Рабочая программа по истории России для 10 класса Учитель истории и обществознание : Долгачёва Татьяна Петровна





Скачать 321.98 Kb.
НазваниеРабочая программа по истории России для 10 класса Учитель истории и обществознание : Долгачёва Татьяна Петровна
страница1/2
Дата публикации19.07.2014
Размер321.98 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа
  1   2
МБОУ Филоновская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено «Утверждаю»

Зам. директора по УВР: Директор школы:

____________________ _______________

(Люлькова С.И.) (Юсупова М.А.)

Протокол МС № __ «__»______2013г.

от «__»______2013г.

Рабочая программа по истории России для 10 класса

Учитель истории и обществознание : Долгачёва Татьяна Петровна

квалификационная категория: высшая

Стаж работы 35 лет.

Программа составлена в 2013 – 2014 учебном году

Пояснительная записка
Рабочая программа курса соответствует федеральному компоненту государственного стандарта (основного) общего образования (от 5 марта 2004 г. № 1089) и составлена на основе Примерной программы по истории, рекомендованной Министерством образования РФ, и сборника материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области(авторы составители Е.И Колусева и Н.И.Чеботарёва) с использованием учебника в 2томах Сахаров А.Бохан Н.

Программа рассчитана на 44 часа учебного времени.

Используемый учебно-методический комплект позволяет учащимся получить глубокие и прочные базовые знания основных событий, фактов и явлений Истории России с древнейших времен до конца 19 века, теоретически осмыслить исторический материал. Методический аппарат учебников, отрывки из документов, иллюстрации помогут организовать эффективную работу. В основе содержания курса истории лежат принципы историзма и объективности. Исходя из концепции многофакторного подхода к истории возникает необходимость показа действий различных факторов, выявления альтернатив и объяснения причин осуществления одной из них в переломные моменты мировой истории, влияния ментальных установок народов России на ход исторического процесса. Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин

развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к

дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Важнейшими задачами курса истории является формирование у учащихся гражданской позиции, национальной идентичности, воспитание патриотизма, толерантности.

Программа ориентирована на закрепление, систематизацию и углубление у десятиклассников имеющихся знаний об основных фактах, процессах и явлениях отечественной истории, получение ими целостных представлений о месте и роли России во всемирно-историческом процессе, понимание общих закономерностей развития человечества и особенностей исторического пути России. Регулярно используемые на уроках тестовые задания, эссе, проблемно-поисковые задачи и др.помогут выявить пробелы и сформировать прочные знания.

Учащиеся должны освоить периодизацию всеобщей истории и отечественной истории с древнейших времен и до конца XIX века, иметь представление об основных трактовках ключевых проблем истории и высказывать собственные суждения по данным вопросам, уметь вести поиск информации в исторических источниках, анализировать их, устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями, реконструировать исторические события, давать характеристику историческим деятелям и составлять их биографии.

Рабочая программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы учащихся через самостоятельную, дискуссионную, информационную, исследовательскую, проектную деятельность. Предполагается проведение разных типов уроков: лекции, семинары, конференции, лабораторные уроки, практикумы, уроки-исследования, которые способствуют лучшему усвоению учащимися определенной суммы знаний, развитию личности, познавательных способностей.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с уставом образовательного учреждения .

Проводится административная предметная диагностика.

Требования к уровню подготовки выпускников в соответствии с федеральным

государственным образовательным стандартом

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

• основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;

• периодизацию всемирной и отечественной истории;

• современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной

истории;

• историческую обусловленность современных общественных процессов;

• особенности исторического пути развития России, ее роль в мировом сообществе;

уметь:

• проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

• критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

• анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

• различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

• устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

• участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

• представлять результаты изучения исторического материала в форме конспекта, реферата, рецензии, проекта;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни:

• для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

• критического восприятия получаемой извне социальной информации;

• соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

• осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

Календарно-тематическое планирование




Тема урока

§

Оборудование

Учебная задача

Формы работы

Домашнее задание




Русь изначальная
















1.

Индоевропейцы. Исторические корни славян. Восточные славяне в YIII – IX веках.Древние племена и народы на территории Ставрополья.

§ 1-2
НРК

Учебник, Ил. история России с. 6, Хрестоматия с. 13 - 14 Ил. история России с. 4 – 5, карта, атласы

Выделить корни, происхождение наших предков.

Составление ОС,

кластера,

работа с историческим документом, составление логических цепочек, ОС,

ГПВ – ОС «Происхождение славян»

§ 1, ОС,

Проф. группа – Ключевский о происхождении славян. § 2, ГУО – реферат «Славянские праздники», III уровень – историческое лото «Боги славян», «Союзы племён».

2.

Появление государства Русь в Поднепровье. Первые русские князья – урок – спор с летописью.

§ 3

Учебник, карта, атласы, «Повесть временных лет», Ил. история России с. 10

В процессе спора с летописцем , опровергнуть «норманнскую теорию» происхождения государства.

Спор с летописцем,

Игра «Историческое лото», обобщающая таблица.

§ 3, таблица «1 русские князья», ГУО – «Месть Ольги», Проф. Гр – КИМ 2009 Вар.8 С5

3.

Правление Святослава. Древнерусское государство при Владимире.

§ 4

§ 5

Учебник, карта, атласы, Ил. история России с. 26, 30

Выделить факторы укрепления централизованной власти.

Распутай путаницу,

Обобщающая таблица, «Распутай путаницу», ГУО – сообщение, ОГУ - ? 5, 10 с. 53, КИМ 2009 Вар.15 С1-3

§4, таблица § 5, таблица, III уровень – былины.

Проф. Гр – КИМ 2009 Вар.1 С6

.

Расцвет Руси. XI – первая треть XII веков.
















5.

Правление Ярослава Мудрого.

§ 6

Учебник, Хрестоматия




Обобщение в таблицу, анализ исторического документа, КИМ 2009 Вар.14 С4

§ 6, таблица

6.

Развитие феодальных отношений. Русь при Ярославичах.

§ 7

Учебник, Хрестоматия




Анализ исторического документа

§ 7

7.

Русь при внуках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах.

§ 8

Учебник, карта, атлас, Книга для чтения.

Подтвердите конкретными примерами, что Русь стала частью европейского сообщества.

Венегрет, обобщающая таблица, ОК, ГУО - ? 11, 10 с. 95.

§ 8, таблица,

Проф. группа – «За единство Руси» - Книга для чтения.




Политическая раздробленность Руси.
















8.

Политическая раздробленность Руси. Аланское государство в X – XIII веках.


§ 9



Учебник, Хрестоматия с. 50, карта, атлас., Судавцов Н.И. «История Ставропольского края»




Составление ОК «Феодальная раздробленность», таблица

Проклассифицируй!,

ГУО – обобщающий пересказ, ГПВ - ? 3,5 с 100

§ 9, таблица, ОК, Проф. Гр – КИМ 2009 Вар.15 С7

9.

Культура Руси X – XIII веков. Зарождение русской цивилизации –

§ 10

Учебник, методичка с. 103, 98, Компьютерная презентация «Святые Кирилл и Мефодий».




Таблица по культуре, просмотр презентации, ГУО ? 4 с. 132

§ 10, Проф. уровень – былины, подготовка к тестовому контролю.




Борьба Руси за независимость в XIIIXIY веках.
















10.

Монголо – татарское нашествие на Русь. Ставрополье в составе средневековых государств.




Учебник, методичка с. 108, Хрестоматия с. 77, карта, атлас., Судавцов Н.И. «История Ставропольского края»

Брошюра В.В. Саяпин, Ю.В. Шамрай «ЕГЭ 2009»

Почему отсталые м – т завоевали более сильную Русь?

Тестовый контроль по КИМ часть А, В (гл.1,2,3), ОК, кластер, работа с картой, Проф. группа – работа с источниками.

§ 11, ОК, Проф. группа – «Подвиг Евпатия» - Книга для чтения.

11.

Натиск завоевателей на северо – западные границы Руси. Первые схватки с крестоносцами - урок – исторический портрет.

§ 12

Учебник, методичка с. 113, Хрестоматия с. 84, 82, карта, атлас, динамическое панно

Охарактеризовать Александра Невского как военачальника, гос. деятеля и личность.

Конкурс полководцев, работа на динамическом панно, уровневая групповая работа.

§ 12, III уровень – сочинение «Борьба…»

12.

Русь и Золотая Орда при Александре Невском. Предпосылки возрождений Руси.

§ 13

Учебник, карта, атлас, В.Каргалов «Ал. Невский и Д. Псковский»




Работа с учебником, КИМ 2009 Вар. 9 С4

§ 13, Проф. группа – В. Каргалов «А.Невский и Д.Псковский»

13.

Возвышение новых русских центров и начало собирания земель вокруг Москвы.

§ 14

Учебник, карта, атлас.

Почему именно Москва стала центром объединения русских земель?

Составление ОС, обобщающая таблица «Объединение русских земель», ГУО –работа по памятке, КИМ 2009 Вар.3 С6

§ 14, таблица, Проф. группа «Борьба Москвы с Тверью» - Книга для чтения с. 31.




В борьбе за единство и независимость.
















14.

Эпоха Куликовской битвы. По пути Дмитрия Донского

§ 15

Учебник, Хрестоматия с. 98, динамическое панно.

Оцените Дм. Донского как полководца, гос. деятеля, личность.

Работа в дифференцированных группах, работа с динамическим панно.

§ 15, Проф. группа – «Донской на поле Куликовом» - Книга для чтения.

15.

Феодальная война на Руси.

§ 16

Учебник, Задачник Смирнова, карта, атлас.

Кто из персонажей распри вызывает у вас симпатию, а кто антипатию?

Проф. гр. – текст с ошибками, ГПВ – план пункта, сравнительная схема.

§ 16, III уровень – эссе «Ответ оппоненту».

16.

Иван III – государь всея Руси. Русь между Востоком и Западом.

§ 17

Учебник, карта, атлас, Задачник Смирнова с57,методичка с. 146, Книга для чтения.

Выделить причины образования РЦГ.

Выделение причин, обобщающая таблица «Объединение», ОС «Управление гос –вом», таблица «Этапы закрепощения».

§ 17, ОС, таблица Проф. группа – «Государь всея Руси» - Книга для чтения с. 49.

Проф. Гр – КИМ 2009 Вар.13 С6

17.

Хозяйство, власть и Церковь в XY веке. Культура и быт в XIY – XY веках.

§ 18-19

Учебник, «1000 ?» с. 16, Книга для чтения с. 56 . Семёнов «История Москвы в рисунках», Хрестоматия с 99, Компьютерная презентация «Кремль», Житие Сергия Радонежского.




Цепочка дат, «Распутай путаницу», сравнительный анализ, работа с новыми терминами. Проф. группа – работа с набором открыток.

§ 18 , Проф. группа «Кормления и местничество» - книга для чтения с. 56.

§ 19, Проф. группа – «Житие Сергия Радонежского»




Россия в XYI веке.
















18.

Приход к власти Ивана IY. Реформы 1550 годов. Внешняя политика Ивана IY. Опричнина. Последние годы Грозного царя.

§ 2

§ 21-22

Учебник, «Ил. история России»- с. 156, 161, Горский «Жены Ивана Грозного»

Оцените роль Ивана Грозного в истории России. Может ли террор и жестокость помочь достичь самой благородной цели?

Работа с учебником по выделению главного, ГУО – таблица по реформам, обобщающая таблица «Этапы закрепощения».

§ 20, Проф. группа – «Жены Ивана Грозного». § 21- 22,

19

Новые явления в русской культуре.

§ 23

Учебник, методичка –с. 172, Хрестоматия – с.145




Таблица по культуре, объясни термины, ГПВ – ОК «Опричнина». КИМ 2009 Вар.10 С4

§ 23, таблица, III уровень – задачи по культуре.




Россия в XYII столетии
















20.

Начало Смуты. Кризис общества и государства.

§ 1-2

Учебник, «Ил. история России»- с.175, 202, методичка.

В чём проявился подъём национального самосознания в период смутного времени?

Тестовый контроль по КИМ часть А, В (гл.4,5,6)Логическая цепочка «Цари России», работа с учебником. Кто такие?, логическая цепочка «Цари», ГУО – таблица «Периоды Смуты»

§ 1-2, лог. цепочка. III уровень – комп. презентация «История Смуты в лицах».

21.

Спасители Отечества.

§ 3

Учебник, методичка –с.180, комп. презентация «История Смуты в лицах»




Таблица «Борьба с захватчиками», логическая цепочка «Цари России».

§ 3, таблица, ГУО – сообщение «Мих. Федорович Романов»

22.

Россия после Смуты.

Новые черты в жизни России. XYII, «бунташный», век.

§ 4

Учебник, карта, атлас, «Правители России»

Почему Алексей Михайлович получил прозвище «тишайший»?

ГУО - сообщение

Историческая математика, ГПВ – работа на листах, составление кластера, работа по алгоритму: война – годы – итоги.

§ 4, 5 .Записи, Проф. Гр –КИМ 2009 Вар.12 С6

23.

,«бунташный», век.

§ 5-6

Учебник, методичка с.26

Почему Алексей Михайлович получил прозвище «тишайший»?

Историческая перестрелка по терминам, обобщающая таблица «Этапы закрепощения», ОС «Сословия в России», Проф. группа – практикум по документу, работа с картосхемами.

§ 6, ОС, ГУО – В.М. Соловьёв «Разин и его время»

24.

Внутренняя и внешняя политика Алексея Михайловича.

§ 7

Учебник, карта, атласы, методичка с. 39,43, Житие протопопа Аввакума.




ГУО – сообщение,

, обобщающая таблицаОГУ - ?1,3 с.68,

КИМ 2009 Вар.1 С7

§ 7, ГУО – «Житие Аввакума», Проф. Гр –КИМ 2009 Вар.4 С6

25.

26.

Народы России. Культура и быт.

§ 8,10

Учебник, карта, методичка с.216




Составление ОС, обобщающих таблиц, распутай путаницу

§ 8,

10, таблицы, ГУО – «Местничество».




Россия в XYIII столетии.
















27.

Эпоха Петра I. Северная война.

§ 11

Учебник, карта, атласы, Сафонов «Мир удивительных фактов»

Оцените личность Петра I в истории России.

Тестовый контроль по КИМ часть А, В (гл.1,2)Обобщающая таблица по Северной войне.

§ 11, таблица, Проф. Гр – КИМ 2009 Вар.2 С6

28.

Реформы Петра I.

§ 12-13

Учебник, К. Булычёв «Загадки Рос. Империи».




Обобщающая таблица «Реформы Петра I»

§ 12-13, ГУО – «Дело царевича Алексея»., Проф. гр. – КИМ Алексашкина С7 с. 233

29.

Эпоха дворцовых переворотов.

§ 14 -15

Учебник, К. Булычёв «Тайны рос. империи»




Познавательные задачи, интеллектуальная 5- минутка, обобщающая таблица.

§ 14-15, Проф. гр. – «Смерть императора Иоанна»

30.

Расцвет дворянской империи. Могучая внешнеполитическая поступь империи.

§ 16

17

Учебник, КИМ Алексашкина




Историческая викторина, Проф. гр. - КИМ С1 с. 231, сравнительный анализ.

§ 16-17

31.

Экономика и население России во второй половине XYII века.

§ 18

Учебник,




Викторина «Кто он», «Впервые в России», ГУО – сообщения, Проклассифицировать!, работа по памятке.

§ 18. Проф. Гр _ КИМ 2009 Вар.13 С4

32.

Культура и быт России во второй половине XYIII века.

§ 19

Учебник, с.317 - 320




Обобщающая таблица

§ 19, Проф. гр – компьютер. Презентация «Культура к. XVIIIвека», ГУО – сообщения «Кулибин, Ползунов»




Россия в XIX столетии.
















33-34

Отечественная война 1812 года.

§ 22 -23

Учебник, Книга для чтения, карта, атласы

Почему войну 1812 года назвали Отечественной?

Составление логической цепочки, причинно – следственные связи

§ 21. § 22-23, III уровень – компьют. през. – «Отечественная война в лицах», Проф. Гр _ КИМ 2009 Вар.15 С5

35.

Жизнь России в послевоенный период. Движение декабристов

§ 24-25

Учебник




Сравнительный анализ

КИМ 2009 Вар.15 С5

§ 24-25

37.

Внутренняя политика Николая I.

Внешняя политика Николая. Крымская война.

§ 26--28

Учебник, «Правители России»

Какие признаки николаевской системы вы можете назвать?

4 лишний, анализ реформ, историческая математика

§ 26-27,28Проф. Гр КИМ 2009 Вар.6 С5

38.

Общественная и духовная жизнь России. Русская культура в первой половине XIX века.

§ 29-30

Учебник, «1000? по истории», Книга для чтения




Кто сказал?, сравнительный анализ, обобщающая таблица по культуре

§ 29-30, ГУО – «Путешествие Беллинсгаузена, Невельского», III уровень – задачи по культуре.

39.

Реформы Александра II.

§ 31-32

Учебник, Книга для чтения

Каково значение реформ Александра II для развития России?

Тестовый контроль по КИМ часть А, В (гл.5,6) обобщающая таблица, КИМ 2009 Вар.2 С4, Вар.6 С6

§ 31-32, Проф. Гр КИМ 2009 Вар.5 С5

40

Россия в годы правления Александра III.

§ 33

Учебник, Книга для чтения, ЕГЭ Алексашкина




Обобщение материала в ОК, треугольники по военным союзам. КИМ 2009 Вар.10 С 6

§ 33, ОК, Проф. Гр _ КИМ 2009 Вар.7 С7

41.

Государственно – социальная система России. Русская культура во второй половине века.

§ 34-35

Учебник, Книга для чтения, музыкальные отрывки




Историческая математика, сравнительный анализ, составление ОС, обобщающая таблица, анализ художественных произведений, задачи по культуре

§ 34-35, табл. ОС

42

43-44

Итоговое обобщение

Резерв















  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по истории России для 10 класса Учитель истории и обществознание : Долгачёва Татьяна Петровна iconРабочая программа по истории России для 9 класса Учитель истории...
Волгоградской области(авторы составители Е. И колусева и Н. И. Чеботарёва). Рабочая программа рассчитана на 44 часа учебного времени,...
Рабочая программа по истории России для 10 класса Учитель истории и обществознание : Долгачёва Татьяна Петровна iconРабочая программа по обществознанию для 11 класса Учитель истории...
Настоящая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования...
Рабочая программа по истории России для 10 класса Учитель истории и обществознание : Долгачёва Татьяна Петровна iconЧему и как учили в Древней Руси
Маркина Татьяна Петровна, учитель истории гбоу сош №5 «ОЦ» г. Новокуйбышевска
Рабочая программа по истории России для 10 класса Учитель истории и обществознание : Долгачёва Татьяна Петровна iconРабочая программа по истории для 5 класса (уровень: базовый) Учитель...
Цель изучения курса «Истрия Древнего мира»: освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России...
Рабочая программа по истории России для 10 класса Учитель истории и обществознание : Долгачёва Татьяна Петровна iconРабочая программа по предмету история России для 11 класса Составитель:...
Рабочая программа курса истории России разработана на основе Федеральной примерной программы по истории России. М., 2004 и авторской...
Рабочая программа по истории России для 10 класса Учитель истории и обществознание : Долгачёва Татьяна Петровна iconПримерная программа для основного общего образования по истории,...
Рабочая программа составлена учителем Мельниковым Алексеем Ивановичем (учитель первой квалификационной категории). Рабочая программа...
Рабочая программа по истории России для 10 класса Учитель истории и обществознание : Долгачёва Татьяна Петровна iconПояснительная записка по истории 7класс рабочая программа по истории...
История России является составной частью истории развития мировой истории. В 7-ом
Рабочая программа по истории России для 10 класса Учитель истории и обществознание : Долгачёва Татьяна Петровна iconКосулина Л. Г. Брандт М. Ю. Россия в XX в. Программы общеобразовательных...
Рабочая программа по истории для 9 класса составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по истории России для 10 класса Учитель истории и обществознание : Долгачёва Татьяна Петровна iconРабочая программа по истории России и Всеобщей истории для 9 класса...
«Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем...
Рабочая программа по истории России для 10 класса Учитель истории и обществознание : Долгачёва Татьяна Петровна iconПояснительная записка история 9 класс рабочая программа по истории...
Примерной программе основного общего образования по истории, курсы «Истории России» и «Всеобщей истории» реализуются в Рабочей программе...
Рабочая программа по истории России для 10 класса Учитель истории и обществознание : Долгачёва Татьяна Петровна iconРабочая программа по истории 9 класс. (102 ч.) История России. XX начало XXI века -68 часов
Рабочая программа по истории для 9 класса составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по истории России для 10 класса Учитель истории и обществознание : Долгачёва Татьяна Петровна iconДанилов А. А., Косулина Л. Г. Россия в XX в. // Программы общеобразовательных...
Рабочая программа по истории для 9 класса составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по истории России для 10 класса Учитель истории и обществознание : Долгачёва Татьяна Петровна iconРабочая программа по истории России для 8 класса составлена основе...
Рабочая программа по истории России для 8 класса составлена основе программы основного общего образования по истории России авторы...
Рабочая программа по истории России для 10 класса Учитель истории и обществознание : Долгачёва Татьяна Петровна iconРабочая программа по истории России для 9 класса в 2013-2014 учебном году Учитель Е. М. Шумова
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по истории для 5-9 классов (М.: Просвещение, 2010) и адаптирована к учебнику:...
Рабочая программа по истории России для 10 класса Учитель истории и обществознание : Долгачёва Татьяна Петровна iconРабочая программа по истории России и Всеобщей истории 11 класс учителя...
Рабочая программа по истории для 11 класса составлена на основе Государственного стандарта общего образования, федеральной Примерной...
Рабочая программа по истории России для 10 класса Учитель истории и обществознание : Долгачёва Татьяна Петровна iconРабочая программа по истории 6 класс Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование по курсу истории России составлено на основе программы Минобрнауки России. Рабочая программа...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск