Скачать 460.3 Kb.
|
Сборник материалов городских педагогических чтений «От профессиональной компетентности педагога – к успешному ученику»
Секция 4 «Применение информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе» Реж
Введение . Современная школа призвана создать все условия для субъектного формирования и развития учащихся. Сегодня в социальной жизни востребована личность, обладающая не только значительным объёмом предметных знаний, но и владеющая целым комплексом социальных и интеллектуальных умений, позволяющих ей быстро адаптироваться к условиям изменяющейся действительности, а также к потоку информации, нарастающему с каждым днём. Всё это влечёт за собой системное изменение и совершенствование образования. Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. Знание нельзя дать - его можно только взять. Задача преподавателя - создать такие условия, при которых ученик ощущает необходимость получения для себя новых знаний. При этом важным является вопрос об изменении позиции учителя: отказ от образа носителя суммы готовых знаний и переход к функциям организатора и аналитика самостоятельной работы учащихся, менеджера образовательного процесса, создателя условий для формирования компетентной личности. Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире. В плане повышения учебной мотивации школьников большими потенциальными возможностями обладают компьютерные технологии, позволяя педагогам и психологам расширять возможности предъявления учебного материала, варьировать различные виды деятельности, а также развивать самостоятельную, поисковую, исследовательскую деятельность учащихся. Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет более интересным. материалы пленарного заседания Профессиональное развитие педагога с позиции компетентностного подхода в обучении Коркодинова О. Г., директор МКОУ СОШ №4 «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить» А. Дистервег (1790-1866) В модели «Российское образование – 2020», отмечается, что «в системе образования должны произойти кардинальные кадровые изменения. Традиционный преподаватель (монополист в передаче и интерпретации необходимых знаний) уходит со сцены. Складывается новый образ педагога: это исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов». Переход на компетентностную модель образования требует интеграции усилий всех субъектов образовательного процесса одновременно: на уровне профессионального развития педагогов (создание авторских педагогических систем) и в создании в образовательном учреждении системы коллективной педагогической деятельности, сущность которой состоит в интеграции предметных областей, дидактических пространств, технологий обучения, социокоммуникативного и познавательного опыта. В условиях реализации компетентностной модели образования необходимо профессиональное и межличностное взаимодействие педагогов уже в силу того, что компетентностное образование носит метапредметный характер и исключает традиционную изоляцию предметов и учителей, что непосредственно ведёт к изменениям в управлении педагогическим коллективом, к изменениям в нормативной базе образовательных учреждений, в критериях и процедурах аттестации учащихся и педагогов. Главным проявлением развития коллектива является актуализация в школе образовательной среды, адекватной целям компетентностного образования - образования для жизни, успешной социализации в обществе и личностного развития. Критериями сформированности в школе системы компетентностного образования выступают такие характеристики как:
Анализ педагогического опыта, психолого-педагогической, философской литературы показывает, что в педагогической науке сложились предпосылки для осмысления на новом уровне проблемы взаимодействия педагогов в образовательном процессе, так как профессиональный опыт в настоящее время устаревает быстрее, чем завершается жизнь специалиста в профессии. В профессиональном развитии учителя можно выделить следующие стадии, связанные с компонентным наполнением профессионального опыта:
Здесь следует заметить, что когда опыт сформирован, то он начинает становиться сдерживающим фактором, барьером на пути профессионального развития. Кроме того высокая динамика требований к профессиональной компетентности учителя сегодня приводит к быстрым темпам её старения и нарушает взаимодействие с профессиональной средой. Мера её экспансии зависит от самооценки личности, её способности критически относиться к себе. Изменения в педагогической системе требуют проектирования новых профессиональных и личностных качеств исполнителей педагогической деятельности- педагогов, новых технологий саморазвития. Основными элементами технологии организации процесса творческого развития учителя, на мой взгляд, являются самоанализ и диагностирование его профессиональной подготовленности и уровня развития личностных качеств. В процессе самоанализа учитель сопоставляет использованные приемы обучения и выбирает наиболее результативные, создает новые методические комбинации, познает свой творческий потенциал и активизирует свои динамические духовные резервы, приходит к выводу о прямой зависимости профессионального успеха от своих личностных качеств, осознает необходимость своего дальнейшего саморазвития. Главная цель педагогического самоанализа заключается в том, чтобы увидеть связь между деятельностью учителя и результатами его педагогического труда. В ходе самоанализа учитель, осуществляя рефлексию собственной деятельности:
Самоанализ, являясь лучшим способом погружения учителя в ситуацию, которая ведёт к переходу в режим саморазвития:
Самоанализ не является самоцелью, он выступает как средство для выделения приоритетных проблем и стратегии творческого развития личности учителя. В процессе изучения себя через отношение к себе коллег, учащихся, родителей, администрации происходит не только осознание профессионально значимых качеств личности, но и формулируется собственная профессиональная философия. В руках учителя самоанализ становится мощным средством самоуправления и самосовершенствования, позволяющим накапливать творческие ресурсы и реализовывать их в своей практической деятельности. В условиях коллективной педагогической деятельности у учителя появляется возможность поиска своей линии, обеспечивается целостность образовательного процесса на основе «единства различного». Важным методом в выборе оптимального варианта системы профессионального развития является диагностирование, которое я бы в большей степени адресовала администрации, управленцам по развитию персонала, поскольку согласно акмеологии развитие происходит через достижение вершин. Подобрать высоту и частоту этих вершин – задача грамотного руководителя с целью сохранения потенциала учителя, сохранения его в профессии, так как современные требования к учителю очень высоки и необходима управленческая поддержка. Кроме того диагностирование поможет создать гибкую систему удовлетворения педагогических, методических и научных потребностей учителя. Современный учитель – это личность со сложившимся позитивным мировоззрением, нацеленная на постоянное саморазвитие и профессиональный рост, толерантная, обладающая высоким нравственным авторитетом. Я желаю, чтобы каждый из Вас был таким учителем. Успехов Вам, здоровья и профессионального роста. Критерии и показатели профессиональной компетентности педагога Быкова С.В., зам. директора по УВР МКОУ СОШ № 2 Профессионально значимые качества педагогов рассматривались учеными на протяжении длительного времени и определяли содержание профессиональной компетентности, выявляя педагогические, психологические, социальные условия ее становления. Несмотря на различия в терминологии, авторы сходятся во мнении о наличии в структуре компетентности трех компонентов (уровней): теоретического, практического, личностного. С теоретической точки зрения, разными авторами (В.А Сластениным, Н.М. Борытко, О.А. Соломенниковой и др.) даны определения педагогической компетентности, представлена структура, составлена классификация компетентностей. И.Д Лаптева подразделяет компетентность на ключевую, базовую, и специальную. Ключевые компетентности связываются с успешностью личности в быстроменяющемся современном мире, специальные и базовые определяют специфику некоторой предметной или надпредметной области. Самым перспективным является подход к структуре компетенций педагога, представленный в работах И.Я.Лернера, В.В. Краевского, А.В.Хуторского. Авторы предложили рассматривать каждую компетенцию как единство трех составляющих:
Такая структура представляет критерии набора компетенций, связывая их через знания, технологии и ценностные установки. Она позволяет выбрать направление для совершенствования профессиональной деятельности учителя:
Галеева Н. Л., доцент кафедры управления развитием школы ФПК ППРО МПГУ, опираясь на данную структуру критериев разработала 5 основных показателей профессиональной компетентности педагогов: Предметно-методологические компетенции:
Психолого-педагогические компетенции:
Компетенции в области валеологии образовательного процесса:
Коммуникативные компетенции:
Компетенции в области управления системой «учитель-ученик»:
Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только труд, осмысленный с точки зрения его сущности, целей и технологии деятельности. Педагогическое мастерство — это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности учителя-воспитателя. |