Урок-диспут, сочетающий в себе закрепление и объяснение материала. Раздаточный материал: упражнение 1 «Это подвиг?»





Скачать 134.51 Kb.
НазваниеУрок-диспут, сочетающий в себе закрепление и объяснение материала. Раздаточный материал: упражнение 1 «Это подвиг?»
Дата публикации01.01.2015
Размер134.51 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Военное дело > Урок

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛИЦЕЙ Г.ВОЛЬСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»


«Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника отечества»

Подготовил: Бреславский В.И

2011-2012учебный год

г. Вольск


Цель урока.
-Ввести и закрепить понятие патриотизм и воинский долг.

-Учащиеся должны узнать, что такое воинский долг, что вкладывается в понятие «патриотизм».

-Осознать необходимость службы в армии, как одного из проявлений исполнения гражданского долга.

Основные понятия:

Отечество, честь, долг, воинский долг, патриотизм, подвиг.

Форма проведения урока: урок-диспут, сочетающий в себе закрепление и объяснение материала.

Раздаточный материал: упражнение 1 «Это подвиг?».

Время проведение: 45 минут

Место проведения: 308 кабинет

1

I. Вступительная часть 5 мин.

-доклад дежурного о готовности взвода к занятию

-приветствие

Муз. Комп. Из фильма «Офицеры»

-объявление темы и цели занятия


II.Ход урока
Вопросы:

1. Патриотизм как источник морального духа воинов, его сущность и содержание

2. Верность воинскому долгу - высшее проявление патриотизма воина.

Военнослужащий - это прежде всего гражданин Российской Федерации. Он обладает всеми правами и свободами человека и гражданина, предусмотренными Конституцией РФ.

Военнослужащий — защитник Отечества, и на него возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и защита Российской Федерации.

Военнослужащий должен быть верным Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно, умело, не щадя своей крови и самой жизни, защищать свою Родину, с честью выполнять свой воинский долг, стойко переносить трудности военной службы.

Для того чтобы в полной мере отвечать своему высокому предназначению, военнослужащий в первую очередь должен быть патриотом своего государства - Российской Федерации. Чувство патриотизма - основа духовных качеств российских воинов.

Патриотизм олицетворяет любовь к своей Родине и ее народу, неразрывность с ее историей, культурой, достижениями. Патриотизм - это чувство гордости за успехи и победы своей Родины и горечи за ее неудачи и поражения.
Ответ 1-го ученика: Патриотизм — это идеология и психология, политика и деятельность, выражающее особое, любовно - возвышенное, преданное отношение к Отечеству. Психология в данном случае выражает чувственное отношение любви к Отечеству, а идеология - рациональный, теоретически обоснованный уровень этого отношения.

2

Понятие " Отечество " является синонимом слова "Родина". Применительно к патриотизму понятие "Родина" используется в двух значениях: "малая родина" - конкретное место, где человек родился и вырос, где у него сформировалось отношение к окружающему миру и своей стране;

"большая Родина" - государство, в котором он живет.

Отечество является объектом патриотизма, т. е. к нему направленно соответствующее отношение жителей данной страны. Структурными элементами патриотизма являются: патриотическое сознание, патриотическое отношение, патриотическая деятельность.
Ответ 2-го ученика: Патриотизм, верность воинскому долгу - неотъемлемые качества российского войска, основа героизма. Слово Патриотизм произошло от греческого слова «патрис» -Родина, отечество. Это любовь к своей Родине, народу, его истории, долгу, национальной культуре. Истинный патриот не просто любит Родину, а беззаветно предан ей, гордится ею, стремится служить ее интересам, защищать от врагов.

Это его Отечество и поэтому он верен ему в самые тяжелые минуты.

В конце Великой Отечественной войны в фашистском концлагере Заксенхаузен был найден блокнот, в котором неизвестный узник написал такие строки:
Что ж, и смертной тревогой опутан,

Не мечтая о лучшей судьбе,

Я до самой последней минуты

Буду верен, Отчизна, тебе.
Человек или является патриотом своего Отечества, и тогда он соединен с ним, как дерево корнями с землей, или он лишь пыль, носимая всеми ветрами.

Патриотом нельзя родиться. Патриотизм нельзя обрести, изменив место жительства. В разные годы, не мало наших соотечественников в поисках лучшей жизни уехали за границу, но много из них так и не приобрели новую Родину, тоскуют по России. Даже долгая жизнь на чужбине не делает ее родной, не смотря на привыкание к чужому быту и природе. Поэт Викулов написал:
И ты, великодушная, на диво,

Казни меня забвеньем, коль солгу...

И без меня ты можешь быть счастливой -

Я без тебя Россия не могу.

3

Учитель: Что же такое Родина? Отечество? Какой смысл мы вкладываем в эти понятия?

Ученики: Это наша страна, место, где мы родились и живем, это место, где живут друзья, близкие.

Учитель:

Отечество - символ понятия Родина. Из какой бы республики, края, области ни был юноша, на него возлагаются определённые обязанности. Какие?
Ученики: Вооруженная защита нашей Родины.
Учитель: Какими духовными качествами должен обладать защитник Отечества?
Ученики: В первую очередь быть патриотом, любить свою страну.
Учитель: Прочитаем определение, что такое патриотизм. Это чувство - основа духовных качеств российских воинов. Уметь гордиться своей страной, её народом, ценить и беречь землю и культуру наших предков - вот что должно быть присуще военнослужащему - защитнику Отечества. Истинный патриотизм проявляется не в словах, а в делах и, прежде всего - в верности своему конституционному, воинскому долгу.

"Если Россы всегда будут сражаться за веру своих прародителей и честь народную, то слава будет их вечным спутником", - сказал М.И. Кутузов
Учитель: В чём же должен проявляться патриотизм?
Ученики: В верности воинскому долгу, любви к своей стране.
Учитель: Прочитаем определение долга
гражданский долг — постоянная внутренняя потребность личности в высоконравственном отношении к воинским и иным социально значимым требованиям своего государства;
-— воинский долг — система социально значимых ценностей и морально-правовых обязанностей военнослужащих, выражающая готовность отстаивать интересы страны, изложенная в Конституции

4

РФ, российских законах, Военной присяге, воинских уставах, приказах командиров и начальников;
Ответ 3-го ученика: В мирной повседневной жизни воинский долг требует

от каждого воина глубокого понимания личной ответственности за защиту Родины, мастерского владения техникой и оружием, совершенствования своих морально-боевых и психологических качеств, высокой организованности и дисциплины. Быть верным воинскому долгу — значит всеми своими делами и поступками повышать боевую готовность, крепить боевую мощь страны, а если потребуется, встать на ее защиту.
Ответ 4-го ученика: Военный долг - это нравственно-правовая норма поведения военнослужащего. Он определяется требованиями общества, государства и назначениями ВС.

Далеко не все правильно осознают свой долг, в погоне за наживой и удовольствиями, некоторые граждане думают только о себе. Человеческую порядочность и долг они понимают своеобразно - с точки зрения приоритета своих эгоистических представлений. Это приводит к росту правонарушений в нашем обществе. Часть молодежи своей главной жизненной целью избирают только деньги и личное благополучие.

Некоторые из них делают все, чтобы уклониться от своего военного долга. Это пагубно для страны, да и для этих молодых людей. Воинский долг - не пожелание, а непременное требование российского общества. Служба в армии и во флоте не знает отговорок: не хочу, не буду, не желаю. Должно быть: - надо - должен.
Учитель:

На всём протяжении истории Российского государства русским людям приходилось вести вооруженную борьбу за независимость государства.
А если скажет нам война: "Пора" –

Отложим недописанные книги,

Махнем: "Прощайте" - гулким стенам институтов

И поспешим по взбудораженным дорогам,

Сменив слегка потрепанную кепку

На шлем бойца, на кожанку пилота

И на бескозырку моряка.

/Борис Смоленский/

5
Это стихотворение написал простой солдат, защитник Родины — Борис Моисеевич Смоленский, который погиб в возрасте 20 лет.
Ответ 5-го ученика: На третий день Великой Отечественной войны старший лейтенант Борис Сафонов на подступах к Мурманску сбил первый фашистский самолёт. Лётчик знал, что от его опыта, смелости зависит жизнь города. За неполный год войны он сбил 25 самолётов противника лично и 14 в групповых боях. Ему первому из северян было присвоено звание Героя Советского Союза дважды. Он погиб 30 мая 1942 года. 19 августа 1945 года открыт памятник в поселке Сафоново Мурманской области, авторы которого скульптор Л. Кербель и архитектор Б. Муравьев. Имя Сафонова служит синонимом бесстрашия, отваги и лётного мастерства.

Испокон веков о человеке судят не по тому, что он о себе говорит, а по его делам. Сила долга проявляется в практических действиях. По-человечески просто выразил свое отношение к исполнению долга трижды Герой Советского Союза летчик А.И. Покрышкин: "Самым главным, самым священным для меня был всегда долг перед Родиной".
Учитель: Ребята, а в чем проявляется воинский долг?
Ответ 6-го ученика: Истинный воинский долг проявляется не в словах, а в делах. Исполнение долга показывает истинное лицо человека. Воин-патриот всегда помнит о своем долге перед Отечеством. В знаменитом фильме "Семнадцать мгновений весны" в песне на слова Р. Рождественского "Мгновения" есть замечательные слова: "А в общем, надо просто помнить долг, от первого мгновенья до последнего".

История не знает более масштабного, ожесточенного, разрушительного и кровопролитного противоборства, чем борьба нашего народа с фашистскими агрессорами. В войне 1941-1945 гг. решалась судьба не только нашего Отечества, но и многих других народов и стран - по существу всего человечества. Поэтому вечен и свят подвиг наших соотечественников, одолевших фашизм и одержавших Великую Победу.

Имея только стрелковое оружие, насмерть стояли пограничники Брестской крепости. Навсегда остались в памяти людской подвиги тех, кто отражал первый натиск врага, отстаивая свою землю до последнего вздоха, кто, погибая, успел собственной кровью написать на стене Брестской крепости: "Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина!"

8 мая 1965 года Брестской крепости присвоено звание — крепость - герой. С 1971 года она является мемориальным комплексом .

6

Имя генерала Дмитрия Михайловича Карбышева известно не только в нашей стране. Мемориальная доска, вмурованная в стену бывшего лагеря Маутхаузена, напоминает: "На этом месте мучительной смертью погиб генерал-лейтенант инженерных войск Советской Армии Герой Советского Союза Карбышев Дмитрий Михайлович (1880-1945)".

В ночь с 17 на 18 февраля 1945 года после зверских пыток немецкие фашисты вывели генерала Карбышева на мороз, сняли с него одежду и обливали холодной водой до тех пор, пока тело генерала не превратилось в ледяной столб. Труп генерала фашисты сожгли в печах Маутхаузена. Пытки и издевательства не сломили волю российского воина. Генерал Карбышев погиб смертью героя.

В годы войны патриотизм стал массовым, стал нормой поведения советских воинов. Так, подвиг Александра Матросова , закрывшего амбразуру вражеского дзота своим телом 23 февраля 1943 г., повторили более 400 воинов. А первым такой подвиг совершил А. Панкратов, младший политрук танковой роты 24 августа 1941 г. в бою за населенный пункт Спасс-Нередица близ Новгорода.
Ответ 7-го ученика: Подвиги и самопожертвования совершались не только на земле, но и в воздухе, и на море. Уже в первый день Великой Отечественной войны 20 наших летчиков совершили воздушные тараны против немецких самолетов, вторгшихся в воздушное пространство страны.

Были и наземные огненные тараны наших отважных летчиков. Наиболее известный из них подвиг экипажа бомбардировщика во главе с капитаном Николаем Францевичем Гастелло. Этот экипаж 26 июня 1941 г. направил свой горящий самолет на колонну вражеских танков, автомашин и бензоцистерн. Экипаж погиб, но противник понес тяжелые потери.

Стал в кровавом сорок первом,

В жарком доблестном июне,

Капитан Гастелло первым

Героем Советского Союза!
Учитель: Прозвучали примеры беззаветного служения Родине. Что объединяло всех военнослужащих, о подвигах которых вы узнали?
Ответ 8-го ученика: Всех военнослужащих объединяло одно: любовь к Родине, желание избавить её от ненавистных захватчиков, мужественно, умело, не щадя своей жизни, стойко перенося все трудности военной службы.
7

Учитель: Ещё об одном качестве русского воина- солдата можно сказать, посмотрев на фигуру Воина- Освободителя в Трептов-парке.
Ответ 9-го ученика:

Стихотворение Г. Рублева
Это было в мае на рассвете,

Нарастал у стен рейхстага бой.

Девочку немецкую заметил

Наш солдат на пыльной мостовой.

У столба, дрожа, она стояла,

В голубых глазах застыл испуг,

А куски свистящего металла

Смерть и муку сеяли вокруг...

Тут он вспомнил, как, прощаясь летом,

Он свою дочурку целовал,

Может быть, отец девчонки этой

Дочь его родную расстрелял...

Но сейчас, в Берлине, под обстрелом,

Полз боец и, телом заслоня,

Девочку в коротком платье белом

Осторожно вынес из огня.

Скольким детям возвратили детство,

Подарили радость и весну

Рядовые Армии Советской,

Люди, победившие войну!

И в Берлине в праздничную дату

Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,

Памятник советскому солдату

С девочкой спасенной на руках.

Он стоит, как символ нашей славы,

Как маяк, светящийся во мгле.

Это он - солдат моей державы –

Охраняет мир на всей земле!
Воин-освободитель, русский исполин, мужественный и благородный, стал символом нашей Славы. В одной руке солдат держит меч, разрушающий фашистскую свастику, на другой-спасённую из развалин поверженного

Берлина маленькую немецкую девочку. Этот монумент помогает нам понять, что русский солдат обладает замечательным качеством – милосердием. В жестоких сражениях, когда везде были кровь и смерть,

8

когда война, казалось, убивала все живое, не очерствели сердца наших воинов. Они сохранили в себе благородство, высочайший гуманизм, истинную человеческую доброту. Хотя у многих тысяч из них, особенно на оккупированной территории, фашистские изверги забрали и убили самое дорогое — родителей, жен, детей. Чаще всего такие чувства проявляли наши воины, когда в смертельной опасности оказывались беспомощными немецкие ребятишки. Во время битвы за Берлин документально зафиксировано пять случаев спасения советскими солдатами немецких детей.

Ответ 10-го ученика: Герои в России были во все времена. Они есть и сегодня. И это самый верный залог несокрушимости нашей Отчизны, ее духовной крепости и грядущего возрождения. Пока жив российский солдат - верный сын и защитник своего Отечества, - будет жива и Россия - Российский солдат и ныне остается настоящим патриотом, достойным наследником русского воинства.

* Так было  в 1969г. на острове Даманский, 1978-1989г. в  Афганистане, так повторилось и в Чеченской Республике. Казалось бы годы предательств, лжи и равнодушие должны были вытравить у людей , особенно у молодежи, историческую память самопожертвования, но это не произошло.

* Подвиг псковских гвардейцев-десантников явил всему миру, что российские люди и в наше время не утратили готовность отдать свою жизнь  за других. Их было 90. 90 десантников преградивших путь боевикам Басаева и Хаттаба. Девяносто героев приняли неравный бой с двумя тысячами вооруженных до зубов боевиков. 84 гвардейца погибли, но не пропустили врага. Под Улус-Кертом рота псковских гвардейских десантников шагнула в бессмертие, в вечную жизнь.

Много было сказано о них хороших красивых слов маршалами, политиками, поэтами, но разве могут они сравниться со словами вдовы героя Алексея Владимировича Воробьева Людмилой прозвучавшие на всю страну. « Я хочу чтобы Алеша знал, что его сына я воспитываю таким же как он. А те , кто любят Россию, всегда будут помнить , что наши ребята там, на безымянной высоте, стояли на смерть. За нас . за наших детей, за нашу Родину».

9

III. Итог урока.
Учитель: Родина высоко оценила самоотверженность воинов. За мужество и героизм, проявленные в годы испытаний, орденами и медалями были награждены свыше 7 млн. человек.

ВЫВОД ДЕЛАЮТ УЧЕНИКИ
Так, какими качествами должен обладать воин – патриот России.

- Быть верным воинской присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно и умело защищать свое Отечество;

- Строго соблюдать Конституцию РФ и законы РФ, требование общественных уставов,

- Беспрекословно выполнять приказы командиров;

- Дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и воинским товариществом;

- Совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;

- Быть дисциплинированным, бдительным, хранить государственную и военную тайну;

- Соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.
КЛИП.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок-диспут, сочетающий в себе закрепление и объяснение материала. Раздаточный материал: упражнение 1 «Это подвиг?» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок проведен по типу «Изучение и первичное закрепление знаний, умений учащихся», соблюдена структура проведения данного учебного...
Урок-диспут, сочетающий в себе закрепление и объяснение материала. Раздаточный материал: упражнение 1 «Это подвиг?» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок комбинированный, т к предусматривает повторение пройденного, объяснение и закрепление нового материала
Урок-диспут, сочетающий в себе закрепление и объяснение материала. Раздаточный материал: упражнение 1 «Это подвиг?» iconУрок по русскому языку в 9 классе по теме: «Знаки препинания в сложносочиненном предложении»
Тип урока : объяснение нового материала (подача учебного материала на крупноблочной основе)
Урок-диспут, сочетающий в себе закрепление и объяснение материала. Раздаточный материал: упражнение 1 «Это подвиг?» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: аудиозапись А. Вивальди «Времена года. Осень», иллюстрации художников, раздаточный материал, икт, природный материал,...
Урок-диспут, сочетающий в себе закрепление и объяснение материала. Раздаточный материал: упражнение 1 «Это подвиг?» iconУрок-проект по теме «Music»
Компьютеры, проектор, музыкальная шкатулка, раздаточный материал, материал для оформления доски, диски с музыкальными произведениями...
Урок-диспут, сочетающий в себе закрепление и объяснение материала. Раздаточный материал: упражнение 1 «Это подвиг?» iconМетодическая Школа «Некоторые аспекты постановки цели на уроке»
Часто учителя недоумевают: так хорошо подготовился (подготовилась) к уроку: раздаточный материал, сценарий урока прописан до минуты!...
Урок-диспут, сочетающий в себе закрепление и объяснение материала. Раздаточный материал: упражнение 1 «Это подвиг?» iconУрок по теме: Работа и мощность электрического тока
Нам, старым людям, способнее думать, что к чему на земле притёсано и какое имеет объяснение. Ты мне про лесничего не говори. Лесничий...
Урок-диспут, сочетающий в себе закрепление и объяснение материала. Раздаточный материал: упражнение 1 «Это подвиг?» iconУрок. Математика 6 класс. «Длина окружности». Пояснительная записка....
Урок входит в раздел: «Обыкновенные дроби», в главу «Отношения и пропорции». Изучение данной темы дается пропедевтически, с целью...
Урок-диспут, сочетающий в себе закрепление и объяснение материала. Раздаточный материал: упражнение 1 «Это подвиг?» iconУрок по физике След на земле (деформация) 10 класс Тип урока : изучение...
Образовательные: продолжить формирование понятия деформация, ознакомить учащихся с видами и особенностями деформаций, встречающихся...
Урок-диспут, сочетающий в себе закрепление и объяснение материала. Раздаточный материал: упражнение 1 «Это подвиг?» iconКонспект нижеприведенных текстов, акцентируя внимание на вопросах,...
Оснащение: учебник, раздаточный дидактический материал; наглядные пособия (презентация); доска и мел; опоры на доске
Урок-диспут, сочетающий в себе закрепление и объяснение материала. Раздаточный материал: упражнение 1 «Это подвиг?» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: портреты Н. А. Римского – Корсакова, А. Н. Островского, раздаточный материал; для парной формы работы – книги с репродукциями...
Урок-диспут, сочетающий в себе закрепление и объяснение материала. Раздаточный материал: упражнение 1 «Это подвиг?» iconУрок формирования знаний
Конференция, урок-диспут, урок-лекция, урок-экскурсия,, урок-поиск, урок снежный ком и др
Урок-диспут, сочетающий в себе закрепление и объяснение материала. Раздаточный материал: упражнение 1 «Это подвиг?» iconКонспект урока «Алканы»
...
Урок-диспут, сочетающий в себе закрепление и объяснение материала. Раздаточный материал: упражнение 1 «Это подвиг?» iconУрок Английский язык. 10 «Б» класс. Моу гимназия №19. г. Липецка...
Оборудование: учебник, аутентичный материал, медиа, раздаточный материал (репродукции, фотографии, рецепты)
Урок-диспут, сочетающий в себе закрепление и объяснение материала. Раздаточный материал: упражнение 1 «Это подвиг?» iconУрок алгебры в 7 классе
Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, раздаточный дидактический материал
Урок-диспут, сочетающий в себе закрепление и объяснение материала. Раздаточный материал: упражнение 1 «Это подвиг?» iconУрок объяснение нового материала
Руководителям государственных учреждений, подведомственных министерству образования и науки Хабаровского края


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск