Скачать 0.79 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (МГГУ) МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ДПП.Ф.13, ДС.9 Психотерапия Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706 — Педагогика и психология» «050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» Утверждено на заседании кафедры психологии Психолого-педагогического института (протокол № 10 от 18 июня 2013 г.) Зав. кафедрой _______________И.А. Синкевич 2013 РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины (модуля). ДПП.4, Ф.13 ДС.9. Психотерапия 1.1 Автор программы: Оконешникова О. В., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии МГГУ 1.2 Рецензенты: Синкевич И.А. – кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой психологии Мурманского государственного гуманитарного университета (МГГУ) Прялухина А. В. - кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой социальной психологии и права Российского государственного социального университета (РГСУ). 1.3 Пояснительная записка Курс «Психотерапии» является частью теоретической подготовки будущих психологов. Психотерапия является одним из видов психологической помощи. Знание теоретических основ психотерапии позволит будущим специалистам дифференцированно подходить к анализу проблем при определении необходимого вида психологической помощи. Обучение практической психотерапии предусмотрено только в рамках послевузовского образования. Однако теоретическое рассмотрение некоторых наиболее важных аспектов данной дисциплины поможет лучше понять сферу своей деятельности, вовремя определить необходимость использования психотерапевтической помощи и привлечения специалистов иной квалификации. Программа «Психотерапии» является логическим продолжением курсов «Консультативная психология», «Психологическая коррекция», а также частью профессиональной специальной подготовки студентов. Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. по Целью курса “Основы психотерапии» является формирование у студентов профессионального видения личностных и иных проблем клиента. Реализация заявленной цели предполагает решение ряда задач:
В результате изучения курса «Основы психотерапии» студент должен знать сущность основных теоретических направлений психотерапевтической работы; показания к психотерапевтической работе; особенности психотерапевтической работы с клиентами разного возраста. Знание основных разделов курса должно обеспечить студентов овладением таких умений, как осуществление отбора адекватных методов и приемов работы для работы с клиентами по решению различных проблем, определение необходимости психотерапевтической помощи. Программа курса предусматривает изучение следующих вопросов: законодательную основу психотерапевтического процесса в нашей стране и за рубежем, методологические аспекты, исторический обзор развития психотерапии как науки, современное состояние. Предлагается сравнительный анализ специфики проведения психотерапии и других видов психологической помощи, ее структуры, принципов. Освещаются вопросы возрастных особенностей психотерапевтической помощи. Особое внимание уделяется различным школам и направлениям, конкретным техникам работы в разных возрастных группах. Дисциплина относится к циклу естественно-научных дисциплин. Курс является логическим продолжением курса «Психологическое консультирование», «Возрастная психология и психология развития». Изучение курса базируется на знании таких курсов как: «Психология личности», «Дифференциальная психология», «Психодиагностика», «Специальная психология». 1.4 Извлечение из ГОС ВПО ДПП.Ф.03 - Психотерапия Теоретические основы психотерапии. Сущность психотерапевтического процесса. Медицинская и психологическая модели психотерапии. Психологические механизмы терапевтического эффекта. Техника и средства психотерапевтического воздействия. Позиция терапевта и клиента. Групповые и индивидуальные формы психотерапии. Основные психотерапевтические методы и технологии. 1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы
1.6 Содержание дисциплины. 1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени для студентов заочной формы обучения
Примечание: Вариант 1 для специальности «050706 — Педагогика и психология», «050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология», «050711-Социальная педагогика». Вариант 2 для специальности «050716- Специальная психология»
Тема 1. Введение. Понятие психотерапии. Актуальные проблемы психотерапии: кадровое обеспечение психиатрической и психотерапевтической служб, подготовка психотерапевтов и ее последовательность. Понятие психотерапии. Приказ МЗО № 294 от 30.10.95 определяющий специальность «Психотерапия». Особенности подготовки специалистов – психотерапевтов в Европе. Психотерапия как особый вид межличностного взаимодействия. Представления о психотерпии П. Ледера как о методе лечения, как о методе оказания влияния или воздействия, как о методе инструментальной манипуляции, служащей целям социального контроля; как о комплексе явлений, происходящих в ходе взаимодействия и общения людей. Модели психотерапии: медицинская, философская, психологическая, социальная, педагогическая Декларация по психотерии, принятая Европейской ассоциацией психотерапии в Страсбурге 21 октября 1990 г. Особенности психотерпии, отличающие ее от других методов лечения (Бастин; Линзенхофф, Бастин, Коммер). Отечественный подход в определении психотерапии (Карвасарский Б. Д.). Содержание и границы психотерапии. Междисциплинарный характер психотерпии (Карвасарский Б. Д.,; Хидаш; Кратохвил; Катценштейн). Определение эффективности психотерапевтических методов (Мармор). Интеграция как ведущая тенденция развития психотерапии. Три уровня проведения психотерпии: профессиональный, как вспомогательный метод, биопсихосоциальный. Тема 2. Структура и основные этапы психотерапии. Индивидуальная и групповая психотерапия. Эклектическая модель (В. Е. Джиллард). Этап исследования проблемы. Устанавление контакта с клиентом и доверия. Двумерное определение проблем. Точная характеристика проблемы клиента. Идентификация альтернатив. Выяснение и обсуждение возможных альтернатив решения проблем. Планирование. Осуществление критической оценки выбранных альтернатив решения. Деятельность. Последовательная реализация плана решения проблем. Оценка и обратная связь. Клиент вместе с консультантом оценивает уровень достижения цели (степень разрешения проблемы) и обобщает достигнутые результаты. Индивидуальная и групповая психотерапия. Показания к индивидуальной психотерапевтической работе. Выбор методов для индивидуальной работы. Специфические особенности индивидуальной работы. Стадии индивидальной психологической психотерапии. Групповая психотерапия. Соотношение понятий “групповая психотерапия”, “групповая коррекция” и “групповой тренинг”. Психологические особенности групповой психотерапии. Виды психотерапевтических групп. Т-группы. Коммуникативные тренинги. Группы личностного роста. Группы встреч. Балинтовские группы. Группы тренинга умений. Гештальт-группы. Тема 3.Основные психотерапевтические методы. Психологические методы воздействия в психотерпии: языковое общение, средствам невербальной коммуникации, средства и формы воздействия, влияющие на интеллектуальную деятельность, эмоциональное состояние и поведение. Методы психотерапии: сдерживающая и освобождающая, поддерживающая и интегративная, симптоматическая и каузальная, поверхностная и глубинная, познавательная и эмоциональная, механистическая и гуманистическая, динамическая, поведенческая, эмпирическая и др. Классификации методов психотерапии Александрович; разграничение “большой” и “малой” психотерапии. Общая, частная и специальная психотерапия (В. Е. Рожнов, 1983), методы личностно-ориентированной психотерапии.; методы суггестивной психотерапии. методы поведенческой (условно-рефлекторной) психотерапии. Симптомо - ориентированная психотерапия (гипнотерапия, аутогенная тренировка, различные виды внушения и самовнушения) и личностно-ориентированная психотерапия (динамическое, поведенческое и гуманистическое направления). |
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо мггу) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | «Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо мггу) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо мггу) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | «Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо мггу) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | «Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо... «Новоубеевская основная общеобразовательная школа» Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан | ||
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо... План-конспект урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления | «Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо... Тип урока: Совершенствование знаний по теме «Снятие измерений, анализ измерений» | ||
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо... Философия: планы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета. Спб, 2004 | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Автор программы: к фил н., доцент кафедры английского языка и английской филологии С. А. Виноградова | ||
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») программа Повторить технику выполнения одновременного одношажного конькового хода, подъема в гору «Елочкой», спуск с горы в высокой стойке... | «Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | ||
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо... Урока физической культуры – участника второго (очного) этапа конкурса лучших учителей физической культуры общеобразовательных учреждений... | «Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо... Г 52 Теоретическая механика. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов 2 курса заочной формы обучения... | ||
Мурманский областной художественный музей мурманский областной краеведческий музей Мурманский государственный гуманитарный университет мурманская организация союза писателей россии мурманская государственная областная... | «Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо... Российской Федерации от 17. 12. 2012 №1069н «Об утверждении случаев, в которых возможна сдача крови и (или) ее компонентов за плату,... |