Конспект занятия-практикума





Скачать 133.98 Kb.
НазваниеКонспект занятия-практикума
Дата публикации20.09.2013
Размер133.98 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Информатика > Конспект


Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

№ 9 VIII вида» с. Ижма

Конспект занятия-практикума

«Северная береста»

Техника: «Аппликация из бересты»

Составитель:

Пельмегова Неля Гавриловна,

Воспитатель.

Директор образовательного учреждения:

Осокина Татьяна Николаевна

с. Ижма, 2011 г.

1. Аннотация.

Методическая разработка посвящена проблеме формирования интереса к народным традициям, осуществлению связи теории с практикой на занятиях, социализации и профессиональному самоопределению учащихся в будущем, развитию мелкой моторики, творческого мышления, интереса, фантазии при выполнении работ. Может быть полезна на уроках, занятиях по аппликации с природным материалом; содержит информацию о пользе березовой коры и её применении в старину и в настоящее время.

2. Содержание.

Чтобы сформировать интерес к народным традициям, а именно работая в технике «аппликация из бересты», надо сначала узнать историю аппликации.

Человек, где бы он не находился, всегда украшал и украшает среду, в которой он живет, работает или отдыхает. Самый интересный, традиционный, простой и доступный способ создания художественных работ – аппликация.

Аппликация родилась очень давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища. До сих пор ее используют многие народы, несмотря на то, что есть более быстрые и дешевые фабричные способы оформления изделий. Возможно, первым толчком к появлению аппликации явилась необходимость сшивать шкуры для одежды, и первый стежок подсказал человеку, что им можно не только соединять детали одежды, но и украсить ее. Кого и что изображали люди в аппликации? Сюжетом становились животные, птицы, сами люди, фантастические чудовища, красивые цветы и растения, сцены охоты и повседневной жизни. Со временем аппликация становилась все более разнообразной по использованию материалов. Стали использовать кусочки кожи, меха, войлока, различные ткани (бархат, атлас, шелк), металлические, чеканные пластины, бересту, высушенные растения, дерево и другие природные материалы. Аппликация прочно вошла в нашу жизнь. Что же означает это слово? В переводе с латинского «аппликация» значит «прикладывание» Это изобразительная техника, основанная на вырезании, наложении деталей на фон, закреплении на нем с помощью различных клеев, нитей. Аппликация может быть предметной, сюжетной, декоративной, мозаичной (из ткани и кожи).

Аппликация относительно новый способ художественной обработки бересты. Бархатистая, с сеткой тонких ровных полосок, поверхность бересты красива в изделиях сама по себе, даже без росписи и резьбы. Береста – нежный, теплый и мягкий материал. Характерные для окраски бересты оттенки золотисто – медовых, приглушенных и красновато-коричневых тонов великолепно гармонируют между собой. Эти особенности бересты можно использовать при выполнении различных картин и панно методом интарсии, то есть подбором пластинок бересты, отличающихся друг от друга цветом и текстурой. «Интарсия» - это своего рода инкрустация деревом по дереву или берестой по бересте.

Детям с особыми потребностями не хватает воображения, фантазии и поэтому для создания композиции приходится брать картинки, иллюстрации, объясняя, что не надо слепо их копировать, повторять буквально. Используя их как основу, нужно сделать что-то свое, оригинальное, стараться творчески подходить к любому делу,

3. Введение.

Почему именно работа с берестой?

В наше время технологического прогресса особенно необходимо приводить детей к традиционной культуре, заинтересовывать старинными праздниками, обычаями, обрядами, прикладными ремеслами. В любой цивилизованной стране мира государство заботится, оберегает традиции своего народа. Невозможно полноценное и здоровое развитие цивилизации без изучения, сохранения и использования опыта предков каждой конкретной местности. Одной небольшой частью такого культурного наследия является художественная обработка бересты.

Детям с особыми потребностями труднее адаптироваться в жизни в силу своих особенностей: недостаток произвольного внимания (не могут долго ни на чем сосредоточиться) , нарушения деятельности (несформированность навыков, трудности планирования, некритичность к своей работе),нарушения мелкой моторики пальцев. Поэтому такая работа в форме коррекционно-развивающих занятий помогает лучше усваивать и закреплять знания, умения, навыки.

4.Целевая аудитория: 5-6 класс.

5. Методическое обоснование темы.

Занятие-практикум построен на основе практической работы в парах, по принципу диалога, осуществления связи теории с практикой.

Цель: формирование интереса к народным традициям, развитие творческого потенциала учащихся в процессе изготовления.

Задачи:

  • Образовательная:

  • Актуализация знаний учащихся о бересте.

  • Развитие творческого мышления, эстетического вкуса.

  • Воспитательная:

  • Формирование чувства патриотизма и национальной гордости через знакомство с культурным прошлым России, с культурным прошлым Республики Коми (Ижемский район).

  • Воспитание уважительного отношения к трудовой деятельности человека.

  • Коррекционная:

  • Развитие речи (активизация русского и коми словаря).

  • Развитие мелкой моторики пальцев, глазомера, координации движений.

  • Развитие индивидуальных творческих способностей детей, воображения, пространственного мышления.

  • Воспитание терпения, усидчивости и аккуратности.

6. Форма реализации – занятие-практикум.

Цель творческих работ- внимательное наблюдение жизненного материала, его глубокое осмысление и эстетическая интерпретация в декоративные образы в соответствии замыслом и выбранным материалом, развитие творческого воображения. Нередки случаи, когда удачный творческий рисунок одного ребёнка привлекает внимание другого, воплощающего в материале композицию, созданную товарищем. Поэтому не надо удивляться появлению нескольких работ одного и того же содержания у разных школьников.

Подобные занятия насыщенны богатой исторической информацией, которая останется на всю жизнь. Саморазвитие личности по данной теме безгранична и окажись такой человек в тяжелой материальной ситуации, он может найти выход путем сбыта своей не только сувенирной продукции, но и таких вещей, как туеса, короба, ободки (снимают усталость), те же березовые стельки, являющиеся лечебными, которые можно легко сделать своими руками.

7. Оборудование: поделки, картины, предметно-операционный план.

Материалы: пустые коробки, цветная бумага, береста, клей ПВА, простые карандаши.

Инструменты и приспособления: линейка, ножницы, кисточки для клея, тряпочки.

Выставка: цветок, лапоть, бусы, туеса, кувшинчик, картины-рисунки, погремушка – шарган.

8. Ход занятия.

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность ученика

  1. Организация учащихся (мешочек волнений, тревог)




  1. Вступительная часть (создание проблемы)

  1. Приветствие (встали, подтянулись, посмотрели на гостей, друг на друга, настроились на плодотворную работу, все волнения тревоги выдохнем в мешочек, который завяжем и выбросим в урну)



Занятие у нас будет необычное, его необычность в том, что оно будет состоять из 3 частей:

  1. Небольшая выставка поделок, вещей, предметов обихода, старинных и нынешних.

  2. Небольшая информация (Экскурс в историю), вспомним старое, узнаем новое.

  3. Практическая часть: создание картины.

Скажите, какие картины мы создавали?

Обратите внимание на выставку, многие из поделок сделаны нашими руками, вечерами, в свободное время.

Как вы думаете, судя по выставке, чем мы будем заниматься, с каким природным материалом работать?


Аппликацию из бересты на цветном картоне, из бересты по бересте.


С берестой.

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность ученика

Настрой на «позитив», «фигурки-обереги», «ангелочек», сделаны из бересты.
Сообщение информации (экскурс в историю, показ листов с рисунками, показ и объяснение предметов с выставки)
Дарим подставки гостям, вручение берестяных подставок под горячее (объясняется их назначение)

Раздаю вам «фигурки-обереги», пощупайте, можете приложить к вискам, погладьте, поднесите к носу, понюхайте, чуть позже я вам объясню, для чего это нужно. (Приложение 6)

А этого ангелочка, как талисман нашей группы, повесим на доску, пусть нам помогает.
Информационный лист (Приложение 4)

Давайте немного расскажем о нем, об этом природном материале.

Выходим к выставке.


Послушайте, для чего мы раздали вам медальоны-обереги, подарки.

Березу называют теплым деревом, даже в холодной комнате она на ощупь теплая.

Достаточно некоторое время посмотреть на нее, подержать в руках, даже просто обнять березу и вы сразу успокаиваетесь, если чем-то были взволнованы.

Люди, долгое время работающие за компьютерами, говорят, что обод из бересты снимает усталость, а зачастую нормализует давление. (Приложение 3)

Дежурный раздает ученикам, гостям.

Около выставки дети рассказывают про предметы старины, для чего использовали, какое предназначение.

Вручают подставки гостям.


Этапы

Деятельность педагога

Деятельность ученика

Словарная работа (карточки на крестовинах), НРК, Объяснение непонятных слов.

3. Ориентировка в задании.

Сообщение темы (на доске).


Анализ условий работы, План работы (предметно-опперационный план), план с ближними операцями.

Правила безопасной работы ножницами (инструкции в виде медальонов), раздать детям.


Физ. минутка (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз)

4. Практическая работа.

5. Словесный отчет.

Оценка готовности изделия.


6. Итог.

Сейчас вы услышали много новых, непонятные слова, (бетулин, натюрморт, деготь, березовые почки, пестер (коми)). Давайте узнаем их значение.
Вспомните и скажите, что мы делали, чем занимались на прошлых занятиях?
Посмотрите на выставку, на сделанных из ткани кукол, на фотографии, где в старинных ижемских нарядах сфотографированы бабушки, наши подопечные.

Мы живем в Ижемском районе, относимся к малочисленным народам Севера, должны знать и сохранять самобытную культуру коми народа. Кто захочет сделать аппликацию по куклам, может использовать технологические карты №1 и №2 (Приложение 2), дополняя детали по фотографиям.

Кто захочет сделать пейзаж, натюрморт, на столе есть картины, рисунки, шаблоны.
Сегодня мы продолжим работу над аппликацией.

Тема нашего занятия: создание картины на свободную тему, по выбору.

Вспоминаем, читаем план работы:

  1. Подбираем определенный фон, цвет для коробки.

  2. Подбираем подходящую по цвету бересту, отслаиваем ее.

  3. Рисуем на ней или переводим по шаблону.

  4. Вырезаем.

  5. Составляем картину, добавляем, фантазируем.

  6. Намазываем клеем.

  7. Клеим, прижимаем. (Приложение 2)


Вспоминаем правила безопасной работы ножницами, читаем.

  1. Берем с разрешения педагога.

  2. Режущий инструмент, работаем осторожно, не подставляем пальцы под лезвия.

  3. Передаем кольцами вперед. (Приложение 3)


«Пальчики здороваются», «круги, нарисовать с закрытыми глазами треугольник, квадрат»

Подбираем, добавляем, фантазируем, составляем, вырезаем, клеим.
Расскажи (те), как делал (и), свою картину?

Как ты оцениваешь свою работу?

Работу своего товарища? Совместную работу?

У кого получилось лучше, оригинальнее?

В чем была трудность?

Как легче работать: одному или в паре?
Что мы делали?

О чем говорили?

Что узнали нового?

Ученики выходят к крестовинам, читают объяснение непонятных слов, пересказывают.

Поделки из бересты, аппликацию, кукол из ткани.

.

На доске.

Разбирают план работы.

Объясняют правила работы с ножницами.

Используют план и технологическую карту.

Подбирал, рисовал, вырезал, составлял, украшал, клеил.

Ответы детей.

9.Список использованных источников.

1.«Изобразительное искусство», В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина, Т.Я.Шпикалова.

2.«Организация и планирование воспитательной работы», Е.Д.Худенко, Г.Ф.Гаврилычева, Е.Ю.Селиванова.

3.«Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок», В.С.Горичева, Г.Ф.Филиппова.

4. «Игротерапия и сказкотерапия», О.Н.Капшук.

10. Приложения.

1.Оформление кабинета.

2.План работы. Технологическая карта.

3.Правила безопасной работы ножницами.

4. Информация о бересте.

5.Иллюстрации картин.

6.Фотография готовых изделий.

Приложение 1

Оформление кабинета

Вертушки –

  1. Бетулин – особое вещество, окрашивает кору в белый цвет, поэтому ствол березы остается прохладным даже в жару.

  2. Натюрморт – это картины, героями которых являются различные предметы обихода, фрукты. цветы, овощи, снедь (еда).

  3. Деготь – мазь от чесотки; смазывали телеги, обувь.

  4. Березовые почки – противовоспалительное, мочегонное, вяжущее средство (стоматит), лекарство.

  5. Пестер (коми – рюкзак для ягод, грибов, дичи, мяса)

Доска -

Тема: «Северная береста. Создание картины в технике аппликации из бересты»

  1. План работы: предметно-операционный план.

  2. Правила безопасной работы ножницами.

Стол – выставка:

Лапоть, цветок, погремушка, бусы, туеса, картины.

Экологическая стенка:

  1. Рисунки – картины.

Приложение 2

План работы:

  1. Подбираем определенный фон, цвет для коробки.

  2. Подбираем подходящую по цвету, размеру бересту, отслаиваем ее.

  3. Рисуем на ней или переводим по шаблону.

  4. Вырезаем.

  5. Составляем картину, добавляем, фантазируем.

  6. Намазываем клеем, клеим, прижимаем.


Приложение 3

Правила безопасной работы ножницами:

  1. Берем с разрешения педагога.

  2. Режущий инструмент, работаем осторожно, не подставляем пальцы под лезвия.

  3. Передаем кольцами вперед.

Правила личной гигиены:

Вытираем руки после работы с клеем мокрой тряпочкой.

Приложение 4

Информация о бересте:

  1. Изготовляли корзинки и пестери для сбора грибов и ягод (грибы и ягоды не крошились, не сырели, не портились)

  2. Незаменимой была крестьянская обувь: ступки (шлепки), лапти.

  3. Берестяными игрушками играли дети: плетеные мячи, погремушки (по коми – «шарган»), человечки («Берещаные фигурки»), гармошки, маски.

  4. Бересту стелили на крыши домов вместо нынешнего рубероида (служила около 40 лет)

  5. Срубы колодцев делают из березы (вода вкусная, дерево не гниет)

  6. Обвивали нижний венец сруба для гидроизоляции между фундаментом и стенкой, а также служила прослойкой под окном. Обивали двери для теплоизоляции.

  7. Нынче бересту советуют использовать как лечебные стельки (такие стельки уменьшают потение ног, устраняют грибки, бактерии, запах) Береста снимает усталость, повышает сопротивляемость организма к болезням и онкологии.

  8. У солдат и офицеров царской армии никогда не было грибковых заболеваний.

  9. Береста – это готовая природная бумага, на ней писали наши предки.

  10. Туес, сделанный из бересты, дно и крышка изготавливались из дерева мог хранить жидкости (Молоко, простокваша, квас, сметана, кедровое масло, животный жир, мед, соленья), не протекало и не прокисало долгое время, т.к. береста обладает бактерицидными свойствами.

  11. Во время войны хирургические операции старались делать в березовых лесах, так как там воздух несколько раз стерильнее, то есть чище, чем в хирургических операционных.

  12. Новгородские письма на бересте, пролежав в земле больше 8 столетий, дошли до нас.

Приложение 2



Приложение 5



Приложение 6



Приложение 6


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект занятия-практикума iconКонспект познавательного занятия
План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М
Конспект занятия-практикума iconКонспект занятия «Зимний пейзаж»
План-конспект физкультурного занятия на открытом воздухе для детей подготовительной к школе группе
Конспект занятия-практикума iconКонспект занятия в средней группе. Тема «Нарымские вечёрки»
План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М
Конспект занятия-практикума iconКонспект занятия в подготовительной к школе группе. «Путешествие в прошлое»
План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М
Конспект занятия-практикума iconМинистерство образования и науки РФ моу «Гришенская муниципальная...
Элективный курс рассчитан на 17 часов. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение лабораторного практикума,...
Конспект занятия-практикума iconКонспект занятия по теме «Прошивание угла» Конспект занятия по теме...
Методические разработки к программе дополнительного образования «Играем в экологию»
Конспект занятия-практикума iconРабочая программа и методические указания по прохождению практикума...
Цель и задачи практикума учебного ознакомительного (учебной ознакомительной практики)
Конспект занятия-практикума iconПавлова Галина Григорьевна Класс: 9 Предмет : химия Тема учебного...
Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы)
Конспект занятия-практикума iconКонспект занятия Занятие обобщающего повторения при подготовке к...
Учитель сообщает тему занятия, его цель, структуру занятия, необходимость его проведения
Конспект занятия-практикума iconОргпроект семинара-практикума Западного округа Ассоциации педагогов...
Тема семинара-практикума «Технология коллективных учебных занятий и формирование общих умений коммуникации, познавательных универсальных...
Конспект занятия-практикума iconКонспект занятия по внеурочной деятельности «Музыкальная азбука»...
План – конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Волшебный сундучок» в 2 «Б» классе
Конспект занятия-практикума iconКонспект практикума «Чтобы ребенок рос здоровым и физически крепким»
...
Конспект занятия-практикума iconКонспект внеурочного занятия по фгос кружок «Мой родной край» Класс...
Образовательная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия
Конспект занятия-практикума iconКонспект практикума для родителей «О методах воздействия на ребенка в семье»
Пешина Лариса Борисовна, учитель немецкого языка высшей категории моу гимназия г. Нытва, классный руководитель 9 «а» класса
Конспект занятия-практикума iconТема занятия
План-конспект физкультурного занятия на открытом воздухе для детей подготовительной к школе группе
Конспект занятия-практикума iconКонспект занятия 17 Ход занятия
Закрепление и повторение знаний учащихся о лексикологии, как разделе русского языка


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск