Скачать 376.59 Kb.
|
Программа «Фонд образовательных инноваций» Научно-исследовательский семинар «Теория и методология демографических исследований» Аннотация Научно-исследовательский семинар (НИС) «Теория и методология демографических исследований» - это «площадка» для научного общения студентов, сотрудников Института демографии, преподавателей кафедры демографии и других кафедр НИУ ВШЭ, приглашенных исследователей. Тесный контакт магистрантов и исследователей способствует формированию исследовательской культуры, взаимообучению, вариативности ранее сформированного научного профиля, формированию исследовательских коллективов, совместной реализации научно-исследовательских проектов. В этой связи целью НИС следует считать - развитие исследовательских умений и навыков, а не получение базовых теоретических знаний. НИС является обязательной частью образовательной программы и регулярно работает в течение обоих лет обучения в магистратуре. НИС «Теория и методология демографических исследований» проводится на МП «Демография» с 2009 г.. За 2 года был накоплен первичный опыт проведения Семинара. Частично он обобщен и вошел в предлагаемую к участию в Конкурсе заявку. Однако, предлагаемая Программа была серьезно модифицирована с учетом пожеланий студентов и преподавателей, проводивших Семинар в прошлые годы, требований новых Образовательных стандартов НИУ ВШЭ, новых возможностей, предоставляемых НИУ ВШЭ. НОВИЗНА ПРЕДЛАГАЕМОЙ ЗАЯВКИ состоит в следующем: 1) проведена реструктуризация предлагаемых видов деятельности (например, лекции и семинары-обсуждения по тематике, расширяющей демографические познания, сконцентрированы в одной части Программы, взамен ранее существующей практики их повсеместного разового присутствия и др.) 2) добавлены абсолютно новые виды деятельности в рамках Семинара (написание заявок на получение гранта и Деловая игра, обсуждение телепроекта, тренинги и др.) 3) сделан упор не только на написание курсовой работы и магистерской диссертации, но и на другие формы исследовательской активности, получение других аналитических компетенций 4) уточнены спецификация и требования к формам контроля по Семинару 5) добавлен раздел «Литература» (основная и дополнительная), призванная помочь студентам в формировании исследовательских умений и навыков. 1. Основные задачи научно-исследовательского семинара. - осуществление плавного перехода от учебной деятельности к исследовательской работе; - проведение профориентационной работы среди студентов, позволяющей им выбрать приемлемое для себя исследовательское направление, затем – тему исследования; - получение новых представлений об объектах профессиональной деятельности; - знакомство со смежными научно-исследовательскими «полями»; - углубление представлений о процессе научного исследования: самостоятельном поиске и обзоре актуальной литературы, обосновании цели, задач, методов, тестируемых гипотез, объекта исследований, круге используемой информации и методах ее верификации; - овладение навыками написания и подготовки научной статьи, заявки на конференцию, постерного доклада; - совершенствование навыков представления текущих и конечных результатов деятельности, выполнения презентаций; - расширение навыков аналитической работы в «малых группах», участия в обсуждениях; - выработка навыков научной дискуссии, конструктивной критики результатов собственного и чужого исследования, модерирования обсуждений; - получение практических навыков научного исследования; - овладение навыками написания квалификационных работ разного уровня (курсовой работы и магистерской диссертации), включая проектирование их структуры, стилистику изложения, способы представления статистической информации и результатов исследования и пр. 2. Порядок организации семинара В соответствии с Образовательным стандартом ФГАОУ ВПО «НИУ Высшая школа экономики» по направлению подготовки 040100 «Социология», уровень подготовки «Магистр» НИС является обязательным элементом базового учебного плана магистров. НИС проводится на 1 курсе (2-4 модуль), 2 курсе (1-4 модуль). Общий объем аудиторных часов, выделенных на НИС на 1 курсе, составляет 112 часов, на 2 курсе – 132 часа. НИС еженедельно проходит во 2-4 модулях на 1 курсе и в 1-4 модулях на 2 курсе. На протяжении всего периода обучения на магистерской программе НИС включает аудиторные занятия и самостоятельную работу. НИС требует серьезной индивидуальной подготовки студентов и преподавателей, проводящих занятия. Распределение аудиторного времени в течение НИСа строится исходя из ориентировочной примерной пропорции 40:60, т.е. примерно 40% времени – преподаватели и исследователи, 60% - студенты. Работа НИС формируется из нескольких циклов деятельности:
Организационные формы НИС определяются: - контингентом обучаемых; - возможностями приглашенных исследователей для проведения мастер-классов; - графиком учебного процесса, выставляемым на учебный год; - возникающими и меняющимися потребностями (участием в конференциях, Круглых столах, новых проектах и пр.). Особенность обучения на магистерской программе «Демография» состоит в том, что профессиональные компетенции формируются фактически «с нуля», так как в стране практически отсутствует базовая подготовка бакалавров по специальности «Демография». НИС «Теория и методология демографических исследований» должен учитывать эту особенность, а также междисциплинарность контингента обучаемых (социологи, историки, философы, экономисты, географы, инженеры и пр.). В этом случае задача НИС – «переплавить» специалистов из разных областей знаний в специалиста по демографии, не теряя при этом их первоначальную уникальность для демографии. Хотя НИС ориентирован на подготовку курсовой работы, затем - магистерской диссертации, это – не единственный приоритет семинара. Формирование профессионального мировоззрения и уровня исследовательской культуры постепенно складывается при посредничестве разных форм НИС. 3. Формы работы на семинаре Типически формы работы на НИС сводятся к: коллективной, групповой, индивидуальной. Коллективные формы деятельности предполагают участие ведущего НИС и всех студентов в едином процессе. НИС на 1 курсе начинается с представления «творческих портретов» ведущих преподавателей кафедры демографии и Института демографии. «Творческие портреты» продолжаются профориентационными лекциями и мастер-классами преподавателей кафедры демографии, Института демографии и «внешних» исследователей. Эта форма работы на семинаре – относительно «мягкая» для студентов и предполагается в качестве основной на этапе ввода студентов в научную проблематику и их ориентирования в исследовательском пространстве. Профориентационные лекции нацелены в первую очередь на тематическое структурирование внутри демографии. Мастер-классы – на ознакомление студентов с опытом собственных исследований, их методы и методологию, научные достижения и трудности. Обучающие семинары-тренинги нацелены на обучение навыкам написания исследовательских работ, статей, заявок на конференции, грантов на исследования. Лекции и семинары-обсуждения по тематике, расширяющей демографическое мировоззрение. Групповые формы деятельности предполагают структурирование студенческой аудитории на небольшие коллективы (группы) и работу с ними, формирование дискуссионных клубов. Выступления групп участников семинара с докладами по тематике новейших научных публикаций, привлекших внимание научной общественности и их обсуждение. Совместное обсуждение телепроекта. Работа в малых группах: написание и обсуждение текстов-опровержений. Семинары-обсуждения выполняемых участниками семинара исследований. Деловая игра. Индивидуальные формы деятельности ориентированы в основном на заранее подготовленное самостоятельное выступление студента с последующим разбором этого выступления: Представление проектов курсовых работ и магистерских диссертаций (с назначенным рецензированием из числа студентов группы). Предзащиты курсовых работ и магистерских диссертаций. Защиты курсовых проектов. На этих занятиях студенты имеют возможность апробирования навыков презентирования собственных работ и рецензирования чужих текстов, оппонирования, получения критической, в том числе конструктивной, оценки от рецензентов и студентов группы. 4. План работы по модулям Общая схема организации НИС на магистерской программе «Демография» представлена в табл. 1. Указанные блоки и формы не обязательно строго совпадают с границами соответствующих модулей. Таблица 1 Циклы подготовки магистерской диссертации и форм научно-исследовательского семинара
Семинар планируется в сентябре на весь учебный год. Работа семинара по датам планируется на модуль. Общее (сентябрь) и детализированное (в начале каждого модуля) расписание работы НИС вывешивается на доске объявлений и портале кафедры демографии (Табл. 2а, 2b и 3a, 3b). Таблица 2a Тематический план семинара (сетка часов) «Теория и методология демографических исследований» Первый год обучения, 2011/2012 учебный год
Таблица 2b |
Программа научно-исследовательского семинара «Методология научных исследований» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данный научно-исследовательский семинар, учебных ассистентов и студентов направления... | Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар «Методология исследований» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика»,... | ||
Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар «Методология исследований» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика»,... | Концепция научно-исследовательского семинара «Теория и методология демографических исследований» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 230401. 65 Прикладная... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Научно-методический... «Научно-методический семинар: Методология исследования личности» Направление 030300. 68 Психология Форма подготовки очная | Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 41. 03. 03. Востоковедение... | ||
Инновационной деятельности. Виды инноваций. Инновационные технологии.... Роль инноваций в жизни общества. История человечества как история важнейших инноваций. Этапы развития инновационной активности и... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Научно-исследовательский... | ||
Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для специальности 030100. 68 «Философия» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.... | Программа дисциплины Syllabus Научно-исследовательский семинар Research... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 03.... | ||
Программа дисциплины «Методология научных исследований в менеджменте: исследования в маркетинге» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 38. 04. 02. «Менеджмент»,... | Конкурс инициативных научных проектов, проводимый совместно рффи... Российский фонд фундаментальных исследований (Фонд, рффи) и Немецкое научно-исследовательское сообщество | ||
Конкурс инициативных научных проектов, проводимый совместно рффи... Российский фонд фундаментальных исследований (Фонд, рффи) и Немецкое научно-исследовательское сообщество | Конкурс инициативных научных проектов, проводимый совместно рффи... Российский фонд фундаментальных исследований (Фонд, рффи) и Немецкое научно-исследовательское сообщество | ||
Программа дисциплины Научно-исследовательский семинар (Политический... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 41. 03. 03. Востоковедение... | Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»... |