Конспект урока на тему: «Коллективизация сельского хозяйства в стране и на Вологодчине»





Скачать 320.44 Kb.
НазваниеКонспект урока на тему: «Коллективизация сельского хозяйства в стране и на Вологодчине»
страница1/3
Дата публикации16.07.2014
Размер320.44 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
  1   2   3


Конспект урока на тему:

« Коллективизация сельского хозяйства в стране и на Вологодчине»

9 класс. 2 часа.

Козлова Надежда Геннадьевна

учитель истории, права

МОУ средней школы № 28

г. Вологды

адрес:

160002

г. Вологда,

ул. Тендрякова, 46

Домашний адрес: 160004

г. Вологда

ул. Кирова, д.76, кв. 38.

г. Вологда, 2013
Коллективизация сельского хозяйства в стране и на Вологодчине.
Эпиграф: За каждый стог, что в поле лежал,

За каждый рог, что в хлеву держал, За каждый воз, что с поля привёз,

За собачий хвост, за кошачий хвост, За тень от избы, за дым от трубы,

За свет и за мрак, и за просто, так...
А.Твардовский. Страна Муравия.
Цель урока:

- определить последствия отхода от хозяйствования по А.В. Чаянову, как сказалось на населении страны, края форсирование темпов создания крупных хозяйств в деревне;

- знать о состоянии сельского хозяйства и положении крестьян накануне коллективизации;

- выяснить причины коллективизации, этапы и итоги;

- воссоздание объективной картины коллективизации через исторические документы, воспоминания детей, бывших раскулаченных крестьян;

- знать такие понятия, как репрессии, коллективизация, раскулачивание, кулаки, лишенцы, спецпереселенцы;

- вырабатывать умение анализировать, обобщать, делать выводы, составлять таблицы, проводить анкетирование, брать интервью;

- формировать у учащихся самостоятельные убеждения как основу их мировоззрения в процессе познания, используя различные источники;

- содействовать формированию патриотизма, гуманизма, помнить историю своей страны, своего края.
Методы работы на уроке:

- фронтальная работа с классом;

- беседа;

- работа в парах, группах;

- анкетирование детей, бывших раскулаченных крестьян (анкетирование было проведено заранее до проведения урока и использовано при его проведении).
Тип урока:

- урок с элементами лабораторной работы;

- урок опровержение;

-урок - исследование.

Оборудование урока.

1. На каждой парте – пакеты документов для работы в группах, в парах.

2. Карточки кулака, середняка, бедняка.

3. Иллюстрации:

а) « Крестьяне читают статью И.В.Сталина « Головокружение от успехов».

б) «Обобществление скота».

в) « Голод на Украине».

4. Таблички со словами – коллективизация, обобществление, кулаки, лишенцы, репрессии, спецконтингент.

5.Таблицы – схемы:

а) Борьба в партийном руководстве.

б) Коллективизация. Основные этапы и принципы.

в) Голод 1932-1933 г.г.

6. Таблица «Формы коллективных хозяйств»


Коммуна

Артель

ТОЗ

Максимальная степень

обобществления,

включавшего в себя

землю, тягловую силу и

инвентарь, а также и

усадьбу, всю живность

(вплоть до мелкой

птицы). Распределение

излишков

производственной

продукции

осуществлялось

уравнительно - по числу

« едоков».

Обобществление

основных средств

производства (земля,

скот, инвентарь, включая

мелкий скот и

птицу). При этом

оставалось право личной

собственности, которое

распространялось на

жилище, приусадебный

участок, крупный

рогатый скот, домашнюю птицу и т.д.

Общий труд по

обработке земли.

Объединялись лишь

полевые наделы.

Средства производства

оставались в личной

собственности.


7. Выставка книг по теме урока.

8. Портрет учёного - аграрника А.В. Чаянова.

9. Портрет Почётного гражданина г.Вологды, профессора В.В.Лебедева.

10. Анкеты детей, чьи родители были раскулачены в 20-30-ые годы.
План урока.

1. Справка о судьбе учёного - аграрника А.В. Чаянова.

Борьба в партийном руководстве.

2.Коллективизация: причины, сроки, принципы, основные этапы.

3.Итоги коллективизации.

4.Вологодский край в годы коллективизации.


Проблемное задание:

- О коллективизации и её целях в 30-ые годы говорили, что:

она сделает крестьян-колхозников зажиточными людьми.

Определите, насколько соответствовало действительности и что на практике означали эти слова. В конце урока мы должны будем опровергнуть или доказать правомерность этих слов.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя.

В конце 20-х годов, когда Советская власть вела отсчёт уже второго десятилетия после победы Великого Октября, перед нашей страной встали со всей остротой вопросы принципиального, поворотного значения. На повестку дня сама жизнь поставила задачи индустриализации страны и реконструкции экономики, социалистических преобразований в деревне.
2. Определение задач урока.

Каким путём, на какой основе шла коллективизация крестьянских хозяйств,

какую роль в жизни страны, в судьбах миллионов людей она сыграла?

Задача нашего урока - воссоздать максимально полную и объективную картину коллективизации: выяснить то, как на самом деле совершался этот глубочайший, сложный и противоречивый переворот в жизни деревни, к каким непосредственным и отдалённым последствиям он привёл;

подумать над тем, как же в конечном итоге оценивать сущность коллективизации.
3.Борьба в партийном руководстве.

а) Справка о теории учёного- аграрника А.В. Чаянова. - выступление ученика.
Чаянов А.В. 1888-1937г.г. Репрессирован: в 1930г. арестован, в 1934-1937г.г.

в ссылке, 1937г. вновь арестован и расстрелян.

Чаянов думал о том, как приобщить деревню к цивилизации. Для Чаянова путь решения этого вопроса в особой экономической природе трудовой крестьянской семьи и в присущей ей в силу этого способности вступить в кооперативные связи. Как он рассуждает?
1. Крестьянская семья- это самостоятельная социально- экономическая ячейка, семейное трудовое предприятие, живущее по своим законам,

отличающимся от законов капиталистического предприятия, основанного на

наёмном труде.
2. В семейном хозяйстве крестьян – хозяин – работник – самоэксплуатация семьи.

З. Цель производства - не в извлечении прибыли, не в стремлении получить % с вложенного капитала, а в удовлетворении потребностей семьи. Иначе говоря, если капиталист «прогорает», то он стремится переместить капитал в другое, более прибыльное дело. Крестьянин в такой ситуации увеличивает трудовые затраты, а если невозможно- снижает уровень потребления семьи.
4. Крестьяне, оставаясь хозяевами- работниками, но объединяя отдельные процессы и отрасли, совместно покупая средства производства, создавая Впрочем, во второй половине 20-х годов богатеть было очень сложно:

у крестьян принудительно изымали зерно, судили, как спекулянтов и т.д.

В ответ зажиточные крестьяне стали весной 1928г. сокращать посевные площади.

Многие кулаки «самоликвидировались» - продавали машины, деньги и ценности прятали.

У середняков не было стимула расширять производство, т.к. они боялись попасть в разряд кулаков, которым партия грозила ликвидацией.

в) Обращение к эпиграфу, (написан на доске)

Об этом слова зажиточного крестьянина из поэмы Твардовского

«Страна Муравия», взятого в качестве эпиграфа к уроку. (учащиеся зачитывают эпиграф и делают вывод)

Вывод. Богатеть стало опасно в самом буквальном смысле. Усиление «антикулацкой линии» во второй половине 20-х годов ставило кулака перед вопросом: зачем разводить скот, зачем расширять запашку, если «излишки» в любой момент могут отобрать?

Хлебозаготовительный кризис ставил пол угрозу планы идустриализации. Выход из сложившейся ситуации руководство видело в нажиме на кулака и опоре на бедняцкую массу.

г) Работа по плану с картами - схемами, карточками. (Учащимся розданы на парты пакеты с документами. Работаем с карточками:

-1 ряд - карточки кулака;

- 2 ряд - карточки середняка;

- 3 ряд - карточки крестьянина-бедняка;)
Учитель:

Вам предстоит познакомиться с темой по предложенным картам - схемам: они помогут разобраться в основных вопросах плана урока. С помощью карточек вы сможете стать непосредственными участниками большой крестьянской реформы в нашей стране, называемой коллективизацией.
Задание № 1.

Давайте обратимся к первой схеме «Борьба в партийном руководстве» и ответим на вопросы.

- Все ли в руководстве однозначно видели выход из кризиса в дальнейшем нажиме на кулака при опоре на бедняцкую массу?

- Какая точка зрения в партийном руководстве будет принята за основу, возникли ли у вас сомнения на этот счёт?
Ответы учащихся, (записываются в тетрадь)

- Из таблицы следует, что Сталин видел выход из кризиса в необходимости форсированной индустриализации, производственном кооперировании, свёртывании рынка, а значит, в ликвидации многоукладности экономики и нажиме на кулака. Правая оппозиция во главе с Бухариным Н.И. видела выход в нормализации рынка, гибкости заготовительных цен, увеличении выпуска промтоваров. Не отрицая необходимости коллективизации, они отводили ей вспомогательную роль, считая, что ещё долгое время основой сельскохозяйственного производства будет оставаться индивидуальный производитель.

-Без сомнения, это будет точка зрения Сталина, т.к. речь идёт уже о формировании тоталитарного государства, а схема лишь подтвердила это предположение.

Вывод.

Действительно, в ноябре 1929г. бухаринцы потерпели поражение. Бухарин Н.И. как руководитель « правых уклонистов» выведен из состава Политбюро. Томский и Рыков предупреждены. Репрессированы учёные-аграрники Чаянов, Кондратьев, Челинцев.
4.Коллективизация: причины, сроки, принципы, основные этапы.
Задание № 2.

Работа со схемой «Коллективизация. Основные этапы и принципы.»

Запись основных положений в тетрадь.

Учитель (учащиеся записывают в тетрадь)

Отправной точкой для начала коллективизации стал 15 съезд ВКП(б), проходивший в декабре 1927 года, где был взят курс на коллективизацию крестьянства и ликвидацию кулачества как класса (записать в тетрадь). Подтверждением выбранного курса стал 5 съезд Советов ( май 1929г.), одобривший пятилетний план, подготовленный Госпланом, в котором показатели были завышены на 20%, где закладывался небывалый рост с упором на производство средств производства, а также увеличение сельскохозяйственной продукции, рост заработной платы и др.
Давайте обратимся к схеме «Коллективизация. Основные этапы и принципы».

В схеме раздел «причины» не оформлен.

Подумайте, какие причины коллективизации вы бы записали туда?

(Самостоятельная работа с учебником истории 9 класс стр.: 176-177.

Запись результатов в тетрадь. Учебник А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной «История России. 9 класс»)

Итак, каковы же причины проведения коллективизации в нашей стране?
Ответы учащихся, (запись в тетрадь )

- Причинами коллективизации были:

1. Набиравшая силу индустриализация.

2. Сверхиндустриализация за счёт деревни.

3. Создание опоры в деревне в лице бедняцкой массы.

4. Обеспечение индустриализации дешёвой рабочей силой за счёт массового

ухода крестьян из деревни.

5.Ликвидация кулачества как класса.
Задание № 3.

Разобравшись с причинами коллективизации, мы можем дать определение коллективизации.

Ответ учащихся, (запись в тетрадь)

Коллективизация - политика преобразования сельского хозяйства в конце

20-х- 30 -е г.г. на основе раскулачивания и насаждения коллективных форм хозяйства (колхозов) с обобществлением значительной части крестьянской собственности. (делается запись в тетрадь).
Задание № 4.

Определите, в какой форме предстояло объединять единоличные хозяйства?

(обращаемся к таблице «Формы коллективных хозяйств» и одновременно идёт работа с карточками.

У учащихся на парте набор карточек с изображением предметов, которые подлежат обобществлению.

Вывод, (запись в тетрадь)

После знакомства с таблицей учащиеся наглядно увидят, что для кулака более приемлемы ТОЗы, равно как и для середняка, а для бедняков, конечно, артели и коммуны.
Вопрос.

- В какой же форме предстояло объединить единоличные хозяйства, если руководство опиралось на бедняцкие массы?
Ответ учащихся.

- Так как руководство опиралось на бедняцкие массы, то формой обобществления будет коммуна, т.е. максимальное обобществление и уравнительное распределение излишков производства.
Задание № 5.

Самостоятельная работа с учебником 9 класс стр.: 177, со статьёй И.В.Сталина «Год великого перелома» учащиеся знакомились дома.

В качестве опережающего задания учащимся был задан вопрос:

- почему статья, где речь идёт о сплошной коллективизации, по сути, является статьёй, провозгласившей лозунг о ликвидации кулачества как класса?
Ответ учащихся.

- В статье утверждалось, что в колхозы якобы пошли основные середняцкие массы крестьян, что в социалистическом преобразовании одержана «решающая победа».

-Статья Сталина «Год великого перелома» (ноябрь 1929г.) стала теоретическим обоснованием форсированной коллективизации.
С этого года запрещалось принимать в колхозы кулацкие семьи.

- В статье говорилось « о коренном переломе в развитии нашего земледелия от мелкого и отсталого индивидуального хозяйства к крупному и передовому коллективному земледелию».

- В конце декабря 1929 г. Сталин объявил о конце нэпа переходе к политике «ликвидации кулачества как класса».
Задание № 6.

Обратимся к схеме № 2 « Коллективизация. Основные этапы и принципы» и определим, какие сроки отводились для проведения коллективизации.

(учащиеся называют предполагаемые сроки, руководствуясь схемой, делают записи в свою рабочую тетрадь).
Задание № 7

Нам необходимо определить принципы, которые использовала Советская власть в проведении коллективизации.

(эта часть урока проводится в форме беседы с классом: ведущие в группах приводят факты, а ученики, исходя из этого, пользуясь схемой № 2, определяют принцип коллективизации.)
Факт1.

-В 1927г. коллективизация рассматривалась как длительный процесс.

По первому пятилетнему плану предполагалось лишь к 1933 г. Охватить кооперацией 85% крестьянских хозяйств ( из них 18-20% колхозами).

После статьи Сталина « Год великого перелома» намечены были совсем иные сроки.

Ответ учащихся:

-этот факт указывает на использование принципа сплошной коллективизации.
Факт № 2.

Найти в учебнике 9 класс на стр.: 182 задание № 1.

Определить на основе документа, на какой принцип указывает этот факт.

Ответ учащихся:

- этот факт указывает на принцип- ликвидация кулачества.

Учитель.

30 января 1930г. принято Постановление « О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в рамках сплошной коллективизации» в котором ставилась задача: хозяйства кулаков – конфисковать.

Все кулаки делились на три категории (документ в учебнике стр:182).

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока на тему: «Коллективизация сельского хозяйства в стране и на Вологодчине» iconКоллективизация сельского хозяйства
Образовательная – дать представление учащимся об основных понятиях урока; подвести к пониманию причин хлебозаготовительного кризиса...
Конспект урока на тему: «Коллективизация сельского хозяйства в стране и на Вологодчине» iconМетодическая разработка урока в 9 классе по теме: «Коллективизация сельского хозяйства»
«нового курса» в деревне; экономические, социальные и политические итоги и последствия «великого перелома»
Конспект урока на тему: «Коллективизация сельского хозяйства в стране и на Вологодчине» iconТема : Индустриализация и коллективизация сельского хозяйства в бсср
Цели и задачи: Опираясь на исторические документы, рассмотреть процессы индустриализации и коллективизации
Конспект урока на тему: «Коллективизация сельского хозяйства в стране и на Вологодчине» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Индустриализация и коллективизация сельского хозяйства в ссср: методы осуществления, результаты
Конспект урока на тему: «Коллективизация сельского хозяйства в стране и на Вологодчине» iconТема «Мы рассматриваем географию сельского хозяйства и рыболовства»
Цель урока: Создать условия для формирования представлений учащихся о географии сельского хозяйства, её структуры, географии рыболовства,...
Конспект урока на тему: «Коллективизация сельского хозяйства в стране и на Вологодчине» iconТема урока: СССР в 1930-е годы. Коллективизация и индустриализация. Цель урока
Цель урока: Познакомиться с деятельностью большевиков по осуществлению программы построения социализма в одной стране
Конспект урока на тему: «Коллективизация сельского хозяйства в стране и на Вологодчине» iconМинистерство сельского хозяйства и продовольствия республики татарстан...
Рекомендации рассмотрены и рекомендованы к печати Ученым советом гну «Татарский научно-исследовательский институт сельского хозяйства...
Конспект урока на тему: «Коллективизация сельского хозяйства в стране и на Вологодчине» iconМинистерство сельского хозяйства РФ
Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования...
Конспект урока на тему: «Коллективизация сельского хозяйства в стране и на Вологодчине» iconО государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования...
В целях реализации Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» Правительство Российской Федерации постановляет
Конспект урока на тему: «Коллективизация сельского хозяйства в стране и на Вологодчине» iconКонспект урока для 6 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт)
Конспект урока на тему: «Коллективизация сельского хозяйства в стране и на Вологодчине» iconУрок24 Тема урока: Коллективизация в Добринском районе
Добринского района; познакомить с понятием и годами коллективизации; выяснить, каким образом коллективизация осуществлялась на территории...
Конспект урока на тему: «Коллективизация сельского хозяйства в стране и на Вологодчине» iconТемы вашего учебного проекта
Это связанно с отсутствием законодательной практики, как в области государственного регулирования сельского хозяйства, так и отсутствием...
Конспект урока на тему: «Коллективизация сельского хозяйства в стране и на Вологодчине» iconВыступление Министра сельского хозяйства Ульяновской области А. В....
Выступление Министра сельского хозяйства Ульяновской области А. В. Чепухина «О предварительных итогах реализации Государственной...
Конспект урока на тему: «Коллективизация сельского хозяйства в стране и на Вологодчине» iconМетодические указания по выполнению курсового проекта разработаны...
Рассмотрено на заседании цикловой методической комиссии специальностей «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта», «Механизации...
Конспект урока на тему: «Коллективизация сельского хозяйства в стране и на Вологодчине» iconКонспект урока по предмету "Изобразительное искусство" на тему: "Здравствуй, птица Счастья!"
План-конспект урока на тему «Бумагопластика – квиллинг» в 9 «б» классе «Особый ребёнок»
Конспект урока на тему: «Коллективизация сельского хозяйства в стране и на Вологодчине» iconРеферат по управлению на тему: Государственное управление предприятиями апк
Министерство сельского хозяйства РФ нижегородская государственная сельскохозяйственная академия


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск