Концепция научно-исследовательского семинара «Теория и методология демографических исследований»





Скачать 269.92 Kb.
НазваниеКонцепция научно-исследовательского семинара «Теория и методология демографических исследований»
страница1/2
Дата публикации31.07.2013
Размер269.92 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2
КОНЦЕПЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО СЕМИНАРА

«Теория и методология демографических исследований»

Научно-исследовательский семинар «Теория и методология демографических исследований» - это «площадка» для научного общения студентов, сотрудников Института демографии, преподавателей кафедры демографии и других кафедр НИУ ВШЭ, приглашенных исследователей. Тесный контакт магистрантов и исследователей способствует формированию исследовательской культуры, взаимообучению, вариативности ранее сформированного научного профиля, формированию исследовательских коллективов, совместной реализации научно-исследовательских проектов. В этой связи целью НИС следует считать - развитие исследовательских умений и навыков, а не получение базовых теоретических знаний.

Семинар (НИС) является обязательной частью образовательной программы и регулярно работает в течение обоих лет обучения в магистратуре.

Цели и задачи семинара:

С целью развития у студентов магистерской программы «Демография» компетенций и навыков научно-исследовательской и аналитической работы создается научный семинар «Теория и методология демографических исследований» (НИС).

Основные задачи семинара:

  1. осуществление плавного перехода от учебной деятельности к исследовательской работе;

  2. проведение профориентационной работы среди студентов, позволяющей им выбрать приемлемое для себя исследовательское направление, затем – тему исследования;

  3. получение новых представлений об объектах профессиональной деятельности;

  4. знакомство со смежными научно-исследовательскими «полями»;

  5. углубление представлений о процессе научного исследования: самостоятельном поиске и обзоре актуальной литературы, обосновании цели, задач, методов, тестируемых гипотез, объекта исследований, круге используемой информации и методах ее верификации;

  6. овладение навыками написания и подготовки научной статьи, заявки на конференцию, постерного доклада;

  7. совершенствование навыков представления текущих и конечных результатов деятельности, выполнения презентаций;

  8. расширение навыков аналитической работы в «малых группах», участия в обсуждениях;

  9. выработка навыков научной дискуссии, конструктивной критики результатов собственного и чужого исследования, модерирования обсуждений;

  10. получение практических навыков научного исследования;

  11. овладение навыками написания квалификационных работ разного уровня (курсовой работы и магистерской диссертации), включая проектирование их структуры, стилистику изложения, способы представления статистической информации и результатов исследования и пр.

Ведущие специалисты в области народонаселения прочитают лекции по основным направлениям демографии, проведут групповые консультации по методологии  исследовательской работы. С их участием студенты обсудят результаты собственных исследований, включая содержание курсовых работ. В текущем академическом году в работе научного семинара помимо сотрудников института демографии ожидается участие таких известных специалистов, работающих в области демографии и смежных с нею дисциплин, как Ж. Валлен, И.А. Троицкая (Центр по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ), П.М. Полян (ИГ РАН, Albert Ludwig Universitat, Фрайбург, Германия), Л.Ф. Борусяк (НИУ ВШЭ, каф. интегрированных коммуникаций), И.Е. Калабахина, О.В. Синявская (НИСП), Э.А. Паин (НИУ ВШЭ) и др.
Порядок организации семинара:
В соответствии с Образовательным стандартом ФГАОУ ВПО «НИУ Высшая школа экономики» по направлению подготовки 040100 «Социология», уровень подготовки «Магистр» НИС является обязательным элементом базового учебного плана магистров. НИС проводится на 1 курсе (2-4 модуль), 2 курсе (1-4 модуль).

Общий объем аудиторных часов, выделенных на НИС на 1 курсе, составляет 112 часов, на 2 курсе – 132 часа. НИС еженедельно проходит во 2-4 модулях на 1 курсе и в 1-4 модулях на 2 курсе.

На протяжении всего периода обучения на магистерской программе НИС включает аудиторные занятия и самостоятельную работу. НИС требует серьезной индивидуальной подготовки студентов и преподавателей, проводящих занятия. Распределение аудиторного времени в течение НИСа строится исходя из ориентировочной примерной пропорции 40:60, т.е. примерно 40% времени – преподаватели и исследователи, 60% - студенты.

Работа НИС формируется из нескольких циклов деятельности:

  1. обучение навыкам техники построения, написания и презентирования исследовательских проектов

  2. обсуждение текущих и потенциальных исследовательских направлений в демографии, проведение мастер-классов

  3. проведение тренингов, деловых игр, направленных на формирование разнообразных навыков (умения работать в коллективе, ведения научной дискуссии, умения работать в условиях сжатого времени, риторики и др.)

  4. коллективные обсуждения курсовых работ и магистерских диссертаций.

Организационные формы НИС определяются:

- контингентом обучаемых;

- возможностями приглашенных исследователей для проведения мастер-классов;

- графиком учебного процесса, выставляемым на учебный год;

- возникающими и меняющимися потребностями (участием в конференциях, Круглых столах, новых проектах и пр.).

Особенность обучения на магистерской программе «Демография» состоит в том, что профессиональные компетенции формируются фактически «с нуля», так как в стране практически отсутствует базовая подготовка бакалавров по специальности «Демография». НИС «Теория и методология демографических исследований» должен учитывать эту особенность, а также междисциплинарность контингента обучаемых (социологи, историки, философы, экономисты, географы, инженеры и пр.). В этом случае задача НИС – «переплавить» специалистов из разных областей знаний в специалиста по демографии, не теряя при этом их первоначальную уникальность для демографии.

Хотя научно-исследовательский семинар ориентирован на подготовку курсовой работы, затем - магистерской диссертации, это – не единственный приоритет семинара. Формирование профессионального мировоззрения и уровня исследовательской культуры постепенно складывается при посредничестве разных форм НИС.

Формы работы на семинаре

Типически формы работы на НИС сводятся к: коллективной, групповой, индивидуальной.

Коллективные формы деятельности предполагают участие ведущего НИС и всех студентов в едином процессе.

НИС на 1 курсе начинается с представления «творческих портретов» ведущих преподавателей кафедры демографии и Института демографии. «Творческие портреты» продолжаются профориентационными лекциями и мастер-классами преподавателей кафедры демографии, Института демографии и «внешних» исследователей. Эта форма работы на семинаре – относительно «мягкая» для студентов и предполагается в качестве основной на этапе ввода студентов в научную проблематику и их ориентирования в исследовательском пространстве. Профориентационные лекции нацелены в первую очередь на тематическое структурирование внутри демографии. Мастер-классы – на ознакомление студентов с опытом собственных исследований, их методы и методологию, научные достижения и трудности. Обучающие семинары-тренинги нацелены на обучение навыкам написания исследовательских работ, статей, заявок на конференции, грантов на исследования. Лекции и семинары-обсуждения по тематике, расширяющей демографическое мировоззрение.

Групповые формы деятельности предполагают структурирование студенческой аудитории на небольшие коллективы (группы) и работу с ними, формирование дискуссионных клубов. Выступления групп участников семинара с докладами по тематике новейших научных публикаций, привлекших внимание научной общественности и их обсуждение. Совместное обсуждение телепроекта. Работа в малых группах: написание и обсуждение текстов-опровержений. Семинары-обсуждения выполняемых участниками семинара исследований. Деловая игра.

Индивидуальные формы деятельности ориентированы в основном на заранее подготовленное самостоятельное выступление студента с последующим разбором этого выступления: Представление проектов курсовых работ и магистерских диссертаций (с назначенным рецензированием из числа студентов группы). Предзащиты курсовых работ и магистерских диссертаций. Защиты курсовых проектов. На этих занятиях студенты имеют возможность апробирования навыков презентирования собственных работ и рецензирования чужих текстов, оппонирования, получения критической, в том числе конструктивной, оценки от рецензентов и студентов группы.

Общая схема организации НИС на программе «Демография» аналогична другим программам направления «Социология» (табл. 1). Указанные блоки и формы не обязательно полностью совпадают с границами соответствующих модулей. Они определяются научно-учебными задачами, поставленными перед студентами, уровнем их подготовки, возможностями преподавателей кафедры демографии и приглашенных специалистов.

Таблица 1

Циклы подготовки магистерской диссертации

и форм научно-исследовательского семинара

I год обучения

Модули

I

II

III

IV

Приоритет – подготовка курсовой работы

-

Выбор направления, темы, построение общего плана курсовой работы

Подготовка обзора научной и аналитической литературы, сбор и обработка данных; обсуждение проекта курсовой работы

Подготовка текста, предзащита и защита курсовой работы

Формы НИС

-

Профориентационные лекции и мастер-классы преподавателей кафедры демографии, Института демографии и приглашенных ученых

Занятия по обучению навыкам построения, написания и презентирования исследовательских работ; тематические консультации; тренинги; семинары-обсуждения

Коллективные обсуждения; семинары-презентации

II год обучения

Модули

I

II

III

IV

Приоритет - подготовка магистерской диссертации

Выбор темы и построение общего плана магистерской диссертации, работа с литературой

Подготовка программы магистерского исследования

Сбор и обработка эмпирических данных; подготовка проекта диссертации

Завершение магистерской диссертации; предзащита

Формы НИС

Профориентационные лекции и мастер-классы преподавателей кафедры демографии, Института демографии и приглашенных ученых

Занятия по обучению навыкам построения, написания и презентирования исследовательских работ; тематические консультации; семинары-обсуждения

Коллективные обсуждения; семинары-презентации

Схема организации семинара.

Семинар планируется в сентябре на весь учебный год. Работа семинара по датам планируется на модуль. Общее (сентябрь) и детализированное (в начале каждого модуля) расписание работы НИС вывешивается на доске объявлений и портале кафедры демографии (Табл. 2, 3).
Таблица 2

Тематический план семинара (сетка часов)

«Теория и методология демографических исследований»,

Второй год обучения, 2012/2013 учебный год


п/п

Название мероприятия

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Всего




1 модуль










1

Задачи НИС второго курса

4

2

6

2-3

Подведение итогов работы исследовательских групп, в которых студенты принимали участие в предыдущем учебном году

8

2

10

4-5-6

Участие в Летней школе «Второй демографический переход», «Гелиопарк», Звенигород.

Совместный проект Института демографии и ЮНФПА

12

16

28

7-8

Лекции и семинары-обсуждения: Социология и демография сексуального поведения.


8

12

20




Всего

32

32

64




2 модуль










1-2

Лекции и семинары-обсуждения: Социальный пол: экономическое и демографическое поведение

8

8

16

3

Лекции и семинары-обсуждения: Использование геоинформационных систем в анализе и представлении демографических процессов

4

4

8

4

Лекции и семинары-обсуждения: Использование геоинформационных систем в анализе и представлении демографических процессов. Практическое занятие.

4

8

12

5-6

Лекции и семинары-обсуждения: Демографические аспекты пенсионной реформы

8

8

16

7-8

Первый этап проектного семинара

8

14

22




Всего

32

42

74

 

3 модуль

 

 

 

1-2

Как искать информацию: возможности научно-исследовательской практики

8

8

16

3

Обучающие семинары-тренинги: Как написать заявку на конференцию?

4

6

10

4

Обучающие семинары-тренинги: Как опубликовать статью в зарубежном журнале?

4

6

10

5

Обучающие семинары-тренинги: Как подавать заявки на исследовательский грант?

4

8

12

6

Деловая игра

4

10

14

7

Мастер-класс

4

4

8

8

Круглый стол

4

4

8

9-10

Второй этап проектного семинара. Презентации и обсуждение проектов магистерских диссертаций

8

20

28




Всего

40

66

106




4 модуль










1

Участие в работе XIII Апрельской международной конференции НИУ ВШЭ «Модернизация экономики и общества»

4

8

12

2

Обсуждение итогов работы XIII Апрельской международной конференции НИУ ВШЭ «Модернизация экономики и общества»

4

4

8

3-4

Третий этап работы проектного семинара. Предзащиты магистерских диссертаций.

8

24

32

5

Написание и обсуждение текстов-опровержений

4

4

8

6-7

Четвертый этап работы проектного семинара. Работа «Научно-редакторского клуба»

8

12

20

 

Всего

28

52

80

ИТОГО

132

192

324

Таблица 3

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Концепция научно-исследовательского семинара «Теория и методология демографических исследований» iconПрограмма научно-исследовательского семинара «Методология научных исследований»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данный научно-исследовательский семинар, учебных ассистентов и студентов направления...
Концепция научно-исследовательского семинара «Теория и методология демографических исследований» iconПрограмма «Фонд образовательных инноваций» Научно-исследовательский...
В этой связи целью нис следует считать развитие исследовательских умений и навыков, а не получение базовых теоретических знаний....
Концепция научно-исследовательского семинара «Теория и методология демографических исследований» iconПрограмма научно-исследовательского семинара подготовки магистров...
Настоящая программа Научно-исследовательского семинара (далее – нис) устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента...
Концепция научно-исследовательского семинара «Теория и методология демографических исследований» iconПрограмма научно-исследовательского семинара подготовки магистров...
Настоящая программа Научно-исследовательского семинара (далее – нис) устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента...
Концепция научно-исследовательского семинара «Теория и методология демографических исследований» iconПрограмма научно-исследовательского семинара подготовки магистров...
Настоящая программа Научно-исследовательского семинара (далее – нис) устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента...
Концепция научно-исследовательского семинара «Теория и методология демографических исследований» iconПрограмма научно-исследовательского семинара «Корпоративные информационные...
Программа научно-исследовательского семинара Корпоративные информационные системы
Концепция научно-исследовательского семинара «Теория и методология демографических исследований» iconПрограмма научно-исследовательского семинара «Корпоративные информационные...
Программа научно-исследовательского семинара Корпоративные информационные системы
Концепция научно-исследовательского семинара «Теория и методология демографических исследований» iconПрограмма научно-исследовательского семинара «Корпоративные информационные...
Программа научно-исследовательского семинара Корпоративные информационные системы
Концепция научно-исследовательского семинара «Теория и методология демографических исследований» iconПрограмма дисциплины «Научно-исследовательский семинар «Методология исследований»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика»,...
Концепция научно-исследовательского семинара «Теория и методология демографических исследований» iconАннотация научно-исследовательского семинара «Семиотика сложных мультимедийных...
Охватывает все виды смыслов, имеющих различное терминологическое оформление, а именно
Концепция научно-исследовательского семинара «Теория и методология демографических исследований» iconПрограмма научно-исследовательского семинара «Научные исследования...
Целью нис является интеграция образовательного процесса с развитием сферы государственного и муниципального управления Российской...
Концепция научно-исследовательского семинара «Теория и методология демографических исследований» iconКонкурсе концепций научно-исследовательского семинара (бакалавриат)
При этом студент вправе посещать другие научно-исследовательские семинары на добровольной основе без обязательств по сдаче зачетов....
Концепция научно-исследовательского семинара «Теория и методология демографических исследований» iconПрограмма научно-исследовательского семинара
Целью семинара является (а) ознакомление студентов с ключевыми аспектами современной западной лингвистики, а именно, с основными...
Концепция научно-исследовательского семинара «Теория и методология демографических исследований» iconПрограмма дисциплины «Научно-исследовательский семинар «Методология исследований»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика»,...
Концепция научно-исследовательского семинара «Теория и методология демографических исследований» iconМагистерская программа «психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование»...
В целом, во многом из-за подобных «диких» коммерческих программ к настоящему времени само понятие коучинг в России в значительной...
Концепция научно-исследовательского семинара «Теория и методология демографических исследований» iconРабочая учебная программа по дисциплине специализации «Методология межкультурных исследований»
Рабочая учебная программа по дисциплине специализации «Методология межкультурных исследований» составлен в соответствии с требованиями...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск