Скачать 0.67 Mb.
|
Диагностика состояния исследовательской деятельности педагогического коллектива МОУ «Пушкарская средняя общеобразовательная школа» на этнокультурной образовательной основе В условиях реорганизации российского общества одной из основных своих задач педагогический коллектив школы видит в обеспечении современного качества образования и воспитания личности в соответствии с потребностями семьи, общества и государства. Социально-экономические процессы последних 15 лет оказали негативное влияние на общественное сознание и выявили зависимость успешного решения многих жизненно-важных для школы проблем от уровня сформированности гражданской позиции всех участников педагогического процесса: учителей, учащихся, их родителей, общественности. Воспитательная деятельность в школе реализуется в условиях глубинных изменений в жизни страны, края, города, а ее эффективность зависит от ценностных ориентиров общества и тех приоритетов, которые мы ставим во главу угла. Исследования социума микрорайона показали резкое расслоение населения, образование различных социальных групп, снижение жизненного уровня большинства семей. Увеличилось число неполных семей (на 15%), неблагополучных семей (на 9%), число подростков группы риска в микрорайоне, которые учатся в различных учебных заведениях города, а также тех, кто вернулся из мест лишения свободы. Произошла существенная деформация семьи, ее обнищание, дети зачастую предоставлены сами себе, так как родители не имеют постоянного места работы и не в состоянии контролировать детей. Так как многие семьи не сумели приспособиться к новым социально-экономическим условиям, то разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада. Неблагоприятная психологическая атмосфера оказывает отрицательное влияние на нравственное и физическое развитие детей. Вхождение России в 21 век ознаменовано усилением роли этнического фактора в общественном развитии. Национальные проблемы все чаще стоят на повестке дня жизни нашего государства. Для современного россиянина высокую значимость приобретают пробуждения национального самосознания и формирование национального духовного характера. Мы провели исследование этнического состава учащихся школы и выяснили, что из 732 учеников 660 – русских, а 72 ребенка – других национальностей. Большинство учащихся хотят знать историю, традицию, культуру своего народа. В рамках этого исследования мы сделали вывод, что очень важно, особенно в нашем многонациональном регионе, воспитание интернациональных чувств, дружбы между народами, гордости за свою принадлежность к русскому народу и многонациональной России. Социальный статус воспитания в системе образования закреплен в Федеративной программе, где особое место отведено духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. Вызывает много трудностей создание целостной системы учебно-воспитательной работы по развитию личности на основе использования русских национально-культурных традиций. Средства реализации такого воспитания на основе школьного и регионального компонентов требуют апробации, уточнения. Нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение так же нуждаются в грамотной регламентации. Все это стало той мотивацией, которая побудила педагогический коллектив школы для своего развития избрать тему опытно-экспериментальной работы: «Духовно-нравственное воспитание на этнокультурной образовательной основе». Под руководством доцента СКИПКРО Сидорова В.И. была разработана программа опытно-экспериментальной работы по вышеназванной теме, цель которой разработка организационно-педагогических условий формирования духовно-нравственной личности на этнокультурной образовательной основе. Свою задачу педколлектив видит в воспитании целостного мировоззрения и формировании целостной картины мира в сознании ученика как личности и субъекта саморазвития. Разработка технологий, тактик и стратегий; введение в учебно-воспитательный процесс совместную познавательную деятельность учителей и учащихся, основу которой, составляет изучение важнейших, ключевых явлений материальной и духовной культуры человечества, природы, и в целом – жизни. Была выдвинута гипотеза, основанная на том, что продуктивное восприятие и воспитание личности возможно при:
В плане опытно-экспериментальной работы, рассчитанной на 5 лет, разработаны условия поэтапной реализации данной гипотезы. Методологические и теоретические основы эксперимента определяются поставленными целями и задачами на основе передового опыта образовательных учреждений России и края теоретических основ трудов ученых, педагогов новаторов. Опытно-экспериментальная работа осуществляется в три этапа. Ожидаемые результаты: В данный момент мы находимся на первом этапе: теоретико-поисковом, организационно-управленческом. 10 лет мы по крупицам собирали материал по самым различным направлениям современного образования. Мы используем новые технологии в обучении и воспитании детей, за счет регионального и школьного компонентов введен широкий спектр спецкурсов, которые охватывают все возрастные группы: народная культура (программа Пигиловой), культура речи, светочи России, история математики в России, основы православной культуры, история казачества, история Ставропольского края, экология России, мировая художественная культура. Воспитательная работа строится в рамках реализации модели русской школы, серьезное внимание уделяется эстетическому воспитанию и художественному образованию (фольклорный ансамбль «Заряночка», кружки хорового пения, кружки декоративно-прикладного искусства, кукольный, театральный), в школе разработаны программы «Одаренные дети», «Здоровье-сберегающие технологии». Учащиеся школы – коллективные участники Малой академии наук. Чтобы правильно организовать самостоятельную работу учащихся по данной проблеме, была проведена диагностика по выявлению способностей детей к творческой работе и через научное общество учащихся и заочную физико-математическую школу при МФТИ дети работают над творческими проектами. В этом учебном годы на базе школы был проведен семинар психологов на тему: «Роль этнокультурного компонента в формировании здорового образа жизни», который явился одним из этапов работы по проблеме школы. Наше учебное заведение в микрорайоне – основной культурный центр, поэтому проблемы организации досуга молодежи, ученического самоуправления, укрепления детских коллективов стоят очень остро. В этом учебном году деятельность детских объединений «Улыбка» и «Союза старшеклассников» направлена на создание единой детской организации, призванной к воспитанию личности духовной, высоконравственной, способной адаптироваться к современным условиям. Школа работает в тесной связи с детским садом № 1. Через коллективные творческие дела проводятся праздники в микрорайоне, классные часы по народному календарю. Учащиеся ведут поисковую работу, изучают фольклор, народные традиции, как итог, в детском саду и школе созданы русские горницы, своеобразные музеи народного быта. Нравственные принципы усваиваются с раннего детства и прежде всего в семье. Растущий человек рано задумывается над вечными вопросами; «Что такое добро и зло, справедливость и несправедливость?» Ответы ищут прежде всего у родителей. Мы перестроили работу родительского лектория, ввели в тематику лекций вопросы народной педагогики, обращаем большое внимание на семейные традиции, вопросы преемственности, говорим о чести и достоинстве семьи. Администрация, реализуя концепцию развития личности средствами русской национальной культуры, выработала определенные этапы работы с педагогическим коллективом:
Введя в название темы исследования понятие «Этнокультурная образовательная основа», мы предполагаем внести свой посильный вклад в возрождение нравственного потенциала народа, в формировании у детей чувства любви к своей малой родине, уважительного отношения к национальным традициям и культуре, чувство гордости – за свою страну и народ. Что нужно сделать сегодня и завтра, чтобы реализовать эти задачи? Жизнь вносит коррективы в нашу программу. В новом учебном году через работу временных творческих групп мы планируем систематизировать разработанные интегрированные уроки с этнокультурным компонентом. Будет осуществляться теоретический анализ опубликованных и подготовленных к печати работ по теме исследования. Запланированы совместные семинары с педагогическими коллективами города и края, работающими по данной проблеме. Есть интересные наработки у Спорыхина В.В. (учитель ИЗО), Назаровой Н.В., Сулеймановой У.З., Нестеренко А.М. (учителя литературы), Гиря Н.С., Олюховой З.В., Фардзиновой Т.И. (учителя начальных классов), Бойко И.В., Ивановой Е.Г., Феопентовой З.Е. (учителя истории, спецкурсов, народной культуры и руководителей кружков) и методическому совету предстоит обобщить и систематизировать работу вышеперечисленных учителей. Большую трудность составляет работа по изучению основ православия. У нас есть только малые крупицы опыта, сложность в том, что у учителей нет достаточно глубоких знаний по данному вопросу, есть опасность перейти грань, за которой начинается не изучение духовного наследия, а вульгарное толкование религии. «Как европейское поставить в параллель с национальным?» - этот известный вопрос А.Н. Чацкого, главного героя комедия «Горе от ума» звучит злободневно и сегодня. «Нация не нечто противоположное общечеловеческому, но стиль творческого усвоения народом общекультурного содержания», - писал С. Гессен. В современных условиях пробуждая русское национальное самосознания, приобщая ребенка к опыту народного миропонимания, мы закладываем основу для решения важнейших вопросов жизнетворчества:
Большинство педагогов школы - люди творческие, нравственным мерилом для которых является духовная красота, твердые убеждения, знания основ национальной культуры, истории Отечества. Этому они стремятся учить детей. Л.Н. Толстой, которого очень занимали вопросы нравственности вложил в уста главного героя романа «Война и мир» П. Безухова удивительные слова: «А я говорю – возьмитесь рука с рукой те, которые любят добро, и пусть будет одно знамя – деятельная добродетель». Как важно нам сегодня научить детей деятельной добродетель. Опытно-экспериментальная работа по нравственному воспитанию учащихся на этнокультурной основе. Исследовательская работа проводилась в три этапа: 1. Констатирующий; 2. Формирующий; 3. Контрольный. На констатирующем этапе приняли участие 22 учащихся. Цели исследования: 1. Определить уровень нравственной воспитанности учащихся экспериментального класса. 2. Выявить уровень доброжелательности учащихся. 3. Выяснить представления у учащихся об устном народном творчестве. Для решения целей, поставленных на констатирующем этапе, нами были использованы следующие методы:
В качестве критериев нравственной воспитанности выступали направленность личности школьника (показатели: отношение к окружающей действительности, готовность к позитивным изменениям, поведение в ситуациях выбора). На констатирующем этапе мы посетили несколько занятий в экспериментальном классе по различным предметам: литературное чтение, русский язык, а также проводили наблюдение за поведением учащихся на переменах и во внеурочное время. Анализ деятельности учителя, а так же планирования воспитательной работы по нравственному воспитанию младших школьников позволил сделать вывод о том, что целенаправленной и систематической работы по нравственному воспитанию педагогом не проводится. Учитель использует средства устного народного творчества крайне редко, а в нравственном воспитании не использует вовсе. На уроках литературного чтения изучается только программный материал. Для определения уровня нравственной воспитанности мы постарались выяснить уровень нравственных знаний учащихся экспериментального класса. Для этого мы организовали беседу на тему: «Что значит быть хорошим человеком». Цель беседы - выявить объем и глубину знаний по нравственным нормам и правилам поведения, общения. В ходе беседы мы предложили учащимся анкетирование. Полученные ответы позволили нам судить о нравственной воспитанности учащихся, в частности, о наличии знаний. Детские работы мы поместили в приложении 1. Детям предлагались следующие вопросы: Анкета№1
Обработка полученных результатов представлена в таблице 2.1. Таблица 2.1 Уровень нравственных знаний у учащихся экспериментального класса на констатирующем этапе
Для определения уровней сформированности нравственных знаний нами были разработаны следующие критерии: высокий уровень – ученики ответили на все предложенные вопросы и набрали от 4 до 5 баллов (каждый правильный ответ оценивается одним баллом); средний уровень – ученики дали правильные ответы на большую часть предложенных вопросов и набрали 3 балла; низкий уровень – ученики ответили правильно на меньшую часть вопросов и набрали меньше 3 баллов. Вывод: на вопросы анкеты отвечало 16 учащихся из них 6 (38%) имеют высокий уровень сформированности нравственных знаний, 8 (50%) имеют средний уровень, 2 (12%) имеют низкий уровень. Результаты анкетирования мы отразили в диаграмме (Рис.2.1.). |