Аттестация педагогических работников





Скачать 187.37 Kb.
НазваниеАттестация педагогических работников
Дата публикации22.09.2013
Размер187.37 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Аттестация педагогических работников.

Одним из важнейших средств оценки и развития профессионализма педагогических работников является аттестация. В соответствии с Порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010г. № 209; зарегистрирован в Минюсте России 26 апреля 2010 года) аттестация проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности или установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей).

Соответствие занимаемой должности означает, что педагог способен решать основные профессиональные задачи по своей должности на достаточном уровне. Первая и высшая квалификационные категории предъявляют более высокие требования к качеству решения профессиональных задач. Они предполагают более высокий уровень квалификации педагога.

Основные задачи аттестации:

стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения

уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального

роста, использования ими современных педагогических технологий;

повышение эффективности и качества педагогического труда;

выявление перспектив использования потенциальных возможностей

педагогических работников;

учет требований федеральных государственных образовательных

стандартов к кадровым условиям реализации образовательных

программ при формировании кадрового состава образовательных

учреждений;

определение необходимости повышения квалификации

педагогических работников;

обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических

работников.

Таким образом, можно сказать, что аттестация имеет два ключевых назначения:

1. Оценка уровня квалификации педагога для установления соответствия требованиям занимаемой должности и требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) на основе анализа их профессиональной деятельности.

2. Стимулирование целенаправленного повышения уровня квалификации педагогических работников, повышение эффективности и качества педагогического труда.

Важнейшим элементом оценки (самооценки) в процессе аттестации является компетентность педагога.

.

В рамках разработанного профессионального стандарта

педагогической деятельности (опубликован в Вестнике Минобразования -№7 за 2007 год) под компетентностью понимается новообразованиесубъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решатьфункциональные задачи, составляющие сущность профессиональнойдеятельности.

В соответствии с разработанным профессиональным стандартом

квалификация педагога может быть описана как совокупность шести

основных компетентностей:

1. Компетентность в области личностных качеств.

2. Компетентность в постановке целей и задач педагогической

деятельности.

3. Компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на

осуществление учебной (воспитательной) деятельности.

4. Компетентность в разработке программы деятельности и принятии

педагогических решений.

5. Компетентность в обеспечении информационной основы

педагогической деятельности.

6. Компетентность в организации педагогической деятельности

Порядок проведения аттестации педагогических работников

с целью подтверждения соответствия занимаемой должности

В соответствии с Порядком аттестации педагогических работников аттестация с целью подтверждения соответствия занимаемой должности проводится один раз в 5 лет в отношении педагогических

работников, проработавших в занимаемой должности не менее двух лет и не имеющих квалификационных категорий (первой или высшей).

Основные шаги и действия при этом можно разбить на три блока:

I. Предварительный этап.

П. Проведение письменного квалификационного испытания.

Ш. Принятие решения о соответствии занимаемой должности.

Каждый из блоков включает ряд шагов и действий:

I. Предварительный этап

1. Подготовка представления на аттестуемого педагогического работника работодателем (руководителем образовательного учреждения),включающего всестороннюю и объективную оценку:

профессиональных, деловых качеств педагогического работника;

результатов профессиональной деятельности;

информацию о прохождении курсов повышения квалификации;

сведения о результатах предыдущих аттестаций.

2. Ознакомление педагогического работника с подготовленным представлением под роспись не менее чем за месяц до дня аттестации.

3. Представление руководителя в аттестационную комиссию по желанию аттестуемого педагога может быть дополнено сведениями, характеризующими его трудовую деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации с даты поступления на работу).

4. В случае несогласия с представлением руководителя педагог может подать в аттестационную комиссию альтернативное заявление с соответствующим обоснованием.

5. Письменное информирование работодателем педагогического работника, подлежащего аттестации, о дате и месте проведения квалификационного испытания не позднее чем за месяц до ее начала.

II. Проведение письменного квалификационного испытания

Письменное квалификационное испытание может проводиться выездной комиссией с целью обеспечения более комфортных условий для аттестуемых.

Оно может быть проведено по итогам курсов повышения квалификации при условии, что испытание будут проводить представители независимой экспертной группы, созданной в регионе для проведения аттестации педагогических работников.

Подготовка заключения экспертной комиссией по итогам выполнения заданий, включенных в квалификационное испытание.

III. Принятие решения о соответствии занимаемой должности

Принятие решения о соответствии занимаемой должности аттестационной комиссией, включающей в том числе представителей профсоюзной организации. Оформление принятого решения протоколом, занесение принятого решения в аттестационный лист педагогического работника.

Комиссия принимает одно из следующих решений:

соответствует занимаемой должности (указывается должность

работника)

не соответствует занимаемой должности (указывается должность

работника).

Аттестационная комиссия в случае необходимости заносит в аттестационный лист педагогического работника рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности педагогического работника, о необходимости повышения его квалификации с указанием специализации и другие рекомендации.

Утверждение решения аттестационной комиссии распорядительным актом органа исполнительной власти, осуществляющего управление в сфере образования.

Направление аттестационного листа и выписки из распорядительного акта органа исполнительной власти, осуществляющего управление в сфере образования работодателю педагогического работника в срок не позднее 30 календарных дней с даты принятия решения аттестационной комиссией для ознакомления с ним работника под роспись в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации. Аттестационный лист и выписки из распорядительного акта органа исполнительной власти, осуществляющего управление в сфере образования, хранятся в личном деле педагогического работника.

Представление информации в аттестационную комиссию работодателем о выполнении рекомендаций, указанных в аттестационном листе при их наличии.

Проведение письменного квалификационного испытания с

целью подтверждения соответствия занимаемой должности

Общие положения

Письменное квалификационное испытание согласно Порядку аттестации педагогических работников проводится по вопросам, связанным с осуществлением педагогической деятельности по занимаемой должности.

Проведение аттестации на соответствие занимаемой должности – это один из механизмов управления качеством образования. На основе результатов испытания проводится оценка уровня квалификации педагогического работника и при необходимости вырабатываются рекомендации по дальнейшему профессиональному развитию. Для успешной реализации указанных целей важно выполнить ряд условий:

1. Задание для проведения квалификационного испытания должно быть связанным с содержанием выполняемой аттестуемым педагогом

деятельности. При разработке (корректировке) заданий важно помнить, что они должны затрагивать различные компетенции педагогических работников в соответствии с профессиональным стандартом педагога. В противном случае может быть обращение внимания работников на одни аспекты квалификации и игнорирование других, что скажется на успешности деятельности в целом.

2. Задания не должны дублировать квалификационные испытания, испытания необходимо выяснить, может ли педагог занимать педагогическую должность и при необходимости дать конкретные предложения по дальнейшему повышению его квалификации.

4. Подготовка к прохождению квалификационных испытаний должна способствовать профессиональному развитию педагога, качеству решения основных функциональных задач педагогической деятельности. Задания должны учитывать актуальные задачи, которые стоят перед системой образования.

5. Педагогам должен быть заранее известен характер предстоящих испытаний и критерии оценивания. Они должны иметь возможность получения квалифицированной помощи при подготовке к аттестации в форме курсов повышения квалификации, консультаций, материалов для самоподготовки и т.п.

Варианты проведения письменного квалификационного

испытания с целью подтверждения соответствия занимаемой

должности

Письменное квалификационное испытание может проводиться в двух вариантах по выбору аттестуемого педагога: 1) подготовка конспекта урока (занятия) по предмету, который он преподает в текущем году; 2) решение педагогических ситуаций..

Первый вариант. Подготовка конспекта урока как форма

квалификационного испытания с целью подтверждения

соответствия занимаемой должности учителя

Цель: Оценка уровня сформированности профессиональных педагогических компетенций, на основе которой выносится суждение о соответствии педагога занимаемой должности.

Задача педагога в ходе написания конспекта урока – продемонстрировать владение материалом по преподаваемому предмету и достаточный уровень сформированности педагогических компетенций, позволяющих ему эффективно решать педагогические задачи при реализации учебной программы.

Общие требования написанию конспекта:

1. Педагогу заранее предлагается определить учебный предмет и программу, в рамках которой будет выполняться письменная работа.

2. При проведении письменного квалификационного испытания педагогу предлагается инструкция, содержащая цель работы, тему урока, по которой должен быть составлен конспект, критерии оценки. В случае необходимости, педагог имеет право исключить ряд тем, представленных в программе, и по субъективным причинам для него не желательных (не более пяти).

3. Время, предоставляемое аттестуемому педагогу на написание

конспекта урока, составляет 1,5 – 2 часа.

4. Конспект урока должен быть связан с освоением новой темы (нового учебного материала).

5. Конспект предполагает отражение основных этапов урока:

организационный момент, опрос учащихся по заданному на дом материалу, объяснение нового материала, закрепление учебного материала, задание на дом. При написании конспекта педагог может пропустить отдельные этапы или изменить структуру урока в соответствии со своим индивидуальным видением его построения.

6. Педагогу должны быть заранее известны критерии, по которым будет оцениваться его работа.

В ходе написания письменной работы педагогу предлагается раскрыть структуру и предметное содержание урока, сформулировать цели и задачи урока и его отдельных этапов, продемонстрировать владение методами и приемами мотивации учебной деятельности, организации учебной деятельности учащихся, проиллюстрировав это примерами учета индивидуальных особенностей учащихся и конкретных характеристик класса, в котором будет проводиться урок. Основные этапы урока и их содержание представлены в предложенной учителю схеме написания конспекта урока.

Второй вариант. Решение педагогических ситуаций как форма квалификационного испытания с целью подтверждения соответствия занимаемой должности учителя

Решение педагогических ситуаций потребует от педагога проявления педагогической компетентности: знаний, умений, личностных качеств.

При проведении квалификационного испытания с целью подтверждения соответствия занимаемой должности учителю предлагается решить три ситуации (мини-кейса). На выполнение предложенных заданий, как правило, требуется не более 60 минут. Для избегания стрессовых ситуаций для педагогических работников при проведении письменного испытания целесообразно предоставить 1,5 часа. Этого времени достаточно для спокойного выполнения задания. Выбор ситуаций для квалификационного испытания проводится случайным образом из имеющегося банка ситуаций. Аттестующийся педагог выбирает три ситуации из подготовленного для квалификационного испытания набора ситуаций (не менее 30), называя три номера из перечня, который ему заранее неизвестен.

Ответы оцениваются 0-3 балла.

0 баллов – вариант ответа отсутствует или предложенный вариант

является антипедагогическим.

1 балл – приведен вариант разрешения ситуации нейтрального типа,

это возможный, но не конструктивный вариант реагирования. Ситуация не станет хуже, но и не улучшится. Воспитательный и обучающий эффект будут минимальными. Ответ не имеет обоснования или приведенное обоснование является не существенным. Решение направлено на то, чтобы «здесь и теперь» ситуация выглядела безпроблемной, его негативное влияние на поведение и личностные характеристики обучающегося в будущем практически не учитывается.

2 балла – предложенный вариант реагирования направлен на достижение положительного воспитательного и (или) обучающего эффекта.

В предлагаемом решении демонстрируется понимающее отношение к обучающимся, учитываются условия проблемной ситуации. Однако предложенное описание не содержит достаточного обоснования, направленность педагога на положительный эффект не подкреплена знаниями об особенностях возраста обучающихся, ведущих потребностях и мотивах, возможных причинах проблемного поведения, последствиях выбранного способа воздействия и др.

3 балла – дан конструктивный вариант реагирования и приведено его качественное обоснование. Предложенный вариант будет способствовать достижению определенных (указанных учителем) педагогических целей, формированию позитивных новообразований в форме знаний, умений или качеств личности обучающегося. Обоснование включает анализ педагогической ситуации, изложение возможных причин ее возникновения, постановку педагогических целей и задач; учет особенностей обучающихся; описание возможных ответных реакций обучающихся и других участников

инцидента, предвидение результатов воздействия.

Определение уровня квалификации педагогических работников для установления соответствия требованиям, предъявляемым к первой и высшей квалификационным категориям

Порядок аттестации

Определение уровня квалификации педагогических работников для установления его соответствия требованиям первой и высшей квалификационных категорий – процедура, включающая несколько последовательных этапов:

I. Предварительный этап

II. Проведение экспертной оценки (самоооценки) педагогической деятельности

III. Принятие решения о соответствии требованиям первой (высшей) квалификационной категории

1. Предварительный этап

На данном этапе происходит подготовка и подача заявления от педагогического работника, содержащего обоснование решения об аттестации на соответствующую квалификационную категорию (первую или высшую).

Важность предварительного этапа заключается в том, что успешность всей аттестации в значительной мере зависит от аргументированности заявки аттестовать на ту или иную квалификационную категорию. На этом этапе педагог имеет право получить консультацию, пройти курсы повышения квалификации, получить рекомендации по самоподготовке.

2. Проведение экспертной оценки (самоооценки) педагогической

деятельности

Экспертная оценка профессиональной деятельности педагога позволяет определить уровень квалификации педагога на основе анализа ключевых педагогических компетенций. (Более подробное описание этапа – ниже)

3. Принятие решения о соответствии требованиям первой (высшей) квалификационных категорий

Принятое решение о соответствии имеющегося уровня квалификации требованиям первой или высшей квалификационных категорий оформляется протоколом и заносится в аттестационный лист педагогического работника.

По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

а) уровень квалификации педагога соответствует требованиям,

предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории;

б) уровень квалификации педагога не соответствует требованиям,

предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории.

Аттестационная комиссия в случае необходимости заносит в аттестационный лист рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности педагогического работника, о необходимости повышения его квалификации с указанием специализации и другие рекомендации.

Орган исполнительной власти, осуществляющий управление в сфере

образования, утверждает решение аттестационной комиссии своим

распорядительным актом.

Проведение экспертной оценки и самооценки профессиональной деятельности учителя

Основными способами оценки уровня квалификации педагогических работников при установлении соответствия требованиям первой и высшей квалификационных категорий являются методы оценки и самооценки профессиональной деятельности педагога.

Предлагаемые методы:

Заполнение экспертного листа

Экспертный лист

оценки уровня квалификации учителя

_____________________________________________

Уважаемый эксперт!

В процессе экспертизы Вам предстоит оценить компетентность учителя в решении профессиональных задач. Для этого необходимо проанализировать, что и как делает учитель, каких результатов он достигает. Информационными источниками могут служить:

анализ урока, собеседование с аттестуемым учителем, результаты педагогической деятельности, собеседование с руководителем (заместителем руководителя) образовательного учреждения и другие источники.

Вам предлагается оценить ряд утверждений, которые отражают отдельные

действия и качества, необходимые для профессиональной деятельности учителя,

используя 5-ти балльную шкалу.

5 – очень высокая степень выраженности указанной в утверждении характеристики. Она проявляется в подавляющем большинстве ситуаций, является устойчивой, полностью соответствует типичным качествам и поведению учителя. Ответ экспертов – «да».

4 - высокая степень выраженности характеристики. Она часто проявляется в

педагогических ситуациях. Иногда возникают случаи, когда качества или поведение учителя не соответствуют утверждению. Ответ экспертов – «скорее да, чем нет».

3 – средняя степень выраженности характеристики. В некоторых ситуациях

качества и поведение педагога соответствуют утверждению, в некоторых – не

соответствуют. Ответ экспертов – «среднее значение».

2 – слабая степень выраженности характеристики. Она редко проявляется в

педагогических ситуациях. Поведение и качества педагога лишь иногда соответствуют утверждению. Ответ экспертов – «скорее нет, чем да».

1 - характеристика не представлена в деятельности педагога. Качества и поведение учителя не соответствуют содержанию утверждения. Ответ экспертов – «нет».

1. Компетентность в области личностных качеств

1.1. Эмпатийность и социорефлексия

1 2 3 4 5

1. Все обучающиеся безбоязненно обращаются к учителю за помощью,

столкнувшись с трудностями в решении того или иного вопроса

2. Умеет смотреть на ситуацию с точки зрения других и достигать

взаимопонимания

3. Умеет поддержать обучающихся и коллег по работе 4. Умеет находить сильные стороны и перспективы развития для каждого

обучающегося

5. Умеет анализировать причины поступков и поведения обучающихся

1.2. Самоорганизованность (Каждый критерий прописан, поэтому и эксперт, и учитель знает, содержание критерия. Пример дан в критерии1.1)

1.3. Общая культура

2. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности

2.1. Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и

индивидуальными особенностями обучающихся

2.2.Умение перевести тему урока в педагогическую задачу

2.3. Умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач

3. Компетентность в области мотивации учебной деятельности

3.1. Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности

3.2. Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся

3.3. Умение создавать условия для самомотивирования обучающих

4. Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности

4.1. Компетентность в методах преподавания

4.2. Компетентность в предмете преподавания

4.3. Компетентность в субъетивных условиях деятельности

5. Компетентность в области разработки программы деятельности и

принятия педагогических решений

5.1. Умение выбрать и реализовать образовательную программу

5.2. Умение разработать собственные программные, методические и дидактические

материалы

5.3. Умение принимать решения в педагогических ситуациях

6. Компетентность в области организации учебной деятельности

6.1. Умение устанавливать субъект-субъектные отношения

6.2. Умение организовать учебную деятельность обучающихся

6.3. Умение реализовать педагогическое оценивание

.

Для повышения надежности и достоверности экспертных оценок

целесообразно учитывать ряд моментов:

1. Эксперты должны пройти специальную подготовку, включающую

ознакомление с содержанием предстоящей оценки, способами

осуществления экспертной оценки и подготовки экспертного заключения.

2. При проведении экспертной оценки участвует не менее двух

независимых экспертов. В случае существенного несоответствия их оценок

проводится дополнительное обсуждение с целью достижения необходимого

консенсуса.

3. Экспертная оценка проводится на основе анализа 1-2 уроков (или других мероприятий, проводимых педагогом); изучения представленных материалов: рабочие программы по предмету, классный журнал, результаты внутришкольного контроля (или других форм контроля) уровня учебных достижений обучающихся, методические и дидактические материалы, используемые и самостоятельно подготовленные педагогом, дневники и

тетради обучающихся, материалы родительских собраний и др., беседы с руководителем (заместителем) образовательного учреждения и аттестующимся педагогом.

В отдельных случаях могут быть реализованы дополнительные формы оценки уровня компетентности педагога, такие как, анализ имеющихся поощрений и наказаний: благодарностей, отзывов, наград, замечаний и др.;

результаты опроса удовлетворенности обучающихся и их родителей деятельностью аттестуемого педагога; результаты учебной деятельности обучающихся (и их динамика), участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, проектах и др., достигнутые при этом результаты; результаты участия в конкурсах педагогического мастерства и другие.

.

Обработка результатов экспертной оценки педагогической

деятельности, подготовка экспертного заключения

Для экспертов разработан механизм подсчета. Для педагога важно сколько баллов он получает во время аттестации.

Первая квалификационная категория от 3,3 до 4,29

Высшая квалификационная категория от 4,3-х баллов и выше

На основе проведенного анализа составляется экспертное заключение, которое представляется в аттестационную комиссию для принятия решения о присвоении искомой категории

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Аттестация педагогических работников iconМетодические рекомендации по оформлению портфолио Аттестация играет...
Аттестация играет важную роль в профессиональном развитии педагогических работников. Аттестация проводится на основе экспертной оценки...
Аттестация педагогических работников iconАттестация педагогических работников образовательных учреждений
Целью аттестации является определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников...
Аттестация педагогических работников icon«Аттестация педагогических работников»
В 2011 году на первую квалификационную категорию написали заявлений 2 учителя начальных классов и 1 социальный педагог
Аттестация педагогических работников iconНа включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих...
Программа для педагогических работников общеобразова­тельных учреждений, для педагогических работников на­чального и среднего профессионального...
Аттестация педагогических работников iconРегламент по предоставлению Министерством культуры Республики Бурятия...
Министерством культуры Республики Бурятия государственной услуги «Аттестация педагогических и руководящих работников образовательных...
Аттестация педагогических работников iconСписок педагогических работников, подлежащих аттестации с целью установления...
Уточнение и корректировка распределения нагрузки, расстановка педагогических кадров
Аттестация педагогических работников iconРекомендации по подготовке диссертации к защите часто задаваемые вопросы
Российская государственная аттестация научных и научно-педагогических работников предусматривает четыре этапа экспертизы научной...
Аттестация педагогических работников iconАнализ работы школы за 2012/2013 учебный год
Аттестация педагогических работников мбоу «Коношская сош» в 2012- 2013 учебном году. 29
Аттестация педагогических работников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В настоящее время аттестация является не только одним из важнейших средств оценки профессионализма педагогических работников, но...
Аттестация педагогических работников iconРегламент предоставления государственной услуги «аттестация педагогических...
Учебная деятельность в этом классе приобретает практико-преобразующий характер, развивает у обучающихся самостоятельность и способности...
Аттестация педагогических работников iconПредседатель комитета первичной организации работников Удгу профсоюза...
Конференцией научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся гоувпо «Удмуртский государственный...
Аттестация педагогических работников iconМодель аттестации педагогических и руководящих работников общеобразовательных...
Модели компетенций педагогических и руководящих работников образовательных учреждений
Аттестация педагогических работников iconПрограмма квалификационных испытаний для аттестации педагогических...
О порядке формирования регионального банка контрольно–измерительных материалов по аттестации педагогических работников на соответствие...
Аттестация педагогических работников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В целях развития творческой деятельности педагогических работников по обновлению содержания образования в соответствии с введением...
Аттестация педагогических работников iconНа включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих...
Программа для педагогических работников муниципальных общеобразовательных учреждений
Аттестация педагогических работников iconКонспект урока
Сообщаем, что приказом департамента образования Ярославской области от 02. 02. 2011 №64/01-03 «Об организации аттестации педагогических...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск