Согласовано
Начальник МУ «Управление образования исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района РТ»
______________/Е.В. Нагуманова/
«01» сентября 2010 г.
| Утверждаю
Директор МОУ «СОШ № 4 ЗМР РТ»
_____________/_И.З.Сафин/
«29» августа 2010 г.
| Основная образовательная программа
начального общего образования
МОУ «СОШ № 4 ЗМР РТ»
на 2010 - 2014 г.г.
Принята
на педагогическом совете
МОУ «СОШ № 4 ЗМР РТ»
Протокол № 1 от 28 августа 2010 года
2010 год
Оглавление Оглавление 2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЦЕЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОП 6
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ 57
Перечень учебников и учебных пособий, обеспечивающих реализацию примерного учебного плана для образовательных учреждений, работающих по основной образовательной программе ОС «Школа 2100» 68
Внеурочная деятельность МОУ «СОШ № 4 ЗМР РТ» 2010 – 2014 учебный год 71
ПРОГРАММА ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») 76
Достижение личностных и метапредметных результатов в процессе освоения предметного содержания 94
Типовые задания, нацеленные на развитие познавательных универсальных учебных действий 121
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования 128
Механизмы формирования УУД у обучающихся на ступени начального общего образования (УМК «Школа 2100») 159
Мониторинг сформированности личностных результатов и универсальных учебных действий 214
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 216
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни 227
Программа коррекционной работы 239
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования 261
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа (далее – ОП) разработана с учетом требований следующих нормативных документов:
Конституция РФ;
Закон РФ «Об Образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
«Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02»;
Устав МОУ «СОШ № 4 ЗМР РТ»
ОП отражает стратегию развития образования школы и строится на следующих принципах:
ориентация школьного образования на достижение выпускниками класса требований стандарта начального общего образования;
реализация права каждого ребенка на качественное образование, с учетом его способностей, уровня развития, прилежания;
преемственность со ступенями дошкольного и основного общего образования.
Целями ОП являются:
Создание условий для реализации личностного ориентированного учебного процесса, обеспечивающего овладение учащимися базовым уровнем образованности – элементарной грамотностью, формирование у обучающихся устойчивой мотивации к разнообразной интеллектуальной деятельности.
Формирование у обучающихся опыта самореализации, индивидуального и коллективного действия, на основе которых осуществляется личностное и социальное самоопределение и развитие младших школьников.
Развитие содержания начального образования. Использование в образовательной деятельности вариативных систем и технологий развивающего обучения, вариативных предметных курсов и учебников.
Создание ситуации успеха для каждого ребенка.
Организация индивидуальной работы с детьми, проявившими способности, мотивированный интерес к изучению предметов, с детьми с опережающим развитием способностей, одаренными детьми.
Сохранение и укрепление здоровья младших школьников. Участие в программе «Здоровье и образование».
Адресность ОП:
Условия комплек-тования классов
| Требования
к состоянию здоровья
| Процедура комплектования первых классов
| I – IV группа здоровья
| Все дети, достигшие школьного возраста (не менее 6,5 лет), зачисляются в 1 класс .
| Для осуществления целей ОП сформирована необходимая образовательно-развивающая среда, предполагающая активное использование культурно-образовательных ресурсов республики.
Созданная образовательная среда создает необходимые условия для организации активных форм обучения, даёт опыт чувственного восприятия, обеспечивает наглядность обучения.
Обобщенным результатом общего образования 1 ступени является портрет выпускника, обладающего следующими основными чертами:
- желанием и умением учиться, потребностью самостоятельного познания окружающего мира;
- элементарной грамотностью в рамках содержания отдельных учебных предметов, функциональной грамотностью в области чтения и математики;
- инициативностью, навыками сотрудничества в разных видах деятельности;
- ответственностью, готовностью отвечать за свои поступки;
- осознанным принятием правил здорового и безопасного образа жизни и регуляцией своего поведения в соответствии с ними.
Материально-техническое оснащение школы
учебные классы начальной школы, оснащенные аудиомагнитофонами, компьютеризированными рабочими местами для учителя;
2 спортивных зала;
Лыжная база;
школьная библиотека ;
1 компьютерный класс с возможностью бесплатного доступа в Интернет.
Начальная школа – этап в жизни ребенка, связанный с изменением ведущей деятельности, освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребенка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении на новом уровне. Обучение и воспитание учащихся начальной школы строятся с учетом самоценности первого звена системы образования как фундамента всего последующего обучения, а также возрастных психологических и физиологических особенностей детей младшего школьного возраста.
В младшем школьном возрасте происходит становление основ гражданской идентичности и мировоззрения. Самооценка приобретает черты адекватности и рефлексивности. Моральное развитие учащихся начальной школы связано с освоением моральных норм и с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями. Результатом развития общения и форм учебного сотрудничества является рост социальной, культурной и коммуникативной компетентности ребенка. В начальной школе формируются основы умения учиться и способности к организации своей деятельности ― умение принимать решения, ставить перед собой цель и добиваться ее выполнения в учебной деятельности, ,планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе. Одна из важнейших функций начальной школы – приобщение школьников к культуре чтения, при этом чтение понимается как базовая образовательная компетентность, образовательная программа «длиною в жизнь»; основа успешности процесса обучения; средство самореализации и активного взаимодействия с окружающим миром; способ получения удовольствия в духовной сфере.
Цели и особенности данного этапа образования определяют требования к результатам освоения ОП начального общего образования и организационно-педагогические условия их достижения. К личностным результатам обучающихся относится уровень сформированных ценностных ориентаций выпускников начальной школы, отражающих их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества. Метапредметными результатами обучающихся являются освоенные при изучении нескольких или всех предметов универсальные учебные действия, межпредметные понятия. К предметным результатам потребности самостоятельного познания окружающего мира относится освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
|