Скачать 0.51 Mb.
|
1.1 История Библиотека СОШ №75 функционирует с 1989 года; расположена на третьем этаже школьного здания. Библиотека работает в соответствии с планом, утверждённым директором школы, а также «Положением о библиотеке школы №75».
Структура библиотеки: два отдела обслуживания: абонемент и читальный зал, книгохранилище. Абонемент занимает изолированное приспособленное помещение (площадь 72 кв.м.). Для пользователей организован свободный доступ для самостоятельного выбора книг на стеллажах, а также доступ к алфавитному каталогу. На выставочном стеллаже регулярно оформляются календарные и тематические выставки в соответствии с планом работы. Также постоянно обновляются тематические книжные полки. Оборудованы места для работы пользователей; рабочее место библиотекаря оснащено функционально удобной кафедрой выдачи; освещение соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Читальный зал библиотеки занимает отдельное помещение, рассчитанное на 28 посадочных мест, оснащен новой функционально удобной мебелью, включающей в себя: 10 двухместных столов, большой круглый стол для коллективной работы пользователей, четырёхсекционную выставочную стенку, рабочее место библиотекаря, оснащённое компьютером. Освещение читального зала также соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Для удобства в отделах выделены различные функциональные зоны: -зона отдыха или зелёная зона -зона периодики; -библиографическая зона; -информационная зона. 1.3 Библиотекарь Организует работу абонемента и читального зала один работник – заведующая библиотекой Тихонова Ольга Петровна, образование высшее педагогическое, общий стаж работы 35 лет, стаж работы библиотекарем – 31 год, стаж работы в библиотеке школы №75 – 22 года; 1.4 Режим работы библиотеки: Абонемент – с 8-00 до 13-30 Читальный зал – с 13-30 до 16-00 2. Информационные ресурсы 2.1 Книжный фонд Фонд – 7171 экз. Учебники – 1581 экз. Литература – 5590 экз. Количество читателей – 446 Количество посещений – 4731 Книговыдача – 5084 Книгообеспеченность – 12,6 Посещаемость – 10,7 Обращаемость фонда – 0,9 Читаемость – 11,5 2.2 Периодические издания Подписка – 28 наименований: Журналы:
Газеты:
2.3 Медиатека
3.1 Создан и действует электронный каталог. 4. Информационные продукты С начала учебного года организовано 33 книжно-иллюстративных выставки, по многим выставкам проводятся обзоры – групповые и индивидуальные, проведено 16 библиотечных мероприятий в соответствии с планом работы. Конспекты некоторых мероприятий, подготовленных и проведённых в библиотеке. Презентация книги И.Миксона «Жила, была…» 27 января – День воинской славы России. День снятия блокады города Ленинграда. Слайд-шоу: Современный Ленинград. Иллюстрации с видами Ленинграда. Ленинград – один из прекраснейших городов мира. Вряд ли много найдется во всём мире городов, которые могли бы сравниться с ним. Город белых ночей, дворцов и фонтанов, каналов и мостов, памятников. Город прекрасных людей. Война всё перечеркнула. Ленинград стал в плане Гитлера городом №2, обречённым на уничтожение. Первой по его замыслу должна быть стёрта с лица Земли Москва. Было решено блокировать (окружить со всех сторон) город и путём обстрела из артиллерии и беспрерывной бомбёжки с воздуха сровнять его с землёй. Этот план выполнялся пунктуально. 900 дней длилась блокада. Немцы сбросили на Ленинград 107000 фугасных и зажигательных бомб, 150000 тяжелых артиллерийских снарядов. Но главной трагедией для более чем двух с половиной миллионов жителей осажденного города стали голод и холод. Окруженный фашистским кольцом, город умирал, но не сдавался врагу. (Только на Пискаревском кладбище захоронено 470000 жертв блокады. В Хиросиме и Нагасаки погибло от атомных взрывов 320000 человек). Два миллиона восемьсот семь тысяч, и среди них – четыреста тысяч детей. Запасов продовольствия из расчета жёстких блокадных норм в городе было на три недели. Ждать помощи неоткуда. Все продукты выдавались строго по карточкам. Очень скоро выдавать стали только хлеб. Нормы выдачи постоянно сокращались. Посмотрите на этот листок. Вот такие объявления висели во всех булочных Ленинграда. В декабре 1941г. рабочим и инженерам выдавалось 250гр. на весь день, служащим, иждивенцам и детям – 125гр. А теперь взгляните на этот кусочек хлеба. Вот эти 125 граммов, которые надо было растянуть на весь день. Кроме хлеба была ещё только вода. (Демонстрируется «Объявление», кусок хлеба, иллюстрация из книги Н. Ходза «Дорога жизни» с.33) Сейчас этот голодный, исхудавший человек придёт домой, и отрежет тоненький ломтик от этого кусочка. Ломтик хлеба, кружка кипятку, может быть, ложка жиденькой каши – вот и весь обед блокадного ленинградца. Он съест его, не снимая пальто и шапки, даже не опустив поднятого воротника. Почему? Небывалый мороз на улице. И в домах такой же мороз. Нет угля, поэтому не действует паровое отопление, нет дров, поэтому нечем топить печи. Сделали ленинградцы железные печурки-времянки, а чем топить? На дрова пошло всё, что можно сжечь: столы, стулья, шкафы, паркет. Только вот беда: не держат эти печки тепла. Кончил топить – опять в комнате холодно, как на улице. Холодно и темно. Не горит электричество. Крохотные фитильки коптилок освещают теперь комнаты ленинградцев. А в комнатах темно даже днём. Потому что стёкол в окнах нет. Они вылетели от бомбёжек и обстрелов. Пришлось забить окна фанерой. Нет и воды в ленинградских квартирах. Замёрз, не работает водопровод. Рано утром тянутся к Неве, к прорубям замёрзшие ленинградцы. Кто с ведёрком, кто с кастрюлей, кто с большим чайником. А доберутся до дому, смотрят – вода в лёд превратилась на морозе. Попробуй растопи. Люди умирали от голода, замерзали, погибали при обстрелах и бомбёжках. Некому было делать гробы, не было машин, чтобы отвозить их на кладбище. Умерших заворачивали одеяло и везли их хоронить на обычных детских саночках. И всё-таки голодные, больные ленинградцы не прекращали работы. Они мины, снаряды, гранаты, ремонтировали танки и орудия. Город жил, не смотря ни на что… А дети всё-таки учились в эту страшную зиму. В классе – мороз. Все сидят в шубах, шапках и рукавицах. Не положено ставить отметку карандашом, но учитель ставит. Потому что чернила в чернильнице замёрзли. Замерзали и ученики. Девчонка руки протянула И головой – на край стола. Сначала думали — уснула, А оказалась — умерла… Никто не обронил ни слова, Лишь хрипло, сквозь метельный стон, Учитель выдавил, что снова Уроки — после похорон. Ю. Воронов Дети блокадного Ленинграда – это особая страница истории этой страшной войны. О невыносимых трудностях, горе, выпавших на долю этих детей, вы узнаете из книги Миксон И. Л. Жила, была: историческое повествование / И. Л. Миксон, оформление и рис. А. и В. Траугот. – Л. : Дет. лит., 1991. – 223 с.: ил «…Посреди зала стоит обычная витрина, музейная. На одной половине – боевые ордена и документы павшего молодого воина, на другой – раскрытый блокнотик. Скромный, небольшой – в развороте, и то на ладони поместится, с синими карандашными строчками. Краткая, как блокнотная запись, табличка: Дневник Тани Савичевой... Сорок одна строка, написанная девочкой-школьницей, вместила в себя трагедию великого блокадного города. Она жила в Ленинграде, обыкновенная девочка из обыкновенной большой семьи. Училась в школе, любила родных, читала, дружила, ходила в кино. И вдруг началась война, враг окружил город… "Блокадный дневник девочки до сих пор волнует людей, обжег и мое сердце, - пишет в предисловии автор. - Я решил рассказать о былом и отправился по следам горя, безмерных страданий, безвозвратных потерь». День за днём проводим мы рядом с Таней и её родными. Видим Таниными глазами, как живёт блокадный город. (1 – с.31) «Началась эвакуация из Ленинграда. Вывозили в первую очередь детей, женщин, больных и немощных. Вывозили целые заводы и фабрики с оборудованием и людьми». Таня уговаривает маму не отправлять её из города. А враг наступал. (2 – с.35) «Германские войска были уже в четырёх километрах от Кировского завода. Повсюду слышался орудийный гул и пальба». (3 – с.43) «В штабе командующего наступающими войсками лежали отпечатанные в Берлине ещё летом пригласительные билеты в ленинградскую гостиницу «Астория», на банкет 21 июля 1941 года. Они планировали захватить Ленинград с ходу…» Но 1 сентября в школах начались занятия. (4 – с.45) «Дети, - сказала в первый день занятий учительница, - мы начинаем новый учебный год в городе-фронте. Когда-нибудь вас спросят, что вы делали в исторические дни войны? И вы с гордостью сможете ответить: «Мы учились в Ленинграде». Сегодня это кажется невероятным. Но это было так. Под обстрелами и бомбёжками, голодные, они учились! Однажды в пургу бабушка пыталась отговорить Таню идти в школу. (5 – с.49) «Ба-абушка, я давно не маленькая. И потом, хорошо, Что пурга сильная: бомбёжки не будет. Нелётная же погода. И нам теперь в школе по две тарелки супа дают». Клетчатый деревенский платок перекрещивает грудь, узел – на спине. Из платка, шапочки и шарфа виднеются лишь глаза, большие серые глазищи. Лямка из старого поясочка привязана к ручке портфеля и перекинута через плечо. Так надёжнее, не потеряется. И руки меньше мёрзнут». (6 – с.65) «Зима настала ранняя и суровая. Столько снега никогда ещё, наверное, не выпадало в Ленинграде. Множество трамваев и троллейбусов застряли без электричества. В запретные комендантские часы город выглядел необитаемым, покинутым людьми, собаками, птицами. Но внешне впечатление было обманчивым. Ленинград жил, работал, держал круговую оборону. На помощь рвалась вся страна, а – не пробиться, не попасть. Жители блокадного города гибли, как гибли воробьи и синицы от бескормицы и морозов». Даже на рынке съестного в продаже мало. (7 – с.78) «Предлагают столярный клей, клочки лошадиных и коровьих шкур. Из шкурок с добавкой клея получается отличный студень. Можно и одним клеем обойтись, запах, правда, очень уж неприятный – гнилостный. Встречается деликатес – жмых подсолнечника. От него во рту удивительный вкус и аромат семечек и растительного масла. И съедается медленно – такой крепкий. Торгуют горелой землёй с сожжённых продовольственных складов. Она считается калорийной: не только сладковатая, но и жирами пропитана. Давно ли мама заставляла рот промывать, если сунешь поднятую с земли ягодку, а теперь земля – обыкновенная еда». Приближался Новый год. 1942. В это трудно было поверить, но в газете напечатали о том, что для детей организуются праздники для детей! В школе был включен свет! Стояла ёлка до потолка украшенная игрушками и гирляндами. Но всё это великолепие терялось и меркло перед рядами столов. Понравился концерт, хоровод, на который, правда, почти не было сил. И наконец! Позвали к столу. Горячий чечевичный суп, по две – по две! - котлетки с макаронами и сладкое и вкусное желе! Мировая еда! ( От которой каждый хоть по небольшому кусочку припрятал для своих родных). И вдруг в зал вошёл Дед Мороз! С вещевым мешком! С подарками, конечно. (8 – с. 98) « Подарков из одного солдатского мешка никак не могло хватить на всех, но никто не лез без очереди, не роптал, не толкался. Постороннему, не познавшему блокадную жизнь, достоинство и терпение ребят могло показаться тупым равнодушием. Тане и её друзьям не однажды выпадала досада зазря стоять длинную очередь. Иногда перед самым носом, как говорят и как бывало, кончался хлеб или крупа. Они были готовы к подобному финалу, как вдруг солдатики притащили Деду ещё два вещмешка, потом ещё… В бумажном пакетике лежали две конфеты, пять печенюшек и – чудо из чудес! – золотой, точно солнышко, ноздреватый, пахучий мандарин» Праздник был. Но спасти от голода, от дистрофии, от медленного умирания это не могло. Первая запись в Танином дневнике появилась перед Новым годом. Умела её старшая сестра Женя. Испугавшись, что пройдёт время и забудется день и час, когда умерла Женя, Таня сделала первую запись в маленьком блокнотике: Женя умерла 28 дек в 12.30 час утра 1941г. Она не знала ещё, что это – не последняя запись. Перед вами фотография музейной экспозиции: листочки из дневника Тани Савичевой. 9 листочков из блокнотика, который даже в развёрнутом виде умещается на ладони. Прочтите эти записи: Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942г Лека умер 17 марта в 5 часутра в 1942г Дядя Вася умер в 13 апр 2 ч ночь 1942 г Дядя Леша 10 мая в 4 ч дня 1942 г Мама в 13 мая в 7.30 час утра Таня не написала слово «умерла», у неё не хватило сил написать это слово. Савичевы умерли Умерли все Осталась одна Таня Таню вывезли из Ленинграда по Дороге Жизни, но спасти её не удалось. Дневник Тани Савичевой был свидетелем на Нюрнбергском процессе, где судили фашистов. Этот дневник на процессе Нюрнбергском Был документом страшным и веским, Плакали люди, строчки читая, Плакали люди, фашизм проклиная. Танин дневник — это боль Ленинграда, Но прочитать его каждому надо. Словно кричит за страницей страница: «Вновь не должно это всё повториться!» И. Малышев «…Сегодня многое изменилось: и люди, и время. Но это никого не оправдывает. Глупо прикрываться временем и говорить, что оно виновато. Виновато в том, что забываем, не помним, не знаем, наконец. Но ведь это страшно… Эта война принесла нашей стране очень много, слишком много горя и слез, перечеркнула многие жизни. Конечно же, мы знаем о ней только по рассказам дедушек и бабушек, из книг и фильмов. Единственное, что мы можем делать сегодня – помнить. Ведь это наша история, наша Родина, наша жизнь, которой всегда будем обязаны тем, кто отстоял свободу и независимость России, тем, кто завоевал для нас право на эту жизнь!» (отрывок из конкурсной работы Кристины Павловой, 17 лет, г. Чебоксары.). «Прошла война, прошла страда, Но боль взывает к людям! Давайте, люди, никогда Об этом не забудем. Пусть память верную о ней Хранят, об этой муке, И дети нынешних детей, И наших внуков внуки…» А. Твардовский. «Если смеются товарищи дети» Борис Владимирович Заходер. Ребята, посмотрите на книги, представленные на нашей выставке. Обычно автор подписывал их так: «Ваш старый товарищ Борис Заходер». И это не шутка. Писатель действительно был и остаётся товарищем своих читателей-ребят. Недаром одна из его книг так и называется: «Товарищам детям». Вот что было написано на её первой странице: Обычно От вас это держат В секрете, А я не скрываю, Товарищи дети: Хочу, чтобы вы, Дорогие читатели, Недаром За чтением время потратили. Хочу, Признаюсь откровенно и честно, Чтоб книжку Вам было читать Интересно. А если захочется вам Посмеяться, То этого тоже Не надо бояться. Ведь если смеются Товарищи дети, Становится сразу Светлее на свете! Возможно, эту книгу читали ваши бабушки и дедушки, мамы и папы, когда ещё были маленькими. Ведь книги эти были написаны очень давно. 9 сентября исполнилось бы 90 лет со дня рождения этого замечательного детского писателя. Но и сейчас его произведения вы читаете с удовольствием. Детство писателя прошло в Москве. Он очень рано заинтересовался литературой, придумывал сказки и загадки, рассказывал их своим товарищам, и те слушали его с интересом. Давайте попробуем с вами отгадать загадки, которые он сочинял. Нахмурилось небо (Наверно не в духе!) Летают, летают Белые мухи!.. И носятся слухи, Что белые мухи Не только летают, Но сразу же тают! (Первый снег) Он с жадностью пьёт – А не чувствует жажды. Он бел – А купается только однажды: Он смело ныряет В кипящую воду, Себе на беду, Но на радость народу… И добрые люди (Вот это загадка!) Не скажут: - Как жалко… А скажут: - Как сладко! (Кусок сахара) О своём детстве писатель рассказывал так: «Не был я настоящим мальчишкой: не играл в футбол, не совершал никаких подвигов, почти не дрался, даже девочек за косички не дёргал. В общем, был ребёнком-«тихоней». Но и в его биографии было несколько «боевых» эпизодов. Вот, например, однажды, обидевшись за что-то на своих родителей, он убежал из дому. А было ему тогда примерно 6 лет. Целый день он странствовал по Москве, добрался до своего друга Яшки, там его и нашёл отец. Наказания не было, вернее оно получилось неожиданным. Вечером пришли гости и отец показал им записку, которую боря оставил родителям: «Сиводня я ухажу навсигда». Боря сгорал от стыда: в записке четыре ошибки в четырёх словах! «Что я по-настоящему любил в детстве,- пишет Борис Владимирович,- это животных и книги… А уж книги про животных Сетон-Томпсон, «Рики-Тики –Тави», «Маугли» - с ними я вообще не расставался. И, между прочим, две жалкие драки - всё, чем я могу похвастать, были из-за этих моих любимых предметов, Первая драка случилась в первом классе. Боря подрался с хулиганом, мальчишкой лет одиннадцати. Первоклашки его боялись и старались обходить стороной. Однажды Боря увидел, что этот «головорез» мучает кошку. «Откуда у меня смелость взялась! – не знаю,- пишет Заходер, но только я подошёл к нему и без долгих слов - раз ему в нос… Для первого раза даже неплохо. И вдруг грозный мой противник с плаче побежал по переулку. Он в одну сторону, я - в другую. А кошка, должно быть, ещё раньше убежала». «Вспоминаю сейчас эти происшествия и думаю: в сущности, я очень мало изменился. Как и тогда я люблю книги и животных, и стараюсь – по-прежнему - писать без ошибок. А за то, что я люблю – и сейчас не прочь подраться…» Заходер не сразу стал писателем. Он работал на заводе, учился в авиационном институте, поступил в Литературный институт. Но началась советско-финская война, и с группой студентов-добровольцев (кто такие добровольцы?) Борис Владимирович уходит на фронт. Эта короткая, но жестокая война стала нелёгким испытанием для юношей, которые и стреляли-то плохо, и с трудом переносили стоявшие в ту зиму 45ти градусные морозы. Но ребята так любили свою Родину, так хотели защитить её от врага, что их не испугали никакие трудности. Весной Заходер вернулся с фронта, продолжил учёбу, а 22 июня 1941 года началась ? (Великая Отечественная война). И снова в первые же дни войны Заходер уходит на фронт добровольцем. Он воевал все 4 года, вернулся, продолжил учёбу в Литературном институте, успешно закончил его и стал писать замечательные произведения для детей. Его стихи сразу очень понравились детям. Он писал так, что строчки его стихов сразу застревали в голове и оставались там надолго. Книги его пользовались неизменным успехом, а стихи были у всех на слуху: Что за шум на задней парте? Ничего нельзя понять! Кто-то там шипит в азарте: - Е – один! - А – шесть! - К – пять! Это снова Вова с Петей Позабыли всё на свете: На уроках день-деньской Бой идёт у них морской! Бьются два военных флота На листочках из блокнота… Черепаха Всех смешит, Потому что Не спешит. Но куда спешить Тому, Кто всегда В своём дому! - Что ж ты, Ёж, такой колючий! - Это я на всякий случай. Знаешь, кто мои соседи? Лисы. Волки да Медведи! Плачет Киска В коридоре. У неё Большое горе: Злые люди Бедной Киске Не дают Украсть Сосиски! А однажды произошло очень важное для Бориса Заходера событие: он встретился с Вини-Пухом. «Наша встреча произошла в библиотеке,- вспоминал Борис Владимирович, - где я читал английскую детскую энциклопедию. Это была любовь с первого взгляда: я увидел изображение этого симпатичного медвежонка, прочитал несколько шумело Вини-Пуха и мне очень захотелось познакомить с ним и его друзьями наших ребят.» К сожалению, сделать это было не так-то просто, ведь и Вини и все его друзья умели говорить только по-английски, а это очень трудный язык особенно для тех, кто его не знает. Поэтому, Заходер решил сперва выучить Винни и его друзей говорить по-русски, и теперь вы все прекрасно их понимаете и очень любите книгу про Винни-Пуха. А скажите, ребята, вы читали эту книгу? Видели мультфильм? Вам понравились песенки Винни-Пуха? А кто помнит, как они называются? Ведь каждая сочинённая им песенка называется по-разному. (Шумелки, впилки, дразнилки, пыхтелки…). А кто помнит и может рассказать сейчас какое-нибудь стихотворение Винни-Пуха? |