По курсу «Методика преподавания истории и обществознания» Семинарское занятие № (2ч.)





Скачать 66.15 Kb.
НазваниеПо курсу «Методика преподавания истории и обществознания» Семинарское занятие № (2ч.)
Дата публикации18.08.2014
Размер66.15 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > История > Методические рекомендации

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ


по курсу «Методика преподавания истории и обществознания»
Семинарское занятие № 1. (2ч.)

ТЕМА: Методы и методические приемы обучения истории и обществознания

ПЛАН:
1. Понятие «методов обучения» и «приемов обучения».

2.Система методов обучения. Методические приемы обучения, их взаимосвязь. Эффективность использования методических приемов.

3. Классификация методов обучения по И.Я. Лернеру:

(Объяснительно-иллюстративный метод и его приемы:

    1. сюжетный рассказ и требования к нему;

б) комментированное чтение;

в) сжатое изложение.

Репродуктивный метод и его приемы:

  1. составление алгоритмов /памяток/;

б) требования к пересказу у учеников.

Проблемное изложение:

  1. школьная лекция и требования к ней;

б) выдвижение гипотез и пути их доказательства.

Частично-поисковый метод:

  1. эвристическая беседа;

б) анализ документов по истории.

Исследовательский метод:

  1. реферирование и требования к реферату по истории;

б) самостоятельная работа учащихся).

3.Система методов обучения. Методические приемы обучения, их взаимосвязь. Эффективность использования методических приемов.
ЛИТЕРАТУРА:

  1. Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. – Казань. 2003.

  2. Антонов П. Исторический факт и его объяснение. Тезисы для размышления //Преподавание истории в школе. 2004. № 1.

  3. Дмитриев В.А., Рюмина Л.С., Привалихин С.А. Технология инновационного проектирования // Школьные технологии. 2006. № 1.

  4. Постников П.Г. Соотношение дидактического, методического и технологического компонентов в профессиональном поведении учителя истории // Школьные технологии. 2005. № 5. (электронная версия журнала).

  5. Серкин А.В. К проблеме интерпретации фактов но уроке истории //Преподавание истории в школе. 2003.  №10

  6. Скворцова Н.Г. Элементы смеховой культуры на уроках истории.// Преподавание истории в школе. 1998.  №5

  7. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М. 2000

  8. Хуторской А.В. Личностная ориентация образования как педагогическая инновация //Школьные технологии. 2006. № 1

  9. Школьные учебники по истории и обществознанию за последние 5 лет.


Методические рекомендации к семинарскому занятию:
Определить образовательно-воспитательные и развивающие задачи отдельных уроков (на выбор). Отработка методов и приемов обучения истории и обществознания на примере избранной темы курса (на выбор).
Семинарское занятие № 2. (2ч.)
ТЕМА: Изучение письменных источников в курсе обучения истории и обществознания

ПЛАН:
1.Понятие письменные исторические источники их классификация.

2.Источники исторических знаний в школьном обучении истории и обществознании.

2.Роль письменного источника в обучении истории и обществознания.
Методические рекомендации к семинарскому занятию:


    • Изучите новейшую специальную литературу (педагогическую и методическую) по указанной теме, ознакомьтесь с современными вузовскими учебниками по педагогике, по теории и методике обучения истории и обществознания;

    • По выбранной Вами теме подготовить фрагмент урока по истории или обществознанию по изучению письменных исторических источников.


Методика использования текста письменного источника на примере избранной темы урока (на выбор):

1) внимательное чтение текста источника;
2) определение его главной идеи;
3) выявление основных понятий, фактов, имен, дат;
4) разбор текста с целью конкретизации описываемого явления;
5) анализ аргументации автора;
6) постановка собственных вопросов к тексту;
7) сопоставление содержания текста с имеющимися у учащихся знаниями, а также с другими источниками;
8) формулирование обобщенных выводов, причинно-следственных связей, логической цепи суждений и умозаключений;
9) презентация анализа документа в виде сообщения, ответа на вопрос, схемы, таблицы, реферата и т.п.

  • Оцените результативность Вашей методики при работе с историческими источниками.

ЛИТЕРАТУРА:


  1. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе /Под ред. А.Г. Колоскова.  М., 2008.

  2. Бадретдинова М.М. Художественные произведения на уроках истории: о межпредметных связях и литературе как историческом источнике// Третьи международные Измайловские чтения. Ч.2.- Оренбург: изд-во ОГПУ. 2003. 

  3. В копилку учителю (современная научная информация к урокам по истории) // Преподавание истории в школе. 2009. №1

  4. Жиронкина Л.Н. Использование газетных публикаций в преподавании истории// Преподавание истории в школе. 2005. №9

  5. Историки читают учебники истории. Традиционные и новые концепции учебной литературы// Под ред. К. Аймермахера и Г. Бордюгова. М.: АИРО-ХХ. 2002 .

  6. Короткова М.В. Рабочая тетрадь по истории России.  Ч.1-2.  М., 1998.

  7. Газеты «История»: рубрики «Я иду на урок истории, «Конкурсный урок истории»

  8. Статьи журналов «ПИШ», «Преподавание истории и обществознания», газеты «История» за последние 5 лет.


Семинарское занятие № 3. (2ч.)
ТЕМА: Урок истории: планирование, его подготовка и проведение
ПЛАН:


  1. Урок – истории. Классификацию типов уроков истории.

  2. Современные требования к уроку истории.

  3. Подготовка к уроку истории. Конспект урока его структура.

  4. Вариативность форм организации урока в зависимости от его типологии.


Методические рекомендации к семинарскому занятию:


  1. Cформулировать задачи урока истории (на выбор)

  • образовательная: показать, доказать…

  • развивающая: сформировать умение…

  • воспитательная: привить чувство…

  1. Определить целевую установку по теме: (на выбор)

  2. Определить основные этапы урока.

  3. Определить использование средств обучения в ходе урока.

  4. Составить вопросы для опроса (различных видов) с краткими предполагаемыми ответами.

  5. Составить объяснение нового материала с использованием следующих приемов и средств:

  • документов;

  • художественной литературы;

  • наглядности;

  • исторической карты (контурной карты);

  • сюжетного рассказа;

  • характеристики лица по портрету (на выбор);

  • комментированного чтения.

  1. Определить вопросы или задания для закрепления материала на уроке.

  2. Составить для учащихся творческое домашнее задание по выбранной теме.


ЛИТЕРАТУРА:


  1. Вагин А.А. Типы уроков истории. М., 2001.

  2. Гора П.В. Определение целей изучения больших и поурочных // Преподавание истории в школе – 2000 - №1.

  3. Государственный стандарт исторического образования. Школьный учебник (по выбору).

  4. Корткова М.В. Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. М., 2005.

  5. Онищук В.А. Урок в современной школе. М., 2006.

  6. Тимофеев Д.И. План-конспект на уроках истории // Преподавание истории в школе – 2004 - № 4.

  7. Учебные пособия по выбранному курсу (книги для чтения, хрестоматии, наглядные пособия и т.д.).

  8. Студеникин Т.С. Методика преподавания истории в школе. - М., ВЛАДОС, 2000.

  9. Программа по истории для школы (по выбору).

  10. Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. М., 2006.


Семинарское занятие № 4. (2ч.)
ТЕМА: Урок обществознания: его подготовка и проведение



ПЛАН:

1. Урок – обществознания. Типология уроков по обществознанию.

2. Современные требования к уроку обществознания.

3. Подготовка к уроку обществознания. Конспект урока его структура.

4. Нетрадиционные формы учебных занятий по обществознанию.
Методические рекомендации к семинарскому занятию:


  1. Cформулировать задачи урока по обществознанию (на выбор)

  • образовательная: показать, доказать…

  • развивающая: сформировать умение…

  • воспитательная: привить чувство…

  1. Определить целевую установку по теме: (на выбор)

  2. Определить основные этапы урока.

  3. Определить использование средств обучения в ходе урока.

  4. Составить вопросы для опроса (различных видов) с краткими предполагаемыми ответами.

  5. Составить объяснение нового материала с использованием следующих приемов и средств:

  • документов;

  • наглядности;

  • сюжетного рассказа;

  • комментированного чтения.

  1. Определить вопросы или задания для закрепления материала на уроке.

  2. Составить для учащихся творческое домашнее задание по теме.


ЛИТЕРАТУРА:

  1. Боголюбов, Л. Н. Методика преподавания обществознания в школе : учеб. пособ. для студентов высших педагогических учеб. заведений / Л. Н. Боголюбов. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 304 с.

  2. Бахмутова, Л.С. Методика преподавания обществознания в школе : 11 класс : Пособие для учителя / Л. С. Бахмутова. - М. : ВЛАДОС, 2003.

  3. Баранов, П. А. Историко-обществоведческое образование в современной школе / П. А. Баранов. - СПб., 2000.

  4. Драхлер, А. Б. Обществознание. Граждановедение / А. Б. Драхлер. - М., 2001.

  5. Назарова, О. Ю. Теория и методика преподавания обществознания : Учебно-методическое пособие для студентов очной формы обучения / О. Ю. Назарова. - Томск : Изд-во ТГПУ, 2005. – 136

  6. Журнал «Обществознание в школе», 2005-2010 гг.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

По курсу «Методика преподавания истории и обществознания» Семинарское занятие № (2ч.) iconПрограмма государственного квалификационного экзамена по методике...
«Методика преподавания философии». Цели, предмет и задачи курса «Методика преподавания философии». Методика, дидактика, психология...
По курсу «Методика преподавания истории и обществознания» Семинарское занятие № (2ч.) iconПлан семинарских занятий по курсу «Налоговая и бюджетная системы»...
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам управления федеральным...
По курсу «Методика преподавания истории и обществознания» Семинарское занятие № (2ч.) iconРабочая программа учебной дисциплины «основы обществознания»
Хисамутдинова Р. Р. д и н., проф., зав кафедрой методики преподавания истории и обществознания
По курсу «Методика преподавания истории и обществознания» Семинарское занятие № (2ч.) iconРабочая программа учебной дисциплины «геральдика»
Хисамутдинова Р. Р., д и н., проф., зав кафедры истории и методики преподавания истории и обществознания
По курсу «Методика преподавания истории и обществознания» Семинарское занятие № (2ч.) iconРабочая программа учебной дисциплины «история россии XVII xviii вв.»
Хисамутдинова Р. Р., д и н., профессор, кафедра истории, методики преподавания истории и обществознания
По курсу «Методика преподавания истории и обществознания» Семинарское занятие № (2ч.) iconРабочая программа по обществознанию по курсу среднего (полного) общего...
Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей
По курсу «Методика преподавания истории и обществознания» Семинарское занятие № (2ч.) iconРабочая программа учебной дисциплины «история южного урала в древности и средневековье»
Хисамутдинова Р. Р., д и н., проф., зав кафедрой истории и методики преподавания истории и обществознания
По курсу «Методика преподавания истории и обществознания» Семинарское занятие № (2ч.) icon«Формирование общепредметных и предметных компетенций на уроках истории и обществознания»
Ивановна, учитель истории и обществознания высшей категории мбоу сош№3 городского округа Стрежевой Томской области. Проект реализуется...
По курсу «Методика преподавания истории и обществознания» Семинарское занятие № (2ч.) iconСеминарское занятие №2 (семинар-коллоквиум)
Инстинктивная форма регуляции деятельности: общая характеристика и основные компоненты
По курсу «Методика преподавания истории и обществознания» Семинарское занятие № (2ч.) iconУчебника истории», «Клуб любителей истории и обществознания (клио)», предметные недели
Борщева Наталья Александровна, учитель истории и обществознания моу «Средняя общеобразовательная школа №67» г. Кургана
По курсу «Методика преподавания истории и обществознания» Семинарское занятие № (2ч.) iconРабочая программа учебной дисциплины «вспомогательные исторические дисциплины»
Хисамутдинова Р. Р., д и н., проф., заведующий кафедрой истории и методики преподавания истории и обществознания огпу
По курсу «Методика преподавания истории и обществознания» Семинарское занятие № (2ч.) icon«утверждаю» Заведующий кафедрой гигиенических дисциплин
Лекционно-семинарское занятие. Элементы ядерной физики, используемые в радиационной гигиене
По курсу «Методика преподавания истории и обществознания» Семинарское занятие № (2ч.) iconТесты по определению физической работоспособности семинарское занятие
Лекция 3 Физическая работоспособность и функциональная готовность организма спортсмена 2 часа
По курсу «Методика преподавания истории и обществознания» Семинарское занятие № (2ч.) iconМетодические рекомендации к выполнению контрольной работы по курсу...
В соответствии с учебным планом студенты – заочники выполняют одну контрольную работу по методике преподавания естествознания
По курсу «Методика преподавания истории и обществознания» Семинарское занятие № (2ч.) iconРабочая программа по обществознанию в 8 «а, б, в, г»классах. Составила...
Рабочая программа по курсу обществознания составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений – Обществознание. 6-11 классы....
По курсу «Методика преподавания истории и обществознания» Семинарское занятие № (2ч.) iconИкт на уроках истории и обществознания
Учитель истории и обществознания моу «Вечерняя сменная общеобразовательная школа №1» г о. Электросталь- островская Л. Т


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск