МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИЦЕЙ Г.ВОЛЬСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
«Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника отечества»
Подготовил: Бреславский В.И
2011-2012учебный год
г. Вольск
Цель урока. -Ввести и закрепить понятие патриотизм и воинский долг.
-Учащиеся должны узнать, что такое воинский долг, что вкладывается в понятие «патриотизм».
-Осознать необходимость службы в армии, как одного из проявлений исполнения гражданского долга.
Основные понятия:
Отечество, честь, долг, воинский долг, патриотизм, подвиг.
Форма проведения урока: урок-диспут, сочетающий в себе закрепление и объяснение материала.
Раздаточный материал: упражнение 1 «Это подвиг?».
Время проведение: 45 минут
Место проведения: 308 кабинет
1
I. Вступительная часть 5 мин.
-доклад дежурного о готовности взвода к занятию
-приветствие
Муз. Комп. Из фильма «Офицеры»
-объявление темы и цели занятия
II.Ход урока Вопросы:
1. Патриотизм как источник морального духа воинов, его сущность и содержание
2. Верность воинскому долгу - высшее проявление патриотизма воина.
Военнослужащий - это прежде всего гражданин Российской Федерации. Он обладает всеми правами и свободами человека и гражданина, предусмотренными Конституцией РФ.
Военнослужащий — защитник Отечества, и на него возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и защита Российской Федерации.
Военнослужащий должен быть верным Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно, умело, не щадя своей крови и самой жизни, защищать свою Родину, с честью выполнять свой воинский долг, стойко переносить трудности военной службы.
Для того чтобы в полной мере отвечать своему высокому предназначению, военнослужащий в первую очередь должен быть патриотом своего государства - Российской Федерации. Чувство патриотизма - основа духовных качеств российских воинов.
Патриотизм олицетворяет любовь к своей Родине и ее народу, неразрывность с ее историей, культурой, достижениями. Патриотизм - это чувство гордости за успехи и победы своей Родины и горечи за ее неудачи и поражения. Ответ 1-го ученика: Патриотизм — это идеология и психология, политика и деятельность, выражающее особое, любовно - возвышенное, преданное отношение к Отечеству. Психология в данном случае выражает чувственное отношение любви к Отечеству, а идеология - рациональный, теоретически обоснованный уровень этого отношения.
2
Понятие " Отечество " является синонимом слова "Родина". Применительно к патриотизму понятие "Родина" используется в двух значениях: "малая родина" - конкретное место, где человек родился и вырос, где у него сформировалось отношение к окружающему миру и своей стране;
"большая Родина" - государство, в котором он живет.
Отечество является объектом патриотизма, т. е. к нему направленно соответствующее отношение жителей данной страны. Структурными элементами патриотизма являются: патриотическое сознание, патриотическое отношение, патриотическая деятельность. Ответ 2-го ученика: Патриотизм, верность воинскому долгу - неотъемлемые качества российского войска, основа героизма. Слово Патриотизм произошло от греческого слова «патрис» -Родина, отечество. Это любовь к своей Родине, народу, его истории, долгу, национальной культуре. Истинный патриот не просто любит Родину, а беззаветно предан ей, гордится ею, стремится служить ее интересам, защищать от врагов.
Это его Отечество и поэтому он верен ему в самые тяжелые минуты.
В конце Великой Отечественной войны в фашистском концлагере Заксенхаузен был найден блокнот, в котором неизвестный узник написал такие строки: Что ж, и смертной тревогой опутан,
Не мечтая о лучшей судьбе,
Я до самой последней минуты
Буду верен, Отчизна, тебе. Человек или является патриотом своего Отечества, и тогда он соединен с ним, как дерево корнями с землей, или он лишь пыль, носимая всеми ветрами.
Патриотом нельзя родиться. Патриотизм нельзя обрести, изменив место жительства. В разные годы, не мало наших соотечественников в поисках лучшей жизни уехали за границу, но много из них так и не приобрели новую Родину, тоскуют по России. Даже долгая жизнь на чужбине не делает ее родной, не смотря на привыкание к чужому быту и природе. Поэт Викулов написал: И ты, великодушная, на диво,
Казни меня забвеньем, коль солгу...
И без меня ты можешь быть счастливой -
Я без тебя Россия не могу.
3
Учитель: Что же такое Родина? Отечество? Какой смысл мы вкладываем в эти понятия?
Ученики: Это наша страна, место, где мы родились и живем, это место, где живут друзья, близкие.
Учитель:
Отечество - символ понятия Родина. Из какой бы республики, края, области ни был юноша, на него возлагаются определённые обязанности. Какие? Ученики: Вооруженная защита нашей Родины. Учитель: Какими духовными качествами должен обладать защитник Отечества? Ученики: В первую очередь быть патриотом, любить свою страну. Учитель: Прочитаем определение, что такое патриотизм. Это чувство - основа духовных качеств российских воинов. Уметь гордиться своей страной, её народом, ценить и беречь землю и культуру наших предков - вот что должно быть присуще военнослужащему - защитнику Отечества. Истинный патриотизм проявляется не в словах, а в делах и, прежде всего - в верности своему конституционному, воинскому долгу.
"Если Россы всегда будут сражаться за веру своих прародителей и честь народную, то слава будет их вечным спутником", - сказал М.И. Кутузов Учитель: В чём же должен проявляться патриотизм? Ученики: В верности воинскому долгу, любви к своей стране. Учитель: Прочитаем определение долга — гражданский долг — постоянная внутренняя потребность личности в высоконравственном отношении к воинским и иным социально значимым требованиям своего государства; -— воинский долг — система социально значимых ценностей и морально-правовых обязанностей военнослужащих, выражающая готовность отстаивать интересы страны, изложенная в Конституции
4
РФ, российских законах, Военной присяге, воинских уставах, приказах командиров и начальников; Ответ 3-го ученика: В мирной повседневной жизни воинский долг требует
от каждого воина глубокого понимания личной ответственности за защиту Родины, мастерского владения техникой и оружием, совершенствования своих морально-боевых и психологических качеств, высокой организованности и дисциплины. Быть верным воинскому долгу — значит всеми своими делами и поступками повышать боевую готовность, крепить боевую мощь страны, а если потребуется, встать на ее защиту. Ответ 4-го ученика: Военный долг - это нравственно-правовая норма поведения военнослужащего. Он определяется требованиями общества, государства и назначениями ВС.
Далеко не все правильно осознают свой долг, в погоне за наживой и удовольствиями, некоторые граждане думают только о себе. Человеческую порядочность и долг они понимают своеобразно - с точки зрения приоритета своих эгоистических представлений. Это приводит к росту правонарушений в нашем обществе. Часть молодежи своей главной жизненной целью избирают только деньги и личное благополучие.
Некоторые из них делают все, чтобы уклониться от своего военного долга. Это пагубно для страны, да и для этих молодых людей. Воинский долг - не пожелание, а непременное требование российского общества. Служба в армии и во флоте не знает отговорок: не хочу, не буду, не желаю. Должно быть: - надо - должен. Учитель:
На всём протяжении истории Российского государства русским людям приходилось вести вооруженную борьбу за независимость государства. А если скажет нам война: "Пора" –
Отложим недописанные книги,
Махнем: "Прощайте" - гулким стенам институтов
И поспешим по взбудораженным дорогам,
Сменив слегка потрепанную кепку
На шлем бойца, на кожанку пилота
И на бескозырку моряка.
/Борис Смоленский/
5 Это стихотворение написал простой солдат, защитник Родины — Борис Моисеевич Смоленский, который погиб в возрасте 20 лет. Ответ 5-го ученика: На третий день Великой Отечественной войны старший лейтенант Борис Сафонов на подступах к Мурманску сбил первый фашистский самолёт. Лётчик знал, что от его опыта, смелости зависит жизнь города. За неполный год войны он сбил 25 самолётов противника лично и 14 в групповых боях. Ему первому из северян было присвоено звание Героя Советского Союза дважды. Он погиб 30 мая 1942 года. 19 августа 1945 года открыт памятник в поселке Сафоново Мурманской области, авторы которого скульптор Л. Кербель и архитектор Б. Муравьев. Имя Сафонова служит синонимом бесстрашия, отваги и лётного мастерства.
Испокон веков о человеке судят не по тому, что он о себе говорит, а по его делам. Сила долга проявляется в практических действиях. По-человечески просто выразил свое отношение к исполнению долга трижды Герой Советского Союза летчик А.И. Покрышкин: "Самым главным, самым священным для меня был всегда долг перед Родиной". Учитель: Ребята, а в чем проявляется воинский долг? Ответ 6-го ученика: Истинный воинский долг проявляется не в словах, а в делах. Исполнение долга показывает истинное лицо человека. Воин-патриот всегда помнит о своем долге перед Отечеством. В знаменитом фильме "Семнадцать мгновений весны" в песне на слова Р. Рождественского "Мгновения" есть замечательные слова: "А в общем, надо просто помнить долг, от первого мгновенья до последнего".
История не знает более масштабного, ожесточенного, разрушительного и кровопролитного противоборства, чем борьба нашего народа с фашистскими агрессорами. В войне 1941-1945 гг. решалась судьба не только нашего Отечества, но и многих других народов и стран - по существу всего человечества. Поэтому вечен и свят подвиг наших соотечественников, одолевших фашизм и одержавших Великую Победу.
Имея только стрелковое оружие, насмерть стояли пограничники Брестской крепости. Навсегда остались в памяти людской подвиги тех, кто отражал первый натиск врага, отстаивая свою землю до последнего вздоха, кто, погибая, успел собственной кровью написать на стене Брестской крепости: "Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина!"
8 мая 1965 года Брестской крепости присвоено звание — крепость - герой. С 1971 года она является мемориальным комплексом .
6
Имя генерала Дмитрия Михайловича Карбышева известно не только в нашей стране. Мемориальная доска, вмурованная в стену бывшего лагеря Маутхаузена, напоминает: "На этом месте мучительной смертью погиб генерал-лейтенант инженерных войск Советской Армии Герой Советского Союза Карбышев Дмитрий Михайлович (1880-1945)".
В ночь с 17 на 18 февраля 1945 года после зверских пыток немецкие фашисты вывели генерала Карбышева на мороз, сняли с него одежду и обливали холодной водой до тех пор, пока тело генерала не превратилось в ледяной столб. Труп генерала фашисты сожгли в печах Маутхаузена. Пытки и издевательства не сломили волю российского воина. Генерал Карбышев погиб смертью героя.
В годы войны патриотизм стал массовым, стал нормой поведения советских воинов. Так, подвиг Александра Матросова , закрывшего амбразуру вражеского дзота своим телом 23 февраля 1943 г., повторили более 400 воинов. А первым такой подвиг совершил А. Панкратов, младший политрук танковой роты 24 августа 1941 г. в бою за населенный пункт Спасс-Нередица близ Новгорода. Ответ 7-го ученика: Подвиги и самопожертвования совершались не только на земле, но и в воздухе, и на море. Уже в первый день Великой Отечественной войны 20 наших летчиков совершили воздушные тараны против немецких самолетов, вторгшихся в воздушное пространство страны.
Были и наземные огненные тараны наших отважных летчиков. Наиболее известный из них подвиг экипажа бомбардировщика во главе с капитаном Николаем Францевичем Гастелло. Этот экипаж 26 июня 1941 г. направил свой горящий самолет на колонну вражеских танков, автомашин и бензоцистерн. Экипаж погиб, но противник понес тяжелые потери.
Стал в кровавом сорок первом,
В жарком доблестном июне,
Капитан Гастелло первым
Героем Советского Союза! Учитель: Прозвучали примеры беззаветного служения Родине. Что объединяло всех военнослужащих, о подвигах которых вы узнали? Ответ 8-го ученика: Всех военнослужащих объединяло одно: любовь к Родине, желание избавить её от ненавистных захватчиков, мужественно, умело, не щадя своей жизни, стойко перенося все трудности военной службы. 7
Учитель: Ещё об одном качестве русского воина- солдата можно сказать, посмотрев на фигуру Воина- Освободителя в Трептов-парке. Ответ 9-го ученика:
Стихотворение Г. Рублева Это было в мае на рассвете,
Нарастал у стен рейхстага бой.
Девочку немецкую заметил
Наш солдат на пыльной мостовой.
У столба, дрожа, она стояла,
В голубых глазах застыл испуг,
А куски свистящего металла
Смерть и муку сеяли вокруг...
Тут он вспомнил, как, прощаясь летом,
Он свою дочурку целовал,
Может быть, отец девчонки этой
Дочь его родную расстрелял...
Но сейчас, в Берлине, под обстрелом,
Полз боец и, телом заслоня,
Девочку в коротком платье белом
Осторожно вынес из огня.
Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну
Рядовые Армии Советской,
Люди, победившие войну!
И в Берлине в праздничную дату
Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,
Памятник советскому солдату
С девочкой спасенной на руках.
Он стоит, как символ нашей славы,
Как маяк, светящийся во мгле.
Это он - солдат моей державы –
Охраняет мир на всей земле! Воин-освободитель, русский исполин, мужественный и благородный, стал символом нашей Славы. В одной руке солдат держит меч, разрушающий фашистскую свастику, на другой-спасённую из развалин поверженного
Берлина маленькую немецкую девочку. Этот монумент помогает нам понять, что русский солдат обладает замечательным качеством – милосердием. В жестоких сражениях, когда везде были кровь и смерть,
8
когда война, казалось, убивала все живое, не очерствели сердца наших воинов. Они сохранили в себе благородство, высочайший гуманизм, истинную человеческую доброту. Хотя у многих тысяч из них, особенно на оккупированной территории, фашистские изверги забрали и убили самое дорогое — родителей, жен, детей. Чаще всего такие чувства проявляли наши воины, когда в смертельной опасности оказывались беспомощными немецкие ребятишки. Во время битвы за Берлин документально зафиксировано пять случаев спасения советскими солдатами немецких детей.
Ответ 10-го ученика: Герои в России были во все времена. Они есть и сегодня. И это самый верный залог несокрушимости нашей Отчизны, ее духовной крепости и грядущего возрождения. Пока жив российский солдат - верный сын и защитник своего Отечества, - будет жива и Россия - Российский солдат и ныне остается настоящим патриотом, достойным наследником русского воинства.
* Так было в 1969г. на острове Даманский, 1978-1989г. в Афганистане, так повторилось и в Чеченской Республике. Казалось бы годы предательств, лжи и равнодушие должны были вытравить у людей , особенно у молодежи, историческую память самопожертвования, но это не произошло.
* Подвиг псковских гвардейцев-десантников явил всему миру, что российские люди и в наше время не утратили готовность отдать свою жизнь за других. Их было 90. 90 десантников преградивших путь боевикам Басаева и Хаттаба. Девяносто героев приняли неравный бой с двумя тысячами вооруженных до зубов боевиков. 84 гвардейца погибли, но не пропустили врага. Под Улус-Кертом рота псковских гвардейских десантников шагнула в бессмертие, в вечную жизнь.
Много было сказано о них хороших красивых слов маршалами, политиками, поэтами, но разве могут они сравниться со словами вдовы героя Алексея Владимировича Воробьева Людмилой прозвучавшие на всю страну. « Я хочу чтобы Алеша знал, что его сына я воспитываю таким же как он. А те , кто любят Россию, всегда будут помнить , что наши ребята там, на безымянной высоте, стояли на смерть. За нас . за наших детей, за нашу Родину».
9
III. Итог урока. Учитель: Родина высоко оценила самоотверженность воинов. За мужество и героизм, проявленные в годы испытаний, орденами и медалями были награждены свыше 7 млн. человек.
ВЫВОД ДЕЛАЮТ УЧЕНИКИ Так, какими качествами должен обладать воин – патриот России.
- Быть верным воинской присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно и умело защищать свое Отечество;
- Строго соблюдать Конституцию РФ и законы РФ, требование общественных уставов,
- Беспрекословно выполнять приказы командиров;
- Дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и воинским товариществом;
- Совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;
- Быть дисциплинированным, бдительным, хранить государственную и военную тайну;
- Соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. КЛИП.
|
| |