

170




3 модуль










1-5

Первый этап проектного семинара: обучающие семинары-тренинги.

20

80

100

6

Мастер-класс.

4

6

10

7

Написание и обсуждение текстов-опровержений

4

20

24

8

Мастер-класс

4

6

10

9-10

Второй этап проектного семинара. Презентации и обсуждение проектов курсовых работ

8

48

56




Всего

40

160

200




4 модуль










1

Участие в XIII Апрельской международной конференции НИУВШЭ «Модернизация экономики и общества»

4

24

28

2

Обсуждение итогов работы секции демографии и молодежной сессии XIII Апрельской международной конференции НИУВШЭ «Модернизация экономики и общества»

4

6

10

3-4

Третий этап проектного семинара. Предзащиты курсовых работ.

8

48

56

5

Как редактировать научное исследование?

4

10

14

6

Просмотр и совместное обсуждение телепроекта

4

10

14

7

Мастер-класс

4

6

10

8

Как презентовать результаты исследования?

4

10

14

9-10

Четвертый этап проектного семинара. Защиты курсовых работ

8

74

82

 

Всего

40

188

228

ИТОГО:

112

486

598



Таблица 2b

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа «Фонд образовательных инноваций» Научно-исследовательский семинар «Теория и методология демографических исследований» iconПрограмма научно-исследовательского семинара «Методология научных исследований»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данный научно-исследовательский семинар, учебных ассистентов и студентов направления...
Программа «Фонд образовательных инноваций» Научно-исследовательский семинар «Теория и методология демографических исследований» iconПрограмма дисциплины «Научно-исследовательский семинар «Методология исследований»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика»,...
Программа «Фонд образовательных инноваций» Научно-исследовательский семинар «Теория и методология демографических исследований» iconПрограмма дисциплины «Научно-исследовательский семинар «Методология исследований»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика»,...
Программа «Фонд образовательных инноваций» Научно-исследовательский семинар «Теория и методология демографических исследований» iconКонцепция научно-исследовательского семинара «Теория и методология демографических исследований»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 230401. 65 Прикладная...
Программа «Фонд образовательных инноваций» Научно-исследовательский семинар «Теория и методология демографических исследований» iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Научно-методический...
«Научно-методический семинар: Методология исследования личности» Направление 030300. 68 Психология Форма подготовки очная
Программа «Фонд образовательных инноваций» Научно-исследовательский семинар «Теория и методология демографических исследований» iconПрограмма дисциплины «Научно-исследовательский семинар»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 41. 03. 03. Востоковедение...
Программа «Фонд образовательных инноваций» Научно-исследовательский семинар «Теория и методология демографических исследований» iconИнновационной деятельности. Виды инноваций. Инновационные технологии....
Роль инноваций в жизни общества. История человечества как история важнейших инноваций. Этапы развития инновационной активности и...
Программа «Фонд образовательных инноваций» Научно-исследовательский семинар «Теория и методология демографических исследований» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Научно-исследовательский...

Программа «Фонд образовательных инноваций» Научно-исследовательский семинар «Теория и методология демографических исследований» iconПрограмма дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для специальности 030100. 68 «Философия»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....
Программа «Фонд образовательных инноваций» Научно-исследовательский семинар «Теория и методология демографических исследований» iconПрограмма дисциплины Syllabus Научно-исследовательский семинар Research...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 03....
Программа «Фонд образовательных инноваций» Научно-исследовательский семинар «Теория и методология демографических исследований» iconПрограмма дисциплины «Методология научных исследований в менеджменте: исследования в маркетинге»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 38. 04. 02. «Менеджмент»,...
Программа «Фонд образовательных инноваций» Научно-исследовательский семинар «Теория и методология демографических исследований» iconКонкурс инициативных научных проектов, проводимый совместно рффи...
Российский фонд фундаментальных исследований (Фонд, рффи) и Немецкое научно-исследовательское сообщество
Программа «Фонд образовательных инноваций» Научно-исследовательский семинар «Теория и методология демографических исследований» iconКонкурс инициативных научных проектов, проводимый совместно рффи...
Российский фонд фундаментальных исследований (Фонд, рффи) и Немецкое научно-исследовательское сообщество
Программа «Фонд образовательных инноваций» Научно-исследовательский семинар «Теория и методология демографических исследований» iconКонкурс инициативных научных проектов, проводимый совместно рффи...
Российский фонд фундаментальных исследований (Фонд, рффи) и Немецкое научно-исследовательское сообщество
Программа «Фонд образовательных инноваций» Научно-исследовательский семинар «Теория и методология демографических исследований» iconПрограмма дисциплины Научно-исследовательский семинар (Политический...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 41. 03. 03. Востоковедение...
Программа «Фонд образовательных инноваций» Научно-исследовательский семинар «Теория и методология демографических исследований» iconПрограмма дисциплины «Научно-исследовательский семинар»  для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск