Проектирование мультимедийного арт-пространства средствами современного дизайна





Скачать 347.89 Kb.
НазваниеПроектирование мультимедийного арт-пространства средствами современного дизайна
страница1/6
Дата публикации07.03.2015
Размер347.89 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Информатика > Автореферат
  1   2   3   4   5   6
На правах рукописи
Шустрова Ольга Иосифовна
ПРОЕКТИРОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО

АРТ-ПРОСТРАНСТВА СРЕДСТВАМИ СОВРЕМЕННОГО ДИЗАЙНА

Специальность 17.00.06 - Техническая эстетика

и дизайн
АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата искусствоведения

Санкт-Петербург

2009
Работа выполнена на кафедре истории и теории искусств в ГОУ ВПО Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна

Научный руководитель: кандидат искусствоведения, доцент

Ванькович Светлана Михайловна

Официальные оппоненты: доктор культурологии, профессор

Дриккер Александр Самойлович

кандидат искусствоведения, доцент

Голынко Дмитрий Юрьевич

Ведущая организация: Ассоциация производителей и изготовителей рекламных конструкций (Санкт-Петербург)


Защита состоится 18 декабря 2009 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.236.04 при Санкт-Петербургском государственном университете технологии и дизайна по адресу: 191186, Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д. 18, Инновационный центр
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке СПГУТД

Автореферат разослан « » ноября 2009 года


Ученый секретарь

диссертационного совета Е. Я. Сурженко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность научной проблемы и состояние вопроса.

Проектирование арт-пространства – тема, интересующая в настоящее время не столько искусствоведов, сколько дизайнеров-практиков, и поэтому в российской искусствоведческой науке она в достаточной степени не разработана. Проектная деятельность дизайнеров распространяется, как правило, на предметно-художественную среду и связана с основополагающими параметрами гармоничного пребывания человека в окружающем пространстве, созданном средствами промышленного производства. С другой стороны, проекты современных художников и дизайнеров, связанные с жанром мультимедиа, значительно сложнее поддаются традиционной классификации, поскольку в процессе их создания почти не фигурирует прикладной характер, и огромную роль в техническом воплощении проектов играют электронные технологии.

Между искусством и дизайном давно существует своеобразная «зона неопределенности». Попытка решить эти проблемы приводит к дискуссиям о том, как, например, относиться к эксклюзивным объектам дизайна, существующим в предметно-художественной среде. Современное искусство в этом диалоге играет роль вечного экспериментатора, расширяя, углубляя и изменяя понимание дизайна.

Сегодня медиа художник в полной мере олицетворяет современное понимание дизайнера: он создает концепцию проекта, являясь его философом и сценаристом, он работает оператором, инженером, наполняет проектное пространство авторскими и индустриальными предметами, насыщает его звуками и разнообразными эффектами, формирующими эстетическую среду, в которой человек призван развивать свою духовность. Каждая технология, появляющаяся в обществе, всегда обретает новое понимание именно в связи с попыткой творческого освоения: так было с компьютером, видеокамерой и Интернетом, которые изначально изобретались для фиксации данных и решения научно-технических задач.

В западной науке жанр мультимедийного искусства в свой короткий исторический период (примерно пятьдесят лет) успел поменять несколько названий: digital art (цифровое искусство), media art (искусство медиа), computer art (компьютерное искусство), multimedia art (мультимедийное искусство), interactive art (интерактивное искусство). В последнее время используется термин new media art (искусство новых медиа), что подчеркивает процесс постоянного обновления в этом виде творчества и включения в него кроме художественной деятельности иных областей, которые могут рассматриваться отдельно.

Особенностью мультимедийного продукта является электронная обработка материала. В этом смысле современные компьютерные технологии часто служат целям «профанного озарения» каждого конкретного субъекта, погружающегося в мультимедийный контекст. Созданные для уникальных целей, мультимедийные проекты, с одной стороны, являются постоянной формой экспериментирования в области сотрудничества технологов и дизайнеров, с другой, современные способы копирования и распространения информации позволяют классифицировать мультимедийные проекты по тем параметрам, которые уже существуют в дизайне предметного мира и художественного творчества.

Другим важным свойством мультимедиа проекта является динамика, определяемая выбором технических средств. Ценность глубокого чувственного постижения эстетической информации усиливается таким фактором, как интерактивность, позволяющая сблизить позиции автора и зрителя, процесс определения смысла превращается в акты рефлексии и самопознания, что для современного арт-проектирования является важной и актуальной задачей.

До ХХ века под изобразительным искусством понималось творчество, которое воздействует лишь на зрительный аппарат человека: живопись, графика, архитектура, скульптура и декоративно-прикладные жанры. Мультимедийному творчеству в этих рамках сегодня тесно. Медиа технологии могут использоваться в театральных постановках или кино, и включают набор экспериментальных параметров, не свойственных традиционным визуальным искусствам. Поэтому возникает необходимость рассматривать мультимедийное проектирование, как гетерогенный жанр, имеющий дизайнерскую основу.

В современном мультимедийном проекте процесс создания художественного продукта отличается от классического: владение технологиями позволяет кодировать тонкие смысловые парадигмы, смещая пафос традиционной художественной эстетики в область сакральных аутентичных образов. Кроме того, если в традиционных синтетических жанрах территория проекта преимущественно делится на составляющие, где ответственность за каждый элемент несет отдельный человек, то создателем современного мультимедийного продукта часто оказывается один автор. Многие современные медиапроекты существенно дополнены режиссурой, сценографией, часто – актерской игрой, в дополнение к съемке и монтажу. В этом случае каждый элемент проекта максимально выражает авторское начало, подчиняясь идее целостности. Однако для многих проектов привлекаются ученые программисты, техники и инженеры, и тогда создается уникальный программный язык, развивающий возможности технологий для воплощения художественных и социальных задач.

Сегодня художественный образ не ограничивается визуальными параметрами. Цифровой формат позволяет дополнить визуальный ряд звуковым содержанием, а интерактивность проектов определенно воздействует на кинестетическую сенсорику человека. Формат мультимедийных проектов варьируется от компьютерного экрана (или даже современного мобильного телефона), где человек имеет дело исключительно с виртуальной информацией (произведения нано-арта, например, вообще не видны глазом), до разного рода конструкций и объектов, помещенных в выставочных пространствах и транслирующих информацию средствами электронных технологий.

Для мультимедийного жанра важен психологический фактор, поэтому каждый художник вырабатывает свою семантическую теорию диалога со зрителем, основываясь на кодах и символах, наиболее остро утверждающих его художественные принципы. Автор усложняет видеоряд, дополняя его множеством графических и пространственных элементов, звук получает самостоятельную значимость, вплетаясь в сеть, заданную зрительными образами. Иногда аудиолиния контрастирует с видеорядом, тогда синтез разрушается, и возникает деструкция идеи, провоцирующая выбор иной семантики.

Образный ряд таких проектов направлен на ассоциативное мышление зрителя, живущего в век гиперинформации, и способного считывать значение символов и знаков, скрывающих метафизику современной жизни. Поэтому представляется своевременным предложить новую схему анализа мультимедийного дизайна, снабдив его дополнительными параметрами, предлагающими путь к обогащению теории современного дизайна и уточнению некоторых характеристик арт-проектирования.

В связи с необходимостью расширить привычное понимание дизайна, возникает потребность в новом определении этого термина. Традиционные рамки художественно-технической деятельности, направленной на формирование гармоничной предметно-пространственной среды, тесны для современного развивающегося дизайна. Они должны быть дополнены областью экспериментального проектирования, выявляющего проблемные зоны социальных исследований средствами художественного образа, воплощаемого в новых технологиях.
Цель и задачи исследования.

Цель работы заключается в том, чтобы на основе сформулированной в исследовании классификации мультимедийных проектов разработать новую методологию их аналитического описания.

Для осуществления поставленной цели, важно решить несколько задач:

  1. Систематизировать мультимедийный продукт, собрав воедино множество разрозненных литературных и аудиовизуальных материалов.

  2. Определить параметры эстетического воздействия на человеческое сознание, психику и фантазию составляющих мультимедийного проекта, опираясь на те представления об аппарате чувственного восприятия, которые существуют в современных науках и теориях.

  3. Сформулировать принципы и механизмы демонстрационной эстетики мультимедийных проектов, определяемых сквозь призму кодов и символов искусства.

  4. Определить формы социального распространения мультимедиа в современном обществе.


Объект и предмет исследования.

Объектом исследования являются мультимедийные проекты большого круга авторов из разных стран, а также теоретические работы ведущих зарубежных и российских ученых в этой области. Предмет исследования – проектные формы демонстрации мультимедийного продукта, существующие в мировой практике, а также формы восприятия этого жанра (чувственная, пространственная, эстетическая, социальная).
Источниковедческая база исследования.

В диссертации использован значительный по объему источниковедческий материал, представленный в вербальной и аудиовизуальной форме. Из теоретических исследований зарубежных авторов интересны работы М. Маклюэна, В. Буш, П. Вирильо, Д. Харавей, М. Арчера, Л. Маркс, М. Раша, М. Трайба и Р. Яны, других исследователей, которые сформировали глубокий междисциплинарный контекст в области современного искусствознания, связанного с осознанием роли мультимедиа сегодня. Из российских исследователей, затрагивающих некоторые грани проблем, разрабатываемых в диссертации, следует упомянуть Е. Андрееву, А. Курбановского, В. Савчука.

В исследовании использован большой круг аудиовизуальных материалов крупнейших художников, работающих в области мультимедийного искусства, и использующих разнообразные формы представления своих проектов в пространстве. Также в диссертации исследуются некоторые проекты, в которых автор диссертации принимала непосредственное участие.
Методика исследования.

В процессе исследования применены разные методики, соответствующие избранному направлению поиска. Прежде всего, это стратегии постмодернизма в сочетании с моделями чувственного восприятия человека. Методы обобщений необходимы для систематизации материалов по этой теме. Интуитивные аналитические методики позволяют определить некоторые стержневые направления исследования, раскрывающие потенциал мультимедийного проектирования. Сравнительный и типологический методы необходимы для классификации исследуемых источников. Методика междисциплинарного анализа позволяет обогатить традиционный искусствоведческий метод описания рассматриваемых произведений.
Хронологические границы исследования.

Хронологические границы диссертации определяются постановкой проблемы и временным периодом, начинающимся с 1950-х годов до настоящего времени. Нижняя граница, а именно середина XX века, отмечает период нового осознания компьютера, не только с учетом его уникальных счетных функций, но с точки зрения творческого осмысления его программных возможностей и применения их в области искусства и дизайна. Именно в это время технологическая основа произведений искусства стала нормой, расширяющей границы жанров и видов творчества.

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проектирование мультимедийного арт-пространства средствами современного дизайна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Интерьер-это внутренне убранство жилых и общественных помещений. Дизайн интерьеров часть одного из семи направлений современного...
Проектирование мультимедийного арт-пространства средствами современного дизайна iconРеферат по курсу: «Введение в арт-терапию»
Вместе с тем процессы и психотерапевтическое воздействие групповой арт-терапии отличаются как от групповой вербальной психотерапии,...
Проектирование мультимедийного арт-пространства средствами современного дизайна iconРеферат по курсу: «Арт-терапия»
Основные представления о травме и возможностях ее проработки в арт-терапии
Проектирование мультимедийного арт-пространства средствами современного дизайна iconРеферат по курсу: «Перформанс и инсталляция в арт-терапии»
«вычитываются», когда кукла становится частью произведения современного искусства. В работе не затрагиваются проблемы, связанные...
Проектирование мультимедийного арт-пространства средствами современного дизайна iconПрактическое задание 3 в программе Adobe Photoshop cs2 «Пиксель-арт»
Для начала поясню что такое пиксель-арт. Как можно догадаться здесь соединены два слова «пиксель» точка, ячейка изображения, и «арт»...
Проектирование мультимедийного арт-пространства средствами современного дизайна iconРеферат по курсу: «Введение в арт-терапию»
«Специфические возможности использования техники песочной анимации в контексте арт-терапии»
Проектирование мультимедийного арт-пространства средствами современного дизайна iconПрограмма дисциплины дпп. В. 04 Дизайн в интерьере
Цели дисциплины: формирование знаний студентов по общим теоретическим вопросам дизайна в интерьере об основных понятиях дизайна в...
Проектирование мультимедийного арт-пространства средствами современного дизайна iconЗадачи: Обеспечить развитие кадрового потенциала в процессе внедрения фгос
Проектирование образовательного пространства мбдоу в условиях перехода на фгос до
Проектирование мультимедийного арт-пространства средствами современного дизайна iconРеферат по курсу: «Введение в арт-терапию»
В данной работе мы рассмотрим историю возникновения, становления и современное состояние одной из форм психотерапии искусствами –...
Проектирование мультимедийного арт-пространства средствами современного дизайна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Проектирование мультимедийного арт-пространства средствами современного дизайна iconРешение педсовета
Педсовет: «Проектирование современного урока на основе системно деятельностного подхода»
Проектирование мультимедийного арт-пространства средствами современного дизайна iconРеферат по курсу: «Арт-терапия»
Эволюция понятия «арт-терапия»отображает процессы обособления трех самостоятельных направлений: медицинского, социального, педагогического....
Проектирование мультимедийного арт-пространства средствами современного дизайна iconОтделение инновационных арт-технологий основные сведения об отделении
Отделение инновационных арт-технологий (инарт) имеет три ступени обучения. Каждая ступень длится 3 года
Проектирование мультимедийного арт-пространства средствами современного дизайна iconСовременного образования информационные технологии в средней школе
О создании единого информационного образовательного пространства на примере университетского комплекса двгу
Проектирование мультимедийного арт-пространства средствами современного дизайна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Примерные вопросы к зачету «Организация образовательного пространства средствами риторики»
Проектирование мультимедийного арт-пространства средствами современного дизайна iconРабочая программа пд по изобразительному искусству и технологии «Основы дизайна и дизайн одежды»
Дизайн- это проектирование объектов, в которых форма соответствует их назначению, соразмерна фигуре человека, экономична, удобна...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск