Скачать 315.53 Kb.
|
XIII РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МОЛОДЕЖИ И ШКОЛЬНИКОВ «НАУКА. ТВОРЧЕСТВО. РАЗВИТИЕ» Покажи мне свой десктоп и я скажу… (Диагностика психоэмоционального состояния по оформлению десктопа) Авторы: Федорова Наталия Яблокова Екатерина Ученицы 9 класса, МОУ «ООШ №2» г. Новочебоксарска Руководители: Перевезенцева Е.Н. учитель математики и информатики МОУ «ООШ №2», Гасанова М.Н. студентка исторического факультета ЧГПУ им. И. Я. Яковлева Новочебоксарск-2010 Содержание 11 Введение Подростковый период – очень важный в период в жизни человека. Именно в этот период закладываются основные черты характера, стиль поведения человека, его привычки, жизненные ориентации и т.д. И от того, насколько положительно будет пройден этот этап, будет зависеть дальнейшая взрослая жизнь человека. И первое условие этого успеха – позитивное эмоциональное состояние подростка. Школьным педагогам, психологам, родителям необходимы простые и удобные методики, которые позволяли бы диагностировать эмоциональное состояние. И на помощь здесь может прийти компьютер. В последние годы компьютер прочно вошёл в нашу жизнь, быт и работу. Для кого-то он стал эффективным рабочим инструментом, для кого-то домашней игровой станцией или мультимедийным развлекательным центром. Все больше и больше мы проводим времени с ним: тщательно подбираем заставку, оформляем и организуем рабочий стол… Каждый рисунок, устанавливаемый в десктопе (от англ. desktop-рабочий стол) в качестве фона или заставки можно рассматривать как своеобразный психологический тест. Или же, как разновидность самостоятельного психотерапевтического занятия, которая называется арт-терапией. Такая визуальная среда формируется пользователем в соответствии с его бессознательными импульсами. В этом случае включается механизм психологической проекции. Это означает, что человек переносит свои скрытые представления, в том числе о самом себе и своих проблемах, на имеющийся под руками материал, которым в данном случае является программируемое изображение на мониторе. Исцеляющий же эффект такого повседневного креатива заключается в том, что человек выплескивает подобным способом свое эмоциональное напряжение на экран компьютера. При этом у пользователя остается уверенность в том, что именно он контролирует свое душевное состояние. Нечто похожее происходит на сеансе арт-терапии, в ходе которого врач предлагает пациентам изобразить свое состояние на бумаге. Всем вышесказанным определяется актуальность данной работы. Мы поставили перед собой цель: рассмотреть возможности и проблемы диагностики эмоционального состояния подростков по оформлению десктопа. Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
Методы исследования: 1) наблюдение; 2) беседа с учащимися; 3) эксперимент; 4) статистическая обработка данных. 5) обзор справочной литературы Сроки выполнения исследований: с сентября 2009 по декабрь 2009. Исследование проходило в МОУ ООШ № 2 г. Новочебоксарска, в нем принял участие 21 ученик. В основе многих современных теорий в области интерпретации искусства лежат идеи, выдвинутые в работах Карла Юнга. В них он придавал особую значимость символам, считая, в частности, что через изображение символов в рисунках проявляется бессознательное. Благодаря этим отображениям, мы можем приблизиться к использованию символов в качестве исцеляющего средства. В соответствии с концепцией Юнга, область бессознательного, коллективного или индивидуального, может проявиться в искусстве через образы и символы. Образы и символы, присутствующие в картинах, скульптуре, поэзии, танце, музыке, литературе и многих других формах искусства. Идеи Юнга развил в ином направлении психиатр Сергей Выгонский. Он исследует изменения общественного сознания, обусловленные технологическим прогрессом (компьютер, Интернет, телевидение и радиовещание, телефонная связь и др.). В своей работе мы опирались на исследования С.Выгонского. Экспериментальная работа по диагностике эмоционального состояния подростков по оформлению десктопа С целью диагностики эмоционального состояния подростков по оформлению десктопа нами был проведен эксперимент. Эксперимент проводился в МОУ ООШ № г. Новочебоксарска. Исследованием был охвачен 21 человек, учащиеся 9 А класса МОУ ООШ № 2 г. Новочебоксарска. Исследование проходило с 14.12.09 по 30.12.09. Ребята были поделены на группы в количестве 9 человек (по числу компьютеров в кабинете информатики). Работа проводилась индивидуально. Эксперимент проводился при участии опытных педагогов и школьного психолога. Эксперимент состоял из 3 этапов. Суть первого этапа заключалась в том, что испытуемым было предложено выбрать в качестве десктопа картинку из сохраненных на персональном компьютере (около 30 вариантов) и каждый испытуемый имел возможность перекинуть желаемую картину на ПК со своего носителя. Из предложенных картин востребованными оказались всего 12 (приложение 1) На втором этапе для более точных сведений мы провели опрос по методике "Самочувствие, активность, настроение" (САН) (приложение 2) Этот тест САН — разновидность опросников состояний и настроений. Разработан сотрудниками 1 Московского медицинского института имени И.М.Сеченова В. А. Доскиным, Н. А. Лаврентьевой, В. Б. Шараем и М. П. Мирошниковым в 1973 г. САН представляет собой карту (таблицу), которая содержит 30 пар слов, отражающих исследуемые особенности психоэмоционального состояния (самочувствие, настроение, активность). При разработке методики авторы исходили из того, что три основные составляющие функционального психоэмоционального состояния — самочувствие, активность и настроение могут быть охарактеризованы полярными оценками, между которыми существуют определенная последовательность промежуточных значений. САН нашел широкое распространение при оценке психического состояния больных и здоровых лиц, психоэмоциональной реакции на нагрузку, для выявления индивидуальных особенностей и биологических ритмов психофизиологических функций. На третьем этапе мы провели с учащимися беседы, с целью выявления причин выбора той или иной картинки. Беседа проводилась по заранее составленному плану (приложение 4) Выбранные картинки можно распределить по следующим темам (приложение 3):
Фотоотчет о проведении экспериментальной работе представлен в приложении 5. Таблица 1: Общая таблица результатов выбора картинки и САН
Таблица 2: Обобщенные результаты выбора картинки и САН Из таблиц 2 и 3 видно, что самочувствие, активность, настроение связаны с выбором той или иной картины. Индивидуальная беседа с учащимися, изучение причин выбора той или иной картинки, установление ассоциаций между картинкой и образом позволили диагностировать психоэмоциональное состояние подростков. |
Урок алгебры в 7а классе. Тема: «Разложение многочленов на множители. Разность квадратов» Эпиграф: «Скажи мне и я забуду, покажи мне и я запомню, вовлеки меня и я научусь» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Эпиграф урока: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь» | ||
Использование икт в управлении проектной деятельностью учащихся на уроках по фгос ноо «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня – и я пойму», гласит китайская мудрость (слайд 2) | Отчет о выполнении нир по теме: Разработка схем применения продукта... Разработка схем применения продукта специализированного спортивного питания «Антистресс» и оценка их эффективности для оптимизации... | ||
Вклад 5-нт1А и 5-нт2А серотониновых рецепторов в иммуномодуляцию:... Гиппенрейтер Ю. Б. «Введение в общую психологию» поможет сориентироваться в подготовке к данным темам | Проектная деятельность с использованием икт на уроках иностранного... Автор, отправляя свою статью, соглашается с тем, что она может быть опубликована в Российском Журнале Экотуризма или Российском Журнале... | ||
И я забуду Покажи мне и я запомню Дай мне действовать самому и я... Продолжить знакомство с Красной книгой, расширить и углубить знания детей о животных и растениях, встречающихся в нашей местности,продолжить... | Длинна дорога на Олимп Я считаю справедливой несколько переиначенную на спортивный лад старую мудрость: «Скажи мне, спортсмен, кто твой тренер, и я скажу,... | ||
Нашего урока «Сложноподчиненные предложения и знаки препинания в... Слово учителя. Тема нашего урока «Сложноподчиненные предложения и знаки препинания в них». Эпиграфом нашего урока мы возьмем китайскую... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «У тебя есть вера, а у меня есть дела. Покажи мне твою веру без дел, а я покажу тебе мою веру в моих делах». (Иак. 2: 18) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Что ты делаешь?” – спросил мудрец. “ Не видишь, я работаю!” – сердито ответил лесоруб. “ Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдёт... | Реферат Тема: «Врачебный контроль и самоконтроль в процессе физического воспитания» Диагностика и самодиагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Васька и еще собака Рекс. Живем мы дружно, делаем ремонт дома, который скоро закончим. У меня есть свой телевизор, стол, на котором... | Ну что теперь мне делать? Тут кто-то крикнул: «Помолчи! Возьми учебник и учи! Тип речи «Описание состояния окружающей среды» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Компьютерная диагностика функционального состояния организма «Медискрин»/«Метатрон» (экспресс-метод)/«Метатрон» (полная) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Диагностика состояния исследовательской деятельности педагогического коллектива моу «Пушкарская средняя общеобразовательная школа»... |