|
Фамилия, имя отчество
| Толстов Андрей Алексеевич
|
Регион
| Оренбургская область
|
Населенный пункт, в котором находится школа/ОУ
|
|
Номер и/или название школы/ОУ
|
|
Описание проекта
|
Название темы Вашего учебного проекта
|
«Смутное Время — годы упущенных возможностей»
|
Краткое содержание проекта
|
Работа над проектом — это поиск и разработка проблемных вопросов, связанных с одним из интереснейшим историческом событии в истории России — Смутное время, начала XVII.
Проект направлен на участие в нем старшеклассников. В ходе проекта предполагается, что учащимися будут сделанны презентации и доклады посвященные каким-либо узким проблемным вопросам интересующей нас эпохи.
В ходе проекта предполагается, что учащиеся не только познакомятся с историей Смутного времени, но и научаться работать в группе и использовать на практике межпредметные связи.
|
Предмет(ы)
|
История России
|
Класс(-ы)
|
8-11 классы
|
Приблизительная продолжительность проекта
|
2 месяца
|
Основа проекта
|
Образовательные стандарты
|
Изучение истории направленно на достижение следующих целей
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
· развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
· освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
· овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
· формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
В результате изучения Истории Росси периода «Смутного времени» ученик должен уметь:
Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян. Опричнина. Закрепощение крестьян. Учреждение патриаршества. Расширение государственной территории в XVI в.
Смута. Пресечение правящей династии. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба с Речью Посполитой и Швецией.
Восстановление самодержавия. Первые Романовы. Рост территории государства. Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Церковный раскол. Старообрядчество. Социальные движения XVII в.
Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV – XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.
|
Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения
|
Пример:
Цели:
Изучение темы "Смутное время" в курсе истории в 10 классе;
Сформировать представления учащихся об основных историографических проблемах названного периода.
Развивать любознательность, вызвать интерес к изучению истории.
В ходе реализации проекта учащиеся смогут:
приобрести навыки проектной деятельности;
развивать навыки самостоятельного поиска необходимого учебного материала с помощью ИКТ;
развивать умение анализировать и интегрировать информацию, продуктивно работать в коллективе;
познакомиться с основным материалом по теме «Смутное время»,
получить дополнительные знания по истории России;
научиться находить и использовать на практике межпредметные связи;
использовать Интернет и различное программное обеспечение для создания презентаций, буклетов по работе в данной теме и т.д.
|
Вопросы, направляющие проект
|
Основополагающий вопрос
| Был у России в начале XVII века другой путь развития в исторической перспективе?
|
Проблемные вопросы учебной темы
| Могла ли другая династия русской знати и аристократии закрепиться на Московском троне и сохранять власть в течении 300 лет?
Альтернативный путь Московской Руси во время Смуты - конституционное государство с демократической формой правления.
Церковь, как оплот стабильности в нестабильное время
Старая аристократия и новое дворянство (опричный двор) - союзники или враги?
|
Учебные вопросы
| Происхождение семьи Романовых и их роль в жизни России до Никиты Романовича Захарьина-Юрьева?
Главные деятели церкви во время Смуты.
Значение церкви в Смутное Время?
Причины продвижения по службе В.И. Шуйского?
Годуновский этап в жизни Василия Шуйского?
|
План оценивания
|
График оценивания
|
До работы над проектом
| Ученики работают над проектом и выполняют задания
| После завершения работы над проектом
|
Мозговой штурм
План работы над проектом по группам
| Работы с каталогом ресурсов сети Интернет
Исследования в ходе работы
Оценочные листы (презентации, буклеты, рефераты)
Обсуждение промежуточных результатов деятельности.
| Мониторинг прогресса ученика
Выполнение тестовой работы по проекту.
Открытый урок (мероприятие)
Рефлексия
|
Описание методов оценивания
|
Заполняя в ходе проекта бланк «План работы над проектом по группам», ученики оценивают навыки взаимодействия всех членов группы. Это позволяет им задуматься над тем, как дружно они работают в команде, отмечают успешные стратегии обучения и сотрудничества других учеников.
На втором этапе во время обсуждений в группах вопросов для исследования, распределения обязанностей и планирования конкретных процедур, ученики должны знать, по каким критериям будет оцениваться их работа. С этой целью учителем заранее подготовлен бланк «Оценочные листы (презентации, буклеты, рефераты)» с критериями готовых работ. Эти бланки с критериями помогают ученикам представлять, что от них ожидается и самим управлять процессом своего обучения.
Анализ заполненных учениками бланков позволит учителю определить как уровень навыков учащихся в самоуправлении процессом обучения, так и умения анализировать приобретённые знания и соотносить их с критериями.
По завершению работы ученики используют бланк «Мониторинг прогресса ученика» для проверки готовности к защите результатов своих исследований, для проверки успешности изучения учебного программного материала по теме проекта, для оценивания своего прогресса в развитии и приобретении навыков критического мышления, сотрудничества в команде, умений планировать свои учебные процессы.
В конце проекта проводится внутригрупповая и индивидуальная рефлексия.
После завершения работы над проектом проводится открытый урок, где учащиеся демонстрируют результаты своей деятельности: презентации, публикации. Это, кроме предметных знаний, позволят так же оценивать развитие у них коммуникативных навыков, умения аргументировано и четко излагать свою точку зрения, задавать вопросы, формулировать мнение и анализировать выступления других.
Для закрепления знаний учитель предлагает выполнить учащимся тестовую работу.
|
Сведения о проекте
|
Необходимые начальные знания, умения, навыки
|
Знание курса истории 5-9 классы;
Умение работать с различными источниками информации;
Навыки поиска информации в Интернет.
|
Учебные мероприятия
|
1 этап. Организационно-подготовительный.
Составление плана работы;
Создание буклета для родителей, для учащихся
2 этап. Обучающий
Выявление предварительных ЗУН учащихся
Планирование исследований (цели, гипотеза, методы)
3 этап. Исследовательский
Оформление результатов исследований
4 этап. Итоговый. Защита проекта.
Презентация результатов проекта.
|
Материалы для дифференцированного обучения
|
Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик)
| Учащиеся выбирают то направление работы в группе, которое ему ближе и интереснее:
- проведение исследований;
- организация и проведение социальных опросов;
- компьютерная обработка и анализ результатов;
- техническая обработка результатов и представление их средствами компьютерных и Интернет-технологий.
|
Ученик, для которого язык преподавания не родной
| Для таких учеников организованы, дополнительные консультации учителя по данному проекту, психолога по преодолению барьера общения. Учитель контролирует правильность использования предметной терминологии.
|
Одаренный ученик
| Учащийся проводит более глубокие исследования в своей группе, расширяя проект.
|
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта
|
Технологии – оборудование (отметьте нужные пункты)
|
Компьютер, цифровой фотоаппарат, сеть Интернет, лазерный диск, принтер, проектор, сканер, видеокамера.
|
Технологии – программное обеспечение (отметьте нужные пункты)
|
База данных, электронные таблицы, электронные энциклопедии, мультимедийные программы, текстовый редактор.
|
Материалы на печатной основе
| Словари, учебники, энциклопедии и т.д.
|
Другие принадлежности
| Карты и атласы
|
Интернет-ресурсы
| Закладки на сайте http://bobrdobr.ru/
|
Другие ресурсы
|
|