Скачать 366.2 Kb.
|
Федеральное агентство по образованию Филиал государственного образовательного учреждения Высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» в г. Вологде Кафедра общих гуманитарных и социальных дисциплин Контрольная работа по дисциплине ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА На тему: «Вербальные и невербальные средства коммуникации» Выполнила: Зайцева Н. Е. (Фамилия И.О.) студентка __2__ курса, срок обучения __3г._10мес.__ группа № __ Фс-10____ № зачетной книжки _02-47__ специальность 080105 - Финансы и кредит Подпись:_______________________________________ Преподаватель: Рыбакова И. Ю. (Фамилия И.О.) Должность: __Канд. фил. наук_____ (уч. степень, уч. звание) Оценка:________________ Дата:______________________ Подпись:__________________________________________ Вологда 2011 Содержание Введение Актуальность темы исследования: В современных условиях резко возросло внимание к такому социальному феномену, как коммуникация. Коммуникация — явление универсальное, ее содержание и формы попадают в поле зрения многих наук социально-гуманитарного, естественнонаучного и технического циклов. Теория коммуникации — одна из наиболее перспективных отраслей современного научного знания. Все каналы коммуникации обычно разделяют на вербальные и невербальные. К первым относятся лингвистический и паралингвистический каналы, ко вторым – взгляд, выражение лица (мимика), прикосновения, телодвижения (позы), жесты, межличностную дистанцию, а также одежду, макияж и украшения. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20-40% информации передается с помощью вербальных. Целью данной контрольной работы является изучение вербальных и невербальных средств коммуникации. Для достижения указанной цели, следует решить следующие задачи:
1. Сущность коммуникации 1.1 Общение и коммуникация Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Из определения общения вытекает, что это сложный процесс, в который входят три составляющие:
Коммуникативная сторона общения (обмен информацией) характеризуется:
Понятие коммуникация является производным от латинского communicatio, что означает сообщение, передача, общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и т. д. Иначе говоря, коммуникация – это передача того или иного содержания от одного сознания (индивидуального или коллективного) к другому посредством знаков. Ситуация коммуникации характеризуется тем, что коммуникатор (отправитель) имеет некое сообщение, а также потребность и намерение передать его получателю (Блакар Р.,1987). Согласно лингвисту Джону Серлю, в коммуникации могут быть достигнуты 5 наиболее общих целей:
Понятно, что это деление условное и любая из описанных целей может имплицитно предполагать другие. [10, с. 6] Коммуникация — процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию. Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме. [9, с. 412] Когда говорят о коммуникации в узкой смысле слова, то прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. Однако в коммуникативном процессе происходит не просто движение информации, но, как минимум, активный обмен ею. Главная «прибавка» в специфически человеческом обмене информацией для каждого участника общения. Характер обмена информацией между людьми, в отличие от кибернетических устройств, определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Иными словами, обмен такой информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера, т.е. знак меняет состояние участников коммуникативного процесса. В этом смысле знак в общении подобен орудию в труде. Коммуникативное влияние, которое здесь возникает, есть не что иное, как психологическое воздействие одного коммуниканта на другого с целью изменения его поведения. Например, авторитарный тон общения, даже если говорящий и имеет право распоряжаться, вызывает либо протест, либо, пассивность (которая тоже протест, не правда ли?). Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие. Это означает (в определенном смысле) изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации. [8, с. 150] |
Учебно-методический комплекс дисциплины «Специальные (вербальные... Специальность – Логопедия с дополнительной специальностью «Специальная дошкольная педагогика и психология» | Учебно-методический комплекс сдм. 02. Вербальные и невербальные средства общения Цель Показать значение вербальных и невербальных средств общения в установлении взаимопонимания и формирования межличностных отношений,... | ||
Учебно-методический комплекс сдм. 02. Вербальные и невербальные средства общения Цель Показать значение вербальных и невербальных средств общения в установлении взаимопонимания и формирования межличностных отношений,... | Основы коммуникации Основы коммуникации Вербальные коммуникации Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс Курс по выбору “Психология религии” предназначен для подготовки студентов факультета "Педагогика и психология", обучающихся по специальности... | Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности... «050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 13, Дс. 9 Психотерапия... «050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 13, Дпп. Ф. 13, Дс.... «050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 11, Дс. 7, Сд. 11... «050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Язык и общество. Вербальные и невербальные формы общения. Игры со словами и без слов | ||
Реферат на тему «Невербальные средства общения» По способу общения выделяются вербальное (словесное) и невербальное (неречевое) общение. В своем реферате я рассмотрю именно неречевое... | Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности... «050703-Дошкольная педагогика и психология» с доп специальностью «Социальная педагогика» | ||
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (мггу) «050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» | Конспект занятия «Мой характер» «050703. 65 – Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью Педагогика и психология» | ||
Российской Федерации Владивостокский государственный университет... Рабочая программа учебной дисциплины «Невербальные средства коммуникации» составлена в соответствии с требованиями ооп: 100100. 62... | Учебно-методический комплекс дисциплины Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» |