Алтухова Т. В. 2006 – 2007 г. Открытый урок Окружающий мир





Скачать 71.59 Kb.
НазваниеАлтухова Т. В. 2006 – 2007 г. Открытый урок Окружающий мир
Дата публикации25.08.2014
Размер71.59 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Алтухова Т.В.

2006 – 2007 г.
Открытый урок

Окружающий мир

4 класс (март)

Куликовская битва
Цели урока:

Сформировать представления учащихся о подвигах защитников Руси; развивать интерес к истории; развивать устную речь.

Оборудование: карта Куликовской битвы; картины боя, схватки Челубея и Пересвета; видеосюжеты, мультимедийное изображение битвы; портреты исторических деятелей.
Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постараюсь все понять,

Интересное узнать

II. Проверка домашнего задания

Индивидуальная работа по карточкам:

Карточка 1. Чем известен в истории Иван Калита? Почему он

получил такое прозвище?

Карточка 2. Какую роль сыграли личные качества Ивана Калиты

в успехе его правления?

- Расскажите о Москве времен Ивана Калиты. Прослушивание сообщений о Москве и Кремле.

III. Работа над новой темой

Слово учителя:

На прошлом уроке мы говорили с вами, что при Иване Калите на сорок лет прекратились губительные ордынские разгромы. Русь по­лучила возможность начать собирать силы, чтобы дать отпор за­хватчикам. Прошло более ста лет после нашествия Батыя. В Москве княжил внук Ивана Калиты - Дмитрий Иванович. При нем Москов­ское княжество еще больше укрепилось и возвысилось над другими. Дмитрий Иванович возвел надежный Кремль из белого камня вме­сто дубового.

(Показ зарисовки белокаменной Москвы)

В 1365 году в один из засушливых дней случился пожар. Москва вся сгорела, в том числе и деревянные стены Кремля. Княжил в то время внук Ивана Калиты - Дмитрий Иванович (впоследствии -Дмитрий Донской). Он возвел стены Кремля из белого камня. Тол­щина стен была 2-3 метра. И когда очередной враг напал на Москву, то Кремль блестяще выдержал осаду. Более ста лет служили надеж­ной защитой Москве и Руси белокаменные стены и башни Кремля.

За это время много раз подвергались они осаде неприятеля и пожа­рам. К середине XV века стены сильно обветшали, в некоторых мес­тах были заделаны бревнами и не могли служить надежной защитой. Вот тогда, на рубеже XV и XVI веков, был возведен тот Кремль, ко­торый мы знаем.

Между тем некогда могущественная Золотая Орда приходила в упадок. Видя ее слабость, московский князь перестал считаться с волей хана и посылал ему все меньше и меньше дани. Разгневанный правитель Орды Мамай решил проучить непокорного князя и снаря­дил против него большое войско. Но Русь была уже не та, что при Батые. Воины Мамая встретили жестокий отпор и обратились в бег­ство. Мамай пришел в ярость. Стал он собирать огромную силу и грозился вновь разорить всю русскую землю.

В 1380 году на Московском престоле сидел князь Дмитрий Ива­нович. Он хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо-татарами все русские княжества должны объединить свои силы. Князь Дмитрий разослал по всей Русской земле скорых гонцов со своими грамотами. За 30 дней собралось такое войско, какое еще никогда не собиралось на Руси. Тут были дружины почти всех рус­ских князей, а также ополчения разных городов. Главные дружин­ники явились во всеоружии. Вооружение того времени было очень тяжелое, с головы до ног воины были покрыты доспехами из меди и железа. На тело надевали разного рода броню: кольчуги, панцири и др. Больше всего употреблялись кольчуги - рубахи до колен, со­ставленные из плотно сплетенных мелких железных колец. Кроме кольчатых доспехов, употреблялись еще дощатые кафтаны или одни только нагрудники из сукна или бархата, с нашитыми на них ма­ленькими железными или медными дощечками. Для защиты ног многие надевали также кольчужные панталоны. На голове носили разного рода шлемы. Для защиты лица от сабельных ударов к шлему приделывалось забрало. У некоторых шлемов сзади прикреплялась кольчужная сетка для прикрытия ушей, шеи и плеч. Однообразия в вооружении не было, всякий имел доспехи по своему желанию и по своему достатку. Главным наступательным оружием были копья и стрелы, они были у каждого воина. Стрелы держали в колчане и но­сили его всегда на правой стороне, пристегнутым к поясу, а слева -лук в особом чехле - налуче. Колчан и налуч делались из кожи или сафьяна и украшались шитьем и драгоценными камнями. Кроме стрел и копий употреблялись мечи, кинжалы, ножи, сабли, топоры.

На битву князя благословил Сергий Радонежский - основатель Троицкого монастыря под Москвой. Он дал Дмитрию двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов - Пересвета и Ос­лябю.

(Портреты Пересвета и Ослябю)

Князь Дмитрий стремительно повел свою рать на юг - навстречу монгольскому правителю Мамаю. Сошлись войска на Куликовом поле, там, где река Непрядва впадает в Дон. Наступило утро 8 сентября 1380 года. Скрытая густым туманом отборная русская рать под командованием князя Владимира Андреевича Серпуховского и воеводы Дмитрия Боброка-Волынца засела в лесу в засаде, а осталь­ные силы русских, состоявшие из передового и большого полков, выстроились на Куликовом поле. Когда туман рассеялся, русское и ордынское войска стали сближаться и вскоре встали друг против друга.

(Показ карты движения войск)

Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов-богатырей. Из вражеских рядов выехал на могучем коне те­лохранитель Мамая - Челубей. Потрясая копьем, он громовым голо­сом вызвал на поединок любого русского воина, который не побоит­ся помериться с ним силой. Этот вызов принял богатырь Пересвет. С копьем наперевес мчались всадники друг на друга и сшиблись на всем скаку. Кони их едва устояли, а оба воина насмерть поразили друг друга.

(Показ картины поединка)

И тут же русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке. Стрелы падали дождем, копья ломались, как солома, молниями сверкали на солнце мечи. Ордынцы всей своей силой стали насту­пать на передовой полк. Все меньше и меньше воинов оставалось в этом полку. Им на помощь двинулся большой полк. Теснят ордынцы русских, того и гляди, их окружат. Но устоял большой полк. Тогда Мамай перенес главный удар на левый фланг. Страшен был набег ордынской конницы, и полк левой руки начал отступать. Но тут вышли из засады дружины Дмитрия Боброка и Владимира Серпу­ховского. Это произошло столь стремительно и внезапно, что ор­дынцы растерялись, русские стали их теснить, обратили в бегство и овладели их лагерем. Среди врага царила такая паника и неразбери­ха, что его беспорядочно отступавшая конница опрокинула и рас­топтала собственную пехоту.

(Показ мультимедийного изображения битвы, видеосюжеты)

Войско Мамая было разгромлено. Победа русских была полной. Но к чувству торжества и ликования примешалась горечь и скорбь по убитым. Многие славные сыны Родины полегли на Куликовом поле. Все оно обильно пропиталось кровью, а воды Дона, как потом рассказывали, три дня были красны. Со славой возвращались рус­ские полки с Куликова поля. В погожий осенний день князь Дмит­рий Иванович с войском торжественно, под колокольный звон всту­пил в Москву. Долгожданную победу праздновали долго и широко. Восемь дней хоронили погибших воинов.

(Показ картины празднования победы)

С победой у русского народа появилась крепкая надежда освобо­диться от власти Орды. Эту надежду люди связывали с именем Дмитрия Донского - так народ в память победы на Дону стал назы­вать тридцатилетнего князя. Но лишь сто лет спустя после Мамаева побоища обрели русские земли полную независимость от Орды. Не­смотря на поражение на Куликовом поле, враг был еще силен и мно­гочислен. Набеги ордынцев на Русь продолжались. Продолжалась и выплата дани. Но враги уже избегали мириться с Русью силами в больших сражениях. Таким образом, Куликовская битва имеет вели­кое значение в истории русского народа. Она произвела решитель­ный перелом в отношениях Руси к ее диким завоевателям. Со вре­мен Батыева погрома Русь впервые почувствовала свою силу, обод­рилась и поняла, что окончательное свержение ига недалеко. Рус­ский народ наглядно убедился в том, что его главная сила должна заключаться в соединении его разрозненных частей. А великие мос­ковские князья покрылись ореолом славы. На Москву устремились взоры со всех концов Русской земли: от Москвы народ стал ожидать защиты от всех своих сильных врагов. Спустя сто лет правнук Дмитрия Донского Иван III окончательно избавился от монголо-татарского ига, а внук Ивана III Иван Грозный завоевал три татар­ских княжества: Казанское, Астраханское и Сибирское.

IV. Физкультминутка

Видим, скачут по опушке

Две веселые лягушки,

Прыг-скок, прыг-скок.

Прыгать с пятки на носок.

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет,

Всем друзьям физкультпривет!

V. Продолжение новой темы

- Прочитайте текст на стр.70-72. Какими качествами должны были обладать воины в ту пору? (Воины должны были быть смелыми, отважными, должны были любить свою Родину.)

- Найдите на карте место Куликовской битвы. (На стр. 73 оно отмечено крестом.)

- Проследите по карте передвижение русских и монголо-татарских войск. (Русские войска вышли из Московского кня­жества и направились на Куликово поле. Войска монголо-татар вышли из Астраханского ханства, перешли Волгу и Дон, после битвы на Куликовом поле вернулись обратно.)

VI. Закрепление изученного

- Кто из русских князей бросил вызов Орде? (Внук Ивана Кали­ты Дмитрий Иванович перестал платить дань.)

- Что происходило в ту пору в Орде? (Шла ожесточенная борьба за власть?)

- Почему Мамай выступил против Руси? (Он решил наказать Русь за неповиновение.)

- Когда это стало известно? (Летом 1380 года.)

- Что предпринял Дмитрий Иванович? (Разослал гонцов в раз­ные стороны Русской земли с призывом собирать силы для отпора врагу.)

- Кто откликнулся на этот призыв? (Всколыхнулась вся Русь. К Москве потянулись княжеские полки и дружины.)

- Кто благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с вра­гом? (Основатель Троицкого монастыря Сергий.)

- Где было намечено сражение? {На Куликовом поле, между Доном и рекой Непрядвой.)

- Когда состоялась битва? (8 сентября 1380 года.)

- Как расставил свои войска князь Дмитрий Иванович? (По центру поставил передовой и большой полки, а отборная рус­ская рать была в засаде.)

- Где находился сам князь? (Князь в одежде простого ратника стоял в общем строю.)

- Как проходила битва?

- Чем закончилась битва?

- Как стали называть князя Дмитрия Ивановича? (Донским.)

Домашнее задание

Стр. 70-73.

Ответить на вопросы на стр. 74.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Алтухова Т. В. 2006 – 2007 г. Открытый урок Окружающий мир iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир»
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2010 – 2011 учебный год составлена на основе стандарта начального общего...
Алтухова Т. В. 2006 – 2007 г. Открытый урок Окружающий мир iconПлан-конспект интегрированного урока. Предметы: Окружающий мир и Основы православной культуры
Учебный материал: окружающий мир- урок 7, с. 39-45; Древняя Русь- страна городов; опк урок 7; Устройство храма
Алтухова Т. В. 2006 – 2007 г. Открытый урок Окружающий мир iconУрок проект «Окружающий мир» 4 класс система Л. В. Занкова
Дмитриева Н. Я.,Казаков А. Н. Окружающий мир: учебник для 4 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2012
Алтухова Т. В. 2006 – 2007 г. Открытый урок Окружающий мир iconКонспект урока «Домашние животные. Значение домашних животных в жизни...
Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А. Окружающий мир, 2 класс, 2 часть. М.: Академкнига/учебник, 2007
Алтухова Т. В. 2006 – 2007 г. Открытый урок Окружающий мир iconПлешаков А. А. Окружающий мир 1 класс, М.: Просвещение, 2007 Плешаков...
Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы А. А. Плешакова "Окружающий мир", утвержденной...
Алтухова Т. В. 2006 – 2007 г. Открытый урок Окружающий мир iconКласс: 2 класс Название материала
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2011 2012 учебный год составлена на основе стандарта начального общего образования...
Алтухова Т. В. 2006 – 2007 г. Открытый урок Окружающий мир iconРабочая программа по предмету «Окружающий мир»
«Окружающий мир» составлена на основе авторской программы Плешакова А. А. «Окружающий мир» (Сборник рабочих программ «Школа России»,...
Алтухова Т. В. 2006 – 2007 г. Открытый урок Окружающий мир iconРабочая программа учебного предмета «Окружающий мир»
«Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального...
Алтухова Т. В. 2006 – 2007 г. Открытый урок Окружающий мир iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир»
Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой Минобрнауки...
Алтухова Т. В. 2006 – 2007 г. Открытый урок Окружающий мир iconПрограмма «окружающий мир» (для четырёхлетней начальной школы) А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов
Федерации» от 29. 12. 2012г. №273-фз, федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2009 г и обеспечена учебниками...
Алтухова Т. В. 2006 – 2007 г. Открытый урок Окружающий мир iconПояснительная записка к тематическому планированию по Окружающему миру
«Окружающий мир» для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А....
Алтухова Т. В. 2006 – 2007 г. Открытый урок Окружающий мир iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2010 – 2011 учебный год составлена на основе стандарта начального общего...
Алтухова Т. В. 2006 – 2007 г. Открытый урок Окружающий мир iconРоссии Введение «Открытый урок чтения»
«Открытый урок чтения» (далее Урок) это комплекс мероприятий, проводимых в образовательных учреждениях Центром развития русского...
Алтухова Т. В. 2006 – 2007 г. Открытый урок Окружающий мир iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир»
Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой Министерством...
Алтухова Т. В. 2006 – 2007 г. Открытый урок Окружающий мир iconРабочая программа по окружающему миру 2 класс
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2011 – 2012 учебный год составлена на основе стандарта начального общего...
Алтухова Т. В. 2006 – 2007 г. Открытый урок Окружающий мир iconУрок по предмету "Окружающий мир" (3 класс) Тема: «Человек и природа....
«природы Экологическая опасность» и др.; фотографии растений, животных, занесенных в Красную книгу. Учебник “Окружающий мир”, 3Кл...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск