Урок-диспут





Скачать 110.12 Kb.
НазваниеУрок-диспут
Дата публикации28.08.2014
Размер110.12 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
И.Г.Жукова, начальник архивного отдела

администрации Хорольского муниципального района
Популяризация архивного дела, направленная на воспитание у молодежи патриотизма и гражданственности (уроки истории в архиве с демонстрацией подлинных документов)
В проекте Концепции развития архивного дела в Российской Федерации на период до 2020 г. к угрозам, оказывающим отрицательное воздействие на архивное дело, отнесен такой, к сожалению, факт, как пренебрежительное отношение к архивному делу в общественном сознании.

Не будем рассуждать о возможностях искоренения этой ситуации при помощи государственных механизмов, попытаться исправить ее в первую очередь должны мы сами, архивисты. И начать работу по популяризации архивного дела логичнее всего с младшего поколения.

Работа с архивными документами, безусловно, является прерогативой ученых и краеведов. Но не следует забывать о том, что интерес к прошлому зарождается, как правило, в школьные годы на уроках истории и для некоторых становится в дальнейшем профессией. Работа с подлинными источниками – архивными документами - на уроках является самым эффективным методом развития интереса к познанию истории.

Изучение истории по архивным документам способствует формированию ценностных ориентаций и убеждений у учащихся на основе личного осмысления опыта истории, восприятию идей гуманизма, развитию интереса и уважения к истории своей Родины, стремлению сохранить и приумножать культурное наследие своей страны. Современное историческое образование должно служить целям консолидации общества, формирования активных его членов, воспитания молодежи на принципах гражданственности и патриотизма.

Уроки истории проводятся, как правило, в соответствии с учебной программой или в рамках внеклассной работы, как по инициативе архива, так и по инициативе учебного заведения.

Если урок истории проходит в архиве, он сопровождается демонстрацией подлинников документов. Эта форма работы удобна для проведения уроков с учащимися близлежащих учебных заведений: они приходят в архив на 45 минут или на сдвоенный урок. На занятии присутствует сотрудник архива, он либо проводит урок, либо помогает преподавателю, комментируя документы. Для демонстрации на уроке отбираются наиболее яркие и значимые документы.

Тема, содержание и тип урока (урок-конференция, урок-диспут, рассказ, беседа, лекция, урок-экскурсия) согласовываются с преподавателем.

Урок-диспут. Диспут - это спор, полемика. Если к какой-то проблеме могут быть принципиально разные подходы или о ней существуют противоположенные мнения, то она может стать темой урока-диспута. Главная ценность этого урока состоит в том, что в нем формируется диалектическое мышление школьников.

Но такие уроки позволяют решать и многие другие задачи. Во-первых, они вовлекают в непринужденный, живой разговор учеников и этим помогают избежать формализма в знаниях. Во-вторых, учат высказывать свое мнение и обосновывать его. В-третьих, приучают к диалогу, т.е. обучают вникать в доводы оппонента, обнаруживать в них слабые места, задавать вопросы, помогающие вскрывать неверные утверждения, искать и спокойно приводить контрдоводы. В-четвертых, чтобы участвовать в диспуте, нужно знать фактический материал темы, и поэтому к уроку-диспуту ученик повторяет пройденное и читает дополнительную литературу (возможно использование архивных документов). В-пятых, уроки-диспуты активно способствуют превращению знаний в убеждения.

Урок-конференция. Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса, одной из самых значимых является идея формирования познавательных интересов учащихся. Только в этом случае можно достигнуть эффекта сопереживания, пробуждающего определенные нравственные чувства и суждения детей. Наличие познавательных интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качеству знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности вызывает повышение эффективности процесса обучения.

Наибольший интерес у учащихся вызывают уроки, в которых они принимают активное участие. В качестве таких уроков можно предложить уроки-конференции. Целями и задачами таких уроков являются формирование основных понятий, развитие связанной речи, логического мышления, памяти, навыков работы в нестандартных условиях, умения выделять главное.

В качестве оборудования можно использовать выставку архивных документов. Их использование помогает созданию ярких представлений об изучаемой эпохе, типичной картины исторических явлений, повышает эмоциональное воздействие на учащихся. Проводя такие уроки, тщательно продумывая план и способ подачи материала, сотрудники архива стремятся к решению важной задачи — формированию у молодежи аналитических, исследовательских навыков, а также умению оценивать исторические события, вырабатывать и отстаивать собственные суждения и навыки ведения дискуссии.

Урок-лекция. Лекция - один из видов преподавания истории, суть которой в том, что изучаемый материал в виде последовательного связанного рассказа излагает или педагог, или сотрудник архива.

Лекция - это метод сообщения новых знаний; ее отличает высокая целенаправленность и большая информативность. Лекция обладает способностью показать личностное отношение педагога к учебному материалу, а сотрудника архива к документам. Ее воздействие на ученика осуществляется двояко: содержанием и эмоциональной выразительностью речи. В ходе лекции педагог или сотрудник архива, не только передает новую научную информацию в систематическом целостном виде, но и может вскрыть многие связи с другими предметами, проблемами и архивными материалами. Он учит мыслить, анализировать, доказывать, делать обобщения и выводы; в этом смысле лекция для учащихся - образец рассказа. Монологическое изложение позволяет учителю развивать внимание школьников, умение выделять главное, а эти качества важны и для последующего самообразования, и для любой профессии.

Работа учащихся на лекции тем эффективнее, чем теснее деловой контакт с лектором; последний, видя реакцию школьников, может регулировать темп рассказа: усложнить или упростить изложение, сократить один раздел и усилить другой, что-то повторить, подчеркнуть, разъяснить. Учащихся нужно готовить к предстоящей лекции, а для этого им надо разъяснить, как слушать и записывать, как работать с лекционным (архивным) материалом. Важно объявить цели и задачи, сообщить структуру изложения и, конечно, определить цепь приемов активизации познавательной деятельности учеников и меры обратной связи с аудиторией (контроля за вниманием, пониманием и т.д.).

Урок-экскурсия. На уроки-экскурсии переносятся основные задачи учебных экскурсий: обогащение знаний учащихся; установление связи теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами; развитие творческих способностей учащихся, их самостоятельности, организованности; воспитание положительного отношения к учению.

По содержанию уроки-экскурсии делятся на тематические, охватывающие одну или несколько тем одного предмета, и комплексные, базирующиеся на содержании взаимосвязанных тем двух или нескольких учебных предметов. Форма проведения уроков-экскурсий весьма многообразна. Это и «пресс-конференция» с участием представителей предприятия, учреждения, архива, музея, владельца фонда личного происхождения с использованием его личных архивов (воспоминаний и фотографий) и т.п., и исторические экскурсии по изучаемому предмету, и кино или теле-экскурсии, и урок обобщающего повторения по теме, разделу или курсу в форме экскурсии и т.д.

Как показывает анализ, уроки истории в архиве - очень эффективная форма подачи учебного материала. Знакомство учащихся с архивными документами значительно углубляет их интерес к предмету и способствует лучшему усвоению материала. Прикосновение (в прямом и переносном смысле) к подлинным документам, десятилетиями хранящимся на стеллажах архивных учреждений, несущих многоплановую информацию (от содержания до стиля и грамотности исполнения, качества бумаги) вызывает несомненный интерес у школьников. В ходе подготовки к уроку сотрудники архива используют документы, выявленные при работе над сборниками, при исполнении тематических запросов, подготовке выставок. Для демонстрации на урок отбираются наиболее яркие и значимые документы по теме урока.

Разумеется, сотрудники архива не должны воспринимать высказанные здесь предложения как обязательные для выполнения. Они могут выбрать для себя то, что в наибольшей степени подходит для их аудитории, а также найти иные формы применения архивных документов.

В целях пропаганды архивного дела среди учащейся молодежи Хорольского муниципального района нашим архивным отделом совместно с отделом ЗАГС, имеющим ведомственный архив, проводятся школьные экскурсии для учащихся 6-7 классов на тему «Архивы – хранилища народной памяти». Вот примерный текст подобной экскурсии.

Здравствуйте, ребята!

Кто-нибудь из вас когда-нибудь был в архиве?

А кто знает, что такое архив?

Архив – это учреждение, которое хранит и использует архивные документы. В переводе с древнегреческого языка архив – правительственная палата, присутственное место.

Как только в мире появилась первая письменность, возникли архивы.

У правителя древней Ассирии царя Ашшурбанипала во дворце хранилось 30 тыс. глиняных табличек, написанных клинописью. Эти таблички-листы были пронумерованы, имели каталоги и даже архивные шифры: «Дворец Ашшурбанипала, царя Вселенной, царя Ассирии».

В Древнем Египте для письма использовали папирус — похожее на тростник водяное растение семейства камышовых, родиной которого является Африка.

Что только не использовалось человечеством в качестве носителя информации: обожжённая глина, камень, кость, древесина, пергамент, берёста, папирус, воск, ткань и др.

Но самый распространенный материал для письма – это бумага. Первая бумага была завезена в страны Европы с Востока. Ее изобрели в Китае примерно в 105 году н.э. Это изобретение было поистине самым важным событием для развития науки. С тех пор хранить и использовать документы стало гораздо удобнее.

Были свои хранилища и в Древнерусском государстве. По школьным учебникам мы помним, что в Российском государстве важнейшие документы первоначально собирались в княжеской казне в Кремле в кованых сундуках.

Легендарная и таинственная библиотека-архив Ивана Грозного, ее еще иногда называют Ивановой Либерией, в коллекцию которой входили бесценные манускрипты в окладах из драгоценных камней и металлов, по преданиям, до сих пор хранится спрятанной в тайниках под Кремлем. Ее ищут исследователи уже несколько веков, но так и не приблизились к ее находке вплотную.

Государь Петр Великий хранил множество рукописей и чертежей – в основном по военному делу, кораблестроению и мореплаванию. Позже по указу Петра I был образован Московский архив Коллегии иностранных дел. Это был первый в России исторический архив, включивший древнейшие документальные памятники государства, сегодня его нередко называют «дедушкой русских архивов».

Много позже - в дореволюционной России - все правительственные учреждения обязаны были вести канцелярское дело (делопроизводство) и архив. Однако специалистов для этой работы крайне не хватало. Служащих, знавших канцелярское дело, а главное – порядок ведения делопроизводства и архива, было очень мало. Функции архивариуса возлагались, как правило, на журналиста – человека, составлявшего протоколы заседаний в характерной для того времени форме журнала.

Работу архивариусов и писцов очень долго выполняли преимущественно мужчины. Сегодня основной состав работающих в архиве – женщины. Считается, что у них больше терпения, усидчивости и склонности к рутинной работе.

Первыми врагами архивов были… огонь, вода и грызуны. Размещение архивов в амбарах и подвалах, недалеко от рек, часто оказывалось для них роковым. Подвалы затоплялись в половодье, бумаги нещадно истреблялись мышами и крысами. В 18 столетии, к примеру, во французском королевском архиве были по штату положены …кошки.

Но не всегда только вода и огонь грозят архивам. Гораздо чаще им вредят люди.

Во времена наполеоновского нашествия московский архив спасали на 120 подводах. На них в сундуки и короба уложили древнейшие российские грамоты, подлинные трактаты и реестры. Но преобладающая часть архива осталась, конечно, на месте. А, взяв Москву, французы, «приехав в архив верхами…, имея в руках ломы и топоры, начали разбивать замки у трактатной палаты и у нижних архивских апартаментов, дела и бумаги все выкинули на пол и топтали ногами».

Так издревле сложилось, что все захватчики новых территорий в первую очередь пытались уничтожить письменные памятники, рукописи порабощаемого народа, потому что рукописи и есть историческая память любого народа. В истории России немало примеров, когда архивы подвергались беспощадной атаке. Так было и во время революции и гражданской войны.

Академик Петербургской Академии наук Николай Васильевич Калачов писал: «Архивы…- это хранилища более ценного народного имущества, чем содержимое государственных казначейств: деньги теряются и вновь наживаются, а письменные памятники народной истории, раз потерянные, не могут быть куплены и приобретены вновь никакою ценою и никаким трудом».

Может быть, поэтому архивы долгое время были почти секретными объектами, и допуск к ним был ограничен. Например, при входе в тайные архивы Ватикана есть надпись: «Всякому, попавшему сюда без разрешения, грозит отлучение от церкви».

Сегодня у вас есть возможность посетить наш районный архив. Сейчас мы находимся в архивохранилище, в котором хранятся архивные документы. Они лежат на негорючих металлических стеллажах. Для обеспечения сохранности документов на окнах должны быть металлические решетки. В хранилище устанавливается пожарная сигнализация. Дверь в помещении должна быть тоже негорючей, поэтому она металлическая.

Наш архив еще молодой, поэтому и документы в нем хранятся не очень старые. Самый старый документ в нашем архиве - это документ за 1925 год, сейчас мы его вам покажем (краткие комментарии к документу). Другие документы, которые мы вам покажем, это документы за 30-е, 40-е, 50-е и т.д. вплоть до 2011 года. По внешнему виду документы бывают самые разные: журналы, тетради, альбомы, конверты, карты и т.д., но они все являются архивными документами. А чтобы люди, работающие в архиве, не заблудились в них, на каждом архивном деле есть архивные шифры, почти как у царя Ашшурбанипала. Прочитав этот шифр, сразу становится ясно, из какого фонда этот документ.

Как вы думаете, зачем люди приходят к нам в архив? Чаще всего нам приходится работать с людьми, которым нужна информация. Один человек потерял ордер на квартиру, другой - трудовую книжку, третий собирает справки для пенсии, а четвертый оформляет наследство на дом или на землю. Ситуаций очень много.

Архивные справки и копии документов, которые мы выдаем, позволяют гражданам оформить пенсию, сделать ее перерасчет и тем самым ее увеличить, получить компенсации и пользоваться различными льготами. Кроме граждан, к нам обращаются с запросами организации. Работа по исполнению архивных запросов очень трудоемка, а по времени исполнение одного запроса может занять даже не один рабочий день.

Иногда люди приходят к нам работать в качестве исследователей архивных документов. Для этого сначала надо получить особое разрешение. Также у нас работает много студентов-историков, которые проходят практику.

Многие люди, впервые посетив архив и столкнувшись с архивными материалами, испытывают необычайное чувство чего-то неизвестного; чувство особого интереса к информации и слову, живущему в документах.

У Ивана Бунина есть стихотворение с такими словами:
Молчат гробницы, мумии и кости, —

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена…
А сейчас мы покажем вам остальные наши архивохранилища и ответим на все ваши вопросы.

После этого экскурсия будет продолжена в ведомственном архиве отдела ЗАГС. Сотрудники этого отдела расскажут вам много интересного о документах, которые хранятся у них.

После части урока-экскурсии в архиве мы провожаем детей в ЗАГС.

Как правило, на нашем совместном мероприятии ведется фотосъемка. Дети предупреждаются о том, что краткая информация о проведенной экскурсии и фотографии будут размещены на сайте администрации района, где они с родителями смогут их просмотреть.

Анализ показывает, что уроки в архиве учащимся очень интересны, а учителя школ с удовольствием с нами сотрудничают, поэтому мы обязательно будем продолжать подобную практику.
Список использованной литературы:

- Архивы - школе: Справочное пособие для преподавателей средней школы, профессионально-технических училищ и техникумов. М, 1989.

- Мир - великое благо народов земли. Рекомендации для педагогов при проведении Урока Мира в школах, ПТУ, средних специальных учебных заведениях. Алма-Ата, 1989.

- Программа школьного исторического лектория при архиве. М, РГВА, 1993.

- «Уголок Архива» в школе (Школьная историческая лаборатория). Учебно-методические рекомендации. М, РГВА, 1994.

- Основы архивоведения в школе. Учебно-методическое пособие. М, РГВА, 1994.

- «Отечественные Архивы», № 3, 2000 г., № 1, 2003 г., № 2, 2004 г., № 3, 2006 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок-диспут iconУрок формирования знаний
Конференция, урок-диспут, урок-лекция, урок-экскурсия,, урок-поиск, урок снежный ком и др
Урок-диспут iconДиспут со свидетелями Иеговы
Рецензия диакона Андрея Кураева на книгу священника Олега Стеняева «Диспут со «свидетелями Иеговы»» 38
Урок-диспут iconЛюбви все возрасты покорны. Диспут (сценарий)
Любви все возрасты покорны. Диспут (сценарий) /Сост. Л. Д. Якубинская / Полтавская центральная библиотека ку «Центр культуры и искусства...
Урок-диспут iconУрок- диспут «Телевидение в нашей жизни»
Применение технологии коммуникативного общения на уроках английского языка позволяет ученикам овладеть прочными знаниями в условиях...
Урок-диспут iconУрок-диспут, сочетающий в себе закрепление и объяснение материала....
Учащиеся должны узнать, что такое воинский долг, что вкладывается в понятие «патриотизм»
Урок-диспут iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция,...
Урок-диспут iconОсновные типы занятий: беседа, диспут, практикум, просмотр и обсуждение фильма
Программа предназначена для учащихся 9-11 классов и рассчитана на три года, 30 часов (1 час в месяц)
Урок-диспут iconПлан мероприятий отдела здравоохранения на февраль март 2014 года Наименование мероприятия
Вечер-диспут: «В чем смысл жизни: спорт, здоровье, настроение», посвященный Всемирному
Урок-диспут iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Семинар (семинар-беседа, заслушивание и обсуждение докладов, рефератов, семинар-диспут)
Урок-диспут iconУрок конкурс 10. Интегрированный урок >11. Межпредметный урок 12....
Изменение временных рамок, оптимальный временной вариант –1,5 астрономических часа. (Нерегламентированный урок)
Урок-диспут iconКлассный час диспут "Что значит быть патриотом сегодня?"
Оборудование: компьютерная презентация, видеосюжеты, музыкальное оформление, фотовыставка, выставка работ историко-краеведческого...
Урок-диспут iconЛекция-диалог, проблемная лекция, консультация, собеседование, реферат,...
Активные формы и методы проведения учебных занятий – это способы и приемы воздействия, побуждающие
Урок-диспут iconРабочая программа педагога фетисовой Юлии Александровны по учебному...
Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового,...
Урок-диспут iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Диспут – это спор, полемика. Если в какой-то проблеме могут быть принципиально разные подходы или о ней существуют противоположные...
Урок-диспут iconФорма урока: диспут. 7 «Б» класс
Оформление: выставка книг; плакат «Хорошая книга – твой друг на всю жизнь»; «Книга – твой друг и помощник»; выставка рисунков
Урок-диспут iconИнтернет – союзник или противник? 24 апреля в нашем университете...
Цель – формирование и развитие познавательного интереса к предмету химии и биологии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск