Скачать 0.85 Mb.
|
Автор проекта: Гиль Ольга Васильевна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 41 г. Томска Сфера реализации: начальная школа Педагогический проект Тема: Формирование универсальных учебных действий в начальной школе Направление: предметное Организация заявитель: МАОУ СОШ № 41 г. Томска Целевая аудитория :
Срок выполнения проекта: начало: сентябрь 2007 года; окончание: май 2012 года; продолжительность: 5 лет Номинация Фестиваля: долгосрочные педагогические проекты Формирование универсальных учебных действий в начальной школе Проектирование Степень изученности проблемы, постановка проблемы, противоречие На сегодняшний день тема «Формирование универсальных учебных действий в начальной школе» очень актуальна и значима. Социальная значимость темы определяется - концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, определяющей цели российского образования на современном этапе как необходимость формирования целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся для формирования компетенций, определяющих современное качество образования; - стандартом начального общего образования, где сказано, что приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений, навыков, уровень которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего поколения. Данная тема рассмотрена в трудах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Н.Ф. Талызиной, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, В.Ф. Паламарчук, Г.А. Цукерман, А.С. Асмолова, П.Я. Гальперина, но в учебных программах массовой школы не достаточно проработана и не систематизирована для применения в практике учителей начальной школы. В своей педагогической деятельности, работая над сформированностью общеучебных навыков в начальной школе, проанализировав показатели качества знаний и умений по математике и русскому языку, я пришла к выводу, что чем выше сформированность универсальных учебных действий у учащихся, тем выше качество выполнения ими стандартов начального образования (данные отражены в таблице ниже). Результаты тестирования сформированности универсальных учебных действий и качества знаний выпускников начальной школы по математике и русскому языку (4 А класс, 2007–2008 уч.г.)
Сегодня в программе начальной школы делается упор на овладение в основном предметными ЗУНами, а формирование универсальных учебных действий при этом рассматривается вне учебных дисциплин, а если и встраивается в учебный процесс, то слабо согласовывается между отдельными предметами. Так обстоит дело в учебно-методическом комплекте (УМК) «Начальная школа XXI века», по которому я работаю пятый год. На мой взгляд, причины этому следующие:
В связи с этим в начальной школе возникает потребность в создании условий для формирования у обучающихся универсальных учебных действий, так как резервы повышения качества и эффективности образования путем реализации идей, заложенных в концепции формирования универсальных учебных действий в программе начальной школы еще не раскрыты и не реализованы в полной мере. Отсюда вытекает следующая проблема: отсутствие в УМК «Начальная школа XXI века» системы формирования универсальных учебных действий, с одной стороны, и наличие потребности учителей в целенаправленной управляемой системе формирования универсальных учебных действий для ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития младшего школьника и для достижения успешности всеми учащимися, с другой стороны. Следовательно, целью данного проекта является создание условий для формирования универсальных учебных действий в контексте усвоения разных предметных дисциплин учащимися начальной школы. Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
Для формирования универсальных учебных действий я использую в своей педагогической деятельности следующие методики:
Диапазон учебных целей метода проектов составляет развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, формирование критического мышления. Данная методика позволяет стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность разрешение этих проблем, умение применять полученные знаниям на практике, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи) или критического мышления. Для меня важно, что метод проектов всегда предполагает, во-первых, решение какой-то проблемы, во-вторых, направлен на получение результата, создание конкретного продукта – это учебные памятки, творческие литературные работы, иллюстрирование учебных объектов, выпуск тематических газет и т.д., а также предполагает необходимость интегрирования знаний и способов деятельности из различных предметных областей: науки, техники, творческих областей и др.
Значимость этой технологии в формировании универсальных учебных действий для меня, как учителя, в том, что в ней заключены идеи о прерогативе интеллектуального развития, ориентации на личность, необходимости самостоятельного и целенаправленного познания, творческого подхода к обучению, опоре на предшествующий опыт, в том числе житейский, и т.д. Данная технология не является для меня способом разукрасить урок, доставить школьникам удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Это совершенно четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели. Эта технология о получении, восприятии и передаче информации, поэтому она универсальна.
поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск необходимой информации в словарях, каталоге библиотеке.
четко поставленной целью обучения и соответствующим ей результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Для повышения надежности определения полного состава необходимых для освоения новшества действий и реалистичных сроков их выполнения в начале работы над педагогическим проектом мною была составлена следующая таблица. Предполагаемые ресурсы
Рабочая гипотеза состоит в том, что формирование универсальных учебных действий будет ключевым условием в учебном процессе, если будет развита поисково-исследовательская активность, самостоятельность школьников, то успешность в усвоении учебного материала будет более высокой, предпосылки для дальнейшего перехода к самообразованию будут созданы, что обеспечит способность ученика к овладению компетентностью «уметь учиться». Содержание педагогического исследования Формирование универсальных учебных действий в начальной школе Человечество за многие тысячелетия своего существования все еще не научилось учиться. И.Ефремов Под развитием универсальных учебных действий понимается:
Структура универсальных учебных действий включает в себя:
Все универсальные учебные действия взаимозависимы и взаимообусловлены. Их взаимосвязь можно представить в следующем виде, где четко обозначены зоны взаимодействия одних видов универсальных учебных действий с другими. I. Неоспоримо, что я, как учитель, должна развивать универсальные логические учебные действия. Однако конкретной программы развития логических действий, которые должны быть сформированы при изучении данного предмета, пока нет. В результате работа над развитием универсальных логических учебных действий учащихся идет «вообще» без знания системы необходимых приемов, без знания содержания и последовательности формирования. Это приводит к тому, что развитие УУД в значительной мере идет стихийно, поэтому большинство учащихся не овладевает начальными приемами мышления даже в старших классах школы, а этим приемам необходимо учить младших школьников: без них полноценное усвоение материала не происходит. Моя задача, как учителя, состоит в том, чтобы создать благоприятные предпосылки, возможности для формирования мышления, а реализовываю их с помощью технологий, в основе которых лежат последовательность, этапность, системность. В школе об умственном развитии судят по наличию у обучающихся знаний и сформированности умений. В отличие от предметных умений универсальные логические действия имеют широкий диапазон действия, т.к. используются в различных областях знаний, при усвоении разных знаний (Н.Ф. Талызина, 1988). В своей педагогической деятельности для меня очень важно определение необходимого и достаточного для успешной учебной деятельности младших школьников. Обусловлено это логикой соотнесения универсальных учебных действий со структурно- содержательными особенностями учебной деятельности, с тремя ее составляющими – информационно-исполнительской, операционно-исполнительской и контрольно-коррекционной. В примерной программе В.Ф. Паламарчук в соответствии со структурой и функциями учебной деятельности роль главных, приоритетных умений, необходимых и достаточных для ее успешного осуществления младшими школьниками, приобретают три блока умений. Первый блок составляют умения наблюдения, слушания, чтения (информационно- ориентировочные умения); второй – умения нахождение главного, классификации и обобщения (операционно-исполнительские умения); третий – умения самопроверки и самоконтроля (контрольно-коррекционное умения). С первых школьных дней в учебной деятельности ввожу самопроверку и самоконтроль. По опыту знаю, что такая деятельность школьников очень важна: обучающимся важно умение оценивать свою работу с позиции: все ли выполнил и при необходимости – скорректировать, самостоятельно поправить себя. Такая работа требует от учителя и терпения, и выделения на это немало времени. Но умение самопроверки и самоконтроля – контрольно-оценочное звено учебной деятельности – составляет основу будущей учебной самостоятельности ученика, которая постепенно перерастает в личную самостоятельность, которая является основным вектором взросления, состоит в ответственном, инициативном поведении, осуществляется в конечном итоге без посторонней помощи, собственными силами. Я вижу своих учеников «активными исследователями», а при такой работе они обязательно будут делать ошибки, а моя задача научить их находить и исправлять («Умей ошибаться, умей и поправляться»). Выделяя блоки универсальных учебных действий в соотнесении со структурно- содержательными особенностями учебной деятельности, я понимаю их равноценность, равнозначность. Поэтому формирование универсальных учебных действий осуществляю не по отдельным блокам, а в соответствующем целостности учебной деятельности и сочетании, слиянии:
Задания по пунктам: 1-3. Рассмотреть рисунок (чертеж, схему), прослушать сообщение (текст), прочитать текст; разделить содержащиеся в источнике знаний сведения по заданному или по самостоятельному найденному основанию, признаку (основаниям, признакам); проверить правильность классификации учебно-значимых сведений, выделенных в соответствии с поставленной задачей, вернуться к заданию, самостоятельно удостовериться в правильности его решения или обнаружить ошибки в ходе формирования умений, что можно сделать самостоятельно, с помощью учителя или родителей и одноклассников. 4-6. Рассмотреть рисунок (чертеж, схему), прослушать сообщение (текст), прочитать текст и обобщить содержащие в нем конкретные сведения; проверить себя. Имея в виду психолого-физиологические особенности школьника младшего возраста, я изучила и овладела не только методами и приемами формирования УУД, но и технологиями организации и проведения игровой деятельности, выполняющих функции профилактики и коррекции. Этому содействует программа формирования общеучебных интеллектуальных умений, реализуемая в системе определения дидактических игр:
Повышение моего внимания, как педагога, к формированию универсальных учебных действий у обучающихся содействует наиболее значимому в их обучении и развитии – приобретению разумности в характере выполнения учебной работы, росту познавательной активности и самостоятельности. Начиная работу над формированием универсальных логических познавательных действий, я, прежде всего, должна определить стартовые возможности каждого школьника. К.Д. Ушинский говорил, что если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, она должна узнать его во всех отношениях. Содержание диагностической работы определяю, как умение наблюдать за ростом личности, которым отмечается каждый этап психического развития. Диагностические обследования провожу совместно с психологом и логопедом школы, после адаптационного периода первоклассников. |