Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/6
Дата публикации28.04.2014
Размер0.85 Mb.
ТипРезультаты тестирования
100-bal.ru > Информатика > Результаты тестирования
  1   2   3   4   5   6
Автор проекта: Гиль Ольга Васильевна

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 41 г. Томска
Сфера реализации: начальная школа

Педагогический проект

Тема:


Формирование универсальных учебных действий в начальной школе
Направление: предметное

Организация заявитель: МАОУ СОШ № 41 г. Томска

Целевая аудитория :

  • Классы 4 А, 1 А - 4А

  • Количество участников – 55


Срок выполнения проекта:

начало: сентябрь 2007 года;

окончание: май 2012 года;

продолжительность: 5 лет

Номинация Фестиваля: долгосрочные педагогические проекты
Формирование универсальных учебных действий в

начальной школе
Проектирование

Степень изученности проблемы, постановка проблемы, противоречие
На сегодняшний день тема «Формирование универсальных учебных действий в начальной школе» очень актуальна и значима. Социальная значимость темы определяется

- концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, определяющей цели российского образования на современном этапе как необходимость формирования целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся для формирования компетенций, определяющих современное качество образования;

- стандартом начального общего образования, где сказано, что приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений, навыков, уровень которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего поколения.

Данная тема рассмотрена в трудах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Н.Ф. Талызиной, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, В.Ф. Паламарчук, Г.А. Цукерман, А.С. Асмолова, П.Я. Гальперина, но в учебных программах массовой школы не достаточно проработана и не систематизирована для применения в практике учителей начальной школы.

В своей педагогической деятельности, работая над сформированностью общеучебных навыков в начальной школе, проанализировав показатели качества знаний и умений по математике и русскому языку, я пришла к выводу, что чем выше сформированность универсальных учебных действий у учащихся, тем выше качество выполнения ими стандартов начального образования (данные отражены в таблице ниже).
Результаты тестирования сформированности универсальных учебных действий и качества знаний выпускников начальной школы по математике и русскому языку

(4 А класс, 2007–2008 уч.г.)



ФИ учащегося

Общеучебные навыки и умения

Оценка







Личност

ные

Регуля-

тивные

Познава-

тельные

Коммуни

кативные

Матем.

Рус.

язык

1

Андреев Алексей

высокий

средний

высокий

средний

5

4

2

Бородин Виктор

средний

низкий

средний

низкий

3

3

3

Вершинина

Валерия

средний

средний

средний

высокий

4

4

4

Гречаная Владислава

высокий

высокий

высокий

высокий

5

5

5

Гурьева Дарья

высокий

высокий

высокий

высокий

5

5

6

Данилов

Александр

средний

средний

средний

низкий

3

3

7

Нгуен Антон

высокий

высокий

высокий

высокий

5

5

8

Ряжских Анастасия

высокий

высокий

высокий

высокий

5

5

9

Смирнов Егор

средний

средний

средний

высокий

4

4

10

Федоткин Андрей

высокий

высокий

высокий

высокий

5

5

11

Федосеев Евгений

средний

низкий

средний

низкий

3

3

Сегодня в программе начальной школы делается упор на овладение в основном предметными ЗУНами, а формирование универсальных учебных действий при этом рассматривается вне учебных дисциплин, а если и встраивается в учебный процесс, то слабо согласовывается между отдельными предметами. Так обстоит дело в учебно-методическом комплекте (УМК) «Начальная школа XXI века», по которому я работаю пятый год. На мой взгляд, причины этому следующие:

  • объектами контроля у обучающихся являются исключительно предметные знания, умения и навыки;

  • существование обязательной пятибалльной системы оценивания со стороны взрослых тормозит формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников;

  • информационно-репродуктивное содержание учебных предметов не способствует развитию поисковой активности школьников и тормозит освоение разных способов человеческой деятельности;

  • отсутствуют контрольно-измерительные материалы по отслеживанию уровней формирования общеучебных умений и способов деятельности.

В связи с этим в начальной школе возникает потребность в создании условий для формирования у обучающихся универсальных учебных действий, так как резервы повышения качества и эффективности образования путем реализации идей, заложенных в концепции формирования универсальных учебных действий в программе начальной школы еще не раскрыты и не реализованы в полной мере.

Отсюда вытекает следующая проблема: отсутствие в УМК «Начальная школа XXI века» системы формирования универсальных учебных действий, с одной стороны, и наличие потребности учителей в целенаправленной управляемой системе формирования универсальных учебных действий для ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития младшего школьника и для достижения успешности всеми учащимися, с другой стороны.

Следовательно, целью данного проекта является создание условий для формирования универсальных учебных действий в контексте усвоения разных предметных дисциплин учащимися начальной школы.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

  • повысить уровень сформированности контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников через апробацию примерной программы формирования универсальных учебных действий В.Ф. Паламарчук;

  • разработать единые памятки для отработки универсальных логических учебных действий: выделения главного, сравнения, обобщения;

  • разработать систему критериев и показателей формирования универсальных логических действий на межпредметном уровне;

  • разработать инструментарий и систему мониторинга для определения уровня сформированности универсальных учебных действий;

  • развивать поисковую исследовательскую активность младших школьников.


Для формирования универсальных учебных действий я использую в своей педагогической деятельности следующие методики:

  • Метод проектов (автор Джон Дьюи)

Диапазон учебных целей метода проектов составляет развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, формирование критического мышления.

Данная методика позволяет стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность разрешение этих проблем, умение применять полученные знаниям на практике, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи) или критического мышления. Для меня важно, что метод проектов всегда предполагает, во-первых, решение какой-то проблемы, во-вторых, направлен на получение результата, создание конкретного продукта – это учебные памятки, творческие литературные работы, иллюстрирование учебных объектов, выпуск тематических газет и т.д., а также предполагает необходимость интегрирования знаний и способов деятельности из различных предметных областей: науки, техники, творческих областей и др.

  • Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (авторы Ч.Темпл, Д. Стил, К. Мередит)

Значимость этой технологии в формировании универсальных учебных действий для меня, как учителя, в том, что в ней заключены идеи о прерогативе интеллектуального развития, ориентации на личность, необходимости самостоятельного и целенаправленного познания, творческого подхода к обучению, опоре на предшествующий опыт, в том числе житейский, и т.д.

Данная технология не является для меня способом разукрасить урок, доставить школьникам удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Это совершенно четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели. Эта технология о получении, восприятии и передаче информации, поэтому она универсальна.

  • Информационные технологии. Овладение первоначальными умениями передачи,

поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск необходимой информации в словарях, каталоге библиотеке.

  • Игровые технологии. Педагогическая игра обладает существенным признаком –

четко поставленной целью обучения и соответствующим ей результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Для повышения надежности определения полного состава необходимых для освоения новшества действий и реалистичных сроков их выполнения в начале работы над педагогическим проектом мною была составлена следующая таблица.

Предполагаемые ресурсы

Организационные условия

Информационные условия

Кадровые условия

Учебно-методические условия

Материально-технические условия

Финансовые

1

2

3

4

5

6

-создать временную творческую группу в составе:

Гиль О.В. - учитель, Карпухина Т.В.- психолог; Будько Л.С.- логопед;
-распреде-

лить работу:

Гиль О.В.- внедрение программы; Карпухина

Т.В., Будько Л.С. -

сбор, анализ информации, коррекция

-системати-зировать, обработать и проанализи

ровать работы педагогов-практиков и психологов по развитию универсаль-

ных учебных действий;
-информиро-

вать участников инновацион

ного процесса

-назначить Гиль О.В. руководителем проекта,

привлечь психолога Карпухину Т.В,

логопеда Будько Л.С., учителей начальных классов в апробации программы, сравнительном анализе и коррекции

-апробиро-

вать примерную программу формирова

ния универсаль

ных логических учебных действий В.Ф.Паламарчук;

-разработать критерии и показатели формирова

ния

универсаль

ных логических действий;

-разработать систему мониторинга

-разработать единые памятки по умениям находить главное, сравнивать, обобщать

-обеспечить техническое оснащение, заказать в кабинет компьютер, мультиме

дийный проектор


-изыскать администр-

ции ОУ возможность финансовой поддержки участников инновацион

ного процесса



Рабочая гипотеза состоит в том, что формирование универсальных учебных действий будет ключевым условием в учебном процессе, если будет развита поисково-исследовательская активность, самостоятельность школьников, то успешность в усвоении учебного материала будет более высокой, предпосылки для дальнейшего перехода к самообразованию будут созданы, что обеспечит способность ученика к овладению компетентностью «уметь учиться».

Содержание педагогического исследования

Формирование универсальных учебных действий в

начальной школе
Человечество за многие тысячелетия своего существования

все еще не научилось учиться.

И.Ефремов
Под развитием универсальных учебных действий понимается:

  • умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, с одной стороны,

  • и, с другой стороны, совокупность способов действий ученика (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Структура универсальных учебных действий включает в себя:

    1. Личностные УУД (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивами);

    2. Регулятивные УУД (организация учащимися своей учебной деятельности);

    3. Познавательные УУД (общеучебные, логические, постановка и решение проблем);

    4. Коммуникативные УУД (сотрудничество, разрешение конфликтов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

Все универсальные учебные действия взаимозависимы и взаимообусловлены. Их взаимосвязь можно представить в следующем виде, где четко обозначены зоны взаимодействия одних видов универсальных учебных действий с другими.



I. Неоспоримо, что я, как учитель, должна развивать универсальные логические учебные действия. Однако конкретной программы развития логических действий, которые должны быть сформированы при изучении данного предмета, пока нет. В результате работа над развитием универсальных логических учебных действий учащихся идет «вообще»  без знания системы необходимых приемов, без знания содержания и последовательности формирования. Это приводит к тому, что развитие УУД в значительной мере идет стихийно, поэтому большинство учащихся не овладевает начальными приемами мышления даже в старших классах школы, а этим приемам необходимо учить младших школьников: без них полноценное усвоение материала не происходит.

Моя задача, как учителя, состоит в том, чтобы создать благоприятные предпосылки, возможности для формирования мышления, а реализовываю их с помощью технологий, в основе которых лежат последовательность, этапность, системность.

В школе об умственном развитии судят по наличию у обучающихся знаний и сформированности умений. В отличие от предметных умений универсальные логические действия имеют широкий диапазон действия, т.к. используются в различных областях знаний, при усвоении разных знаний (Н.Ф. Талызина, 1988).

В своей педагогической деятельности для меня очень важно определение необходимого и достаточного для успешной учебной деятельности младших школьников. Обусловлено это логикой соотнесения универсальных учебных действий со структурно- содержательными особенностями учебной деятельности, с тремя ее составляющими – информационно-исполнительской, операционно-исполнительской и контрольно-коррекционной. В примерной программе В.Ф. Паламарчук в соответствии со структурой и функциями учебной деятельности роль главных, приоритетных умений, необходимых и достаточных для ее успешного осуществления младшими школьниками, приобретают три блока умений.

Первый блок составляют умения наблюдения, слушания, чтения (информационно- ориентировочные умения); второй – умения нахождение главного, классификации и обобщения (операционно-исполнительские умения); третий – умения самопроверки и самоконтроля (контрольно-коррекционное умения).

С первых школьных дней в учебной деятельности ввожу самопроверку и самоконтроль. По опыту знаю, что такая деятельность школьников очень важна: обучающимся важно умение оценивать свою работу с позиции: все ли выполнил и при необходимости – скорректировать, самостоятельно поправить себя. Такая работа требует от учителя и терпения, и выделения на это немало времени. Но умение самопроверки и самоконтроля – контрольно-оценочное звено учебной деятельности – составляет основу будущей учебной самостоятельности ученика, которая постепенно перерастает в личную самостоятельность, которая является основным вектором взросления, состоит в ответственном, инициативном поведении, осуществляется в конечном итоге без посторонней помощи, собственными силами. Я вижу своих учеников «активными исследователями», а при такой работе они обязательно будут делать ошибки, а моя задача научить их находить и исправлять («Умей ошибаться, умей и поправляться»).

Выделяя блоки универсальных учебных действий в соотнесении со структурно- содержательными особенностями учебной деятельности, я понимаю их равноценность, равнозначность. Поэтому формирование универсальных учебных действий осуществляю не по отдельным блокам, а в соответствующем целостности учебной деятельности и сочетании, слиянии:

  1. наблюдение – классификация – самоконтроль;

  2. слушание – классификация – самоконтроль;

  3. чтение – классификация – самоконтроль;

  4. наблюдение – обобщение – самоконтроль;

  5. слушание – общение – самоконтроль;

  6. чтение – обобщение – самоконтроль.

Задания по пунктам:

1-3. Рассмотреть рисунок (чертеж, схему), прослушать сообщение (текст), прочитать текст; разделить содержащиеся в источнике знаний сведения по заданному или по самостоятельному найденному основанию, признаку (основаниям, признакам); проверить правильность классификации учебно-значимых сведений, выделенных в соответствии с поставленной задачей, вернуться к заданию, самостоятельно удостовериться в правильности его решения или обнаружить ошибки в ходе формирования умений, что можно сделать самостоятельно, с помощью учителя или родителей и одноклассников.

4-6. Рассмотреть рисунок (чертеж, схему), прослушать сообщение (текст), прочитать текст и обобщить содержащие в нем конкретные сведения; проверить себя.

Имея в виду психолого-физиологические особенности школьника младшего возраста, я изучила и овладела не только методами и приемами формирования УУД, но и технологиями организации и проведения игровой деятельности, выполняющих функции профилактики и коррекции. Этому содействует программа формирования общеучебных интеллектуальных умений, реализуемая в системе определения дидактических игр:

  1. Классификация (группировка) предметов (по заданному или самостоятельному найденному основанию), самоконтроль.

  2. Классификация изображений предметов (по заданному или самостоятельному найденному основанию), самоконтроль.

  3. Слушание и классификация предметов (по заданному или самостоятельному найденному основанию), самоконтроль.

  4. Обобщение предметов, самоконтроль.

  5. Обобщение изображений предметов (рисунков, картинок), самоконтроль.

  6. Слушание, обобщение признаков предметов, явлений, самоконтроль.

Повышение моего внимания, как педагога, к формированию универсальных учебных действий у обучающихся содействует наиболее значимому в их обучении и развитии – приобретению разумности в характере выполнения учебной работы, росту познавательной активности и самостоятельности.

Начиная работу над формированием универсальных логических познавательных действий, я, прежде всего, должна определить стартовые возможности каждого школьника. К.Д. Ушинский говорил, что если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, она должна узнать его во всех отношениях.

Содержание диагностической работы определяю, как умение наблюдать за ростом личности, которым отмечается каждый этап психического развития. Диагностические обследования провожу совместно с психологом и логопедом школы, после адаптационного периода первоклассников.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск