Скачать 269.92 Kb.
|
КОНЦЕПЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО СЕМИНАРА «Теория и методология демографических исследований» Научно-исследовательский семинар «Теория и методология демографических исследований» - это «площадка» для научного общения студентов, сотрудников Института демографии, преподавателей кафедры демографии и других кафедр НИУ ВШЭ, приглашенных исследователей. Тесный контакт магистрантов и исследователей способствует формированию исследовательской культуры, взаимообучению, вариативности ранее сформированного научного профиля, формированию исследовательских коллективов, совместной реализации научно-исследовательских проектов. В этой связи целью НИС следует считать - развитие исследовательских умений и навыков, а не получение базовых теоретических знаний. Семинар (НИС) является обязательной частью образовательной программы и регулярно работает в течение обоих лет обучения в магистратуре. Цели и задачи семинара: С целью развития у студентов магистерской программы «Демография» компетенций и навыков научно-исследовательской и аналитической работы создается научный семинар «Теория и методология демографических исследований» (НИС). Основные задачи семинара:
Ведущие специалисты в области народонаселения прочитают лекции по основным направлениям демографии, проведут групповые консультации по методологии исследовательской работы. С их участием студенты обсудят результаты собственных исследований, включая содержание курсовых работ. В текущем академическом году в работе научного семинара помимо сотрудников института демографии ожидается участие таких известных специалистов, работающих в области демографии и смежных с нею дисциплин, как Ж. Валлен, И.А. Троицкая (Центр по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ), П.М. Полян (ИГ РАН, Albert Ludwig Universitat, Фрайбург, Германия), Л.Ф. Борусяк (НИУ ВШЭ, каф. интегрированных коммуникаций), И.Е. Калабахина, О.В. Синявская (НИСП), Э.А. Паин (НИУ ВШЭ) и др. Порядок организации семинара: В соответствии с Образовательным стандартом ФГАОУ ВПО «НИУ Высшая школа экономики» по направлению подготовки 040100 «Социология», уровень подготовки «Магистр» НИС является обязательным элементом базового учебного плана магистров. НИС проводится на 1 курсе (2-4 модуль), 2 курсе (1-4 модуль). Общий объем аудиторных часов, выделенных на НИС на 1 курсе, составляет 112 часов, на 2 курсе – 132 часа. НИС еженедельно проходит во 2-4 модулях на 1 курсе и в 1-4 модулях на 2 курсе. На протяжении всего периода обучения на магистерской программе НИС включает аудиторные занятия и самостоятельную работу. НИС требует серьезной индивидуальной подготовки студентов и преподавателей, проводящих занятия. Распределение аудиторного времени в течение НИСа строится исходя из ориентировочной примерной пропорции 40:60, т.е. примерно 40% времени – преподаватели и исследователи, 60% - студенты. Работа НИС формируется из нескольких циклов деятельности:
Организационные формы НИС определяются: - контингентом обучаемых; - возможностями приглашенных исследователей для проведения мастер-классов; - графиком учебного процесса, выставляемым на учебный год; - возникающими и меняющимися потребностями (участием в конференциях, Круглых столах, новых проектах и пр.). Особенность обучения на магистерской программе «Демография» состоит в том, что профессиональные компетенции формируются фактически «с нуля», так как в стране практически отсутствует базовая подготовка бакалавров по специальности «Демография». НИС «Теория и методология демографических исследований» должен учитывать эту особенность, а также междисциплинарность контингента обучаемых (социологи, историки, философы, экономисты, географы, инженеры и пр.). В этом случае задача НИС – «переплавить» специалистов из разных областей знаний в специалиста по демографии, не теряя при этом их первоначальную уникальность для демографии. Хотя научно-исследовательский семинар ориентирован на подготовку курсовой работы, затем - магистерской диссертации, это – не единственный приоритет семинара. Формирование профессионального мировоззрения и уровня исследовательской культуры постепенно складывается при посредничестве разных форм НИС. Формы работы на семинаре Типически формы работы на НИС сводятся к: коллективной, групповой, индивидуальной. Коллективные формы деятельности предполагают участие ведущего НИС и всех студентов в едином процессе. НИС на 1 курсе начинается с представления «творческих портретов» ведущих преподавателей кафедры демографии и Института демографии. «Творческие портреты» продолжаются профориентационными лекциями и мастер-классами преподавателей кафедры демографии, Института демографии и «внешних» исследователей. Эта форма работы на семинаре – относительно «мягкая» для студентов и предполагается в качестве основной на этапе ввода студентов в научную проблематику и их ориентирования в исследовательском пространстве. Профориентационные лекции нацелены в первую очередь на тематическое структурирование внутри демографии. Мастер-классы – на ознакомление студентов с опытом собственных исследований, их методы и методологию, научные достижения и трудности. Обучающие семинары-тренинги нацелены на обучение навыкам написания исследовательских работ, статей, заявок на конференции, грантов на исследования. Лекции и семинары-обсуждения по тематике, расширяющей демографическое мировоззрение. Групповые формы деятельности предполагают структурирование студенческой аудитории на небольшие коллективы (группы) и работу с ними, формирование дискуссионных клубов. Выступления групп участников семинара с докладами по тематике новейших научных публикаций, привлекших внимание научной общественности и их обсуждение. Совместное обсуждение телепроекта. Работа в малых группах: написание и обсуждение текстов-опровержений. Семинары-обсуждения выполняемых участниками семинара исследований. Деловая игра. Индивидуальные формы деятельности ориентированы в основном на заранее подготовленное самостоятельное выступление студента с последующим разбором этого выступления: Представление проектов курсовых работ и магистерских диссертаций (с назначенным рецензированием из числа студентов группы). Предзащиты курсовых работ и магистерских диссертаций. Защиты курсовых проектов. На этих занятиях студенты имеют возможность апробирования навыков презентирования собственных работ и рецензирования чужих текстов, оппонирования, получения критической, в том числе конструктивной, оценки от рецензентов и студентов группы. Общая схема организации НИС на программе «Демография» аналогична другим программам направления «Социология» (табл. 1). Указанные блоки и формы не обязательно полностью совпадают с границами соответствующих модулей. Они определяются научно-учебными задачами, поставленными перед студентами, уровнем их подготовки, возможностями преподавателей кафедры демографии и приглашенных специалистов. Таблица 1 Циклы подготовки магистерской диссертации и форм научно-исследовательского семинара
Схема организации семинара. Семинар планируется в сентябре на весь учебный год. Работа семинара по датам планируется на модуль. Общее (сентябрь) и детализированное (в начале каждого модуля) расписание работы НИС вывешивается на доске объявлений и портале кафедры демографии (Табл. 2, 3). Таблица 2 Тематический план семинара (сетка часов) «Теория и методология демографических исследований», Второй год обучения, 2012/2013 учебный год
Таблица 3 |
Программа научно-исследовательского семинара «Методология научных исследований» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данный научно-исследовательский семинар, учебных ассистентов и студентов направления... | Программа «Фонд образовательных инноваций» Научно-исследовательский... В этой связи целью нис следует считать развитие исследовательских умений и навыков, а не получение базовых теоретических знаний.... | ||
Программа научно-исследовательского семинара подготовки магистров... Настоящая программа Научно-исследовательского семинара (далее – нис) устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента... | Программа научно-исследовательского семинара подготовки магистров... Настоящая программа Научно-исследовательского семинара (далее – нис) устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента... | ||
Программа научно-исследовательского семинара подготовки магистров... Настоящая программа Научно-исследовательского семинара (далее – нис) устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента... | Программа научно-исследовательского семинара «Корпоративные информационные... Программа научно-исследовательского семинара Корпоративные информационные системы | ||
Программа научно-исследовательского семинара «Корпоративные информационные... Программа научно-исследовательского семинара Корпоративные информационные системы | Программа научно-исследовательского семинара «Корпоративные информационные... Программа научно-исследовательского семинара Корпоративные информационные системы | ||
Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар «Методология исследований» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика»,... | Аннотация научно-исследовательского семинара «Семиотика сложных мультимедийных... Охватывает все виды смыслов, имеющих различное терминологическое оформление, а именно | ||
Программа научно-исследовательского семинара «Научные исследования... Целью нис является интеграция образовательного процесса с развитием сферы государственного и муниципального управления Российской... | Конкурсе концепций научно-исследовательского семинара (бакалавриат) При этом студент вправе посещать другие научно-исследовательские семинары на добровольной основе без обязательств по сдаче зачетов.... | ||
Программа научно-исследовательского семинара Целью семинара является (а) ознакомление студентов с ключевыми аспектами современной западной лингвистики, а именно, с основными... | Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар «Методология исследований» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика»,... | ||
Магистерская программа «психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование»... В целом, во многом из-за подобных «диких» коммерческих программ к настоящему времени само понятие коучинг в России в значительной... | Рабочая учебная программа по дисциплине специализации «Методология межкультурных исследований» Рабочая учебная программа по дисциплине специализации «Методология межкультурных исследований» составлен в соответствии с требованиями... |