№ п/п
| Тема
| Количество часов
| Дата
План/факт
| Тип урока
| Элементы содержания
| Планируемые результаты
| Виды контроля
Лаб. Р.
Д/З.
|
Тема 1. Место человека в системе органического мира (2 часа).
|
1/1
| Место человека в системе органического мира.
| 1
|
| Урок изучения новых знаний.
| Место и роль человека в системе органического мира. Человек – представитель хордовых.
Биологическая природа и социальная сущность человека. Природная среда, социальная среда, биосоциальная природа человека.
| Знать: черты сходства человека с животными человекообразными обезьянами, различия между ними
| Стр.5-6
Вопр. 1-2
Р/Т. 1
|
2/2
| Особенности человека.
| 1
|
| Комбинированный.
| Сходство человека с животными и отличие от них. Сходства человека с млекопитающими, приматами. Рудименты, атавизмы. Особенности строения человека связанные с прямохождением.
| Уметь: сравнивать, обобщать
| Фронтальный опрос.
Стр.5-11
Вопр.2- 7
Р/Т. 2-5
|
Тема 2. Происхождение человека (3 часа)
|
3/1
| Происхождение человека, этапы его становления.
| 1
|
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| Гипотезы происхождения человека. Особенности строения, образа жизни, места обитания дриопитеков, рамапитеков, австралопитеков.
| Уметь: объяснять причины совершенствования строения и поведения человека в процессе эволюции.
| Фронтальный опрос. Стр.12- 13.
Р/Т.6 (заполнение таблицы)
|
4/2
| Происхождение человека, этапы его становления.
| 1
| .
| Комбинированный.
| Особенности строения, образа жизни, места обитания Человека умелого, Человека прямоходящего, Неандертальца, Кроманьонца. Человек разумный.
| Уметь: объяснять причины совершенствования строения и поведения человека в процессе эволюции.
| Проверка таблицы Стр.12- 17
Р/Т.6 (заполнение таблицы
|
5/3
| Расы человека, их происхождение и единство.
| 1
|
| Комбинированный.
| Понятие о расах. Классификация рас. Работы Бернье, К. Линея.
Характеристика современных рас. Возникновение внешних отличий рас как эволюционная приспособленность. Единство рас. Расизм. Несостоятельность расовых теорий.
| Уметь: использовать биологические знания для развития научного мировоззрения.
| Проверка таблицы.
Индивидуальный опрос. Стр. 18-20.
Вопр.1-9.
Р/Т.8-10.
|
Тема 3. Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека (1ч)
|
6/1
| История развития знаний о строении и функциях организма человека
| 1
|
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| .Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. Методы изучения организма человека: опыт, рентген, УЗИ, моделирование и др. Их значение и использование в собственной жизни.
Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.
Работы великих биологов.
| Иметь представление: по истории развития знаний о строении и функциях организма человека с древнейших времен до наших дней.
| С/Р. Проверка изученного материала.
Выполнение тренировочного теста. стр.12-15.
Стр.21 - 30.
Р/Т.11-14.
|
Тема 4. Общий обзор организма человека (5 часа)
|
7/1
| Клеточное строение организма.
|
|
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| Клеточное строение организма человека. Строение и процессы жизнедеятельности организма (обмен веществ, биосинтез, биологическое окисление), их значение. Рост и развитие, возбудимость. Роль ферментов в обмене веществ клетки.
| Уметь: раскрывать особенности строения и функций отдельных частей, органоидов клетки человека; называть части и органоиды клетки тела человека.
| Проверка выполнения работы в Р/Т.
Стр.31 -33.
Вопр.1-7.
Р/Т. 16-19.
|
8/2
| Ткани
|
|
| Комбинированный.
| Ткани животных и человека: Эпителиальные, соединительные (костная, хрящевая, жировая, кровь), мышечные (гладкая, поперечно-полосатая, сердечная), нервная. Нейрон: тело, дендриты, аксон. Межклеточное вещество.
| Уметь: распознавать ткани и органы, ими образованные.
| Индивидуальный опрос. Стр.34-37.
Р/Т.21-25.
|
9/3
| Ткани.
Лабораторная работа №1 «Ткани организма».
|
| .
| Комбинированный.
| Нервная ткань. Нейрон: тело, дендриты, аксон. Межклеточное вещество
Л/Р. «Ткани организма».
| Уметь: распознавать ткани и органы, ими образованные.
| С/Р. Строение и функции клеток и тканей человека. Выполнить л./р.
Стр. 37-39
Р/Т.26-29.
|
10/4
| Органы. Системы органов. Организм. Подготовка к контрольной работе №1
|
|
| Комбинированный.
Обобщение и систематизация знаний.
| Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. Повторение пройденного материала.
| Знать: функционирование органов, систем, аппаратов организма как единого целого.
| Фронтальный опрос.
Выполнение тренировочного теста стр.25-28.
Стр. 40 -43.
|
11/5
| Контрольная работа №1 по теме «Общий обзор строения и функций организма человека»
|
|
| Контроль знаний.
| Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.
|
|
|
Тема 5. Координация и регуляция. (12 часов)
|
12/1
| Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности
| 1
|
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| Анализ контрольной работы.
Эндокринная система Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции.
| Знать: сущность гуморальной регуляции и эндокринного аппарата
Уметь: распознавать основные железы внутренней секреции
| Работа над ошибками. Коррекция знаний и умений.
Стр.46-47
Вопр.1-3
Р/Т.36-37.
|
13/2
| Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, ее нарушения.
| 1
|
| Комбинированный.
| Гормоны. Гормоны гипофиза (болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и гиперфункцией (гигантизм) гипофиза), гормоны щитовидной железы (болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек). Гормоны поджелудочной железы (инсулин и заболевание сахарным диабетом). Гормоны надпочечников (их роль в приспособлении организма к стрессовым ситуациям). Болезни, связанные с гипофункцией и гиперфункцией желез. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.
| Знать: особенности нервно-гуморальной регуляции и роль гормонов в обменных процессах организма человека
| Фронтальный опрос .Стр.48-53.
Вопр.4-9.
Р/Т.38-41.
|
14/3
| Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы.
| 1
|
| Комбинированный.
| Нервная система. Значение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Спинной мозг, головной мозг. Нервы, нервные узлы.
Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, чувствительные, вставочные, исполнительные нейроны. Рецепторы. Нервная регуляция.
| Знать: строение и функции нервной системы, ее частей
Уметь: сравнивать строение нервной системы человека и животных; распознавать основные ее части
| С/Р. Железы внутренней секреции, гормоны и их функции. Стр.54-59.
Вопр.1-9.
Р/Т.44-49.
|
15/4
| Спинной мозг.
Лабораторная работа №2 «Определение безусловных рефлексов различных отделов мозга»
| 1
|
| Комбинированный.
| Спинной мозг, строение и функции. Серое вещество и белое вещество спинного мозга. Рефлекторная и проводниковая дуга функция спинного мозга. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.
Л/Р. «Определение безусловных рефлексов различных отделов мозга».
| Знать: строение спинного мозга, его функции
| Индивидуальный опрос. Стр.60-62. Выполнение л./р.
Вопр.1-6.
Р/Т.51-54.
|
16/5
| Строение и функции головного мозга.
| 1
|
| Комбинированный.
| Головной мозг, строение и функции. Серое и белое вещество головного мозга. Продолговатый мозг. Средний мозг. Мозжечок. Промежуточный мозг: таламус и гипоталамус.
| Знать: строение и функции головного мозга
| Индивидуальный опрос. Стр.63-69.
Вопр.1-10.
Р/Т.55-58.
|
17/6
| Полушария большого мозга.
| 1
|
| Комбинированный.
| Большие полушария головного мозга, доли (лобная, теменная, затылочная, височные). Аналитико-синтетическая функция коры больших полушарий.
.
| Уметь: сравнивать строение и функции больших полушарий мозга человека и животных
| Индивидуальный опрос.
Стр.70-75.
Вопр.1-7
Р/Т.59-60.
|
18/7
| Полушария большого мозга.
Лабораторная работа №3 «Строение головного мозга»
| 1
|
| Комбинированный.
| Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. Нейрогуморальная регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем.
Л/Р. «Строение головного мозга».
| Уметь: выполнять задания тестовой формы
Знать: пройденный материал
| Выполнение тренировочного теста. Выполнение л./р.
Р/Т 41-44.
Стр.70-75.
Вопр.1-7
Р/Т.61
|
19/8
| Анализаторы (органы чувств), их строение и функции.
Зрительный анализатор
| 1
|
| Комбинированный.
| Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Рецепторы, проводящие пути, чувствительные зоны коры больших полушарий. Орган зрения. Вспомогательный аппарат глаза (брови, веки, ресницы). Строение и функции оболочек глаза. Склера, роговица, сосудистая оболочка, радужка, зрачок. Сетчатка. Палочки и колбочки сетчатки. Хрусталик, стекловидное тело. Зрительный нерв. Зрительный анализатор
.
| Знать: органы чувств человека
| Фронтальный опрос
Проверка выполнения заданий в Р/Т.
Стр.76-83.
Вопр.1-10
Р/Т.62-70
|
20/9
| Анализаторы слуха и равновесия
| 1
|
| Комбинированный.
| Орган слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковоспринимающий аппарат уха. Слуховой анализатор. Нарушения слуха, их профилактика. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом. Вестибулярный аппарат – орган равновесия
| Уметь: показывать связывающую роль анализаторов между организмом и внешней средой
| Индивидуальный опрос
( работа по карточкам, с рисунками, схемами)
Проверка выполнения заданий в Р/Т.
Стр.84-91.
Вопр.1-10
Р/Т.72-77
|